Тема: А.С. Пушкин и его сказки.
Цель: Познакомить с биографией и произведениями А.Пушкина.
Задачи: Прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, ИЗО.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, презентация.
Организация пространства: работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока:
Этап урока |
Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. |
ФУУД у учащихся |
1. Организационный момент |
-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. (Слайд 1) Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь. (Слайд 2) Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Будем
отвечать активно, Чтобы
гости захотели, |
Учащиеся настраиваются на работу. |
1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности
|
(песня « Приходи сказка» 1 куплет и припев) (Слайд 3) -Кто зовёт нас в гости? -Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? - Вы любите сказки? -Кто знает, какие бывают сказки? Сказки можно разделить на две группы. (Слайд 4) Сказки
народные авторские -Почему они называются народными? -Приведите примеры таких сказок.(Слайд 5)
|
Ответы детей.
«Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»
|
|
-Почему называются авторскими? -Какие авторские сказки вы читали? (Слайд 6)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? - Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья и познакомимся еще с одним автором сказок. Отрывок из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» «У Лукоморья дуб зеленый…» из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» Видеозапись (Слайд 7) -Кто может сказать, что такое Лукоморье? - Лукоморье - изогнутый дугой залив моря или похожий по форме на лук (старинное оружие) берег моря. -Кто написал эти строки? -Кот ученый задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы. (Слайд 8) ЧWQИUZТQIANVTRDЬ ДJZУURMQSAJYTIVЬ -Вспомните пословицу с этими словами. (Мало уметь читать, надо уметь думать). (Слайд 9) - Сегодня на уроке мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить. |
«Конёк-горбунок» П.П.Бажов,А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», В.М.Гаршин «Лягушка путешественница».)
читать думать
|
Физ.минутка (видео) |
||
1. Работа по теме урока |
Фронтальная работа Работа по учебнику, с. 52 – 53 - С произведениями, какого автора мы сегодня познакомимся?(Слайд 10) Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина -А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. Родился он в 1799 году в Москве. (Слайд 11) Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. (Слайд 12) В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна.(Слайд 13) Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах. Обратите внимание, у нас оформлена выставка, посвященная творчеству великого поэта А.С.Пушкина. Вы можете потом ознакомиться с ней. -А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие? - Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Доскажи словечко», нужно будет вспомнить сказки А.С.Пушкина и досказать словечко хором. «А сама-то величава, Выступает, будто…(пава)» («Сказка о царе Салтане…»)
«Ой вы, гости-господа, Долго ль ехали? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете…(чудо)» («Сказка о царе Салтане…»)
«Кто скорее из нас обежит около моря, Тот и бери себе полный оброк, Между тем нам приготовят…(мешок)» («Сказка о попе и работнике его Балде»)
«А сидит в нем князь Гвидон, Он прислал тебе…(поклон)» («Сказка о царе Салтане…»)
«Коли красная девица, Будь нам милая…(сестрица)» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
«Нужен мне работник: Повар, конюх и …(плотник)» («Сказка о попе и работнике его Балде») |
Прогнозировать содержание раздела.
|
2. Продолжение работы по теме урока |
Работа по учебнику, с. 92 – 93 Рассмотрите иллюстрации на с. 92-93. К каким произведениям они написаны? - Давайте прочитаем отрывок из сказки знаменитого русского писателя А.С.Пушкина. Но перед тем как начать читать проведем речевую разминку. (Слайд 14) ОЙ – ОЙ – ОЙ – попрощались мы с зимой. ЕЛЬ – ЕЛЬ – ЕЛЬ – наступил теплый апрель. АЙ – АЙ – АЙ – приходи скорее май (хором). (текст с. 93читает учитель, дети следят по учебнику). - Из какой сказки этот отрывок? -О чём в нём говорится? -С кем беседовал жених? - Прочитайте отрывок про себя. Отметьте слова, которые вам не понятны. Самостоятельная работа.Выразительное чтение. - Давайте прочитаем отрывок и подумаем, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. -Назовите главных героев? - Давайте прочитаем отрывок по ролям. Чтение по ролям |
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Обсуждать прочитанное.
Читать произведение плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. |
Физминутка Много дети мы читали И немножечко устали. Встанем, детки отдохнём Физминутку проведём. Раз поднялись, потянулись, Два согнулись, разогнулись, Три в ладоши три хлопка, На четыре – руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. Семь и восемь – (лень отбросим!) |
||
3. Продолжение работы по теме |
Работа в парах. -Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом его языка. Как вы уже заметили, сказки А.С.Пушкина написаны в стихах. Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи? -А давайте попробуем себя в роли поэта и сочиним стихи. Для начала нужно научиться подбирать рифму.
Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. (Слайд 15)
Кошка – мошка, плошка, окошко; Майка – лайка, чайка, гайка; Ночка – почка, кочка, дочка …(Слайд 16)
-Найдите рифмующие слова в сказке А.С.Пушкина. -В сказке о Царе Салтане… князь Гвидон три раза принимал облик насекомого, чтобы повидать батюшку. Чей облик он принимал? (комар, муха, шмель) Работа в парах. -Перед вами карточки подберите к данным словам рифмующие слова. Попробуйте, используя их составить четверостишие. (Слайд 17) 1 ряд – комар, кошмар, отвар, шар… 2 ряд – муха, ухо, уха, лопуха… 3 ряд – шмель, ель, апрель, метель… -Какие четверостишия у вас получились? |
|
4. Итог урока |
-С каким автором мы сегодня познакомились? -Отрывок из какой сказки читали? -Что пробовали сами? - Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? |
Отвечать на итоговые вопросы урока. |
5. Рефлексия |
- Оцените свою работу на уроке. -Похлопайте - кто доволен своей работой. -Потопайте - кто испытывал затруднения при выполнении заданий. Вот и все. Нашей сказки Закрываем мы страницу! В путешествии волшебном Очень быстро время мчится! Были вы, друзья, отважны, Не боялись злых героев. В жизни, верьте, очень важно За друзей стоять горою! Ну, а если захотите В Лукоморье возвратиться, То чудесные мгновенья Могут снова повториться. В этом нам поможет книга! Стоит в руки ее взять, И любимые герои С вами встретятся опять! -На нашей выставке, посвященной творчеству великого поэта, я приготовила для вас кроссворд по сказкам А.С.Пушкина. Чтобы разгадать его, вы можете обратиться к его книгам. Желаю вам чудесных мгновений проведенных со сказками А.С.Пушкина. |
Р3. Оценивать свои достижения. Ученики оценивают свою работу. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.