Методическая разработка урока по окружающему миру по теме «Ориентирование на местности. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Как пользоваться компасом» (2 класс).
Оценка 5

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме «Ориентирование на местности. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Как пользоваться компасом» (2 класс).

Оценка 5
doc
23.05.2020
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме «Ориентирование на местности. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Как пользоваться компасом» (2 класс).
окр мир 17.03.doc

                                                             ОКРУЖАЮЩИЙ МИР          2 класс                               

 

Тема урока: Ориентирование на местности. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Как пользоваться компасом.

Задачи урока.

1) Обобщить, осмыслить с новой точки зрения знания детей о сторонах горизонта. Учить определять стороны горизонта по компасу.
2) Формировать умения воспринимать проблему, сравнивать, уметь обобщать, делать выводы.
3) Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления.

Оборудование: учебник “Окружающий мир” Плешаков, компасы.

                                                                         Ход урока

I. Организационный момент.

– А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, 
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят, 
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “ пять”!

II. Актуализация знаний.

- Ребята, вы не хотели бы отправиться туда, далеко, где небо сходится с землёй?

- Да!

- А как называется эта линия?

- Линия горизонта.

- Давайте туда отправимся? А куда мы пойдём? (Из мультфильма Маугли «А мы пойдём на север…)

- А что такое север?

- А какие ещё стороны света вы знаете?

- А как они располагаются?

1.Проверка Д/З

На карточках отмечают стороны света. Проверка в парах.

- Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга.

-  Кто доволен своим результатом?

- А у кого что-то не получилось?

- Что надо сделать, чтобы в следующий раз был хороший результат?

На доске изображение 4 основных сторон света.

- Правильно ли изображены стороны света?

- Правильно. Сначала определяли 4 стороны, а потом для удобства добавили ещё 4 дополнительные. Дорисуйте дополнительные стороны света и подпишите их.

(Работа у доски. 2 ученика)

- Если перед вами север, то какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)

- Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)

-  Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)

     Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)

Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)

Гимнастика для глаз Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

- Мы вспомнили стороны света. Вы хорошо знаете стороны света? А покажите, где находится север.

- Может быть кто-нибудь знает, что нам поможет?

- Какая тема урока?

- (КОМПАС )

- Что нам нужно узнать на уроке?

- (ЧТО такое компас,    КАК им пользоваться,    ЗАЧЕМ он нам нужен)

-  Так ЧТО такое компас?

- Где можно узнать точное определение компаса?

- (В словаре.)

2. Работа по словарю Ожегова. А сейчас мы с вами прочитаем определение слова компас по словарю Ожегова.

Два ученика в словаре ищут слово компас.

Пока они ищут информацию, давайте выскажем свои предположения.

Работающие со словарём читают:

Компас – прибор для определения стран света (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север)

- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Как вы думаете, какие? (Основные)

     Затем добавили промежуточные. Назовите их.

     Такое устройство было неудобно. И для удобства переноски в любых условиях компас поместили в круглую коробку.

- У вас на партах лежат современные компасы, посмотрите, из чего он состоит?

 Корпус (футляр)

Стрелка.

Стержень, на который крепится стрелка.

По окружности корпуса деления и написаны буквы С, Ю, З, В.

Сбоку предохранитель. (уточняет учитель)

-Мы хорошо поработали, давайте отдохнём.

3.Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем. 
И немножко отдохнём (потягивание).
Вправо, влево потянитесь (повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки вбок! 
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом, вприпрыжку … 
Молодцы! Вы ребятишки!

Вот у нас  физкультминутка, 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Молодцы! Давайте же скорее определим где находится север.

- (Мы не умеем. Не знаем)

- Что же надо сделать?

- (Надо узнать)

- Давайте вы подумаете и ответите на вопрос КАК надо пользоваться компасом.

- У вас на партах в конверте лежат шаги алгоритма работы с компасом. Скажите, как вы будете работать в группах.

-  (Дети называют шаги плана «открытия», учитель фиксирует на доске

План «открытия».

Ознакомиться с шагами алгоритма.

Подумать и обсудить.

Выстроить их в правильном порядке.

4.Работа в группах

На листочках написаны этапы работы с компасом. Дети приклеивают листочки в правильной последовательности на лист А3.

5.Правила пользования компасом.

Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится)

Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.

-Били ли у вас затруднения?

-  Справились хорошо!

- Чтобы точно убедиться, что наше «открытие» верно, что надо сделать?

 -(Проверить по учебнику)

- Откройте учебник на странице 75. Прочитайте правила.

Один ученик читает вслух.

- Теперь мы знаем, как надо пользоваться компасом.

Что будем делать дальше? (Тренироваться)

- Как проверить ваше «открытие»?

- (Нужно попробовать определить нахождение какого-нибудь объекта в классе при помощи компаса.)

- Определите расположение классного уголка.

Подготовьте компас к работе. Определите по компасу, где у нас в классе север и встаньте лицом на север.

Какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)

Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)

Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)

Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)

Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)

6. Работа в группах. Сравнение результатов работы в группах.

-Все группы правильно определили нахождение классного уголка.

1 группа отределяет по компасу расположение доски.

2 группа отределяет по компасу расположение двери.

3 группа отределяет по компасу расположение шкафа.

4 группа отределяет по компасу расположение учительского стола.

- Молодцы! Вы правильно определили.

Включение в систему знаний и повторение.

- А зачем нам нужно уметь пользоваться компасом?

- (Чтобы не заблудиться, - Найти дорогу …. )

- Ребята, как вы думаете, кому нужно уметь хорошо пользоваться компасом? (Летчикам, мореплавателям, путешественникам…)

- Вы можете прочитать книги про путешественников, лётчиков, мореплавателях и увидеть, что компас – очень важный предмет.

 III.Подведение итога урока.

– Что нового узнали? Что особенно запомнилось на уроке?

- Какое задание будете выполнять дома?

IV. Рефлексия. Самооценка настроения. 

     Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если вы не поняли, как пользоваться компасом, есть ошибки, покажите красный цвет. Если поняли, но есть вопросы и допустили ошибки – жёлтый. Если поняли и можете рассказать дома, поделиться с товарищами – зелёный.

 


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс

Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую

Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую

Наклонитесь, поклонитесь! Руки вверх и руки вбок!

Наклонитесь, поклонитесь! Руки вверх и руки вбок!

Как проверить ваше «открытие»? - (Нужно попробовать определить нахождение какого-нибудь объекта в классе при помощи компаса

Как проверить ваше «открытие»? - (Нужно попробовать определить нахождение какого-нибудь объекта в классе при помощи компаса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2020