Ход урока
I. Организационный момент
- Сядьте те, у кого в имени первая буква согласная
- Сядьте те, у кого имя начинается с гласного.
- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл на урок с хорошим настроением. Хорошее настроение – залог успеха, значит, всё у нас получится.
- Откройте тетради, запишите число.
(на доске запись : 12 февраля
Классная работа )
II. Словарная работа
- Начнём урок со словарной работы.
- Какие умения вы будете проверять, выполняя эту работу? (правописания слов с непроверяемыми орфограммами, знание словарных слов, повторение)
- Сделайте прогнозирующую оценку. Поставьте на полях смайлик с той оценкой, которую вы планируете получить
- я знаю все слова
- я знаю слова, но могу допустить ошибку
- сегодня я не выучил слова, но обязательно выучу к следующему уроку
Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Словарные слова: январь, февраль, Россия, морковь, капуста , девочка, Москва, Родина
Обменяйтесь карточкой с соседом по парте.
Взаимопроверка. Оговорим критерии оценки. Сколько ошибок допускаем на оценку «4»? (1, ошибка)
«3»? ( 2 ошибки)
Оцените работу смайликом.
5
4
3
- поднимите руку те, у кого совпали прогнозирующая оценка и оценка, которую вам поставили. Вы молодцы.
- поднимите руку, у кого оценка за работу выше прогнозирующей. Вы не уверены в своих знаниях. Хорошо выучите словарные слова.
- к какой части речи относятся слова, которые мы записали? (к имени существительному)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
- обратите свое внимание на ваши рабочие места, у каждого из вас есть конверт, откройте его и достаньте содержимое (в конвертах слова: солнце, девочка, утро, мальчик, город, щенок, эти же слова и на доске)
Один у доски, остальные на своих местах
http://www.umapalata.com/uschool/expo/Anastasia21/17961.html?LANG=RU
Положите перед собой в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.
- Оцените правильность выполнения вторым смайликом на полях тетради
- Молодцы, с этим заданием справились.
(На стенах на карточках развешены слова: Маша, Игорь, Шарик, Ноябрьск, , дети, карандаш, петух, кот, город)
- Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные.
выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.
Запишите пары слов в тетрадь, образец на доске (кот Барсик)
- Почему некоторые слова вы записали с заглавной буквы? (Потому что это имена, клички животных и т.д)
- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.
IV. Физминутка
- Вы, наверное, устали?
- Дружненько тогда все встали.
- Как живёте? Вот так!
- Как идёте? Вот так!
- Как бежите? Вот так!
- Ночью спите? Вот так!
- А как машете вслед? Вот так!
- А как ждёте обед? Вот так!
- Как шалите? Вот так!
- А как в школе за партой сидите? Вот так!
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- ОЙ, кажется кто-то кричит, прислушайтесь
(ролик про ВинниПуха 20 сек.)
- А как вы думаете почему к ВинниПуху не пришел его друг Кролик?
(потому что их всех называют кроликами)
- И как же нам быть? Если одно и то же слово может быть и именем, и названием группы? Кто уже догадался, какая будет тема сегодняшнего урока? (Слова, которые пишутся с большой буквы и с маленькой)
- Какие цели и задачи поставим перед собой? (научиться, узнать …..)
IV. Открытие нового знания
- В русском языке для обозначения имён существительных, которые пишутся с большой буквы и для имён существительных, которые пишутся с маленькой буквы, есть специальные обозначения. Это - имена собственные и нарицательные.
(слайд на доске: тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.)
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
- Сколько стран можно назвать словом «страна»?
- А сколько стран можно назвать словом «Россия»?
- Сколько городов можно назвать словом «город»?
- А сколько городов можно назвать словом «Ноябрьск»?
- Сколько человек можно назвать словом «человек»?
- А сколько человек носят имя Александр Сергеевич Пушкин?
- Прочитайте правило на с. 52.
- Запишите своё имя, отчество и фамилию в тетрадь.
- Как вы их запишите? (с заглавной буквы)
Работа по учебнику. с.52, упр. 88
- Прочитайте слова. Являются ли они собственными именами существительными? (нет)
Вы правы. Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников.
Прочитайте правило на с.53. (один ученик читает остальные следят)
Сделайте вывод, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным.
Работа с доской (smart)
Составьте пары
Имя нарицательное + имя собственное
Дети работают у доски по цепочке
- Следующее задание у каждого из вас на парте лежит текст с пропущенными словами, спишите этот текст в тетради подобрав нужные слова
(один ребенок работает у доски)
Летом я гостил в деревне у__________ ______. Каждое утро мы бегали на речку. С нами всегда был _______ _____. Мои друзья, ______ и ______, научили меня хорошо плавать
Слова для справок: бабушки, Нины, щенок, Гав, Настя, Влад
-Проверьте себя и оцените свои успехи третьим смайликом на полях? (проверка на доске)
VI. Закрепление изученного материала.
- Теперь мы с вами знаем что такое имена собственные и нарицательные
А как же обстоят дела у ВинниПуха Разобрался ли он?
(ролик ВинниПух 9.40
VII. Рефликсия деятельности
Какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы целей?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание:
У. стр. 52, 53 правило
по выбору
Р. Т. стр.27 или
составить весёлый рассказ
(5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные
Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.