Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе «Б»
( предмет) (класс)
Тема урока: Русское государство при первых Романовых. |
Тип урока: Урок открытия новых знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
Познакомить учащихся с правлением первых царей династии Романовых в ХVII веке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока: |
Образовательные: Охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Развивающие: Развивать речь, умение анализировать, работать с текстом. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, истории русского народа, чувство гордости за сою страну. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
Предметные |
Познакомить учащихся с личностью царя Алексея Михайловича. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные |
Испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метапредметные |
Коммуникативные |
Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные |
Выделять существенное в тексте, строить логические высказывания, находить дополнительную информацию в различных источниках. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные |
Изучить материал по политическому, экономическому, культурному развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы урока |
Фронтальная, групповая, индивидуальная. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УМК |
«Планета знаний» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактическая |
Деятельность |
Деятельность |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные УУД |
Метапредметные УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный этап, 1_ мин |
Эмоциональ-ный настрой на работу.
|
Слушание и обдумывание идеи стихотворения. |
Вдохнули,
выдохнули. Собрались с мыслями и присели. Начнем наш урок. И сегодня мы снова
узнаем много нового и интересного. |
Формирование умения организовать свою деятельность |
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Проверка домашнего задания, 10 минут. |
Создание ситуации успеха. |
Работа в группах |
Проверка домашнего задания по вопросам спрятанных в конвертах у каждой группы. 1.Какое время на Руси назвали «смутным» и почему? (1605 год, после смерти Ивана Грозного) 2.С каким событием в России связаны фамилии Минин и Пожарский? 3.В каком году началось правление династии Романовых? (1613 год) (группу 4 в последний момент) - Кто был первым русским царем и в каком году? (Иван 4, Грозный)( Иван 3- государь Всея Руси, он основал Российское государство)
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин.
Актуализация знаний. 3 мин |
Привлечение внимания учащихся. |
Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
|
«Верите ли вы, что…».
Вопросы: 1. Верите ли вы, что появился закон, прикрепляющий крестьян к земле? 2. Верите ли вы, что крестьяне могли в любой момент уйти от своего господина? 3. Верите ли вы, что крестьяне платили хозяину оброк? 4. Верите ли вы, что на площадях в Москве устанавливали качели и карусели? 5. Верите ли вы, что у царя Алексея Михайловича был царский аптекарский огород? 6. Верите ли вы, что Потешном дворце в Коломенском было 270 залов и комнат? 7. Верите ли вы, что любой человек мог опустить жалобу или прошение для царя в ящик, стоявший у дворца? 8. Верите ли вы, что дома в Москве освещали керосиновыми лампами? 9. Верите ли вы, что горожане носили цветные сапоги на каблуках? 10. Верите ли вы, что любимым развлечением царя была игра в шахматы? · Постановка учебной задачи. - Хватило ли вам знаний, чтобы определить правильность высказываний или все-таки знаний вам не хватило, и вы основывались скорее на интуиции или логике? - Итак, наших знаний не хватает. Как мы можем поступить? - Как вы думаете, какова тема урока? (Должны получить информацию) В конце урока мы вернёмся к этой таблице. |
Определять цели и функции участников учебного действия. |
Умение ставить цели и стремиться к их достижению |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Познакомить учащихся с правлением первых царей династии Романовых в ХVII веке. |
Выполнение заданий, направленных на усвоение основных понятий. |
Использо-вать речь для регуляции своего действия. |
Умение контролировать свои действия. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Открытие новых знаний. 10 мин |
Охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства. |
Изучить материал по политическому, экономическому, культурному развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века. |
Слайд Михаил Фёдорович был первым правителем из династии Романовых, правившей Россией более трёхсот лет. Его приход к власти положил конец долгому периоду смуты. Слайд При царствовании Бориса Годунова на семью Романовых был написан донос, который «обличал» Никиту Романова, деда будущего царя Михаила Федоровича Романова, в колдовстве и желании умертвить Годунова и его семью. Последовал незамедлительный арест всех лиц мужского пола, поголовный принудительный постриг в монахи и ссылка в Сибирь, где почти все члены семьи погибли. Когда на престол взошел Лжедмитрий I, он приказал помиловать сосланных бояр, в том числе и Романовых. К тому моменту возвратиться смогли только патриарх Филарет с женой и сыном, а также его брат Иван Никитич.
После освобождения Москвы от поляков состоялся земской собор, целью которого было выбрать нового царя. Сразу решили, что царь должен быть свой, русский. Михаил был племянником последнего царя из предшествовавшей династии Рюриковичей, его кандидатуру поддержали почти все. Слайд Нужно заметить, что ни он сам, ни его мать изначально идее московского царствования не обрадовались, понимая, какое это тяжкое бремя. Но послы Михаилу Федоровичу Романову кратко объяснили, почему его согласие так важно, и юноша выехал в столицу. По пути он останавливался во всех крупных городах, например, Нижнем Новгороде, Ярославле, Суздале, Ростове. В Москве он прямиком направился через Красную площадь в Кремль и у Спасских ворот был торжественно встречен обрадованным людом. После коронования, или как тогда говорили – венчания на царство, началась царственная династия Михаила Романова, которая управляла Россией на протяжении последующих трех сотен лет и вывела ее в число великих держав мира. Слайд Так как правление Михаила Федоровича Романова началось, когда ему было всего лишь 16 лет, говорить о каком-то опыте царя не приходится. Более того, его не воспитывали с прицелом на управление государством и, по слухам, молодой царь едва умел читать. Поэтому в первые годы Михаила Романова политика зависела больше от решений Земского собора. Когда же в Москву вернулся его отец, патриарх Филарет, он стал фактическим, хоть и не явным, соправителем, подсказывая, направляя и влияя на политику Михаила Федоровича Романова. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха. Слайд Внешняя политика Михаила Романова была направлена на прекращение разорительных войн с западными странами. Ему удалось привнести гармонию в светское и духовное общество, восстановить сельское хозяйство и торговлю, уничтоженные в Смутное время, основать первые в стране заводы. Также стоит отметить такие новшества первого царя династии Романовых, как впервые проведенную в стране перепись населения и их имущества, которая и позволила стабилизировать налоговую систему, а также поощрение государством развития творческих талантов. Царь Михаил Романов распорядился принять на службу художника Иоанна Детерса и поручил ему обучать живописи способных русских учеников. В целом царствование Михаила Федоровича Романова характеризуется улучшения положения России. |
Усвоение новых понятий. |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Физкульт-минутка. |
Организовать динамическую паузу. |
Выполнение заданий, предложенных учителем. |
Музыкальная физкультминутка. |
Развитие двигательной активности школьников. |
Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Применение знаний и умений в новой ситуации 10 мин |
Организовать активную деятельность, направленную на закрепление пройденного материала. |
Развитие умения работать с источниками информации.
|
В 1645 году царский трон занял царь Алексей Михайлович Романов. О рождении будущего царя Алексея Михайловича была сделана запись в «Новом летописце». Там говорилось, что у Михаила Федоровича 17 марта 1629 года появился наследник. Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление царской власти. Несмотря на восприятие царя Алексея Михайловича как «Тишайшего» государя, именно в его правление были проведены первые значимые реформы государственного строя и культуры. Будущий царь постепенно постигал такие науки как письмо и церковное пение. Книги были страстью Алексея Михайловича. К 13 годам у мальчика собралась небольшая библиотека, в которой присутствовали литовские «Грамматика» и «Лексикон», «Космография». Получив неплохое образование, Алексей Михайлович Тишайший сам читал документы, писал и редактировал важные указы и первым из русских царей стал сам подписывать их, также непосредственно участвовал во многочисленных военных походах, руководил переговорами с поляками, шведами. |
Уметь определять события по датам. |
Выбирать действия в соответствии с поставлен-ной задачей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Рефлексия, подведение итогов занятия 3 мин |
Помочь ребятам проанализировать свою деятельность. |
Анализ своей деятельности. |
- Наш урок подходит к концу. Что для вас было самым интересным, значимым на уроке? Возвращение к таблице «Верите ли вы…» . Учащиеся повторно отвечают на вопросы игры. При проверке отмечают ответы, которые совпали. Разноуровневое
домашнее задание на основе метода «лесенка».
|
Использовать речь для регуляции своего действия. |
Самооценка своих достижений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.