Методическая разработка
урока русского языка
для 2 класса
Тема: «Учимся писать безударные гласные в корне слова»
Тема урока: Учимся писать безударные гласные в корне слова.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Цель: формирование навыков правописания и самоконтроля; сопоставление двух орфограмм; правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, и правописание непроверяемых написаний (словарных слов).
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
· Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
· Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Предметные результаты:
· Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные результаты:
· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
· Освоение способа решения проблем творческого и поискового характера.
Оборудование:
· Презентация.
· Учусь писать без ошибок: Рабочая тетрадь по русскому языку.
· Карточки со словами: гора, окно, страна, портфель, работа, машина.
· Карточки с ромашками
· Жетоны для игры.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята. Я приготовила карточки со словами, но вдруг…
Слайд 2
- Прилетел в класс буйный ветер,
Перепутал все слова.
Что же делать бедным детям?
Что писать им: «о» иль «а»?
Где словарные словечки?
Как проверить им слова?
Растерялись человечки –
Просто кругом голова.
Что, поможем им, ребятки,
Содержать слова в порядке?
Все расставим на места?
Отвечайте хором… (Да)
- Сегодня на уроке с нами будут веселые человечки. Прежде чем мы начнем работу, давайте вспомним, как проверить написание безударного гласного в корне слова. (Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением. Например, леса – лес.)
- А как же быть со словами, которые не подходят к этому правилу? (Если безударный гласный в корне нельзя проверить, то это словарное слово, его нужно запомнить.)
- Разделите слова со слайда на два столбика. (Раздаются карточки.)
Проверим, как вы выполнили работу.
Слайд 3
- Слова первого столбика – это слова … (С безударным гласным в корне.)
(Появляется запись : «Слова с проверяемым гласным»)
- Слова второго столбика – это … (Словарные слова.)
- Допишите в каждый столбик по два своих примера.
Самостоятельная работа детей с последующей проверкой.
- Назовите слова, которые вы дописали в первый столбик. (Ответы детей.) Повторим правило правописания безударного гласного в корне. (Ответы детей.) Назовите слова, которые вы дописали во второй столбик. (Ответы детей.) Можно ли проверить безударный гласный в этих словах? (Ответы детей.)
Слайд 4
- Запишем с помощью транскрипции слово «сады». Поставим ударение. Подчеркнем безударный гласный звук. Безударный гласный звук [а] может быть записан буквой о или а. Обязательно нужно проверять. Как проверить безударный гласный звук в корне? Назовите проверочное слово. (Сад.)
- Запишем слово «сады». Запишем с помощью транскрипции слово «коньки». Поставим ударение. Подчеркнем безударный гласный звук. Можно ли проверить безударный гласный звук в этом слове? (Нет. Значит это словарное слово.)
II. Словарная работа
Слайд 5
- Прочитаем слова цепочкой.
Задание: спишите со слайда слова по вариантам, поставьте ударение и подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить.
Самостоятельная работа.
- Проверим. Поменяйтесь тетрадями. Читаем по очереди, называем слово и букву, которую вы подчеркнули.
Проверка задания: клик мышкой по слову – вход знака ударения и подчеркивания. Дети друг у друга исправляют ошибки зеленой ручкой.
- Определите вид орфограммы в этих словах. (Безударный гласный, который не проверяется ударением.)
- Что вы знаете о безударных гласных, которые не проверяются ударением? (Написание слов с безударными гласными, которые не проверяются ударением, нужно запомнить. Это словарные слова.)
III. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях «Учусь писать без ошибок», с.25
- Откройте рабочие тетради на стр.25. Прочитайте задание про себя. Как вы будете выполнять задание? (Выбрать проверочные слова, подчеркнуть их, вставить пропущенные буквы.)
- Поставьте ударение. (Дети ставят ударение.)
- Выполняем по вариантам.
Самостоятельная работа
- Поменяйтесь тетрадями. Проверяем зеленой ручкой.
Слайд 6
Задание: дети по очереди читают слова, называют проверочные и вставленную букву. Обращаем внимание детей на проверочные слова с буквой «ё» и односложные слова. В них ударение не ставится.
- Как вы узнали, какую букву нужно вставить? (Подбирали проверочные слова с ударением на пропущенную букву.)
- Определите вид орфограммы в словах: стрела, гнездо, леса, река. (Безударный гласный в корне, который проверяется ударением. Например, травы – трава)
- Вспомним правило проверки безударных гласных в корне слова. (Ответы детей.)
IV. Физминутка
V. Игра «Знаешь ли ты русский язык?»
Слайды 7-18
- Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ вы получите жетон. А веселые человечки будут помогать нам думать.
Вопрос 1: Какая буква всегда стоит под ударением? (Ё)
Вопрос 2: В каком шарике во всех словах пропущена буква «о»? (Задание выполняют на раздаточных листочках, вписывая буквы)
Слайд 11
Поменялись листочками. Исправляем ошибки зеленой ручкой. Называем проверочные слова. (Правильный ответ: фиолетовый шарик)
- Определите вид орфограммы в этих словах. (Безударный гласный, который проверяется ударением.) Приведите еще примеры подобных слов.
Слайд 12
Вопрос 3: разделите слова на две группы. Слова: река, реки, горы, гора, травы, трава. (Работаем с раздаточными карточками.)
Слайд 13
- Проверяем. Дополнительный вопрос: по какому признаку вы разделили слова на две группы? (Один – много.) Выделите корень, поставьте ударение. - Что вы заметили? (В словах первого столбика ударение падает на гласный в корне, во втором столбике гласный в корне без ударения.)
- Назовите второй признак, по которому можно разделить слова на две группы. (Проверочные и проверяемые слова.) Определите вид орфограммы. Допишите по два слова в каждый столбик на белых листочках.
Слайд 14
Вопрос 4: Назовите птиц, которые живут в словаре.
Слайд 15
- На слайде предложения с картинками. Замените картинки словами.
(Дети работают на раздаточных листочках – вписывают слова.)
Слово не ____________, вылетит - не поймаешь.
На чужой сторонушке рад своей ______________.
(Взаимопроверка зеленой ручкой.)
- Когда так говорят? Как вы понимаете эту пословицу?
- Определите вид орфограммы в этих словах. (Безударный гласный, который не проверяется ударением. Это словарные слова.)
- Назовите других птиц, которые «живут» в словаре. (Сорока, петух)
Проговорим четко по слогам. Запишем.
Слайд 16
Вопрос 5: Назовите 5 букв, обозначающих гласные звуки, написание которых мы проверяем.
В этом вам поможет «ромашка». Вставьте пропущенные буквы.
Слайд 17
Дети выполняют задание на печатных листах.
- Поменяйтесь листочками. Работаем зеленой ручкой.
- А теперь назовите 5 букв, обозначающих гласные звуки, написание которых мы обычно проверяем. ( Это гласные «а», «о», «е», «и», «я».)
- Определите вид орфограммы для данных слов. (Безударный гласный, который проверяется ударением.)
Слайд 18
- Наша игра окончена. Веселые человечки благодарят вас за игру. Подведем итоги, посчитаем жетоны.
VI. Итог урока
- Что интересного было для вас на уроке?
-Повторим правила написания безударных гласных в корне.
- А если проверить гласный в корне нельзя? (Ответы детей.)
VII. Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.