Методическая разработка урока по окружающему миру по теме «Ориентирование на местности»

  • docx
  • 27.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окр. мир .docx

Окружающий мир

Тема: «Ориентирование на местности»

Цель: ознакомление обучающихся с ориентированием на местности.

Задачи:

образовательная: познакомить с ориентированием на местности и компасом.

развивающая: развивать логическое мышление.

воспитательная: воспитывать умение слушать и не перебивать собеседника.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с компасом, узнают, как ориентироваться по нему.

Метапредметные:

познавательные: осознанное и произвольное построение речевых высказываний, самостоятельное формулирование цели.

регулятивные: планируют свои действия, осуществляют учебные действия, контроль и самоконтроль.

коммуникативные: умеют слушать, участвуют в коллективном диалоге.

Личностные: воспитывают сосредоточенность, умение выслушивать ответ товарища, не перебивая его.

Тип урока: открытие нового знания

Материально-техническое обеспечение: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков 2 кл. 2 ч., рабочая тетрадь «Окружающий мир» А. А. Плешаков 2 кл. 2 ч., ПК, презентация, видеоматериал.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.                   Мотивационный этап

Приветствие.

Вдаль идёт дорога –

Будет знаний много.

Так дерзай, дружок, учись,

Не болтай и не ленись,

Не отлёживай бока –

Путь дорога нелегка.

Приветствие.

Слушают учителя.

II.                Постановка проблемной учебной задачи

Ребята, посмотрите на доску нам прислал письмо Винни-Пух. Давайте же узнаем, что он нам пишет. Слушайте внимательно, чтобы определить тему нашего урока.

(Здравствуйте, ребята! Я хочу вам рассказать, как однажды я и мои друзья пошли в лес за ягодами. Все было хорошо, мы насобирали целую корзину ягод, мы были очень рады и веселились. Но пришло время возвращаться домой, как вдруг, мы поняли, что заблудились. К счастью, с нами был наш самый умный друг – Кролик. Он нам показал, как же можно выбраться из леса, зная определенные признаки в природе. Мы выбрались из леса и поблагодарили Кролика. Теперь мы тоже знаем, как ориентироваться на местности.)

О чем рассказал Винни-Пух в своем письме?

А как они смогли из него выйти?

 

Так чему будет посвящен наш урок?

Чтобы узнать правильно ли мы думаем, откройте учебник на странице 74 и прочитайте тему урока.

Нам для урока понадобится цель. Винни-Пух ее нам тоже положил в конверт с письмом. Но случилось вот что, Пятачок – друг Винни-Пуха, не увидел, что в конверте уже была цель и положил еще 1. Давайте выберем ту, которая нам подойдет для урока.

1)    Познакомиться с ориентированием на местности.

2)    Закрепить знания об ориентировании на местности.

Ещё нам обязательно нужны задачи урока. Они тоже были в конверте, но концы предложений потерялись на почте. Давайте сами закончим предложения.

1)    Узнаем, что такое …

2)    Узнаем, что помогает …

3)    Познакомимся с …

 

 

Слушают письмо Винни-Пуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О том, как он с друзьями заблудились в лесу.

Кролик показал ориентиры местности и вывел своих друзей.

Ориентирам местности.

 

 

Читают тему урока.

Слушают учителя.

 

 

 

 

Выбирают цель урока.

 

1)      Познакомимся с ориентированием на местности.

 

 

 

 

 

Заканчивают предложения.

 

1)    … ориентирование на местности.

2)    … ориентироваться на местности.

3)    … приборами для ориентирования.

III.             Открытие нового знания

Как вы думаете, что такое ориентирование на местности?

Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления пути.

А при помощи чего мы можем ориентироваться на местности?

Все хорошо заметные и запоминающиеся предметы называются ориентирами.

В учебнике на странице 74 рассмотрите картинку. По каким предметам надо ориентироваться Сереже и Наде, чтобы найти дорогу в музей?

Для ориентирования на местности человеку бывает не хватает просто знакомых ориентиров, необходимо знать еще и стороны горизонта. Какие стороны горизонта вы знаете?

Для определения сторон горизонта существует специальный прибор. Давайте узнаем, как он называется, отгадав загадку.

На ладонь он ляжет весь.

Не часы — а стрелка есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться.

На странице 75 прочитайте определение слова компас.

Рассмотрите разновидность компасов на экране.

Давайте узнаем историю компаса из видеоролика.

А кто-то из вас знает, почему компас всегда показывает на север?

Узнаем ответ на этот вопрос из видеоролика.

На странице 75 в учебнике рассмотрим рисунок и узнаем из чего состоит компас.

Прочитаем как пользоваться компасом.

Физкультминутка для глаз.

Ребята, закройте глаза, подумайте о хорошем моменте в вашей жизни.

Откройте глаза.

Посмотрите вправо.

Посмотрите влево.

Опустите свой взгляд вниз.

А теперь посмотрите на вверх.

Закройте еще раз глаза.

Откройте.

Наши глазки отдохнули, можем продолжать работать.

Ответы детей.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Рассматривают картинку, называют ориентиры.

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

Север, юг, запад, восток, северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.

 

 

Отгадывают загадку.

Компас.

 

 

 

 

Читают определение.

 

Смотрят картинки.

 

Смотрят видеоролик.

 

Ответы детей.

Смотрят видеоролик.

 

Рассматривают рисунок, узнают из чего состоит компас.

 

Читают правила пользования компасом. 

IV.            Первичное закрепление

В рабочей тетради на странице 45 выполним номер 1. Вам необходимо при помощи учебника написать определение понятий: ориентирование на местности и компас.

Теперь выполним номер 3 на странице 46. Ваша задача соединить часть компаса и название этой части.

Давайте

Выполняют номер 1 в рабочей тетради.

 

 

 

 

Выполняют номер 3.

 

V.               Включение нового знания в систему

Какие ориентиры есть в нашем городе Валуйки? По каким предметам вы легко определите где вы?

Выполните номер 2 в рабочей тетради на странице 45. Прочитайте задание, что нужно сделать?

Обдумайте ответ на этот вопрос и запишите его в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Читают задание.

 

Выполняют номер 2.

 

VI.            Итог урока

Ребята, давайте напишем Винни-Пуху ответное письмо и расскажем в нем, что мы делали на уроке и что узнали.

Пишут письмо Винни-Пуху, тем самым подводя итоги урока.

VII.         Рефлексия

Пришло время оценить свою работу на уроке. Покажите лайк, если урок для вас был интересным, вы много узнали и хорошо разобрались в теме урока. А если урок показался вам не интересным, скучным и вы плохо разобрались в данной теме, то покажите дизлайк.

Оценивают свою работу на уроке.

VIII.      Домашнее задание

Запишите домашнее задание, прочитать в учебнике страницы 74-75.

Записывают домашнее задание.