Методическая разработка урока по литературному чтению в 1А классе на тему «А.С. Пушкин и его сказки»
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1А классе на тему «А.С. Пушкин и его сказки»

Оценка 4.8
docx
12.04.2020
Методическая разработка  урока  по литературному чтению в 1А классе на тему «А.С. Пушкин и его сказки»
А.С.Пушкин и его сказки.docx

Тема: А.С. Пушкин и его сказки.

Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина.

Задачи: Прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, ИЗО.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.

Организация пространства: работа в парах, фронтальная работа.

 

Ход урока:

 

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

 Форма организации.

ФУУД у учащихся

1. Организационный момент

-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. (Слайд 1)   Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь. (Слайд 2)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости  захотели,
Снова в гости  к нам прийти!

Учащиеся настраиваются на работу.

1.            Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

 

(песня « Приходи сказка»  1 куплет и  припев)  (Слайд 3)

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

- Вы любите сказки?

-Кто знает, какие бывают сказки?

Сказки можно разделить на две группы.  (Слайд 4)

                     Сказки

 

 народные                     авторские

-Почему  они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок.(Слайд 5)

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»

 

 

 

 

 

 

 

 

-Почему   называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали? (Слайд 6)

 

- Как  вы  думаете, о  чём  мы  будем  говорить  на  уроке?

- Сегодня мы отправимся  в путешествие по замечательным  сказкам Лукоморья  и  познакомимся еще с одним автором сказок.

Отрывок  из  мультфильма  «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке»  «У Лукоморья дуб зеленый…» из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» Видеозапись (Слайд 7)

-Кто может сказать, что такое Лукоморье?

- Лукоморье - изогнутый дугой залив моря или похожий по форме на лук (старинное оружие) берег моря.

-Кто написал  эти  строки?

-Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы. (Слайд 8)

ЧWQИUZТQIANVTRDЬ

ДJZУURMQSAJYTIVЬ

-Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать). (Слайд 9)

- Сегодня  на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить.

 

«Конёк-горбунок» П.П.Бажов,А.Н.Толстой «Золотой  ключик,  или  Приключения  Буратино», В.М.Гаршин «Лягушка путешественница».)

 

 

 

 

 

 

 

читать

 думать

 

 

 

 

Физ.минутка (видео)

1.     Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 52 – 53

- С произведениями, какого автора мы сегодня познакомимся?(Слайд  10)

Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина

-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд  11)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком.

(Слайд  12)

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна.(Слайд  13) Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

Обратите внимание, у нас оформлена выставка, посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкина. Вы можете потом ознакомиться с ней.

-А кто читал произведения  А.С.Пушкина?  Какие?

- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Доскажи словечко», нужно будет вспомнить сказки А.С.Пушкина и досказать словечко хором.

«А сама-то величава,

Выступает, будто…(пава)»

(«Сказка о царе Салтане…»)

 

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ехали? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете…(чудо)»

(«Сказка о царе Салтане…»)

 

«Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем нам приготовят…(мешок)»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

 

«А сидит в нем князь Гвидон,

Он прислал тебе…(поклон)»

(«Сказка о царе Салтане…»)

 

«Коли красная девица,

Будь нам милая…(сестрица)»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

 

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и …(плотник)»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

 

Прогнозировать содержание раздела.

 

2.     Продолжение  работы  по  теме  урока

Работа по учебнику, с. 92 – 93

Рассмотрите  иллюстрации на с. 92-93. К каким  произведениям  они  написаны?

- Давайте  прочитаем отрывок из сказки знаменитого русского писателя А.С.Пушкина.

Но перед тем как начать читать проведем речевую  разминку. (Слайд 14)

ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой.

 ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель.

АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором).

(текст с. 93читает учитель, дети следят по учебнику).

- Из какой  сказки  этот  отрывок?

-О чём  в  нём  говорится?

-С  кем  беседовал  жених?

- Прочитайте  отрывок  про  себя. Отметьте  слова, которые  вам не  понятны.

Самостоятельная работа.Выразительное чтение.

- Давайте  прочитаем отрывок  и  подумаем, сколько  человек  нам  потребуется, чтобы  прочитать  его  по  ролям.

-Назовите  главных  героев?

- Давайте  прочитаем  отрывок   по  ролям.

Чтение  по  ролям

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка  о  рыбаке  и  рыбке», «Сказка  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях»

 

 

 

Обсуждать прочитанное.

 

 

 

 

 

Читать произведение  плавно, целыми слова­ми, при повторении — читать выразительно, вос­принимать на слух художественное произведение.

Физминутка

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки отдохнём

Физминутку проведём.

Раз поднялись, потянулись,

Два согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть -  на место тихо сесть.

Семь и восемь – (лень отбросим!)

3.     Продолжение работы по теме

Работа в парах.

-Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом его языка.

Как вы  уже  заметили, сказки А.С.Пушкина написаны в стихах. Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?

-А давайте попробуем себя в роли поэта и сочиним стихи. Для начала нужно научиться подбирать рифму.

 

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 15)

 

Кошка – мошка, плошка, окошко;

Майка – лайка, чайка, гайка;

         Ночка – почка,  кочка, дочка …(Слайд  16)

 

-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина.

-В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель)

Работа в парах.

-Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие. (Слайд  17)

1 рядкомар, кошмар, отвар, шар…

2 рядмуха, ухо, уха, лопуха…

3 рядшмель, ель, апрель, метель…

-Какие  четверостишия  у  вас получились?

4.     Итог урока

-С каким автором мы сегодня познакомились?

-Отрывок из какой сказки читали?

-Что пробовали сами?

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Отвечать на итоговые вопросы урока. 

5.     Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

-Похлопайте  - кто доволен своей работой.

-Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий.

Вот и все. Нашей сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну, а если захотите

В Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!

-На нашей выставке, посвященной творчеству великого поэта, я приготовила для вас кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его, вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина.

Р3. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу.

 


 

Тема: А.С. Пушкин и его сказки

Тема: А.С. Пушкин и его сказки

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности (песня «

Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности (песня «

Почему называются авторскими? -Какие авторские сказки вы читали? (Слайд 6) -

Почему называются авторскими? -Какие авторские сказки вы читали? (Слайд 6) -

Краткое знакомство с жизнью и творчеством

Краткое знакомство с жизнью и творчеством

Сказка о царе Салтане…») «Кто скорее из нас обежит около моря,

Сказка о царе Салтане…») «Кто скорее из нас обежит около моря,

Продолжение работы по теме Работа в парах

Продолжение работы по теме Работа в парах

Какие четверостишия у вас получились? 1

Какие четверостишия у вас получились? 1

Стоит в руки ее взять, И любимые герои

Стоит в руки ее взять, И любимые герои
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020