Методическая разработка урока русского языка (10 класс) с применением библиотеки ЦОК на тему: "Морфология как раздел лингвистики"

  • docx
  • 17.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 28 Морфология как раздел лингвистики (повторение, обощение).docx

Предмет: Русский язык

Класс: 10

Тема: Морфология как раздел лингвистики (повторение, обощение)

 

Цели: Контролируемые элементы содержания

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Морфологический анализ слова

Контролируемые умения

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Проверяемые элементы содержания

Морфологический уровень языка. Основные единицы морфологии. Изобразительно-выразительные средства морфологии. Экспрессивное употребление частей речи в тексте

Предметные умения

Распознавать изобразительно-выразительные средства русского языка и определять их стилистические функции

Применять знания по культуре речи при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике

Личностные результаты

Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

Функциональная грамотность

Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

 

 

Тип урока: Комбинированный урок

 

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Алгоритм решения и самопроверки задания в формате ГИА", "Диагностическая работа", "Динамическая инфографика, 3D-графика", "Инструкция по выполнению практической работы", "Кейсы по работе с информацией", "Тест в формате ГИА".

 

 

Ход урока:

1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1) Мотивирование на учебную деятельность

Предложите учащимся прочитать текстовую информацию с названиями уровней языка и изучить схему. После этого попросите переместить текстовую информацию в рамочках в соответствующие ячейки схемы.

2) Актуализация опорных знаний

Предложите учащимся рассмотреть схему с вопросами, касающимися морфологического уровня языка. Попросите ответить на них. Ученики могут дополнять или исправлять ответы друг друга.

После этого откройте слайд с правильными ответами (формулировка может отличаться) и проверить, насколько правильно ученики отвечали. Попросите записать новую информацию и запомнить ее.

 

2. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Попросите учащихся прочитать информацию, представленную на слайдах. При необходимости дайте пояснения. Предложите ответить на вопрос:

— Что нового вы узнали о грамматических значениях, морфологических и синтаксических признаках различных частей речи?

Попросите учеников записать новую для них информацию.

После этого предложите рассмотреть схему «Изобразительно-выразительные средства морфологии». Дайте задание подобрать собственные примеры к каждому из указанных средств. При необходимости исправьте ошибки или дайте нужные пояснения.

3. Применение изученного материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Предложите учащимся прочитать предложения. Их можно запустить на компьютере или электронной доске. Попросите определить частеречную принадлежность и синтаксическую функцию выделенных слов и записать ответы. Затем попросите сравнить свои ответы с эталонными и по результатам оценить собственную работу на основе шкалы.

После этого предложите ученикам прочитать предложения, представленные в таблице. Их можно запустить на компьютере или электронной доске. Попросите определить тип изобразительного средства в каждом предложении, используя в качестве подсказки перечень изобразительно-выразительных средств морфологии, и записать ответы. Покажите эталонные ответы и предложите ученикам проверить себя. В случае необходимости дайте пояснения.

2) Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Попросите учащихся прочитать предложения и в каждом предложении определить, как будут писаться выделенные слова. Затем попросите записать в графу «Ответ» по порядку номера тех предложений, в которых оба выделенных слова будут писаться слитно. Проверьте ответы учеников, при необходимости объясните допущенные ошибки.

3) Систематизация знаний и умений

Предложите учащимся прочитать образец морфологического разбора самостоятельных частей речи. При необходимости делайте пояснения. Попросите учеников сделать морфологический разбор выделенных слов (можно работать в парах или небольших группах). Дайте задание записать разборы, сравнить их с эталонными ответами и исправить ошибки, если они были допущены.

4. Подведение итогов, домашнее задание

Домашнее задание

Предложите учащимся воспользоваться интерактивными ресурсами. Попросите выполнить задания в соответствии с датами подготовки к ГИА.