Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Обществознание" по теме: Семья и быт.
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Обществознание" по теме: Семья и быт.

Оценка 4.6
docx
22.05.2020
Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Обществознание" по теме: Семья и быт.
МР Общетво..docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Челябинской области

«Чебаркульский профессиональный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

по учебной дисциплине «Обществознание»

по теме: Семья и быт.

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Автор-разработчик:

Созинова Ирина Сергеевна, преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ     «Чебаркульский профессиональный техникум».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебаркуль

 2020

Открытый урок по обществознанию для обучающихся I курсов

(спаренный урок)

Тема урока: «Семья и быт» (Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права)

Основной аспект темы – семья как важнейший социальный институт и один из основных факторов социализации личности.

Цели: 1. Дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений; проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; опираясь на статьи Семейного кодекса РФ, показать, как семейное законодательство отражает интересы супругов.

2. Развивать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к членам семьи.

Оборудование: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, таблицы, листы заданий.

Тип урока: изучение нового материала.

ПЛАН 1-ГО УРОКА ПО ТЕМЕ

1.      Что такое семья?

2.      Функции семьи.

3.      Современная семья.

4.      Бытовые отношения.

Ход урока

1.      Что такое семья.

Важнейшим элементом  социальной структуры – социальным институтом – является семья.

Вопрос. Почему семью считают базовым социальным институтом? (Учащиеся высказывают свои соображения по этому поводу)

Задание. А теперь найдите объяснение этому в учебнике на с. 196-197 (базовым этот институт считается потому, что реализует жизненно важную функцию самосохранения общества благодаря воспроизводству населения и преемственности семейных поколений).

 Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.

Вопрос. Какие науки изучают семью?

(Список этих наук заранее записан на доске под общим заголовком «Семью изучают» и включает в себя, например, такие науки, как демография, социальная психология, история, этнография, экономика, юриспруденция, педагогика, социология).

Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

(Работа с карточкой Схема 1. До урока каждому учащемуся разложены карточки со схемами к уроку. После работы со схемой, ребята вклеивают их в тетрадь. Этот прием, используемый вместо записи в тетрадь, по моему мнению,  экономит время урока, что позволяет выполнить больше дополнительных заданий).                                              

СХЕМА 1.

Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.

Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):

Ø  первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

Ø  кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

Ø  парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)

 

парная демократическая                           патриархальная традиционная

            Краткое выступление учащихся о семье на разных ступенях общественного развития.

(Эти выступления обучающегося готовили дома, заранее. Они помогают проследить, как от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, определяющие правила выбора супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников).

 

Основные черты патриархальной семьи

Работа с источниками.

1.      В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».

2.      Фрагмент из русского «Домостроя»:

«Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою».

«Жены мужей своих воспрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».

Задание.

1.      Во втором источнике изменить стиль текста, прочитать его так, как бы его написали наши современники. (Применить «стилизацию»)

2.      Ответить на вопросы: «Что стало определяющей чертой патриархальной семьи?»

Вывод: зависимость жены от мужа, младших от старших стала определяющей чертой патриархальной семьи.

Вопрос. Почему возникла патриархальная семья?

1)      Естественное неравенство полов.

2)      Именно мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств.

3)      Мужчины заняли господствующее положение в общественной жизни, что было следствием связи военного статуса с правом принятия политических решений.

Российские славянофилы в 19 веке отстаивали идеал патриархальной семьи, где основная власть принадлежит главе семейства – отцу, все остальные члены семейства должны беспрекословно подчиняться ему, выполнять его волю. Роль женщины сводилась к рождению детей, их воспитанию и ведению домашнего хозяйства.

Н. Бердяев призывал отстаивать более свободные формы семьи: «Евангелие требует свободы от рабства у семьи».

(Работа со схемами 2 и 3).

 

 

 

 

 

 

СХЕМА 2.

 

СХЕМА 3.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

2.Функции семьи.

Именно семья выполняет  ряд основных функций  в обществе.

«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи.

(Обучающиеся в группах определяют функции семьи, озвучивают их,  записывают на доске в виде схемы. Далее работа ведется по Схеме 2, которую в последствии обучающиеся вклеивают в тетрадь).

ТАБЛИЦА 1.

Перечисленные функции остаются за семьей при всех изменениях общества. Они относятся к специфическим функциям. Но существуют еще неспецифические функции, которые связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, досугом и др.

Познавательные задания.

(Для раскрытия функций семьи преподаватель вместе с обучающимися «проецирует» различные ситуации, предложив им рассказать свою ситуацию из жизни семьи и сделать вывод, какая функция семьи осуществляется в том или ином случае).

Примеры нескольких ситуаций.

Ø  Мать с отцом распределили в семье свои обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям.

Ø  В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи и стали брать его с собой.

Ø  Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать.

Ø  Бабушка по вечерам читает внукам книжки. Закончит читать, усмехнется да и расскажет что-то, на что натолкнула книжка, из своей жизни. Дети так привыкли к этим вечерам, что, даже научившись читать самостоятельно, просят бабушку почитать и рассказать что-либо.

Ø  В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел.

 

Далеко не все семьи одинаково полно реализуют свои функции. К сожалению, встречаются семьи, которые игнорируют их. Примером таких семей являются, в частности, семьи, где родители являются алкоголиками. В пьяном угаре они забывают о детях, брошенных на произвол судьбы, предоставленных улице, со временем деградирующих как как личности и нередко погибающих.

3.      Современная семья.

Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора.

Задание. Прочитав с. 199-201 учебника, выяснить сущность эволюционных изменений, переживаемых современной семьей.

Изменения, происходящие в современной семье:

— становление нового положения женщины как распорядительницы семейного бюджета;

— установление в большинстве семей равноправных отношений между супругами и их взаимной ответственности;

— разрушение многопоколенной семьи, переход к семье нуклеарной;

— разделение институтов семьи и брака, рост числа фактических, но документально не оформленных браков и рожденных в них детей;

— снижение рождаемости;

— доминирование ценности материального обеспечения семьи над духовным общением родителей и детей;

— рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

            Вопрос. Переживает ли современная семья кризис?

Кризис семьи проявляется:

— в росте числа разводов;

— в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;

— во взаимном отчуждении членов семьи;

— в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;

— в увеличении числа неполных семей.

            Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.

            Обсуждение проблемы по вопросам:

— Кто и почему вступает в гражданский брак?

— Когда такой брак уместен?

— Каковы издержки такой формы брачного союза?

            В гражданский брак чаще вступают:

— молодые люди (студенты, молодые специалисты, «вчерашние» школьники);

— те, кто временно устраивает свою жизнь (длительно командированные, стажеры);

— те, кто опасается, что развод повредит их курьере, приведет к значительным имущественным потерям.

 

            ТАБЛИЦА 2.

Гражданский брак: «за» и «против»

Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников)

Отрицательные стороны гражданского брака

—  Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.

—  Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.

—  Гражданский брак может стать временной формой в личной жизни.

—  Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются.

—  Они лишены социального статуса.

—  Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.

—Болезненно реагируют на зыбкий статус родители детей.

—  В гражданском браке не защищены имущественные права супругов и детей

 

Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. Иллюстрацией этому может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной их гражданских жен художника. Они познакомились в 1943 году: она – начинающий живописец, он - всемирно известный мастер, к тому же на 40 лет ее старше. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей – сын Клод и дочь Палома, казалось, навечно скрепили их союз. И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о ее щеку сигарету. Естественно ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.

Вместе с тем семья остается высшей ценностью, и чтобы укрепить ее позиции государство проводит семейную политику.

Понятие социального института раскрывает специфику семьи в ее взаимосвязях с другими социальными институтами и с социальными процессами, происходящими в обществе. Одним из таких социальных институтов является наиболее тесно связанный с семьей институт брака. (Представление о нем дается по учебнику, с. 197).

Аристотель сказал: «Всякая семья составляет часть государства».

Вопрос. Какой смысл вложен в эти слова?

Слова Аристотеля помогают понять социальную сущность семьи и выполняемые ею социальные функции.

 

4.      Бытовые отношения.

Вопрос. Какие потребности удовлетворяют люди в своем доме, в семье?  (Дома, в семье происходит удовлетворение повседневных потребностей людей в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии.

Следовательно, бытовые отношения – это отношения по поводу удовлетворения повседневных потребностей.

Бытовые отношения связывают не только членов семьи, но и соседей, людей, живущих в одном доме или одном дворе.

Задание. Привести свои сюжеты, в которых бы отразилось поведение как взрослых, так и молодых людей, выражающих заботу о своем месте жительства или относящихся к нему с пренебрежением.

Быт – это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Никто не видит тебя, когда ты поднимаешься к своей квартире по лестнице или в лифте, никто не остановит твою руку, если она начинает рисовать на стенах или бросать мусор в подъезде. Никто, кроме твоей совести. Значит, перед каждым из нас стоит задача выработать определенные механизмы самоконтроля своего бытового поведения.

Задание. Прочитать по учебнику раздел «Дом, в котором ты живешь», с 203-204 и найти задание, содержащиеся в тексте: «Задумайтесь: как вы ведете себя в быту? Сделайте выводы. Сформулируйте задание самому себе для совершенствования».

(Выполнение этого задания завершает 1-й урок).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Домашнее задание. Повторение и закрепление изученного материала.

 

 

Тема урока: «Семья и быт» (2-й урок)

Цели: Опираясь на статьи Семейного кодекса РФ, показать, как семейное законодательство отражает интересы супругов.

Оборудование: Семейный кодекс РФ,  листы заданий.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма  урока: практическое занятие.

 

ПЛАН 2-ГО УРОКА ПО ТЕМЕ

1.      Семья и брак. Порядок и условия заключения брака.

2.      Имущественные правоотношения супругов.

3.      Самостоятельная работа учащихся:

а) Брачный договор;

4.      Дискуссия по теме.

Ход урока

I.                   Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II.                Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Семья и быт».

1.      Работа по вопросу к практическим выводам, изученным дома.

Вопрос. Какой вклад в будущее поколение страны можете внести вы лично?

Первый практический вывод подведет к мысли о том, сколько детей появится в будущей семье и какими они вырастут; второй – к мысли о передаче детям духовных ценностей (семейных правил, заповедей, мудрых советов, исторических реликвий, овеянных памятью о старших поколениях); третий – о нравственном воспитании детей, становлении их заботливых рук и теплых сердец.

2.      Работа с познавательными заданиями.

(К параграфу имеется четыре задания на с. 207 учебника. Предлагается выполнить задания 1 – 2 на с. 297 и з. 24 – 25 на с. 348 учебника. Все эти задания направлены на проверку знаний изученного на прошлом уроке материала, их углубление на основе жизненных фактов и ситуаций и, что особенно значимо, развитие творческих умений учащихся по применению полученных из курса знаний в новых связях и обоснованиях).

 

III.             Работа по теме урока.

1.      Семья и брак. Порядок и условия заключения брака.

Задание к п. 1. Выяснить разницу между понятиями «брак» и «семья».

Задание. Выразить свое мнение по поводу суждения: «Любовь – это большой труд двоих, и создание семьи – это не конечная, а отправная точка к счастью».

Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимым, иметь свою семью и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми.

Что значит «семья» мы выяснили на прошлом уроке и дали определение этому понятию. Теперь давайте выясним разницу между этими двумя понятиями.

Вопросы:

1)      Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли считать эту группу людей семьей?

2)      Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что-либо после рождения ребенка?

3)      Брак заключен не был. Но в семье родился ребенок. Через некоторое время мужчина – отец ребенка – и женщина – мать ребенка – решили разорвать отношения. Обязан ли отец ребенка помогать бывшей семье материально?

4)      При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми?

Брак – это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи. Если этой цели нет, то брак считается недействительным. Заключение брака порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям.

- Одновременно рассматривая статьи 11-15, 16-18,25 Семейного кодекса РФ, дети приходят к выводу о том, что брак – ответственное событие в жизни людей, порождающие новые права и обязанности

2.      Имущественные правоотношения супругов.

Имущественные правоотношения супругов рассматриваются на основе статей 34, 36, 40-42. Вначале перед обучающимися ставится вопрос:

- Реализация какого права способствует возникновению имущественных правоотношений и почему?

После прочтения статей обучающиеся отвечают на вопрос и работают с таблицей 1 под руководством преподавателя.

Вопрос. Какое имущество является собственностью супругов и почему?

ТАБЛИЦА 1.

Имущество супругов

Совместная собственность супругов

Собственность каждого супруга

Имущество, нажитое в период брака: пенсии, пособия, приобретенные за счет общих доходов, движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, доли в капитале и др.

Имущество, принадлежащее супругу до вступления в брак, полученное во время брака в дар, по наследству. Вещи индивидуального пользования (кроме драгоценностей)

 

3.      Самостоятельная работа учащихся.

Брачный договор (работа в группе)

Вопрос. Как по-вашему, защитить интересы и законные права супругов, вступающих в брак?

Положение закона, относящиеся к совместной собственности супругов или личной собственности каждого из них, могут быть изменены соглашением сторон путем заключения брачного договора.

1)      Работа по материалу статей 40-42 Семейного кодекса РФ.

2)      Работа с документом.

3)      Подведение итогов работы.

 

4.      Дискуссия по теме «Семейный очаг»

А)  К данной дискуссии дети на подгруппы были поделены на прошлом уроке, поэтому тема ее им знакома, что помогло в подготовке и проведении.

Б) В конце дискуссии обучающиеся совместно с преподавателем вспоминают и обобщают принципы и выводы, которые они сделали во время дискуссии.

В) Преподаватель благодарит участников дискуссии и вместе с ними оценивает обсуждение по следующим параметрам:

1.      Довольны ли вы дискуссией?

2.      Что было в ней удачно?

3.      Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?

4.      Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?

 

IV.             Подведение итогов урока. Выставление отметок.

 

 

V.                Домашнее задание.

§ 18, задание по карточке.

Задание 1. Составить словесный портрет будущей жены (мужа) и определить их обязанности.

—  Изучите таблицу. Согласны ли вы с представленными в ней данными?

В процессе исследований неудовлетворенности семейной жизни американский социолог К. Киркпатрик выделил основные ожидания, которые один партнер направляет на другого. Эти ожидания представлены в таблице.

Обязанности жены-матери

Обязанности мужа-отца

1.      Рождение и воспитание детей.

2.      Создание и поддержание дома, жилища.

3.      Обслуживание семьи.

4.      Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа.

5.      Приспособленность к зависимому социальному и экономическому статусу.

6.      Терпимость к ограниченной сфере деятельности, связанной с заботой о домашнем хозяйстве.

1.      Преданность матери своих детей.

2.      Обеспечение экономической стабильности.

3.      Обеспечение безопасности и защита семьи.

4.      Поддержание семейной власти и контроля.

5.      Принятие основных решений.

6.      Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье.

7.      Обеспечение алиментов в случае развода.

 

В заключении.

 

Литература, используемая при выполнении итоговой работы

1.      Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под редакцией Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 351 с. – (Академический школьный учебник).

2.      Обществознание : 10 кл. : базовый уровень : метод. Рекомендации : пособие для учителя /  [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под редакцией Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 237 с.

3.      Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч. I / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2018. – 285 с.

4.      Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2016. – 270 с.

5.      Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М. : Эксмо, 2015. – 368 с. – (Наглядно и доступно).

6.      Обществознание в таблицах : 10-11-й кл.: справ. Материалы / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 187 с. – (Школьная программа).

7.      Материалы курса «Использование активных методов обучения на уроках обществознания и права»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2017. – 80 с.

8.      Материалы курса «Использование активных методов обучения на уроках обществознания и права»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2017. – 80 с.

9.      Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: «Проспект», 1999. – 72 с.

10.  Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А.М. лопухов; вступит. Слово А.С. Стрельцов. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 448 с. – (ОТ А до Я).


 

11. 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Открытый урок по обществознанию для обучающихся

Открытый урок по обществознанию для обучающихся

Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт

Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт

В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление

В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление

СХЕМА 2. СХЕМА 3. 2

СХЕМА 2. СХЕМА 3. 2

Перечисленные функции остаются за семьей при всех изменениях общества

Перечисленные функции остаются за семьей при всех изменениях общества

Задание. Прочитав с. 199-201 учебника, выяснить сущность эволюционных изменений, переживаемых современной семьей

Задание. Прочитав с. 199-201 учебника, выяснить сущность эволюционных изменений, переживаемых современной семьей

ТАБЛИЦА 2. Гражданский брак: «за» и «против»

ТАБЛИЦА 2. Гражданский брак: «за» и «против»

Представление о нем дается по учебнику, с

Представление о нем дается по учебнику, с

Быт – это сфера, наиболее скрытая от социального контроля

Быт – это сфера, наиболее скрытая от социального контроля

Работа с познавательными заданиями

Работа с познавательными заданиями

Реализация какого права способствует возникновению имущественных правоотношений и почему?

Реализация какого права способствует возникновению имущественных правоотношений и почему?

Подведение итогов работы. 1

Подведение итогов работы. 1

Рождение и воспитание детей. 2

Рождение и воспитание детей. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020