Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа при ФКУ ИК-16
ГУФСИН России по Нижегородской области
Методическая разработка учебного занятия по теме « Социальные взаимодействия, социальный конфликт»
10 класс
Учитель : Беленков Вячеслав Николаевич
Тема урока: Социальные взаимодействия, социальный конфликт.
Цели урока:
1) Сформировать у учащихся представление о социальном конфликте как особом взаимодействии индивидов, групп и объединений. Выявить причины конфликтов, их классификацию. Определить пути конструктивного разрешения конфликта.
2) Развивать аналитическое мышление, умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; умения решать конфликтные ситуации.
3) Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Ход урока: сегодня на уроке мы с вами будем использовать метод кейс – стадии, который позволит рассмотреть конкретные ситуации и проанализировав их, выбрать оптимальное решение.
Дайте определение понятию «конфликт»?
Конфликт-это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.
-Как вы думаете, а что такое социальный конфликт?
Социальный конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противников, стремящихся достичь того же вознаграждения. Как вы думаете, каковы причины возникновения конфликтных отношений? Причины возникновения конфликтных отношений связано с потребностями личности, социальной группы.
Основные типы потребностей по А. Маслоу.
1) Физические потребности;
2) Потребности в безопасности;
3) Социальные потребности;
4) Потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
5) Внешние потребности в самовыражении, самоутверждении.
Причины социальных конфликтов:
1) Личностные.
2) Социальные.
Предпосылки:
1) Социальное неравенство.
2) Культурная неоднородность. (существование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов).
-Как может действовать человек в состоянии неудовлетворенности?
Три варианта поведения:
1. Можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребностей.
2. Поискать обходной путь удовлетворения потребностей.
3. Путем агрессии добиться желаемого.
Социальное противоречие-взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей.
-Как вы думаете, каковы причины социальных противоречий?
1. отсутствие средств и условий.
2.препятствия на пути к цели.
3.несогласованность целей между субъектами.
Эти противоречия могут привести к социальному конфликту.
Конфликт - наивысшая стадия противоречия.
Работа в группах с кейсом: метод проигрывания ролей.
Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает определенную конфликтную ситуацию, с инструкцией, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать. Затем группа должна выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.
Задания группам.
1 группа: В класс пришёл новый ученик с девиатным поведением, который стремится всех подчинить своей воле. Большинство детей испугавшись его друзей с улицы, подчинились ему. Но небольшая группа во главе со старостой класса противостоит ему.
Как решить данную конфликтную ситуацию?
2 группа: Классный руководитель застал ученика своего класса курящим в туалете школы. После профилактической беседы ученик дал слово. Что больше не будет курить, но не сдержал его. Учитель при всем классе сообщил, что данный ученик систематически лжет и является слабовольным существом. Ученик пожаловался родителям, что учитель несправедливо его оскорбил. Класс разделился на две группы. Одна в поддержку классного руководителя, другая –против.
Как разрешить данный конфликт?
Презентация работ групп.
Домашнее задание: Придумать и подробно описать конкретные ситуации к каждому типу конфликта и методы, пути решения данных конфликтов. Вы можете использовать реальные ситуации конфликтов из вашей жизни или из мировой истории.
Методическая рекомендация: данный метод позволяет развивать у учащихся умения и навыки анализа и критического мышления, соединять теорию и практику, представлять примеры принимаемых решений, демонстрировать различные позиции и точки зрения, формирует навыки оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности; формирует умения учащихся анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий. Кроме этого у учащихся формируются коммуникативные навыки, презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы. Таким образом, метод кейс - стади позволяет развивать у учащихся аналитическое, логическое, творческое и критическое мышление; умения высказывать свою точку зрения, отстаивать её, аргументировать свой ответ, вести дискуссию, формируются коммуникативные, информационные, проблемные компетенции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.