Методическая разработка урока по теме "Природные условия и занятие населения Индии"
Оценка 5

Методическая разработка урока по теме "Природные условия и занятие населения Индии"

Оценка 5
docx
18.11.2020
Методическая разработка урока по теме "Природные условия и занятие населения  Индии"
методичекая разработка.docx

Методическая разработка урока

Тема: Природа и растительный мир Древней Индии 

Цели:   Образовательные:

1. Систематизировать знания учащихся по теме «Древняя Индия»;

2. Обеспечить усвоение учащимися основных понятий и фактов по теме «Древняя Индия».

Воспитательные:

1. Способствовать повышению интереса к предмету история;

2. Содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционального отношения к прошлому.

Развивающие:

1. Развить у учащихся способности к логическому мышлению;

2. Продолжить формирование умений работать в группе;

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

 

Планируемый результат:

Предметные :  иметь представления о природно-географических условиях Древней Индии, её животном мире и растительном мире.  Уметь дать развернутый ответ на заданную тему.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию,  формирование и развитие интереса к истории.

Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности в процессе выполнения обучающих структур.

Познавательные: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: способность к формулировке развернутого ответа; умение отвечать на вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

  1. Вступительное слово учителя
  2. Актуализация (проводится в форме игры «Домино»

 

 

 

 

Река, которая берет свое начало  в Центральной Африке и течет на север к Средиземному морю

 

 

 

НИЛ

 

Фараоны  Древнего царства  строили  себе гробницы в виде каменных сооружений, которые назывались

 

 

 

 

ПИРАМИДА

 

Гигантская фигура с телом льва и головой человека в уборе фараона

 

 

 

 

СФИНКС

 

Территория  между реками Тигр и Евфрат

 

 

 

 

 

МЕЖДУРЕЧЬЕ

 

 

Как называлась письменность, которая сочетала в себе знаки - клинья

 

 

 

 

 

КЛИНОПИСЬ

 

 

Служители богов и хранители их таинств

 

 

 

 

 

ЖРЕЦЫ

 

 

Страна мореплавателей

 

 

 

 

 

ФИНИКИЯ

 

 

Столица Израильского царства

 

 

 

 

ИЕРУСАЛИМ

 

 

Большая и могущественная  держава, объединяющая разные страны и народы

 

 

 

ИМПЕРИЯ

 

В какой стране находилась самая  знаменитая библиотека

 

 

 

 

 

АССИРИЯ

 

 

Где были созданы знаменитые висячие сады

 

 

 

ВАВИЛОН

 

 

«Страна стран»

 

 

 

ПЕРСИЯ

 

Царь издавший законы, дошедшие до нас полностью

 

 

 

 

 

ХАММУРАПИ

 

 

Из специально обработанных стеблей  этого растения получали материал для письма

 

 

 

ПАПИРУС

 

Страна на берегах реки НИЛ

 

 

 

 

ЕГИПЕТ

 

 

Поселение, основанное на чужой территории

 

 

 

 

 

КОЛОНИЯ

 

 

Империя, где впервые была учреждена  государственная почта

 

 

 

 

 

Персидская империя

 

 

Как называли царя древнего Египта

 

 

 

 

ФАРАОН

 

 

 

«Страна чудес»

 

  1. Новая тема

«Страна чудес».  Есть ли у нас ответ на данный вопрос.

Нам сегодня предстоит узнать. О какой же стране могли говорить такие слова,

Закройте глаза и представьте себе эту страну.

«О. древняя и мудрая страна!

Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.

Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца и манишь ароматом лотоса и чая»

- Какие ассоциации у вас возникли?

Если не угадают, то предлагаем текст   Однажды, один старый путешественник, взяв в руки старый календарь, на другой стороне увидел карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня, родина хлопка, риса, чая, приправ для острых блюд. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране».

- Как вы  думаете , что это за страна?

 А для того, чтобы вы запомнили эту удивительную страну ещё лучше, сегодня наш урок мы посвятим знакомству с ней

С чего обычно мы начинаем изучение любой страны?( с географического положения, природных условий, занятий людей)

 

Учитель:  Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока ( Древняя Индия.

 познакомиться с жизнью народа Древней Индии, с природными условиями, с занятиями)

 

Тема нашего урока «Древняя Индия» (запись в тетрадь)          

 

ПРОБЛЕМА УРОКА   В ходе нашего урока мы также ребята должны доказать утверждение о том что ИНДИЯ – «Страна чудес»    

 

 Я забыла вам сказать, что сегодня у нас необычный урок – урок-исследование. И в роли исследователей выступит каждый из вас. Вы объединяетесь по группам и каждая группа получает исследовательское задание, его выполнение поможет всем нам узнать о Индии что-то новое и показать особенность, уникальность этой страны. Результатом работы групп должно стать создание Справочника путешественника по Древней Индии (Учитель показывает шаблон)

Мне кажется, что справочник путешественника у нас получится интересным и необходимым для любого человека. И познакомившись с нашим справочником, каждый захочет побольше узнать о и отправиться туда в путешествие.

 

И так перед нами план нашей работы.

Вместе    – Географическое положение Индии  ( Приложение 1)

Группа 1 -  исследует, природный и животный  мир Древней Индии (Приложение 2)

Группа 2 – изучает основные занятия  жителей Древней Индии

( Приложение 3)

Группа 3 – знакомит с первыми городами – государствами  Индии 

( Приложение 4)

Группа 4  - изучает древние верования индийцев  ( Приложение 5)

 

1 страницу нашего  справочника заполним все вместе.  Это у нас

Географическое положение Индии

Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.108. А у меня на доске. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.

Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека". У каждой группы лежит свой текст документа

Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".

1.Прочитайте отрывок.

Индия омывается водами с трёх сторон…

2. Ответьте на вопросы.

Что вы узнали из этого отрывка?

  • Как называется часть суши, омываемая с трёх сторон водой?
  • Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия?

 

Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".

1.Прочитайте отрывок.

Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся кра­сотой и пересеченных множеством рек…

2.Ответьте на вопросы.

  • Что вы узнали из этого отрывка?
  • Почему люди предпочитали селиться у рек?
  •  

Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".

1.Прочитайте отрывок.

"Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями "

2. Ответьте на вопросы.

  • Что вы узнали из этого отрывка? 
  • Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?

 

Отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".

1.Прочитайте отрывок.

"Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, другой - летний:"

2.Ответьте на вопрос.

  • Что вы узнали о климате Индии? 

 

Учитель знакомит учащихся с правилами работы в группе.

 

Правила работы в группах: (проговорить)

1.              Прочитать задание

2.              Чётко разделить обязанности, кто на какой вопрос будет отвечать, какое задание выполнять и представлять результат работы своей и группы

3.              При обсуждении прислушиваться друг к другу

4.              Не разговаривать громко, не мешать другим

Работа в группах

 

Учитель оказывает консультативную помощь группам.

Время – 10 минут.

По окончании этого времени работа в группах прекращается и мы слушаем ответы.

 

Подведение итогов урока.

Ребята, а вы, помните на какой вопрос мы искали ответ в нашем путешествии.  Почему греки называли Индию страной чудес?

(Ответы учащихся)

ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес, потому что

 -в Индии были благоприятные природные и климатические условия,

- плодородные земли;

- полноводные реки,

- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

- удивительные растения и животные

 

  1. Контролирующее задание

ТЕСТ ПО  ИСТОРИИ  “ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ”

1.Где  находится  Индия?

              А) на  западе  Азии

   Б) на  юге  Азии

   В) на  востоке  Азии

2.В  какой стране  стали  впервые производить  сахар?

            А) в  Китае

            Б) в Индии

            В) в Ассирии

3. Колыбелью государств Индии стали долины великих рек

      

А) Тигра и Евфрата

 

Б) Инда и Ганга

В) Хуанхе и Янцзы

 

 

 

4.  Густые, труднопроходимые леса в Индии называются1) джунглями
2) тропиками
3) оазисами

5. Что  выращивали  земледельцы в  Древней  Индии?

     А) хлопчатник и  сахарный  тростник     Б) чай     В) какао

 

6.      . Домашнее задание (с комментариями)

1) Прочитайте стр 107-109, отв на вопрос 1-2

2) Задание на выбор и по желанию:

Попробуйте разгадать загадку покинутых гордов

  1. . Рефлексия и оценивание

:Спасибо за урок! Я вами очень довольна! Ставлю классу – 5 Кому сегодня на уроке вы поставили бы отметку «5» и почему? Кому - «4»?

 

 

Географическое положение Древней Индии Приложение 1

 

 

Ø Индия находится на юге Азии на полуострове Индостан

Ø с трёх сторон он омывается Индийским океаном

 

http://images.myshared.ru/4/151478/slide_6.jpg

 

http://altayazia.ru/wp-content/uploads/2017/02/gimalayi-2.jpg

Ø на севере Индии находятся горы Гималаи

Ø     слово "Гималаи" означает "жилище снега"

Ø самая высокая на земле вершина Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище богов"

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0947/00000946-a2c2cd81/img4.jpg

 

Ø протекают две крупные реки Инд и Ганг

Ø свое название страна получила от названия реки Инд

Ø воды Ганга жители Индии считают священными

 

 

 

Природный и животный мир Древней Индии Приложение 2

Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 1  2, 3, 4 абзац  стр 107), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.

 

Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора


- Что такое джунгли?
 - Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях?

 

А для знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и ответить на вопросы.

 

В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по  сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…


 - Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
 - Чем опасны были джунгли?

 

 

Есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм

 

 

Заполните лист для справочника

 

 

 

Природа и животный мир Индии

 

https://cdn.wallpapersafari.com/92/80/zcKsuV.jpg

Ø

 

 

 

Ø  

 

 

 

Ø   

 

 

 

 

Ø   

 

 

 

 

Ø   

 

Ø  

http://images.myshared.ru/4/87152/slide_13.jpg 

 

Ø  

 

         Основные занятия  Приложение 3

 Каковы же были занятия населения Древней Индии? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник  на стр 108-109 до пункта 2.

 

Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. В Древней Индии люди обычно селились вдоль рек, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали рис. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаменим. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было бы освоить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали и в хозяйстве. Индийцы занимались охотой, собирательством

Решите историческую задачу

Один из путешественников, вернувшихся из загадочной Индии, рассказывал:  Какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Он  видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани. Верите?

Ответ:

А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед. Верите?

Ответ

Благовония — группа ароматных веществ, которыми с древнейших времён пользовались люди в качестве лечебного или оздоравливающего, парфюмерного средства, а также для отправления религиозных ритуалов.

Пряности — различные части растений, обладающие специфическим, в той или иной мере устойчивым ароматом и вкусом, традиционно добавляемые в пищу в малых дозах, в основном, с целью улучшения вкусовых качеств продуктов..

 

 

 

 

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d94/0004ef93-c9fca4c7/640/img15.jpgЗаполните лист для справочника

 

 

 

 

https://24smi.org/public/media/2017/6/27/02_3oP8iDw.jpg

 

 

 

 

Древние города государства Приложение 4

Но кроме посёлков существовали в Индии и города, найденные при раскопках. А как называют учёных занимающихся раскопками

Ответ

Прочитайте пункт 2 в учебниках, а затем данный текст

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10м. вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн Археологи пришли к выводу о том, что эти города были покинуты жителями. Почему покинули эти города люди, никто не знает. Это загадка для учёных.

http://images.myshared.ru/10/1005900/slide_11.jpg

Ø  

 

 

 

 

Ø  

 

 «Реши задачу»

Археологи рассказали в своих отчетах о том, что древнейшие индийские города были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме, двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? 

 

Древние верования Приложение 5

Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов. Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство

А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему?

Прочитайте ответ на стр. 110-111. Пунк 4 параграфа 22

 

Кармический закон — это «закон возмездия», который определяет послесмертную дальнейшую судьбу человека — будет ли он обречен на хорошую, или плохую жизнь — зависит от того, какой образ

https://fs00.infourok.ru/images/doc/232/82571/7/img18.jpghttp://900igr.net/up/datas/142112/012.jpgДревние верования

 

Ø Бог Брахма

 

Ø Бог Вишну

 

Ø Бог Шива


 

Ø

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Река, которая берет свое начало в

Река, которая берет свое начало в

ЖРЕЦЫ Страна мореплавателей

ЖРЕЦЫ Страна мореплавателей

ПЕРСИЯ Царь издавший законы, дошедшие до нас полностью

ПЕРСИЯ Царь издавший законы, дошедшие до нас полностью

Персидская империя Как называли царя древнего

Персидская империя Как называли царя древнего

С чего обычно мы начинаем изучение любой страны? ( с географического положения, природных условий, занятий людей)

С чего обычно мы начинаем изучение любой страны? ( с географического положения, природных условий, занятий людей)

Приложение 4) Группа 4 - изучает древние верования индийцев (

Приложение 4) Группа 4 - изучает древние верования индийцев (

Прочитайте отрывок. Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся кра­сотой и пересеченных множеством рек… 2

Прочитайте отрывок. Много в Индии широких плодородных равнин, отличающихся кра­сотой и пересеченных множеством рек… 2

Учитель знакомит учащихся с правилами работы в группе

Учитель знакомит учащихся с правилами работы в группе

Контролирующее задание ТЕСТ

Контролирующее задание ТЕСТ

Географическое положение Древней

Географическое положение Древней

Индии находятся горы Гималаи Ø слово "Гималаи" означает "жилище снега" Ø самая высокая на земле вершина

Индии находятся горы Гималаи Ø слово "Гималаи" означает "жилище снега" Ø самая высокая на земле вершина

Инд и Ганг Ø свое название страна получила от названия реки

Инд и Ганг Ø свое название страна получила от названия реки

В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели

В ветвях деревьев гнездились, шумели, порхали и пели

Природа и животный мир Индии Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø

Природа и животный мир Индии Ø Ø Ø Ø Ø Ø Ø

Основные занятия Приложение 3

Основные занятия Приложение 3

Верите? Ответ: А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед

Верите? Ответ: А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед

Заполните лист для справочника

Заполните лист для справочника

Древние города государства Приложение 4

Древние города государства Приложение 4

За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн

За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн

Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины

Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины

Древние верования Ø Бог

Древние верования Ø Бог
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2020