Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу", 2 класс
Оценка 5

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу", 2 класс

Оценка 5
doc
14.06.2022
Методическая разработка урока по русскому языку  по теме "Правописание  буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу", 2 класс
Методическая разработка урока русского языка.doc

Урок русского языка. 2 класс.

Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Задачи:

Предметные –повторение и закрепление навыка правописания буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Метапредметные :

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;;оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.(Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.

Оборудование: презентация, карточки – слова (повторять, закреплять), предметные картинки, аудио запись звуков метели, толковые словари, индивидуальные карточки, карточки для дифференцированной работы, ёлка, бумажные шарики.

Ход урока

I.       Организационный этап.

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

-Сейчас у нас урок русского языка.

II. Этап проверки домашнего задания.

-На дом вы получили задание.

–Выписать  слова с буквосочетаними жи – ши, ча – ща, чу – щу.

1 ряд –в словаре однокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы

-Как по другому называются однокоренные слова? (родственные)

-Почему?

2 ряд – в словаре синонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий

3 ряд – в словаре антонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий

-Определите, какие правила правописания встретились в словах.

-Запишите число, классная работа. (Презентация).

Ш. Чистописание.

Жи-ши, ча-ща, чу,щу

IV. Словарная работа.

Вставьте, пропущенные буквы (на доске)

Декабрь, мороз, коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.

-Что объединяет слова? (Зима).

Запись предложения.

Белый снег пушистый

В воздухе кружиться.

V. Актуализация знаний.

Возьмите карточку. Работать в паре 1 карточка на столе.

-Определите, какие правила правописания встретились в словах.

Снеж…нка, пуш…нка, ч…с, рощ…, ч…до, щ…ка.

-Вставьте пропущенные буквы.

-Сформулируйте тему нашего урока.

Правописание буквосочетаний жи — ши, ча – ща, чу — щу. (презентация).

-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.

-Используйте слова помощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)

Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)

-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.

-Какое правило нам поможет достичь цели урока?

- Отгадайте загадку.

Кручу, бурчу, никого знать не хочу.

Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега? (у)

Прослушивание звуков метели.

Дома вы получили задание узнать значение слова метель.

Работа с толковым словарём.

-Прочитайте значение слова метель.

Метель в слове 2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемая е в 1 слоге)

-Запишите слово 3 раза.

-Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган.

Работа по теме урока.

-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда мягкие согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

VI. Физминутка.

1.Работа в паре. С.14 упр.21

-Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

Из слова буквы откусили

К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

Спишите, вставляя пропущенные словосочетания с.14 упр.21

1 ряд – ча –ща

2 ряд – жи-ши

3 ряд – чу-щу

-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

2.Работа в группах.

С.14 упр.22

Текст

Работа по теме урока.

4. Дифференцированная работа.

-Возьмите карточки. Выберите уровень сложности:

Карт.3, уровень— сложнее, карт.2, уровень– легче, кар.1, уровень— самый лёгкий.

VII. Итог урока. Рефлексия.

-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?

-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?

В сочетаниях жи –ши

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу – щу

Пишем только букву у !

-Оцените свою работу с помощью ёлки.

-Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте жёлтый шарик, если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас затруднения — синий.

-Ребята, посмотрите на ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.

VIII. Этап задания на дом.

С. 15 упр.2 - составить орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.

Литература

1.   Учебник «Русский язык», 2 класс,  авторы:  В.П.  Канакина, В.Г. Горецкий – М.:        Просвещение, 2011г.

2.   «Тетрадь по русскому языку. 2 класс». В.П. Канакина  – М.: Просвещение, 2011г.

3.   В.П.Канакина,  Г.А. Фомичева. Методическое пособие -  русский язык. – М.: Просвещение, 2012г.

4.   В.П.Канакина «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку  1 – 4 класс» – М.: Просвещение, 2011г.


Урок русского языка. 2 класс.

Урок русского языка. 2 класс.

Вставьте, пропущенные буквы (на доске)

Вставьте, пропущенные буквы (на доске)

Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву

Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2022