Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему “Изменение имён прилагательных по родам и числам”тему
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему “Изменение имён прилагательных по родам и числам”тему

Оценка 4.6
docx
07.09.2023
Методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе на тему “Изменение имён прилагательных по родам и числам”тему
урок в 4 кл русск.яз.docx

Конспект урока по русскому языку 4 класс

Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам”

Цель. Формировать представления об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.

Задачи:

- учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

- создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности.

- подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Ход урока.

1. Орг. момент.

  - Если хмуримся с утра,

  Нам поможет доброта.

  Встаньте, дети, подтянитесь,

  И друг другу улыбнитесь!

Солнце глянуло в кроватку

Вправо, влево - 2 раза

Все мы делаем зарядку

Раз, два, три, четыре, пять

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире

Раз, два, три, четыре – 2 раза.

Наклониться три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы сделали зарядку.

Присаживайтесь.

  - Записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

Отгадайте загадку.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

  Позванивать стал колокольчик капели.

  Река пробудилась, растаяли льды,

  Наряд белоснежный надели сады.

  - Кто же пришёл? (весна) (рисунок) 

-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

  - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

  - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

В в

Запишите по памяти словарные слова на букву в.

  Взаимопроверка.

3. Орфографическая минутка.

  - Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы.

ЛАНДЫШ

ТРАВА

СОЛНЦЕ

ВЕТЕРОК

ТЁПЛОЕ

ПТИЦЫ

4. Введение в тему урока.

  - Обратите внимание на получившийся ряд слов.

  - Назовите «лишнее» слово.(тёплое)

  - Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите род и число имен существительных.

На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.

 Ландыш – м. р., ед. ч.

  Трава –,ж. р.,ед. ч.

  Солнце – с. р.; ед. ч.

 Ветерок – м. р.; ед. ч.

  Птицы – мн. ч.

Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

5. Постановка проблемной ситуации.

  - А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое 

Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

 - Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

Формулирование темы и целей урока

6. «Открытие» нового знания.

Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

 Гимнастика для глаз

(Чтобы нам проснуться, нужно дружно потянуться)

2) Связь имён прилагательных с существительными.

  Работа по учебнику. Упражнение 490 (стр. 56)

Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.

Стр.56 упр. 490.

-Прочитайте загадку. Отгадайте.

-Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.

-Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные).

-Спишите загадку, напишите отгадку. Выделите окончания прилагательных.

-Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 56 в учебнике.

!!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

  - Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

 

  Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

  - А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

- Почему же прилагательные связаны именно с существительными?

Учитель: Послушайте, что о себе говорят существительные.

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если к нам им приложить,

То веселее станут жить:

Вот громкий стук,

Вот синий шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий мяч,

Вот острый меч,

Весенний сад, родная речь.

Учитель: Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи связаны имена прилагательные.

Дети: С именами существительными.

Учитель: В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Имена прилагательные “прилагаются” к именам существительным. Во всем с ними согласуясь: в роде, числе, падеже, отображают их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество..и т. д.

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

  - Давайте понаблюдаем.

  - Подберите к нашему слову тёплый существительные женского родамужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

Проверим

  тёплый… день (м. р., ед. ч.)

  тёплая …погода (ж, р., ед. ч.)

  тёплое… солнце(ср. р., ед. ч.)

  тёплые …лучи (мн. ч.) !!! У прилагательных множественного числа род не определяем.

У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?

!!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м. р., ж. р., ср. р., и мн. ч.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)

7. Первичное закрепление.

1) Чтение правила (с. )

Так как же определить род и число имени прилагательного?

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

  - Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

Понравился вам урок?

Научились ли вы чему - то новому?

Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

9. Домашнее задание:

Составить синквейн на тему «Весна»

- Спасибо за урок!


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по русскому языку 4 класс

Конспект урока по русскому языку 4 класс

ТРАВА СОЛНЦЕ ВЕТЕРОК ТЁПЛОЕ

ТРАВА СОЛНЦЕ ВЕТЕРОК ТЁПЛОЕ

Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа

Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2023