Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме: Россия в начале XX века.
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме: Россия в начале XX века.

Оценка 4.6
docx
20.05.2020
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме: Россия в начале XX века.
МР Россия в начале XX в..docx

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Челябинской области

«Чебаркульский профессиональный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

по учебной дисциплине «История»

по теме: Россия в начале XX века.

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Автор-разработчик:

Созинова Ирина Сергеевна, преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебаркуль

 2020

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка …………………………………………………..

3

I. План урока…………………………………………………….................

4

II. Структура урока и продолжительность этапов урока…………….

5

III. Ход урока………………………………………………………………...

5

Литература и Интернет-ресурсы...………………………………………

10

Приложение 1-2…….………………………………………………………

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)

 

Озинова Ирина Сергеевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин.

2.

Название ресурса

 

Методическая разработка урока по теме: Россия в начале ХХ в.

3.

Вид ресурса

Документ, презентация

4.

Предмет, УМК

История

5.

Цель и задачи ресурса

 

Цель: знакомство с внутренней политикой России в начале ХХ в.

Задачи:

1. Образовательная -  сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в.

2. Развивающая – способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыков работы с учебным текстом, историческим документом.

3. Воспитательная – воспитание нравственной позиции.

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

15-18 лет, студенты техникума

7.

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Word 2010

8.

Методические рекомендации

по использованию ресурса

Методическая разработка урока по теме: Россия в начале ХХ в. может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока теоретического обучения

 

Тема раздела

От новой истории к новейшей

Тема урока

Россия в начале ХХ в.

Цель

Знакомство с экономикой ведущих западных стран в начале ХХ в.

Задачи

 

1. Образовательная

сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в.

2. Развивающая

способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыков работы с учебным текстом, историческим документом.

3. Воспитательная

воспитание нравственной позиции.

Хронометраж урока

45 минут

Тип урока

урок усвоения нового материала

Вид урока

комбинированный: лекция, беседа, анализ

Педагогические технологии

технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно-знаковых моделей

Метод обучения

устный, письменный, частично-поисковый, сравнительный

Приемы обучения

рассказ, беседа, сравнение, анализ, презентация

Форма организации познавательной деятельности

фронтально-групповая, индивидуальная

Средства обучения

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Презентация.

5. Материалы для рефлексии.

Литература

 

1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 320 с.

Метод контроля

устный, письменный

Межпредметные связи

обществознание

Основные понятия, термины

сословия, классы, капитализм, многоукладность

 

Место проведения

учебная аудитория

Формируемые знания

1. Объяснение, в чем заключались главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ века.

2. Систематизация материала о развитии экономики в начале ХХ века, выявление ее характерных черт.

3. Раскрытие основных положений и итогов осуществления политической программы П.А. Столыпина, его аграрной реформы.

Формируемые умения

1. Представление характеристики Николая II (в форме эссе, реферата).

2. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия».

 

Структура урока

Ход урока:

 

I. Организационный момент

 

II.

Мотивация и целеполагание

III.

Формирование ориентировочных основ знаний

IV.

Первичное закрепление нового материала

V.

Домашнее

задание и инструкции

 по его выполнению

VI.

Подведение итогов

урока

VII.

Рефлексия

1

2

3

4

5

6

7

1 мин.

5 мин.

29 мин.

5 мин.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

I.        Организационный момент

1.       Приветствие студентов.

2.       Проверка готовности студентов к уроку.

3.       Организация внимания.

 

II. Мотивация и целеполагание

 

Преподаватель:

К началу XX в. Россия подошла с массой нерешенных проблем.

Задание:

1. Представьте, что вы живете в России в начале XX в. и входите в состав одного из сословий. Опишите выбранное вами сословие, особенности его жизни и быта.

2. Обоснуйте свою точку зрения по вопросу: «Какие проблемы, стоящие перед страной в начале XX в., вы считаете самыми важными, острыми и почему?».

3. Чем были вызваны данные проблемы?

4. Как вы думаете, какие вопросы будут рассматриваться на уроке?

 

Приложение 1

Практикум «Российская империя в начале XX в.»

Задание: просмотрите видеосюжет «Российская империя в начале XX в.». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=srDTZHREW5I и составьте список особенностей развития Российской империи в начале XX в.

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 12 минут

Ответ:

Особо острыми проблемами в начале XX в. в России являлись нерешенные социально-экономические вопросы. Эти проблемы порождались половинчатым, непоследовательным характером крестьянской реформы 1861 г.

Император Николай II видел свою задачу в сохранении самодержавия в неизменном виде и поэтому следовал курсу своего отца Александра III.

 

 

III. Формирование ориентировочных основ знаний

1. Социальная структура России в начале XX века.

2. Экономическое развитие России в конце XIX – начале XX вв.

3. Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина.

 

1. Социальная структура России в начале XX века.

 

Преподаватель:

          В начале XX в. в России наблюдался переход от традиционного общества к индустриальному.

По-прежнему основу социальной структуры составляли сословия – замкнутые группы людей, наделенные определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

По данным переписи 1897 г., население России составляло около 126 млн. человек.

Господствующее сословие – дворянство (около 30 тыс. человек, 1%) – находились на гражданской или военной службе (к дворянству относились творческая интеллигенция, преподаватели, юристы), делилось на личное (не передающееся по наследству) и потомственное (передающееся по наследству).

К привилегированным сословиям относились почетные и именитые граждане (потомственные и личные).

Духовенство делилось на черное (монашество) и белое (проповедующее в миру).

Гильдейское купечество (I, II, III гильдий) – к ним относились крупные российские предприниматели, финансисты.

Мещане – лавочники, ремесленники, рабочие, служащие (городское население),

К сельскому населению относились крестьяне (82% населения России), однодворцы (с/х население западной губернии), казаки (несли военную службу 20 лет, имели право на землю, традиции казачьего круга).

В начале XX в. появились новые элементы – буржуазия, рабочий класс (формировались в основном их крестьян, интеллигенции).

Запись в конспект:

К началу XX в. в России сложились следующие группы противоречийhttp://www.rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/683/682778/682778_html_m6b3b72d7.png

 

2. Экономическое развитие России в конце XIX – начале XX вв.

 

Преподаватель:

К концу XIX в. оформилась система российского капитализма.

Период с середины 80-х – до середины 90-х гг. вошел в историю страны как «золотое десятилетие» в развитии экономики: государство покровительствовало развитию отечественной промышленности, банковского дела, транспорта, связи, поступлению иностранных инвестиций.

В 1893 г. Россия вступила в полосу бурного промышленного подъема. Продукция всей крупной промышленности за 1893 – 1900 гг. выросла почти в два раза. Основой этого подъема было усиленное ж/д строительство.

Промышленный переворот (революция) – скачок в развитии производственных сил, состоявший в переходе от мануфактуры к машинному производству (фабрике). Машины вытесняли ручной труд.

Вопрос: Как вы думаете, какие факторы могли отрицательно влиять на развитие российской экономики?

Факторы, отрицательно влияющие на развитие российской экономики:

- многоукладный характер экономики – частнокапиталистическая, монополистическая и государственно-монополистическая, сохранялся мелкотоварный (кустарная промышленность), полукрепостнические и натурально-патриархальные (община) уклады;

- неравномерность и глубокие диспропорции в развитии отдельных отраслей;

- зависимость от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций;

- низкая производительность труда;

- российская буржуазия не имела доступа к власти и не была свободна в принятии решений;

- вмешательство государства в хозяйственную жизнь (создание казенных заводов (военное производство), контроль за ж/д транспортом и строительством ж/д (2/3 сети ж/д принадлежала государству), принадлежало часть земельных угодий).

К началу XX в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной (входила в пятерку наиболее развитых индустриальных стран мира по размерам промышленного производства).

Приложение 2

Практикум «Российская промышленность в начале XX в.»

Задание: прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из книги французского экономиста Э. Тэри «Россия в 1914 г.»

Молодые страны имеют то преимущество, что могут немедленно воспользоваться плодами прогресса, добытыми долгими годами опыта в старых промышленных странах. Вот почему шахты и металлургические предприятия, созданные в пустынных степях южной России, были сразу оснащены по образцу наиболее усовершенствованных предприятий Западной Европы.

Вопросы:

1. Какими преимуществами обладала российская промышленность?

2. Из курса новой истории вспомните, какими техническими усовершенствованиями могла воспользоваться отечественная промышленность.

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 5 минут

 

 

3. Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина.

 

Реформы С.Ю. Витте

Преподаватель:

http://diletant.media/upload/medialibrary/9be/9be55600bbf4eff5198391c2eef8ac7a.jpgТворцом курса на всемерное индустриальное развитие был С.Ю. Витте, министр финансов в 1893 – https://bookz.ru/authors/vladimir-fortunatov/rossia-v_777/i_002.png1903 гг., а в 1903 – 1906 г. – председатель Комитета министров и Совета министров. Он намеревался за 20 лет догнать ведущие индустриальные страны, что, по его мнению, укрепило бы оборонную мощь страны, обеспечило ее хозяйственную независимость и пополнило государственный бюджет. Путь к этому лежал (по его мнению) в усилении государственного влияния на экономику.

Предложенные С.Ю. Витте меры способствовали накоплению средств, использовавшихся для кредитования крупной промышленности, породили в 1893 – 1899 гг. невиданный промышленный бум:

- продукция легкой промышленности выросла за это время в 1,6 раза, тяжелой в 2 раза;

- добыча нефти и угля выросла в 2,5 раза;

- выплавка чугуна и производство машина в 3 раза;

- машинная техника вытеснила ручную, появились новые машины и станки;

- шел рост парового механизированного транспорта;

- возникли новые угле- и нефтеперерабатывающие отрасли, химическая, машиностроение – менялась промышленная география страны.

В России появляются крупные, хорошо оборудованные предприятия.

По степени концентрации производства Россия к началу XX в. вышла на первое место в мире. Владельцы таких предприятий получали от правительства огромные кредиты и субсидии, пользовались налоговыми льготами.

Высокая концентрация производства открывает путь к образованию монополий.

Вопросы.

1. Что такое монополия? (Привилегированное положение на рынке, позволяющее предпринимателю контролировать цены и обеспечивать себе более высокую прибыль).

2. Бурный рост монополий в начале XX в. иногда называют неизбежным злом. Почему неизбежным? Почему злом? Согласны ли вы с этой оценкой?

Монополистические объединения появляются в 1880 – 1890-х гг. (например: объединение сахарозаводчиков, «Союз вагоностроительных заводов», «Союз Бакинских керосинозаводчиков», «Союз семи фирм» (по продаже нефти и нефтепродуктов); пять крупных банков – Петербургский международный банк, Русско-Азиатский банк, Азовско-Донской и др.).

Запись в конспект:

Существовали (и существуют) весьма разнообразные формы капиталистических монополий. Подавляющее большинство монополистических объединений имели характер картелей и синдикатов.

Картель – соглашение о разделе рынков; сохраняется полная самостоятельность частных предприятий, но между ними действует соглашение о номенклатуре и качестве продукции, объемах производства, сбытовых ценах и ценах на закупку сырья, размере заработной платы рабочим и т.п.;

Синдикат более «зрелая» форма монополии, чем картель; в синдикате предприятия-участники создают единую систему продаж и закупок (т.е. при сохранении производственной самостоятельности полностью монополизируется («выход» предприятий на рынок).

Трест форма монополии, в которой объединятся не только сбыт продукции (как в синдикате), но и управление производством.

Концерн по сравнению с трестом, характеризуется еще и объединением капитала (например, в форме акционирования).

Происходит концентрация банковского капитала. К началу XX в. выделилась «большая пятерка» - группа петербургских банков, на долю которых приходилась почти половина всех ресурсов капитала.

 

Приложение 3

Практикум «Российская промышленность в начале XX в.»

Задание: прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из доклада министра финансов С.Ю. Витте Николаю II

При нашей бедности капиталов внутри страны, при необходимости значительную часть народных сбережений расходовать на государственные потребности, особенно на усиление боевой готовности и на развитие железных дорог, необходимый рост нашей… промышленности может совершаться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов.

Вопрос:

Доклад был представлен царю в 1900 г. Почему, по мнению Витте, в Россию необходимо привлекать иностранный капитал?

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 5 минут

 

Приложение 4

Практикум «Аграрный вопрос в начале XX в.»

Задание: ознакомьтесь с результатами опроса крестьянского населения и ответьте на вопросы.

К концу XIX в. аграрный вопрос приобрел особую остроту. В начале XX в. среди русских крестьян был проведен опрос, кого из исторических деятелей они знают, мужики отвечали, напрягая память: Стеньку Разина, Емельяна Пугачева, Петра, Катерину, Суворову, Кутузова, Скобелева и Александра, царя-освободителя.

Вопросы:

1. О каком царе идет речь?

2. Почему простые люди называют его Освободителем?

3. Вспомните, в чем состояли особенности крестьянской реформы 1861 г.?

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 5 минут

 

Преподаватель:

В январе 1902 г. было учреждено под председательством С.Ю. Витте «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности» для изучения положения деревни и разработки новых принципов аграрной политики. Оно действовало около трех лет (1902 – 1905). В итоге пришли к выводу:

- расширить имущественные и гражданские права крестьян;

- уровнять с другими сословиями;

- оказать содействие переходу крестьян от общинного «к подворному хуторскому вхождению» - создание «класса земельных собственников».

Однако Николай II и его окружение такие меры считали преждевременными.

Манифестом 26 февраля 1903 г. утверждался принцип сословности, неприкосновенности общинного владения и неотчуждаемости надельных земель крестьян.

По настоянию С.Ю. Витте была в 1903 г. отменена круговая порука при взимании крестьянских податей, в 1904 г. – законы, облегчавшие переселение и паспортный режим для крестьян. Крестьян уравняли в правах с другими сословиями.

Реформы Витте происходили в условиях старой политической системы, при сохранении самодержавия и сословного строя. Такой прогресс вызвал перемены в переустройстве экономики. Было основано много крупных предприятий (по степени концентрации производства и рабочей силы Россия обогнала все страны мира). Возник подлинный рабочий класс, подчиненный капиталистическим формам производства. Российский рабочий класс в начале XX в. оставался одним из самых угнетенных в Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформы П.А. Столыпина.

Преподаватель:

https://img-fotki.yandex.ru/get/6516/4344965.c1/0_7f9e8_1834c2ca_XL.jpgПосле поражения революции 1905 г. острота аграрного вопроса отнюдь не ослабела, и правительство предложило свой путь его решения – аграрную реформу. Ее конкретное воплощение было связано с именем премьер-министра П.А. Столыпина.

Выступая перед депутатами II Государственной Думы в марте 1907 г., председатель Совета министров П.А. Столыпин сказал: «Пусть собственность будет общая там, где община еще ее не отжила, пусть будет она подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная».

 

 

Приложение 5

Практикум «Аграрная реформа П.А. Столыпина»

Задание: используя материал учебника (Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2012) - п. 67 – с. 112- 113, заполнить пропуски в таблице.

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 10 минут

Дата начала и окончания аграрной реформы

 

Цель аграрной реформы

 

Пути решения крестьянского вопроса

 

Основная идея реформы

 

Проблемы реформирования

 

Результаты реформирования

 

 

Ответ:

Дата начала и окончания аграрной реформы

9 ноября 1906 г. – 1911 г.

Цель аграрной реформы

создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия и противника революционных движений;

Пути решения крестьянского вопроса

1. разрушение крестьянской общины;

2. получение права на надел земли в личную собственность;

3. переселение крестьян из центральных районов.

Основная идея реформы

1. образование отруба – несколько участков земли, соединенных по просьбе их владельца в одном месте;

2. в случае дополнения отруба крестьянской усадьбой получался хутор.

Проблемы реформирования

1. неприспособленные для земледелия места;

2. неурожаи;

3. в нечерноземных губерниях крестьяне держались за общину.

Результаты реформирования

1. община не была разрушена - 21% домохозяев оставили общину;

2. не удалось создать широкий слой крестьян-фермеров (10% крестьян перешли на хутор и отруба);

3. рост свободной рабочей силы за счет выхода крестьян-бедняков из общины;

4. усилилось противоречие между основной массой крестьян и кулаками;

5. убийство П.А. Столыпина (смертельное ранение 01.09.1911 г. террористом Д.Г, Багровым).

 

Несмотря на сдвиги во всех сферах российского общества конца 19- начала 20 века, Россия отставала от развитых стран.

Следовательно, перед Россией встали следующие задачи:

1.     Радикальное обновление.

2.     Модернизация России.

 

IV. Первичное закрепление нового материала

 

Приложение 6

Устный опрос:

1.       В чем заключались особенности экономического развития России в начале XX в.?

2.       В чем заключается характерная особенность преобразований С.Ю. Витте?

3.       Назовите два главных направления аграрной реформы П.А. Столыпина. Каковы были их результаты? Что не удалось достичь и почему?

Работа с историческими документами:

 

ДОКУМЕНТ 1. Из письма С.Ю. Витте Николаю II

В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить, грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется... степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуры.

 

Мнение историка: из книги Л. Холмса «Социальная история России: 1917—1941»

...Индустриализация для России была абсолютной необходимостью. Россия уже долгое время играла роль великой державы и делала это довольно успешно со времен Петра Великого. Но в XX в., чтобы сохранить этот статус, ей нужна была индустриализация. Выбора не было: к лучшему или худшему; но Россия была частью Европы и не могла избежать ее конфликтов.

 

ДОКУМЕНТ 2. Темпы роста основных экономических показателей развития Российской империи, %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ДОКУМЕНТ 3. Производство чугуна и каменного угля (рубеж XIXXX вв.) (в кг на одного жителя).

 

Вопросы и задания к документам:

 1. Почему в начале XX в. индустриализация страны осознавалась многими политиками как первейшая государственная задача? Дайте короткий письменный ответ.

2.  Какие выводы можно сделать из приведенных в документах 2 и 3 данных? Запишите короткий письменный ответ.       

 

 

 

V.                  Домашнее задание и инструкции по его выполнению

- Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. –  п. 65 – с. 100; п. 67 – с. 111 – 115;

- конспект урока;

- работа с историческим документом – с. 116;

- доклад (тема на выбор):

1. Начало формирования многопартийной системы в России в начале ХХ в.

2. Формирование парламентаризма в России в начале XX в.

3. Столыпинская аграрная реформа: ход, результаты, значение.

 

VI. Подведение итогов урока

- оценка работы группы;

- оценка работы отдельных студентов;

- аргументация выставленных оценок.

 

VII. Рефлексия

Дайте собственную оценку своей деятельности на уроке.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/106a/00023349-9145639d/640/img18.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2018. – 304 с.

 

Интернет-ресурсы

 

2. Диаграмма «Социальная структура по данным переписи 1897 г.». – Режим доступа: http://www.rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/683/682778/682778_html_m6b3b72d7.png (дата обращения: 13.03.2018).

3. Портрет С.Ю Витте. – Режим доступа: http://diletant.media/upload/medialibrary/9be/9be55600bbf4eff5198391c2eef8ac7a.jpg (дата обращения: 13.03.2018).

4. Портрет П.А. Столыпина. – Режим доступа: https://img-fotki.yandex.ru/get/6516/4344965.c1/0_7f9e8_1834c2ca_XL.jpg (дата обращения: 13.03.2018).

5. Реформы С.Ю. Витте. – Режим доступа: https://bookz.ru/authors/vladimir-fortunatov/rossia-v_777/i_002.png (дата обращения: 13.03.2018).

6. Таблица «Реформаторские взгляды». – Режим доступа: http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/109/108838/108838_html_m2b1c5e98.png (дата обращения: 13.03.2018).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Практикум «Российская империя в начале XX в.»

Задание: просмотрите видеосюжет «Российская империя в начале XX в.». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=srDTZHREW5I и составьте список особенностей развития Российской империи в начале XX в.

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 12 минут

Приложение 2

Практикум «Российская промышленность в начале XX в.»

Задание: прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из книги французского экономиста Э. Тэри «Россия в 1914 г.»

Молодые страны имеют то преимущество, что могут немедленно воспользоваться плодами прогресса, добытыми долгими годами опыта в старых промышленных странах. Вот почему шахты и металлургические предприятия, созданные в пустынных степях южной России, были сразу оснащены по образцу наиболее усовершенствованных предприятий Западной Европы.

Вопросы:

1. Какими преимуществами обладала российская промышленность?

2. Из курса новой истории вспомните, какими техническими усовершенствованиями могла воспользоваться отечественная промышленность.

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 5 минут

Приложение 3

Практикум «Российская промышленность в начале XX в.»

Задание: прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из доклада министра финансов С.Ю. Витте Николаю II

При нашей бедности капиталов внутри страны, при необходимости значительную часть народных сбережений расходовать на государственные потребности, особенно на усиление боевой готовности и на развитие железных дорог, необходимый рост нашей… промышленности может совершаться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов.

Вопрос:

Доклад был представлен царю в 1900 г. Почему, по мнению Витте, в Россию необходимо привлекать иностранный капитал?

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 5 минут

Приложение 4

Практикум «Аграрный вопрос в начале XX в.»

Задание: ознакомьтесь с результатами опроса крестьянского населения и ответьте на вопросы.

К концу XIX в. аграрный вопрос приобрел особую остроту. В начале XX в. среди русских крестьян был проведен опрос, кого из исторических деятелей они знают, мужики отвечали, напрягая память: Стеньку Разина, Емельяна Пугачева, Петра, Катерину, Суворову, Кутузова, Скобелева и Александра, царя-освободителя.

Вопросы:

1. О каком царе идет речь?

2. Почему простые люди называют его Освободителем?

3. Вспомните, в чем состояли особенности крестьянской реформы 1861 г.?

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 5 минут

 

Приложение 5

Практикум «Аграрная реформа П.А. Столыпина»

Задание: используя материал учебника (Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2012) - п. 67 – с. 112- 113, заполнить пропуски в таблице.

Организация работы: индивидуальная

Хронометраж: 10 минут

Дата начала и окончания аграрной реформы

 

Цель аграрной реформы

 

Пути решения крестьянского вопроса

 

Основная идея реформы

 

Проблемы реформирования

 

Результаты реформирования

 

Приложение 6

Устный опрос:

4.       В чем заключались особенности экономического развития России в начале XX в.?

5.       В чем заключается характерная особенность преобразований С.Ю. Витте?

6.       Назовите два главных направления аграрной реформы П.А. Столыпина. Каковы были их результаты? Что не удалось достичь и почему?

Работа с историческими документами:

ДОКУМЕНТ 1. Из письма С.Ю. Витте Николаю II

В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить, грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется... степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуры.

 

Мнение историка: из книги Л. Холмса «Социальная история России: 1917—1941»

...Индустриализация для России была абсолютной необходимостью. Россия уже долгое время играла роль великой державы и делала это довольно успешно со времен Петра Великого. Но в XX в., чтобы сохранить этот статус, ей нужна была индустриализация. Выбора не было: к лучшему или худшему; но Россия была частью Европы и не могла избежать ее конфликтов.

 

ДОКУМЕНТ 2. Темпы роста основных экономических показателей развития Российской империи, %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ДОКУМЕНТ 3. Производство чугуна и каменного угля (рубеж XIXXX вв.) (в кг на одного жителя).

Вопросы и задания к документам:

 1. Почему в начале XX в. индустриализация страны осознавалась многими политиками как первейшая государственная задача? Дайте короткий письменный ответ.

2.  Какие выводы можно сделать из приведенных в документах 2 и 3 данных? Запишите короткий письменный ответ.       

 


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Содержание Пояснительная записка …………………………………………………

Содержание Пояснительная записка …………………………………………………

Пояснительная записка 1

Пояснительная записка 1

План урока теоретического обучения

План урока теоретического обучения

Преподаватель: К началу

Преподаватель: К началу

В начале XX в. в России наблюдался переход от традиционного общества к индустриальному

В начале XX в. в России наблюдался переход от традиционного общества к индустриальному

Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина

Реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина

Предложенные С.Ю. Витте меры способствовали накоплению средств, использовавшихся для кредитования крупной промышленности, породили в 1893 – 1899 гг

Предложенные С.Ю. Витте меры способствовали накоплению средств, использовавшихся для кредитования крупной промышленности, породили в 1893 – 1899 гг

Реформы П.А. Столыпина.

Реформы П.А. Столыпина.

Устный опрос: 1. В чем заключались особенности экономического развития

Устный опрос: 1. В чем заключались особенности экономического развития

Дайте собственную оценку своей деятельности на уроке

Дайте собственную оценку своей деятельности на уроке

Литература 1. Артемов В.В

Литература 1. Артемов В.В

Приложение 1 Практикум «Российская империя в начале

Приложение 1 Практикум «Российская империя в начале

Приложение 5 Практикум «Аграрная реформа

Приложение 5 Практикум «Аграрная реформа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020