Методическая разработка урока по русскому языку во 2-м классе на тему «Значения заимствованных слов».
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по русскому языку во 2-м классе на тему «Значения заимствованных слов».

Оценка 4.7
docx
30.08.2021
Методическая разработка урока по русскому языку во 2-м классе на тему «Значения заимствованных слов».
5555555.docx

              Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Значения заимствованных слов».

   На данном уроке планируется, что обучающиеся будут осуществлять следующие виды образовательной деятельности: 1) познание словарного запаса русского языка и установление связей в лексике (исконные и заимствованные слова, способы определения значения заимствованных слова, подбор синонимов); 2) создавать высказывания в устной и письменной форме (проводить исследования, приводить доказательства, дописывать предложения, договариваться о распределении обязанностей в группе); 3) организовывать свою деятельность на основе имеющихся предметных знаний и известных способов получения и представления знаний (работа с различными источниками знаний, взаимодействие с одноклассниками и учителем, фиксация результатов исследования и их презентация).

               Следовательно, на уроке должны проявляться следующие качества личности обучающегося и развиваться соответствующие способности: 1) когнитивные (познавательные) качества – обозначать свое понимание или непонимание вопроса, умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, уметь анализировать, сравнивать и обобщать, проектировать свою деятельность по получению знаний и выполнению задания, определять способы получения знаний, представлять полученные знания; 2) аксеологические (ценностно-смысловые), качества – раскованность мыслей, чувств и движений, наличие своего мнения, умение доказывать свою точку зрения, прогностичность, мотивация к изучению нового, фантазия и вдохновленность; 3) методологические (оргдеятельностные) качества – способность осознавать, формулировать, сохранять учебную цель в течение всего урока и организовывать ее достижение, рефлексивное мышление, коммуникативные качества (умение работать в паре и в группе, договариваться о распределении ролей и обязанностей, взаимодействовать со сверстниками и учителем).

         Цели урока.

     1. Предметные цели.
1.1. Активизировать знания обучающихся о заимствованных словах.
1.2. Познакомить учеников с различными способами определения лексического значения заимствованных слов (состав слова, подбор синонимов, обращение к этимологическому словарю и словарю иностранных слов).
1.3. Формировать у обучающихся умение адекватно использовать заимствованные слова в определенных языковых ситуациях в устной и письменной речи.
    2. Метапредметные цели.Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.
2.1. Познавательные УУД.
2.1.1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
2.1.2. Использование различных способов поиска и анализа информации в соответствии с познавательными задачами.
2.1.3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
2.2. Коммуникативные УУД.
2.2.1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе.
2.2.2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
2.2.3. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
2.2 4. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
2.3. Регулятивные УУД.
2.3.1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.3.2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
        3. Личностные цели. Формирование личностных УУД.
3.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося.
3.2. Развитие этических чувств, доброжелательности.
3.3. Формирование чувства сопричастности к сохранению чистоты русского языка как средства общения.
3.4. Формирование представлений о явлениях, происходящих в словарном составе языка.     
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс» (авторы – С.В. Иванов,А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова ); мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор
.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I.                  Организационный этап.

 Учитель: Ребята, у нас сегодня открытый урок- к нам пришли гости. Вы любите гостей? А какими нужно быть при встрече гостей? (Добрыми, радостными, веселыми, послушными, вежливыми). Верно.

«Ручеек радости».

Чтобы занятие было доброжелательным и приносило нам радость, давайте встанем в ручеек радости и, приветствуя друг друга, передадим позитивную энергию. (Дети  берутся за руки, расслабляются).  Представьте, как внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке  чистая, прозрачная, теплая. Ручеек  совсем маленький и озорной. Он не может усидеть долго на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная теплая водичка через ваши руки переливается друг другу по кругу. Через этот ручеек вы мысленно передаете радость.

Учитель: А теперь, когда мы с вами выбросили все плохое и оставили только хорошее: доброту, послушание, вежливость, дружелюбие, приступаем к уроку. Садитесь на свои места. (Дети садятся на свои места, открывают тетради)

Учитель: Запишите: число, классная работа и день недели.(Дети записывают).

Давайте, сначала вспомним словарные слова. Будем писать правильно и красиво.

(Дети пишут,  меняются тетрадями с соседом по парте и все вместе проверяют ошибки, исправляя карандашом, хором произносят слова).

II.                Подготовка к основному этапу урока.

    Если человек за день не получил никаких знаний, значит день прошел зря…Давайте постараемся поработать так, чтобы сегодняшний день принёс нам много новых знаний.

Александр Кушнер написал стихотворение «Что я узнал!»

Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос, какие новые слова он узнал?

 Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

То подобная картина называется ПЕЙЗАЖ.            

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это-НАТЮРМОРТ.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,-

Обязательно картина называется ПОРТРЕТ.

Какие новые слова узнал автор стихотворения? Объясните своими словами значение этих слов. Что объединяет эти слова?

 Вот проблема, которую нам придется с вами решить.

Мы даже не представляем, как много в русском языке таких слов. Они так прочно вошли в наш обиход, что мы и не задумываемся, откуда пришли эти слова. Еще совсем недавно в русском языке не было слов:

 Библиотека

Фотография

Микроскоп

Телеграмма

Астронавт

Агроном

 

Как вы думаете, почему?      (не было таких предметов)

Откуда пришли эти слова?    (из другого языка)

Можно сказать, что мы их взяли взаймы. Как вы понимаете выражение - взять взаймы?

(дали в долг, одолжили)

Вот мы и подошли к названию темы урока: «Значения заимствованных слов».              

А чтобы правильно найти значения  слов нам понадобится словарь, который так помогает нам на уроках. Где же он находится? (В конце учебника.)

III.           Основной этап урока

Учитель: Давайте вспомним, что же такое заимствованные слова.(Дети вспоминают правило).

       1. Заимствованные корни (работа в парах; технологии проблемного диалога и использования историко-познавательного материала).
Обратимся к нашему помощнику и другу – учебнику. Откройте, пожалуйста, учебники на с. 78. Подумайте над хитрым заданием. Попробуйте определить лексическое значение каждого слова по значению его частей.(Выслушиваем ответы учащихся и сопоставляем с определением лексического значения по словарю.)
Библиотека (от древнегреческих слов библион – «книга» и тека – «хранилище») – …
Библиотека. 1. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. 2. Собрание книг, а также помещение, где они хранятся. 3. Название серии книг определенной тематики. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)
Какие слова с частью -тека вам известны? Что они обозначают? (аптека, видеотека, игротека и т.д.)
Фотография (от греческих слов фотос – «свет» и графо – «пишу») – …
Фотография. 1. Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках, плёнках. 2. Снимок, полученный таким образом. 3. Учреждение, мастерская для съёмки и изготовления таких снимков. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)
Назовите слова с частью фото-. (фотограф, фотографировать, фоторепортаж и т.д.)
Микроскоп (от греческих слов микрос – «малый» и скопео – «смотрю») – …
Микроскоп – оптический прибор с сильно увеличивающими стеклами для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)
Какие слова с частью микро- вы знаете? (микроб, микрофон и т.д.)
Телеграмма (от греческих слов теле – «далеко» и грамма – «запись», «буква») – …)
Телеграмма – срочное сообщение, передаваемое по телеграфу или радио, а также бланк с таким сообщением. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).
Найдите в нашем «Орфографическом словарике» слова с частью теле- и объясните их значение (телефон, телевизор).
Телевизор – аппарат для приёма телевизионных передач и их звукового сопровождения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).
Телефон. 1. Система технических приспособлений для передачи звуков на расстояние по проводам при помощи электрической энергии. 2. Аппарат для разговора таким способом. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

Астронавт (от греческого астрон – «звезда») - …
Астронавт. 1. Специалист по астронавтике. 2. То же, что космонавт. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).
Какие слова с частью астро- вам известны? (астроном, астрономия и т.д.)
Агроном (от греческого агрос – «поле») - …
Агроном – специалист по агрономии. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)
Сделайте вывод: как определить значение заимствованного слова?
Посмотрите на с. 79. Какой секрет языка открывает волшебный ключик?
Можете ли сказать, что заимствовано в словах первого задания? (корни)

Активизация опорных знаний.

1.Теперь мы знаем, как образовывались новые слова. Давайте поработаем с упражнением № 1. (Дети читают задание и выполняют упражнение. К доске выходят по очереди 4 человека).

 

2.Нахождение в тексте заимствованных слов (работа в парах).
            Можете ли вы сами найти заимствованные слова в тексте? Что вам поможет выполнить задание?Конечно, словари. Для выполнения этого задания вам могут пригодиться словарик, который находится в конце учебника. Упражнение 2 вы будете выполнять вместе с соседом.
Прочитай отрывок из стихотворения. Выпиши заимствованные слова. Знаешь ли ты, что они называют? Проверь себя по толковому словарику. Выпиши словарную статью к слову, значение которого было тебе неизвестно.
… Кто на площади оркестром
Дирижирует? Маэстро.
Приседает, пляшет,
Палочкою машет…
(Дж. Родари)

оркестр (из французского от греческого «место для хора», «место для танцев перед зрителями»);
дирижировать (из французского от латинского «направлять», «управлять»); маэстро (итальянское слово; «почетное звание крупных музыкантов»)

(Дети записывают в тетрадь значение слова маэстро.)

 

3. Физкультминутка.

Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.

В театре есть пауза, когда артисты и зрители отдыхают. Эта пауза называется – антракт.

Антракт, ребята.

Физминутка(дети встают из-за парт и выполняют физминутку)

 

4.  Антракт закончился. Представление продолжается

Давайте окунёмся в атмосферу театра и выполним упражнение 3.

Закончи предложение, используя слова для справок. 1 ряд работает над 1 предложением, 2 ряд - над вторым, а 3 ряд - над 4.

Будьте внимательны, слов для справок 4, а предложений разобрать надо 3.

Помогайте друг другу, будьте толерантными.

(проверка работы учащихся)

Можно ли закончить предложения без заимствованных слов? А почему нельзя?

(теряется смысл предложения)

 

IV.            Итог урока. Рефлексия.

Наше посещение театра, где так много заимствованных слов, заканчивается. И я снова возвращаюсь к вопросу, что мы узнали? Что общего у всех этих слов?  (они заимствованные)

     (все слова урока – чтение хором или учителем по времени)

Мы не только познакомились с новыми заимствованными словами, но и узнали их значение.

Оцените свою работу на уроке.(Дети показываю смайлики, рассказывают- всё ли у них получалось).

 

V.               Задание на дом.

Дальнейшее знакомство с заимствованными словами у вас произойдет при выполнении домашнего задания.

Упр. 4 стр. 81. (Дети читают задание)

Учитель: Выполняем задание на подготовленных листах- приглашение на детский праздник.

За вашу дружную и активную работу вы заслужили громкие аплодисменты.


 

Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Значения заимствованных слов»

Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Значения заимствованных слов»

УУД. 2.1. Познавательные УУД

УУД. 2.1. Познавательные УУД

Ход урока. I.

Ход урока. I.

Учитель: Ребята, у нас сегодня открытый урок- к нам пришли гости

Учитель: Ребята, у нас сегодня открытый урок- к нам пришли гости

Или принц в плаще старинном,

Или принц в плаще старинном,

Фотография (от греческих слов фотос – «свет» и графо – «пишу») – …

Фотография (от греческих слов фотос – «свет» и графо – «пишу») – …

Выпиши словарную статью к слову, значение которого было тебе неизвестно

Выпиши словарную статью к слову, значение которого было тебе неизвестно

I. Задание на дом

I. Задание на дом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2021
Посмотрите также: