Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Система дыхания и кровообращения»
(Программа Школа России)
Цель урока: познакомить детей с особенностями строения и функционирования дыхательной и кровеносной системами человека
Планируемый результат:
Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем человека.
Знать о роли крови в организме человека, научиться измерять пульс.
Задачи урока:
1.Образовательные:
· Сформировать представление об устройстве и функционировании дыхательной и кровеносной систем их значении для организма человека.
· Учить вести наблюдения, делать выводы, анализировать и обобщать.
2.Развивающие:
· Развивать познавательный интерес изучению дыхательной и кровеносной систем организма человека
· Продолжить формирование умений самостоятельной работы, самооценки
· Развивать умение сравнивать и делать выводы.
3.Воспитательные:
· Воспитывать бережноеотношения к своему здоровью.
· Продолжить формирование умений работать в коллективе и находить согласованные решения, умения высказывать собственное мнение и выслушать мнение других.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблицы дыхательной и кровеносной систем человека, учебник для общеобразовательных учреждений А.А. Плешакова Окружающий мир 3 класс, с приложением на электронном носителе «Просвещение», Москва, 2012., детская энциклопедия «Человеческое тело».
ХОД УРОКА:
Индивидуальные задания ( по карточкам)
Карточка 1
Подпиши органы пищеварительной системы человека, допиши на рисунке недостающий орган.
Карточка 2
В какой последовательности пища проходит по органам пищеварения? Пронумеруй.
Пищевод
Глотка
Кишечник
Ротовая полость
Желудок
Фронтальный опрос
- Какие питательные вещества человек получает с пищей?
-Из каких органов состоит пищеварительная система?
-Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
-Расскажите о правилах рационального питания.
3. Самоопределение к деятельности
-Из чего состоит воздух?
-Какой газ необходим при дыхании?
- Закройте рот, зажмите нос, перестаньте дышать. Что вы почувствовали? (Недостаток кислорода, кислород перестал поступать к клеткам). Кто знает, что помогает разносить кислород по органам? (кровь).
-Определите тему урока. (Ответы детей).
-Сегодня мы будем говорить о дыхании и кровообращении.
4.Изучение нового материала
Беседа
Всю свою жизнь человек дышит — вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в лёгкие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ. Как же это происходит?
(По таблице «Органы дыхания» учитель показывает носовую полость, трахею,бронхи, легкие, ученики делают подписи на рисунке в тетради)
-Посмотрите на таблицу, скажите, с какого органа начинается путь воздуха в организм?( с носовой полости)
Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством мелких ресничек. К ресничкам при дыхании из воздуха прилипают пылинки. Благодаря кровеносным сосудам в носовой полости жарко, как в духовке . Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло, которое по другому называется гортань. Гортань переходит в трахею. Трахея разветвляется на два бронха. Внутри они тоже покрыты крохотными ресничками. Эти влажные реснички захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. В лёгкие должен поступать только чистый воздух, вот бронхи и выполняют роль фильтра. Бронхи ведут в лёгкие.
Лёгкие представляют собой две большие губки. Они состоят из бесчисленного множества крохотных лёгочных пузырьков – альвеол. Всего в лёгких взрослого человека почти 300 млн. пузырьков. Если удалось бы расправить их оболочки и соединить вместе, то получилась бы такая огромная плёнка, что могла бы закрыть целиком волейбольную площадку площадью 100 кв. м. лёгкие непрерывно выполняют огромную работу. Если бы лёгкие перекачивали не воздух, а воду , то за одну ночь подняли бы полтонны воды на высоту второго этажа.
Работа по учебнику.
- Прочитайте в учебнике текст «О дыхании» с. 144-145.
- Как устроена и работает дыхательная система?
-Как выглядят трахея и бронхи?
- Из чего состоят лёгкие?
- Какова роль лёгочных пузырьков? (Забирают частицы кислорода и отдают частицы углекислого газа).
Движение крови
Легкие обогащают кровь кислородом. Дальше кровь несет этот кислород ко всем клеткам организма. (Кровь, богатая кислородом, красная, а кровь, богатая углекислым газом - синяя.) Сердце проталкивает кровь, отдыхает, опять протолкнет и опять отдыхает. Иначе не выдержать ему круглосуточной работы (показывают на слайде).
Сердце человека невелико. Это плотный мускульный мешочек размером немного больше кулака. Сожмите кулак - вот такое сердце бьётся у вас в груди. Ежедневно сердце прокачивает примерно 10 т крови, то есть целую цистерну, равную массе двух огромных слонов. Сердце имеет очень сложное строение, оно четырёхкамерное, т.е. состоит из четырёх отделов – двух желудочков и двух предсердий. Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы» - клапаны, которые открываются только в одну сторону.
Практическая работа
- Рассмотрите рисунок в учебнике с. 146.
- Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца.
(Когда все ученики нащупают у себя пульс, учитель предлагает сосчитать количество ударов за 15 сек. Затем полученное число ударов умножают на четыре и получают результат за минуту).
- Результаты запишите в тетрадь
(Учитель предлагает присесть 10-15 раз, попрыгать, сделать наклоны, а затем снова посчитать пульс.) Результаты снова записывают в тетрадь
- Какой вывод можно сделать?
5. Закрепление изученного
- Допиши предложения.
- Трахея разделяется на ….(бронхи).
- При попадании крошек в дыхательные пути возникает …. (кашель).
- Главный орган кровеносной системы - ….. (сердце).
- Кровь ко всем органам приносит - …. (кислород и питательные вещества).
6. Рефлексия.
- Что было особенно интересным на уроке?
Оцените теперь свои знания в конце урока на полоске.
7. Подведение итогов.
- Назовите органы дыхательной системы.
- Назовите органы кровеносной системы.
- Чем снабжает организм дыхательная система?
- Чем обеспечивает организм кровеносная система?
- Почему необходимо соблюдать гигиену органов дыхания и органов кровеносной системы?
8. Домашнее задание.
Прочитать текст на странице 144 – 146, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на странице 146.
9. Отметки.
Список использованной литературы
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч. 1. / А.А. Плешаков. 5-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2013.
Н.Ю.Васильева Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. М. «Вако». 2017Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 3 класса начальной школы. 14-е изд. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013 – 48 с.
Хостинг презентаций окружающий мир
- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.