Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Мораль", 8 класс"
Оценка 5

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Мораль", 8 класс"

Оценка 5
docx
19.12.2021
Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Мораль", 8 класс"
Методическая разработка урока на тему Мораль, обществознание, 8 класс.docx

Методическая разработка урока по обществознанию на тему «Мораль»

Автор: Болотчева Е.В.

Класс: 8

Предмет: обществознание

Тема урока: Мораль

Тип урока: открытия нового знания

Цель и задачи урока:

Цель урока: познакомить с моральными ценностями современного общества, характеризовать сущность морали и нравственности.

Задачи урока:

1. Образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.

2.Развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.

3.Воспитывающие: воспитывать в учащихся  нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

1. Определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД:

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, документ).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Систематизировать изучаемый материал в форме таблицы.

Коммуникативные УУД:

1. Умение работать индивидуально и коллективно.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные результаты:

1.     Формирование и развитие моральных норм и правил

2.     Осмысление важности морали как внутреннего регулятора поведения человека; осознание необходимости уважительного отношения к моральным ценностям других людей.

Предметные результаты:

1. Применять понятийный аппарат обществоведческих зннаий для раскрытия понятий мораль, нравственность.

2. Анализировать причинно-следственные связи в вопросах выбора в пользу добра или зла.

3. Характеризовать различные моральные категории.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, учебник, рабочие листы, раздаточный материал.

Литература:

1.     Учебник «Обществознание» 8 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой - М., «Просвещение» 2010 год.

2.     «Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., «Просвещение» 2010 год. – (Академический школьный учебник).

3.     Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир философии.— Ч. 2.—М., 1991.— С. 41—43.

4.     Швейцер А. Культура и этика.— М., 2001 — С. 315-317.

5.     http://ru.wikipedia.org/

6.     https://kopilkaurokov.ru/

Приложения: рабочий лист, тест

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 минут)

Цель:

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Задача:

- обеспечить своевременное и организованное начало урока.

Приветствие учащихся;

Фиксация отсутствующих;

Организация внимания и внутренней готовности.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок, сегодня у нас урок добра. А эпиграфом нашего урока будут строки О. Хайяма:

«НЕ бойтесь дарить согревающих слов,

И добрые делать дела.

Чем больше в огонь вы положите дров, тем больше будет тепла»

Скажите, о чем говорит автор?

Начать наш урок хочу с притчи. Мудрая Свинья о морали.

(Даосская притча)

Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав, сказала вслух следующее:

— У каждого племени, клана и даже семьи, если на её подворье живут хотя бы три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага исподтишка, а другие — одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали, поступай в соответствии с его взглядами. Высказав всё это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не осталось ли что-нибудь от вчерашнего ужина.

Приветствие учителя; Концентрация внимания

Готовность класса к работе

 

 

 

 

 

 

Слушают высказывание, отвечают на вопросы

О добре, о хороших поступках.

 

Слушают и анализируют предложенную учителем притчу;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе личного опыта делают вывод о том, что такое моральные ценности;

на основе сделанного вывода конструируют тему урока.

II. Этап актуализации (5 минут)

Цель:

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Задачи:

- сформулировать совместно с учащимися цели, темы и задачи изучения нового материала;

 

 Организация работы фронтальная, направленная на ввод  учащихся в тему.

Вопросы для учащихся:

- Как вы думаете, о чем же мы будем говорить? На какие вопросы должны ответить?

- Какова  цель нашего урока?

- Как вы думаете что означает слово Мораль?

 

 

Беседа для актуализации знаний:

- А к какой сфере общественной жизни принадлежит мораль?

-Какие сферы общественной жизни мы знаем?

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

 

 

Учащиеся определяют тему урока и записывают её в тетрадь.

Целью нашего урока является знакомство с моральными ценностями современного общества, характеризовать сущность морали и нравственности.

Духовной

Политическая , социальная, экономическая.

 

III. Этап построения проекта. (2 минуты)

Цель:

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность  знаний, умений или способностей учащихся.

Задачи:

- выявить пробелы в знаниях; сформулировать совместно с учащимися задачи изучения нового материала;

- показать его практическую значимость.

Совместная деятельность учащихся и учителя способствует раскрепощению детей, воспитывает коммуникативную культуру.

 

 

 IV. Этап реализации построенного проекта.(20 мин)

Цель:

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Задачи:

- на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

- при построении нового знания использовать предметные действия с таблицей;

-  Совершенно ли новой является для вас тема занятия?

А теперь давайте спланируем нашу работу на уроке . Что мы должны будем сделать, чтобы найти ответ на поставленные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш план:

1.      Мораль и нравственность.

2.      Основные ценности и нормы морали.

3.      Добро и зло.

Давайте раскроем содержание понятия «мораль»; объясним, что представляет «мораль», как регулятор поведения людей.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).

«Ассоциации»

Попробуйте сформулировать определение.

А вот какое определение дает словарь (посмотрите в словаре)

Мораль – это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям , к окружающей среде и к самому себе с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

А как вы думаете, чем мораль отличается от нравственности?

Нет, не новая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют такие понятия, как: культура человека, поведение, совесть и т.д.

Делают вывод,

 

Записать определение в рабочий лист.

 

 

 

Ответы детей.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы ответили.

Задания учащимся (все заполняем в рабочий лист):

Выполните, пожалуйста первое задание по пункту1 параграфа.

Задание 1. Заполнить таблицу «Мораль и нравственность» (две группы.)

1 – мораль, 2 – нравственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все верно, молодцы.

- Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

А) боязнь общественного осуждения,

Б) совесть, чувство долга

В) одобрение окружающих

Г) желание делать, как все

Д) боязнь наказания. (проводится обсуждение различных позиций)

Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает ,что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он и обвинитель, и защитник, и судья. Это определение тех ценностей  и норм морали, которые важны в жизни человека.

Следующее задание –

Задание 2.Основные ценности и нормы.

Задание: составьте кластер ценности и нормы морали по п.2 параграфа 7 учебника.

Мы видим, что добро – это одна из вечных ценностей. Но добру очень часто противостоит зло. Добро и зло – это ориентир при освоении огромного морального мира. Как же различать добро и зло? Как вы считатете?

Выполните последнее задание, первая группа исследует понятие добро, вторая – зло. (п.3 параграфа 7), заполняя схему в рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают материал, каждая группа заполняет совою часть таблицы, затем проговаривают устно, и таблицу заполняем полностью.

Мораль: 1. Высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие сознание и поведение человека в различных областях жизни.

Нравственность: 1. Принципы реального поведения людей

2.Мир сущего (реально практикуемые нормы, с которыми сталкивается человек в жизни)

 

 

 

Отвечают на вопрос, выбирают одну позицию,  аргументируют свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение задания в рабочем листе..

Проверка и подведение итогов , несколько человек выступают с кластерами у доски. 

 

 

 

Рассуждают о категориях добро и зло.

Изучают текст, заполняют схему в рабочем листе задания №3.

Выступление от каждой группы, заполнение оставшейся части схемы.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (5мин)

Цель:

Усвоение учащимися нового знания.

Задачи:

- научить учащихся давать ответы.

Выполнение задания №4. Какое из приведенных высказываний вам представляется наиболее справедливым? Почему?

Мораль – грамматика религии: легче жить правильно, чем красиво (Л. Берне)

Нравственность – это разум воли (Г. Гегель)

Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Б. Пастернак)

Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что морально осуждается (Г. Гегель)

Рассуждение, аргументация своей точки зрения.

VII. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону. (3 мин)

Цель:

Применение  нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная)

 

Тест по теме (задания в приложении.)

Выполнение работы, затем взаимопроверка.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. (3 мин)

Цель:

Включение нового способа действий в систему знаний

Задачи:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

- организовать выполнение заданий

Игра “Крестики-нолики”. На доске – игровое поле с цифрами.

1        2        3

4        5        6

7        8        9

Вопросы для игры “Крестики-нолики”.

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

 

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин)

Цель:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Задачи:

- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

-учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

 

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Мы выполнили ее?

- Как именно мы ее выполнили?

- По каким критериям мы оценим работу на уроке?

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

 

Домашнее задание (на выбор)

Прием «Идеальное задание»:

Учитель задает обучающимся домашнее задание, дифференцируя его по степени сложности и объёму.

1.      §7, задания «В классе и дома»  № 1,2 -письменно)

 

2.     Подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека или

3.      Написать мини-сочинение на тему «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»

Отвечают на поставленные вопросы сообразно своим представлениям и собственной роли на уроке.

 


 

Рабочий лист по теме «Мораль»

ФИО учащегося_______________________________________________________

 

Основные понятия:

Мораль –

 

 

Нравственность –

 

 

Ценности –

 

 

 

 

 

Задание 1. Опираясь на п.1 параграфа 7, заполните таблицу

Мораль

Нравственность

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

 

Задание 2. Составьте кластер «Ценности и нормы морали» , опираясь на п.2 параграфа 7 учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Первая группа исследует понятие добро, вторая – зло. (п.3 параграфа 7)

Задание 4. Какое из приведенных высказываний вам представляется наиболее справедливым? Почему?

Мораль – грамматика религии: легче жить правильно, чем красиво (Л. Берне)

Нравственность – это разум воли (Г. Гегель)

Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Б. Пастернак)

Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что морально осуждается (Г. Гегель)

Добро

Зло

 

 

Задания для закрепления с взаимопроверкой

Тест.

1.     Выражение «Спешите делать добро» относится к области

1) морали

2) искусства

3) науки

4) образования

 

2.     Какое из приведенных понятий не относится к категориям морали?

1)    долг

2)    совесть

3)    честь

4)    сознание

 

3.     Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.

Б.  Выполнение норм морали контролируются государством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

4.   Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль характеризует человека  с точки зрения способности строить гармоничные отношения  с другими людьми.

Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

5. Установите соответствие между определением и категорией морали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛНИЕ

КАТЕГОРИЯ МОРАЛИ

А) осознание человеком своего значения и признание этого значения обществом

1) честь

Б) способность личности к моральному самоконтролю

2) долг

В) совокупность объективно необходимых обязанностей человека

3) совесть

 

А

Б

В

 

 

 

 

6.     Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Добро всегда предполагает единство намерения совершить поступок и действие. (Б) Благие побуждения, которые не проявляются в действиях, как считают социологи, еще не являются реальным добром. (В) Хороший поступок, на их взгляд, ставший результатом недобрых мотивов, нельзя считать в полной мере добром.

Определите, какие положения текста

1)    отражают факты

2)    выражают мнения

Запиши в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока по обществознанию на тему «Мораль»

Методическая разработка урока по обществознанию на тему «Мораль»

Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации

Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации

Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией

Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией

Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали,…

Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали,…

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей учащихся

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей учащихся

А вот какое определение дает словарь (посмотрите в словаре)

А вот какое определение дает словарь (посмотрите в словаре)

Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали,…

Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, — если в глазах кого-то хочешь казаться человеком, следующим законам морали,…

Это определение тех ценностей и норм морали, которые важны в жизни человека

Это определение тех ценностей и норм морали, которые важны в жизни человека

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да)

Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да)

IX . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин)

IX . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин)

Рабочий лист по теме «Мораль»

Рабочий лист по теме «Мораль»

Задания для закрепления с взаимопроверкой

Задания для закрепления с взаимопроверкой

Установите соответствие между определением и категорией морали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца

Установите соответствие между определением и категорией морали: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2021