Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Челябинской области
«Чебаркульский профессиональный техникум»
|
|
Методическая разработка урока
по учебной дисциплине «Обществознание»
по теме: Семья и быт.
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Автор-разработчик:
Созинова Ирина Сергеевна, преподаватель общественных дисциплин ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум».
Чебаркуль
2020
Открытый урок по обществознанию для обучающихся I курсов
(спаренный урок)
Тема урока: «Семья и быт» (Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права)
Основной аспект темы – семья как важнейший социальный институт и один из основных факторов социализации личности.
Цели: 1. Дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений; проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; опираясь на статьи Семейного кодекса РФ, показать, как семейное законодательство отражает интересы супругов.
2. Развивать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к членам семьи.
Оборудование: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, таблицы, листы заданий.
Тип урока: изучение нового материала.
ПЛАН 1-ГО УРОКА ПО ТЕМЕ
1. Что такое семья?
2. Функции семьи.
3. Современная семья.
4. Бытовые отношения.
Ход урока
1. Что такое семья.
Важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом – является семья.
Вопрос. Почему семью считают базовым социальным институтом? (Учащиеся высказывают свои соображения по этому поводу)
Задание. А теперь найдите объяснение этому в учебнике на с. 196-197 (базовым этот институт считается потому, что реализует жизненно важную функцию самосохранения общества благодаря воспроизводству населения и преемственности семейных поколений).
Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.
Вопрос. Какие науки изучают семью?
(Список этих наук заранее записан на доске под общим заголовком «Семью изучают» и включает в себя, например, такие науки, как демография, социальная психология, история, этнография, экономика, юриспруденция, педагогика, социология).
Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
(Работа с карточкой Схема 1. До урока каждому учащемуся разложены карточки со схемами к уроку. После работы со схемой, ребята вклеивают их в тетрадь. Этот прием, используемый вместо записи в тетрадь, по моему мнению, экономит время урока, что позволяет выполнить больше дополнительных заданий).
СХЕМА 1.
Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.
Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):
Ø первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
Ø кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
Ø парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)
парная демократическая патриархальная традиционная
Краткое выступление учащихся о семье на разных ступенях общественного развития.
(Эти выступления обучающегося готовили дома, заранее. Они помогают проследить, как от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, определяющие правила выбора супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников).
Основные черты патриархальной семьи
Работа с источниками.
1. В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
2. Фрагмент из русского «Домостроя»:
«Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою».
«Жены мужей своих воспрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
Задание.
1. Во втором источнике изменить стиль текста, прочитать его так, как бы его написали наши современники. (Применить «стилизацию»)
2. Ответить на вопросы: «Что стало определяющей чертой патриархальной семьи?»
Вывод: зависимость жены от мужа, младших от старших стала определяющей чертой патриархальной семьи.
Вопрос. Почему возникла патриархальная семья?
1) Естественное неравенство полов.
2) Именно мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств.
3) Мужчины заняли господствующее положение в общественной жизни, что было следствием связи военного статуса с правом принятия политических решений.
Российские славянофилы в 19 веке отстаивали идеал патриархальной семьи, где основная власть принадлежит главе семейства – отцу, все остальные члены семейства должны беспрекословно подчиняться ему, выполнять его волю. Роль женщины сводилась к рождению детей, их воспитанию и ведению домашнего хозяйства.
Н. Бердяев призывал отстаивать более свободные формы семьи: «Евангелие требует свободы от рабства у семьи».
(Работа со схемами 2 и 3).
СХЕМА 2.
СХЕМА 3.
2.Функции семьи.
Именно семья выполняет ряд основных функций в обществе.
«Мозговой штурм»: определите основные функции семьи.
(Обучающиеся в группах определяют функции семьи, озвучивают их, записывают на доске в виде схемы. Далее работа ведется по Схеме 2, которую в последствии обучающиеся вклеивают в тетрадь).
ТАБЛИЦА 1.
Перечисленные функции остаются за семьей при всех изменениях общества. Они относятся к специфическим функциям. Но существуют еще неспецифические функции, которые связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, досугом и др.
Познавательные задания.
(Для раскрытия функций семьи преподаватель вместе с обучающимися «проецирует» различные ситуации, предложив им рассказать свою ситуацию из жизни семьи и сделать вывод, какая функция семьи осуществляется в том или ином случае).
Примеры нескольких ситуаций.
Ø Мать с отцом распределили в семье свои обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям.
Ø В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи и стали брать его с собой.
Ø Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать.
Ø Бабушка по вечерам читает внукам книжки. Закончит читать, усмехнется да и расскажет что-то, на что натолкнула книжка, из своей жизни. Дети так привыкли к этим вечерам, что, даже научившись читать самостоятельно, просят бабушку почитать и рассказать что-либо.
Ø В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел.
Далеко не все семьи одинаково полно реализуют свои функции. К сожалению, встречаются семьи, которые игнорируют их. Примером таких семей являются, в частности, семьи, где родители являются алкоголиками. В пьяном угаре они забывают о детях, брошенных на произвол судьбы, предоставленных улице, со временем деградирующих как как личности и нередко погибающих.
3. Современная семья.
Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора.
Задание. Прочитав с. 199-201 учебника, выяснить сущность эволюционных изменений, переживаемых современной семьей.
Изменения, происходящие в современной семье:
— становление нового положения женщины как распорядительницы семейного бюджета;
— установление в большинстве семей равноправных отношений между супругами и их взаимной ответственности;
— разрушение многопоколенной семьи, переход к семье нуклеарной;
— разделение институтов семьи и брака, рост числа фактических, но документально не оформленных браков и рожденных в них детей;
— снижение рождаемости;
— доминирование ценности материального обеспечения семьи над духовным общением родителей и детей;
— рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
Вопрос. Переживает ли современная семья кризис?
Кризис семьи проявляется:
— в росте числа разводов;
— в увеличении количества добрачных и внебрачных детей;
— во взаимном отчуждении членов семьи;
— в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
— в увеличении числа неполных семей.
Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.
Обсуждение проблемы по вопросам:
— Кто и почему вступает в гражданский брак?
— Когда такой брак уместен?
— Каковы издержки такой формы брачного союза?
В гражданский брак чаще вступают:
— молодые люди (студенты, молодые специалисты, «вчерашние» школьники);
— те, кто временно устраивает свою жизнь (длительно командированные, стажеры);
— те, кто опасается, что развод повредит их курьере, приведет к значительным имущественным потерям.
ТАБЛИЦА 2.
Гражданский брак: «за» и «против»
Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) |
Отрицательные стороны гражданского брака |
— Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни. |
— Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений. |
— Гражданский брак может стать временной формой в личной жизни. — Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются. |
— Они лишены социального статуса. — Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов. —Болезненно реагируют на зыбкий статус родители детей. — В гражданском браке не защищены имущественные права супругов и детей |
Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. Иллюстрацией этому может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной их гражданских жен художника. Они познакомились в 1943 году: она – начинающий живописец, он - всемирно известный мастер, к тому же на 40 лет ее старше. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей – сын Клод и дочь Палома, казалось, навечно скрепили их союз. И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о ее щеку сигарету. Естественно ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.
Вместе с тем семья остается высшей ценностью, и чтобы укрепить ее позиции государство проводит семейную политику.
Понятие социального института раскрывает специфику семьи в ее взаимосвязях с другими социальными институтами и с социальными процессами, происходящими в обществе. Одним из таких социальных институтов является наиболее тесно связанный с семьей институт брака. (Представление о нем дается по учебнику, с. 197).
Аристотель сказал: «Всякая семья составляет часть государства».
Вопрос. Какой смысл вложен в эти слова?
Слова Аристотеля помогают понять социальную сущность семьи и выполняемые ею социальные функции.
4. Бытовые отношения.
Вопрос. Какие потребности удовлетворяют люди в своем доме, в семье? (Дома, в семье происходит удовлетворение повседневных потребностей людей в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии.
Следовательно, бытовые отношения – это отношения по поводу удовлетворения повседневных потребностей.
Бытовые отношения связывают не только членов семьи, но и соседей, людей, живущих в одном доме или одном дворе.
Задание. Привести свои сюжеты, в которых бы отразилось поведение как взрослых, так и молодых людей, выражающих заботу о своем месте жительства или относящихся к нему с пренебрежением.
Быт – это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Никто не видит тебя, когда ты поднимаешься к своей квартире по лестнице или в лифте, никто не остановит твою руку, если она начинает рисовать на стенах или бросать мусор в подъезде. Никто, кроме твоей совести. Значит, перед каждым из нас стоит задача выработать определенные механизмы самоконтроля своего бытового поведения.
Задание. Прочитать по учебнику раздел «Дом, в котором ты живешь», с 203-204 и найти задание, содержащиеся в тексте: «Задумайтесь: как вы ведете себя в быту? Сделайте выводы. Сформулируйте задание самому себе для совершенствования».
(Выполнение этого задания завершает 1-й урок).
Домашнее задание. Повторение и закрепление изученного материала.
Тема урока: «Семья и быт» (2-й урок)
Цели: Опираясь на статьи Семейного кодекса РФ, показать, как семейное законодательство отражает интересы супругов.
Оборудование: Семейный кодекс РФ, листы заданий.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическое занятие.
ПЛАН 2-ГО УРОКА ПО ТЕМЕ
1. Семья и брак. Порядок и условия заключения брака.
2. Имущественные правоотношения супругов.
3. Самостоятельная работа учащихся:
а) Брачный договор;
4. Дискуссия по теме.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Семья и быт».
1. Работа по вопросу к практическим выводам, изученным дома.
Вопрос. Какой вклад в будущее поколение страны можете внести вы лично?
Первый практический вывод подведет к мысли о том, сколько детей появится в будущей семье и какими они вырастут; второй – к мысли о передаче детям духовных ценностей (семейных правил, заповедей, мудрых советов, исторических реликвий, овеянных памятью о старших поколениях); третий – о нравственном воспитании детей, становлении их заботливых рук и теплых сердец.
2. Работа с познавательными заданиями.
(К параграфу имеется четыре задания на с. 207 учебника. Предлагается выполнить задания 1 – 2 на с. 297 и з. 24 – 25 на с. 348 учебника. Все эти задания направлены на проверку знаний изученного на прошлом уроке материала, их углубление на основе жизненных фактов и ситуаций и, что особенно значимо, развитие творческих умений учащихся по применению полученных из курса знаний в новых связях и обоснованиях).
III. Работа по теме урока.
1. Семья и брак. Порядок и условия заключения брака.
Задание к п. 1. Выяснить разницу между понятиями «брак» и «семья».
Задание. Выразить свое мнение по поводу суждения: «Любовь – это большой труд двоих, и создание семьи – это не конечная, а отправная точка к счастью».
Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимым, иметь свою семью и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми.
Что значит «семья» мы выяснили на прошлом уроке и дали определение этому понятию. Теперь давайте выясним разницу между этими двумя понятиями.
Вопросы:
1) Встретились мужчина и женщина. Родились дети. Живут счастливо. Но их отношения государством зарегистрированы не были. Можно ли считать эту группу людей семьей?
2) Мужчина и женщина полюбили друг друга и решили венчаться в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли считать эту пару семьей? Изменится ли что-либо после рождения ребенка?
3) Брак заключен не был. Но в семье родился ребенок. Через некоторое время мужчина – отец ребенка – и женщина – мать ребенка – решили разорвать отношения. Обязан ли отец ребенка помогать бывшей семье материально?
4) При каких условиях союз мужчины и женщины порождает их права и обязанности друг перед другом и детьми?
Брак – это надлежащим образом оформленный (юридический акт) и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи. Если этой цели нет, то брак считается недействительным. Заключение брака порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям.
- Одновременно рассматривая статьи 11-15, 16-18,25 Семейного кодекса РФ, дети приходят к выводу о том, что брак – ответственное событие в жизни людей, порождающие новые права и обязанности
2. Имущественные правоотношения супругов.
Имущественные правоотношения супругов рассматриваются на основе статей 34, 36, 40-42. Вначале перед обучающимися ставится вопрос:
- Реализация какого права способствует возникновению имущественных правоотношений и почему?
После прочтения статей обучающиеся отвечают на вопрос и работают с таблицей 1 под руководством преподавателя.
Вопрос. Какое имущество является собственностью супругов и почему?
ТАБЛИЦА 1.
Имущество супругов
Совместная собственность супругов |
Собственность каждого супруга |
Имущество, нажитое в период брака: пенсии, пособия, приобретенные за счет общих доходов, движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, доли в капитале и др. |
Имущество, принадлежащее супругу до вступления в брак, полученное во время брака в дар, по наследству. Вещи индивидуального пользования (кроме драгоценностей) |
3. Самостоятельная работа учащихся.
Брачный договор (работа в группе)
Вопрос. Как по-вашему, защитить интересы и законные права супругов, вступающих в брак?
Положение закона, относящиеся к совместной собственности супругов или личной собственности каждого из них, могут быть изменены соглашением сторон путем заключения брачного договора.
1) Работа по материалу статей 40-42 Семейного кодекса РФ.
2) Работа с документом.
3) Подведение итогов работы.
4. Дискуссия по теме «Семейный очаг»
А) К данной дискуссии дети на подгруппы были поделены на прошлом уроке, поэтому тема ее им знакома, что помогло в подготовке и проведении.
Б) В конце дискуссии обучающиеся совместно с преподавателем вспоминают и обобщают принципы и выводы, которые они сделали во время дискуссии.
В) Преподаватель благодарит участников дискуссии и вместе с ними оценивает обсуждение по следующим параметрам:
1. Довольны ли вы дискуссией?
2. Что было в ней удачно?
3. Что, по вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?
4. Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
IV. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
V. Домашнее задание.
§ 18, задание по карточке.
Задание 1. Составить словесный портрет будущей жены (мужа) и определить их обязанности.
— Изучите таблицу. Согласны ли вы с представленными в ней данными?
В процессе исследований неудовлетворенности семейной жизни американский социолог К. Киркпатрик выделил основные ожидания, которые один партнер направляет на другого. Эти ожидания представлены в таблице.
Обязанности жены-матери |
Обязанности мужа-отца |
1. Рождение и воспитание детей. 2. Создание и поддержание дома, жилища. 3. Обслуживание семьи. 4. Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа. 5. Приспособленность к зависимому социальному и экономическому статусу. 6. Терпимость к ограниченной сфере деятельности, связанной с заботой о домашнем хозяйстве. |
1. Преданность матери своих детей. 2. Обеспечение экономической стабильности. 3. Обеспечение безопасности и защита семьи. 4. Поддержание семейной власти и контроля. 5. Принятие основных решений. 6. Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье. 7. Обеспечение алиментов в случае развода. |
В заключении.
Литература, используемая при выполнении итоговой работы
1. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под редакцией Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 351 с. – (Академический школьный учебник).
2. Обществознание : 10 кл. : базовый уровень : метод. Рекомендации : пособие для учителя / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под редакцией Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 237 с.
3. Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова: в 2 ч. – Ч. I / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2018. – 285 с.
4. Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2016. – 270 с.
5. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М. : Эксмо, 2015. – 368 с. – (Наглядно и доступно).
6. Обществознание в таблицах : 10-11-й кл.: справ. Материалы / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2016. – 187 с. – (Школьная программа).
7. Материалы курса «Использование активных методов обучения на уроках обществознания и права»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2017. – 80 с.
8. Материалы курса «Использование активных методов обучения на уроках обществознания и права»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2017. – 80 с.
9. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: «Проспект», 1999. – 72 с.
10. Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А.М. лопухов; вступит. Слово А.С. Стрельцов. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 448 с. – (ОТ А до Я).
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.