Урок русского языка. 2 класс.
Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Задачи:
Предметные –повторение и закрепление навыка правописания буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Метапредметные :
Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;;оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.(Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.
Оборудование: презентация, карточки – слова (повторять, закреплять), предметные картинки, аудио запись звуков метели, толковые словари, индивидуальные карточки, карточки для дифференцированной работы, ёлка, бумажные шарики.
Ход урока
I. Организационный этап.
Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
-Сейчас у нас урок русского языка.
II. Этап проверки домашнего задания.
-На дом вы получили задание.
–Выписать слова с буквосочетаними жи – ши, ча – ща, чу – щу.
1 ряд –в словаре однокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы
-Как по другому называются однокоренные слова? (родственные)
-Почему?
2 ряд – в словаре синонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий
3 ряд – в словаре антонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий
-Определите, какие правила правописания встретились в словах.
-Запишите число, классная работа. (Презентация).
Ш. Чистописание.
Жи-ши, ча-ща, чу,щу
IV. Словарная работа.
Вставьте, пропущенные буквы (на доске)
Декабрь, мороз, коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.
-Что объединяет слова? (Зима).
Запись предложения.
Белый снег пушистый
В воздухе кружиться.
V. Актуализация знаний.
Возьмите карточку. Работать в паре 1 карточка на столе.
-Определите, какие правила правописания встретились в словах.
Снеж…нка, пуш…нка, ч…с, рощ…, ч…до, щ…ка.
-Вставьте пропущенные буквы.
-Сформулируйте тему нашего урока.
Правописание буквосочетаний жи — ши, ча – ща, чу — щу. (презентация).
-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.
-Используйте слова помощники:
Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)
Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)
-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.
-Какое правило нам поможет достичь цели урока?
- Отгадайте загадку.
Кручу, бурчу, никого знать не хочу.
Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега? (у)
Прослушивание звуков метели.
Дома вы получили задание узнать значение слова метель.
Работа с толковым словарём.
-Прочитайте значение слова метель.
Метель в слове 2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемая е в 1 слоге)
-Запишите слово 3 раза.
-Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган.
Работа по теме урока.
-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда мягкие согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
VI. Физминутка.
1.Работа в паре. С.14 упр.21
-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.
Что же делать? Как же быть?
Буквы нужно возвратить!
Спишите, вставляя пропущенные словосочетания с.14 упр.21
1 ряд – ча –ща
2 ряд – жи-ши
3 ряд – чу-щу
-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
2.Работа в группах.
С.14 упр.22
Текст
Работа по теме урока.
4. Дифференцированная работа.
-Возьмите карточки. Выберите уровень сложности:
Карт.3, уровень— сложнее, карт.2, уровень– легче, кар.1, уровень— самый лёгкий.
VII. Итог урока. Рефлексия.
-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?
-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?
В сочетаниях жи –ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу – щу
Пишем только букву у !
-Оцените свою работу с помощью ёлки.
-Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте жёлтый шарик, если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас затруднения — синий.
-Ребята, посмотрите на ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.
VIII. Этап задания на дом.
С. 15 упр.2 - составить орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.
Литература
1. Учебник «Русский язык», 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2011г.
2. «Тетрадь по русскому языку. 2 класс». В.П. Канакина – М.: Просвещение, 2011г.
3. В.П.Канакина, Г.А. Фомичева. Методическое пособие - русский язык. – М.: Просвещение, 2012г.
4. В.П.Канакина «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 1 – 4 класс» – М.: Просвещение, 2011г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.