ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс
Тема урока: Ориентирование на местности. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Как пользоваться компасом.
Задачи урока.
1) Обобщить, осмыслить с новой точки зрения знания
детей о сторонах горизонта. Учить определять стороны горизонта по компасу.
2) Формировать умения воспринимать проблему, сравнивать, уметь обобщать, делать
выводы.
3) Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления.
Оборудование: учебник “Окружающий мир” Плешаков, компасы.
Ход урока
I. Организационный момент.
–
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “ пять”!
II. Актуализация знаний.
- Ребята, вы не хотели бы отправиться туда, далеко, где небо сходится с землёй?
- Да!
- А как называется эта линия?
- Линия горизонта.
- Давайте туда отправимся? А куда мы пойдём? (Из мультфильма Маугли «А мы пойдём на север…)
- А что такое север?
- А какие ещё стороны света вы знаете?
- А как они располагаются?
1.Проверка Д/З
На карточках отмечают стороны света. Проверка в парах.
- Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга.
- Кто доволен своим результатом?
- А у кого что-то не получилось?
- Что надо сделать, чтобы в следующий раз был хороший результат?
На доске изображение 4 основных сторон света.
- Правильно ли изображены стороны света?
- Правильно. Сначала определяли 4 стороны, а потом для удобства добавили ещё 4 дополнительные. Дорисуйте дополнительные стороны света и подпишите их.
(Работа у доски. 2 ученика)
- Если перед вами север, то какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)
- Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)
- Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)
Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)
Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)
Гимнастика для глаз Север-юг, запад-восток.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
- Мы вспомнили стороны света. Вы хорошо знаете стороны света? А покажите, где находится север.
- Может быть кто-нибудь знает, что нам поможет?
- Какая тема урока?
- (КОМПАС )
- Что нам нужно узнать на уроке?
- (ЧТО такое компас, КАК им пользоваться, ЗАЧЕМ он нам нужен)
- Так ЧТО такое компас?
- Где можно узнать точное определение компаса?
- (В словаре.)
2. Работа по словарю Ожегова. А сейчас мы с вами прочитаем определение слова компас по словарю Ожегова.
Два ученика в словаре ищут слово компас.
Пока они ищут информацию, давайте выскажем свои предположения.
Работающие со словарём читают:
Компас – прибор для определения стран света (с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север)
- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Как вы думаете, какие? (Основные)
Затем добавили промежуточные. Назовите их.
Такое устройство было неудобно. И для удобства переноски в любых условиях компас поместили в круглую коробку.
- У вас на партах лежат современные компасы, посмотрите, из чего он состоит?
Корпус (футляр)
Стрелка.
Стержень, на который крепится стрелка.
По окружности корпуса деления и написаны буквы С, Ю, З, В.
Сбоку предохранитель. (уточняет учитель)
-Мы хорошо поработали, давайте отдохнём.
3.Физминутка.
Мы
сейчас все дружно встанем.
И немножко отдохнём (потягивание).
Вправо, влево потянитесь (повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки вбок!
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом, вприпрыжку …
Молодцы! Вы ребятишки!
Вот у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Молодцы! Давайте же скорее определим где находится север.
- (Мы не умеем. Не знаем)
- Что же надо сделать?
- (Надо узнать)
- Давайте вы подумаете и ответите на вопрос КАК надо пользоваться компасом.
- У вас на партах в конверте лежат шаги алгоритма работы с компасом. Скажите, как вы будете работать в группах.
- (Дети называют шаги плана «открытия», учитель фиксирует на доске
План «открытия».
Ознакомиться с шагами алгоритма.
Подумать и обсудить.
Выстроить их в правильном порядке.
4.Работа в группах
На листочках написаны этапы работы с компасом. Дети приклеивают листочки в правильной последовательности на лист А3.
5.Правила пользования компасом.
Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.
Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится)
Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.
-Били ли у вас затруднения?
- Справились хорошо!
- Чтобы точно убедиться, что наше «открытие» верно, что надо сделать?
-(Проверить по учебнику)
- Откройте учебник на странице 75. Прочитайте правила.
Один ученик читает вслух.
- Теперь мы знаем, как надо пользоваться компасом.
Что будем делать дальше? (Тренироваться)
- Как проверить ваше «открытие»?
- (Нужно попробовать определить нахождение какого-нибудь объекта в классе при помощи компаса.)
- Определите расположение классного уголка.
Подготовьте компас к работе. Определите по компасу, где у нас в классе север и встаньте лицом на север.
Какая сторона горизонта расположена у вас сзади? (юг)
Какая сторона горизонта расположена у вас справа? (восток)
Какая сторона горизонта расположена у вас слева? (запад)
Вытяните вперёд правую руку, в сторону – левую. Соединяйте их одновременно. Какое направление вы показываете? (Северо-запад)
Вытяните вперёд левую руку, в сторону – правую. Соедините их одновременно. Какое направление вы показываете? (северо-восток)
6. Работа в группах. Сравнение результатов работы в группах.
-Все группы правильно определили нахождение классного уголка.
1 группа отределяет по компасу расположение доски.
2 группа отределяет по компасу расположение двери.
3 группа отределяет по компасу расположение шкафа.
4 группа отределяет по компасу расположение учительского стола.
- Молодцы! Вы правильно определили.
Включение в систему знаний и повторение.
- А зачем нам нужно уметь пользоваться компасом?
- (Чтобы не заблудиться, - Найти дорогу …. )
- Ребята, как вы думаете, кому нужно уметь хорошо пользоваться компасом? (Летчикам, мореплавателям, путешественникам…)
- Вы можете прочитать книги про путешественников, лётчиков, мореплавателях и увидеть, что компас – очень важный предмет.
III.Подведение итога урока.
– Что нового узнали? Что особенно запомнилось на уроке?
- Какое задание будете выполнять дома?
IV. Рефлексия. Самооценка настроения.
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Если вы не поняли, как пользоваться компасом, есть ошибки, покажите красный цвет. Если поняли, но есть вопросы и допустили ошибки – жёлтый. Если поняли и можете рассказать дома, поделиться с товарищами – зелёный.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.