Методическая разработка урока
Тема: Природа и растительный мир Древней Индии
Цели: Образовательные:
1. Систематизировать знания учащихся по теме «Древняя Индия»;
2. Обеспечить усвоение учащимися основных понятий и фактов по теме «Древняя Индия».
Воспитательные:
1. Способствовать повышению интереса к предмету история;
2. Содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционального отношения к прошлому.
Развивающие:
1. Развить у учащихся способности к логическому мышлению;
2. Продолжить формирование умений работать в группе;
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Планируемый результат:
Предметные : иметь представления о природно-географических условиях Древней Индии, её животном мире и растительном мире. Уметь дать развернутый ответ на заданную тему.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование и развитие интереса к истории.
Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности в процессе выполнения обучающих структур.
Познавательные: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: способность к формулировке развернутого ответа; умение отвечать на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Река, которая берет свое начало в Центральной Африке и течет на север к Средиземному морю
|
|
НИЛ |
Фараоны Древнего царства строили себе гробницы в виде каменных сооружений, которые назывались
|
ПИРАМИДА |
Гигантская фигура с телом льва и головой человека в уборе фараона
|
СФИНКС |
Территория между реками Тигр и Евфрат
|
МЕЖДУРЕЧЬЕ |
Как называлась письменность, которая сочетала в себе знаки - клинья
|
КЛИНОПИСЬ |
Служители богов и хранители их таинств
|
ЖРЕЦЫ |
Страна мореплавателей
|
ФИНИКИЯ |
Столица Израильского царства
|
ИЕРУСАЛИМ |
Большая и могущественная держава, объединяющая разные страны и народы
|
ИМПЕРИЯ |
В какой стране находилась самая знаменитая библиотека
|
АССИРИЯ |
Где были созданы знаменитые висячие сады
|
ВАВИЛОН |
«Страна стран»
|
ПЕРСИЯ |
Царь издавший законы, дошедшие до нас полностью
|
ХАММУРАПИ |
Из специально обработанных стеблей этого растения получали материал для письма
|
ПАПИРУС |
Страна на берегах реки НИЛ
|
ЕГИПЕТ |
Поселение, основанное на чужой территории
|
КОЛОНИЯ |
Империя, где впервые была учреждена государственная почта
|
Персидская империя |
Как называли царя древнего Египта
|
ФАРАОН
|
«Страна чудес» |
«Страна чудес». Есть ли у нас ответ на данный вопрос.
Нам сегодня предстоит узнать. О какой же стране могли говорить такие слова,
Закройте глаза и представьте себе эту страну.
«О. древняя и мудрая страна!
Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.
Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца и манишь ароматом лотоса и чая»
- Какие ассоциации у вас возникли?
Если не угадают, то предлагаем текст Однажды, один старый путешественник, взяв в руки старый календарь, на другой стороне увидел карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня, родина хлопка, риса, чая, приправ для острых блюд. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране».
- Как вы думаете , что это за страна?
А для того, чтобы вы запомнили эту удивительную страну ещё лучше, сегодня наш урок мы посвятим знакомству с ней
С чего обычно мы начинаем изучение любой страны?( с географического положения, природных условий, занятий людей)
Учитель: Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока ( Древняя Индия.
познакомиться с жизнью народа Древней Индии, с природными условиями, с занятиями)
Тема нашего урока «Древняя Индия» (запись в тетрадь)
ПРОБЛЕМА УРОКА В ходе нашего урока мы также ребята должны доказать утверждение о том что ИНДИЯ – «Страна чудес»
Я забыла вам сказать, что сегодня у нас необычный урок – урок-исследование. И в роли исследователей выступит каждый из вас. Вы объединяетесь по группам и каждая группа получает исследовательское задание, его выполнение поможет всем нам узнать о Индии что-то новое и показать особенность, уникальность этой страны. Результатом работы групп должно стать создание Справочника путешественника по Древней Индии (Учитель показывает шаблон)
Мне кажется, что справочник путешественника у нас получится интересным и необходимым для любого человека. И познакомившись с нашим справочником, каждый захочет побольше узнать о и отправиться туда в путешествие.
И так перед нами план нашей работы.
Вместе – Географическое положение Индии ( Приложение 1)
Группа 1 - исследует, природный и животный мир Древней Индии (Приложение 2)
Группа 2 – изучает основные занятия жителей Древней Индии
( Приложение 3)
Группа 3 – знакомит с первыми городами – государствами Индии
( Приложение 4)
Группа 4 - изучает древние верования индийцев ( Приложение 5)
1 страницу нашего справочника заполним все вместе. Это у нас
Географическое положение Индии
Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.108. А у меня на доске. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.
Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". У каждой группы лежит свой текст документа
Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".
1.Прочитайте отрывок.
Индия омывается водами с трёх сторон…
2. Ответьте на вопросы.
Что вы узнали из этого отрывка?
Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".
1.Прочитайте отрывок.
Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек…
2.Ответьте на вопросы.
Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".
1.Прочитайте отрывок.
"Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями "
2. Ответьте на вопросы.
Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".
1.Прочитайте отрывок.
"Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, другой - летний:"
2.Ответьте на вопрос.
Учитель знакомит учащихся с правилами работы в группе.
Правила работы в группах: (проговорить)
1. Прочитать задание
2. Чётко разделить обязанности, кто на какой вопрос будет отвечать, какое задание выполнять и представлять результат работы своей и группы
3. При обсуждении прислушиваться друг к другу
4. Не разговаривать громко, не мешать другим
Работа в группах
Учитель оказывает консультативную помощь группам.
Время – 10 минут.
По окончании этого времени работа в группах прекращается и мы слушаем ответы.
Подведение итогов урока.
Ребята, а вы, помните на какой вопрос мы искали ответ в нашем путешествии. Почему греки называли Индию страной чудес?
(Ответы учащихся)
ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес, потому что
-в Индии были благоприятные природные и климатические условия,
- плодородные земли;
- полноводные реки,
- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);
- удивительные растения и животные
ТЕСТ ПО ИСТОРИИ “ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ”
1.Где находится Индия?
А) на западе Азии
Б) на юге Азии
В) на востоке Азии
2.В какой стране стали впервые производить сахар?
А) в Китае
Б) в Индии
В) в Ассирии
3. Колыбелью государств Индии стали долины великих рек
|
А) Тигра и Евфрата |
|
Б) Инда и Ганга В) Хуанхе и Янцзы |
|
4. Густые, труднопроходимые леса в Индии
называются1) джунглями 5. Что выращивали земледельцы в Древней Индии? А) хлопчатник и сахарный тростник Б) чай В) какао |
6. . Домашнее задание (с комментариями)
1) Прочитайте стр 107-109, отв на вопрос 1-2
2) Задание на выбор и по желанию:
Попробуйте разгадать загадку покинутых гордов
:Спасибо за урок! Я вами очень довольна! Ставлю классу – 5 Кому сегодня на уроке вы поставили бы отметку «5» и почему? Кому - «4»?
Географическое положение Древней Индии Приложение 1
Ø Индия находится на юге Азии на полуострове Индостан Ø с трёх сторон он омывается Индийским океаном |
|
|
|
||
Ø на севере Индии находятся горы Гималаи Ø слово "Гималаи" означает "жилище снега" Ø самая высокая на земле вершина Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище богов" |
||
Ø протекают две крупные реки Инд и Ганг
Ø свое название страна получила от названия реки Инд
Ø воды Ганга жители Индии считают священными
Природный и животный мир Древней Индии Приложение 2
Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 1 2, 3, 4 абзац стр 107), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора
- Что такое джунгли?
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях?
А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы.
В
ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли?
Есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм
Заполните лист для справочника
Природа и животный мир Индии
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
|
Ø
Ø
Основные занятия Приложение 3
Каковы же были занятия населения Древней Индии? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник на стр 108-109 до пункта 2.
Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. В Древней Индии люди обычно селились вдоль рек, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали рис. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаменим. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было бы освоить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали и в хозяйстве. Индийцы занимались охотой, собирательством
Решите историческую задачу
Один из путешественников, вернувшихся из загадочной Индии, рассказывал: Какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Он видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани. Верите?
Ответ:
А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед. Верите?
Ответ
Благовония — группа ароматных веществ, которыми с древнейших времён пользовались люди в качестве лечебного или оздоравливающего, парфюмерного средства, а также для отправления религиозных ритуалов.
Пряности — различные части растений, обладающие специфическим, в той или иной мере устойчивым ароматом и вкусом, традиционно добавляемые в пищу в малых дозах, в основном, с целью улучшения вкусовых качеств продуктов..
Заполните лист для справочника
Древние города государства Приложение 4
Но кроме посёлков существовали в Индии и города, найденные при раскопках. А как называют учёных занимающихся раскопками
Ответ
Прочитайте пункт 2 в учебниках, а затем данный текст
Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.
Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10м. вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн Археологи пришли к выводу о том, что эти города были покинуты жителями. Почему покинули эти города люди, никто не знает. Это загадка для учёных.
Ø |
Ø |
«Реши задачу»
Археологи рассказали в своих отчетах о том, что древнейшие индийские города были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме, двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
Древние верования Приложение 5
Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов. Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство
А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему?
Прочитайте ответ на стр. 110-111. Пунк 4 параграфа 22
Кармический закон — это «закон возмездия», который определяет послесмертную дальнейшую судьбу человека — будет ли он обречен на хорошую, или плохую жизнь — зависит от того, какой образ
Древние верования
Ø Бог Брахма
Ø Бог Вишну
Ø Бог Шива
Ø
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.