Методическая разработка урока по обществознанию " Социальные взаимодействия"

Методическая разработка урока по обществознанию " Социальные взаимодействия"

Медиа
docx
27.11.2019
разработка урока кейс-стадия.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа при ФКУ ИК-16

 ГУФСИН России по Нижегородской области

 

 

Методическая разработка учебного занятия                                                                                                    по теме « Социальные взаимодействия, социальный конфликт»

10  класс

 

Учитель : Беленков Вячеслав Николаевич

 

Тема урока: Социальные взаимодействия, социальный кон­фликт.

 

Цели урока:

1)  Сформировать у учащихся представление о социальном кон­фликте как особом взаимодействии индивидов, групп и объедине­ний. Выявить причины конфликтов, их классификацию. Определить пути конструктивного разрешения конфликта.

2)  Развивать аналитическое мышление, умения осуществлять ком­плексный  поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально ре­шать познавательные и проблемные задания; умения решать конфликт­ные ситуации.

3)  Способствовать формированию активной гражданской позиции.

 

Ход урока: сегодня на уроке мы с вами будем использовать метод кейс – ста­дии, который позволит рассмотреть конкретные ситуации и проанали­зировав их, выбрать оптимальное решение.

Дайте определение понятию «конфликт»?

Конфликт-это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

-Как вы думаете, а что такое социальный конфликт?

Социальный конфликт – попытка достижения вознаграждения пу­тем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже унич­тожения противников, стремящихся достичь того же вознагражде­ния. Как вы думаете, каковы причины возникновения конфликтных отно­шений? Причины возникновения конфликтных отношений свя­зано с потребно­стями личности, социальной группы.

 

Основные типы потребностей по А. Маслоу.

1)  Физические потребности;

2)  Потребности в безопасности;

3)  Социальные потребности;

4)  Потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определен­ного уровня компетенции;

5)  Внешние потребности в самовыражении, самоутверждении.

Причины социальных конфликтов:

1)  Личностные.

2)  Социальные.

 

Предпосылки:

1)  Социальное неравенство.

2)  Культурная неоднородность. (существование в обществе различ­ных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведен­ческих стандартов).

-Как может действовать человек в состоянии неудовлетворенности?

 

Три варианта поведения:

1.                 Можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребно­стей.

2.                 Поискать обходной путь удовлетворения потребностей.

3.                 Путем агрессии добиться желаемого.

Социальное противоречие-взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей.

-Как вы думаете, каковы причины социальных противоречий?

1. отсутствие средств и условий.

2.препятствия на пути к цели.

3.несогласованность целей между субъектами.

Эти противоречия могут привести к социальному конфликту.

Конфликт - наивысшая стадия противоречия.

 

Работа в группах с кейсом: метод проигрывания ролей.

Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает определенную  конфликтную ситуацию, с инструкцией, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать. Затем группа должна выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достой­ному завершению.

 

Задания группам.  

 

1 группа: В класс пришёл новый ученик с девиатным поведением, который стремится всех подчинить своей воле. Большинство детей испугавшись его друзей с улицы, подчинились ему. Но небольшая группа во главе со старостой класса противостоит ему.

Как решить данную конфликтную ситуацию?

 

2 группа: Классный руководитель застал ученика своего класса курящим в туалете школы. После профилактической беседы ученик дал слово. Что больше не будет курить, но не сдержал его. Учитель при всем классе сообщил, что данный ученик систематически лжет и является слабовольным существом. Ученик пожаловался родителям, что учитель  несправедливо его оскорбил. Класс разделился на две группы. Одна в поддержку классного руководителя, другая –против.

Как разрешить данный конфликт?

Презентация работ групп.

 

Домашнее задание: Придумать и подробно описать конкретные ситуа­ции к каждому типу конфликта и  методы, пути решения дан­ных конфликтов. Вы можете использовать реальные ситуации конфлик­тов из вашей жизни или из мировой истории.

 

Методическая рекомендация: данный метод позволяет развивать у учащихся умения и навыки анализа и критического мышления, соеди­нять теорию и практику, представлять примеры принимае­мых решений, демонстрировать различные позиции и точки зрения,  формирует навыки оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности; формирует умения учащихся анализировать инфор­мацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выяв­лять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути реше­ния и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формиро­вать программы действий. Кроме этого у учащихся формиру­ются  коммуникативные навыки, презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимо­действо­вать и принимать коллективные решения, приобре­тают экспертные умения и навыки, учатся учиться, самостоя­тельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы. Таким образом, метод кейс - стади позволяет разви­вать у уча­щихся аналитическое, логическое, творческое и критиче­ское мышле­ние; умения высказывать свою точку зрения, отстаи­вать её, аргументиро­вать свой ответ, вести дискуссию, формиру­ются комму­никативные, информационные, проблемные компетен­ции.

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)