ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«ОПИСАНИЕ ОДЕЖДЫ (КОСТЮМА)»
Предмет |
Русский язык |
Класс |
6 |
Базовый учебник |
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс, М.: Дрофа |
Тема урока |
«Описание одежды (костюма)» |
Тип урока |
Урок освоения нового материала |
Цель урока |
Составить план написания сочинения-описания одежды и научиться его применять |
Задачи урока |
Образовательные: повторить изученное о таком типе речи, как описание. Развивающие: анализировать, сравнивать и проводить аналогии на основе полученных результатов, излагать своё мнение, аргументируя, подтверждая фактами; формировать правильную речь; развивать логику, память, мышление, внимание Воспитательные: формировать познавательные потребности, самостоятельность, уверенность в своих силах, высокую требовательность к результатам своей работы |
Планируемые результаты |
Предметные: получить знания по теме "Описание одежды (костюма)"; научиться создавать текст по типу речи описание костюма в художественном стиле. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать |
Автор: Фёдорова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 им. Ф.Н.Красовского
города Галича Костромской области
|
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально, в паре и в группе, находить общие решения. Личностные: иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
Технологии |
Технология компетентностно-ориентированных заданий, ИКТ, проектная технология |
Формы работы |
Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная |
Межпредметные связи |
Литература (работа с текстами художественных произведений), ИЗО, технология (работа с репродукциями картин и фотографиями), история (работа с материалом по истории школьной формы) |
Внутрипредметн ые связи |
Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), лексика (работа над лексическим значение слов) |
Виды используемых ИКТ |
Компьютер, мультимедийная установка, презентация, видеоролики |
Интернетресурсы |
1. https://www.youtube.com/watch?v=zVaIpaTCXm4 (видеоролик 1 «Как менялась мода») 2. https://www.youtube.com/watch?v=sOFHMUki05Q &t=45s (видеоролик 2 «История школьной формы в России») 3. https://www.youtube.com/watch?v=ctSNVUo3cPI&t =41s (видеоролик 3 «Школьная форма в разных странах мира») |
Материалы и оборудование |
Рабочий лист, оценочная карта урока, словари, репродукции картин, фотографии |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
ИКТ |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. |
Организационн ый момент |
Слайд 1 |
Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами не одни в этом кабинете. Давайте улыбнёмся и передадим хорошее настроение друг другу и нашим гостям. Садитесь. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
2. |
Актуализация знаний |
Видеоролик 1 «Как менялась мода»
Слайд 2
|
- Ребята, сегодня у нас урок развития речи, который подготовит вас к творческой домашней работе. Чем больше мы с вами подберём материала, тем лучше будет результат. А теперь давайте попробуем с помощью моих подсказок угадать тему нашего урока.
Показывает видеоролик - Что необычного вам показалось в этом ролике? - Действительно, у героев всё время меняется одежда. Предположите, какой теме будет посвящён наш урок? - Да, речь пойдёт об одежде, костюме. Знания особенностей какого типа речи нам понадобятся? - Сформулируйте тему урока. Итак, тема нашего урока «Описание одежды (костюма)». Запишите, пожалуйста, тему в рабочий лист |
Учащиеся, просмотрев видеоролик, отвечают на вопросы учителя, называют тему урока - «Описание одежды (костюма)». Записывают в рабочий лист тему урока
|
3. |
Целеполагание
|
|
Задает вопросы, помогает сформулировать цель урока. - Скажите, а есть ли у вас навыки подобной работы? |
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока, вспоминают знания |
|
Мотивация к учебной деятельности |
Слайд 3 |
- Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? - Следовательно, мы ставим перед собой цель: составить план написания сочинения-описания одежды и научиться его применять.
Мотивирует учащихся к учебной деятельности. - Знания, полученные на каких уроках, пригодятся вам сегодня? - Ну, тогда мы начинаем, а девизом нашей работы будут слова поэта-песенника Михаила Шаброва: Если что-то очень хочется, если есть стремление: Все исполнится, все получится, в этом даже нет сомнения! Все исполнится, получится, но, минуточку внимания, Не по щучьему веленью, а твоим старанием! |
по теме, полученные на предыдущих уроках развития речи, а также на уроках литературы, ИЗО, технологии, истории |
4. |
Изучение нового материала
|
Слайды 4-5 |
Организует словарную работу. - Итак, в теме нашего урока заявлено два слова «ОДЕЖДА» и «КОСТЮМ». Как вы можете объяснить лексическое значение слова «одежда»? Посмотрим, какое толкование дают нам словари. ОДЕЖДА - совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. Верхняя, нижняя о. Мужская, женская, детская о. Толковый словарь (Ожегов С.И.) Одежда - костюм, платье, туалет, одёжка (прост.), покров, одеяние, облачение (устар.), убранство, форма, |
Работают с лексическим значением слова, отвечают на проблемные вопросы, сопоставляют, обсуждают, обмениваются информацией
|
|
|
|
гардероб…Словарь синонимов русского языка (Александрова З.Е.) Обратимся к значению слова «Костюм» Известный модельер Вячеслав Зайцев считает, что «Костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство взаимодействия людей. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие». - А какую роль играет костюм в художественном произведении? На этот вопрос мы попытаемся ответить в ходе выполнения следующего задания.
Организует работу с текстами художественных произведений. Обращает внимание на справочную информацию, размещённую в рабочих листах. - В рабочих листах напечатаны отрывки из произведений художественной литературы, попробуйте узнать героя по описанию его одежды и ответьте на вопрос: «Для чего автор показывает, во что и как одет герой произведения?» 1 ряд работает с первым отрывком, 2 – со вторым и 3 ряд – с третьим. Для того чтобы ярко, образно и выразительно описать костюм в художественном стиле, необходимо собрать богатый лексический материал. Постарайтесь и вы, ребята, сегодня быть очень внимательными и чуткими к каждому слову. |
Отвечают на вопросы, высказывают предположения
Работают самостоятельно, проверяют, сверяясь с ответами товарищей, оценивают свою работу, результаты заносят в рабочий лист
|
|
|
|
1. "...Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась почти до самого носика. Оделся же … в отцовскую старую куртку, вернее же, в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли..." (Митраша, М.М.Пришвин «Кладовая солнца») Карту́з — мужской головной убор, имевший распространение в XVI — начале XX века.
2. «За оградой стоял миловидный мальчик, …разодетый в шелка и атлас, сверкающий драгоценными каменьями; на боку у него висели маленькая шпага, усыпанная самоцветами, и кинжал; на ногах были высокие изящные сапожки с красными каблучками, а на голове прелестная алая шапочка с ниспадающими на плечи перьями, скрепленными крупным драгоценным камнем.» (Марк Твен «Принц и нищий») Атла́с (араб., буквально — гладкий) — плотная шелковая или полушелковая ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью 3. «Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. По краям, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на |
|
|
|
|
башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешаны бляшки и рубль серебряный..." (Дина, Л.Н.Толстой «Кавказский пленник») Монисто - ожерелье из бус, монет, камней Полти́нник или полти́на — русская монета достоинством в половину рубля (с XVII века — 50 копеек). Бляшка, бляха (нем. Blech — листовой, металлический лист) — металлическая пластинка как украшение или опознавательный знак.
- Что помогло вам быстро и точно узнать героя? (описание костюма) - Следовательно, костюм может многое рассказать о человеке. Как вы думаете, о чем …? (место проживания, социальное положение, род занятий, характер и др.) - Итак, описание одежды напрямую связано с образом человека. По внешнему виду можно судить о состоятельности человека, о положении в обществе, о роде деятельности, о предпочтениях, об образе жизни и многом другом. Из мира вещей, окружающих человека, костюм в художественном произведении как бы прирастает к герою, создавая его облик. Не случайно литературные герои вспоминаются читателям в своих костюмах. |
Отвечают на вопросы, высказывают предположения
|
5 |
Первичное закрепление нового материала |
Слайд 6
|
Организует работу с текстами художественных произведений по составлению плана сочиненияописания костюма (в парах). -Ещё к одному тексту мы сейчас обратимся. Это отрывок из повести Виктора Голявкина «Мой добрый папа». Текст – в рабочих листах. Чтобы описание одежды, костюма было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Из скольких частей будет состоять наше сочинение? Используя данный текст, попробуйте конкретизировать все части и составить план сочинения-описания костюма. Работаем в парах.
«Пал Палыч для карнавала выбрал мне костюм клоуна. Вот это был костюм! Первым делом - колпак, весь в серебряных звёздах. Вторым делом - штаны, не какие-нибудь там штаны, а все в клетку, как будто бы шахматы. И ещё куртка в красных кругах. И жабо’. У меня прямо дух захватило, когда я жабо увидел. Вот это я понимаю - жабо! Хоть сейчас прямо в цирк выступать. Когда я надел дома этот костюм, и жабо, и колпак и стал кривляться, я всё смотрел и смотрел на себя, удивляясь всё больше и больше, какие замечательные бывают на свете костюмы!» Жабо́ (фр. jabot) — отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев, |
Работают в парах с художественным текстом, составляют план сочинения, анализируют, записывают план в рабочие листы
|
|
|
Слайд 7 |
спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность воротника.
Организует работу по выступлению 1-2 пар (воспроизведение составленного плана сочинения). После выступлений учащихся демонстрирует образец плана. План сочинения-описания костюма (примерный) I. Вступление. 1. История создания или появления костюма. 2. Впечатления от него. II. Основная часть. 1. Описание костюма (мужского или женского): а) Общий вид костюма (материал, форма, цвет), назначение костюма. б) Описание деталей костюма (композиция одежды, виды декора: вышивка, складки, строчки, кант, оборки, кружево; украшения, орнамент в элементах костюма). III. Заключение. Отношение к костюму (к мастерству художников-модельеров).
Проводит физкультминутку. - Хорошо, молодцы! Отлично поработали, а сейчас я приглашаю вас немножко отдохнуть, встаньте рядом с партами. Хорошо ли вы знаете предметы гардероба? Если я буду называть предмет, который относится к |
Проверяют выполнения комментируют анализируют его
Выполняют физкультминутку, закрепляют материал под руководством учителя посредством прямого повторения |
правильность задания, и первично |
|
|
|
одежде, то вы помашете мне правой рукой, если нет, то левой.
- Пиджак, жилет, стул, галстук, снежинка, блузка, платье, картина, сарафан, фартук - Молодцы! |
|
|
6 |
Этап диагностики |
Слайд 8
Слайд 9 Видеоролик 2 «История школьной формы в России»
|
Организует участие ребят в виртуальной выставке картин и фотографий - Ребята, не одна строка посвящена в художественных произведениях костюму героев. С таким же трепетом и пристальным вниманием относится художник и фотограф к костюму людей, которых он изображает и фотографирует. Приглашаю вас на выставку картин и фотографий. _ Что объединяет все эти изображения? - Да, действительно на репродукциях картин и фотографиях изображены школьники. - Школьная форма у героев нашей выставки одинакова?
Организует просмотр и обсуждение видеоролика «История школьной формы в России» - Давайте совершим с вами небольшое путешествие в историю и посмотрим, какой была школьная форма в России в разные времена. Очень важно помнить о том, что одежда является своеобразным зеркалом, в котором отражается история.
|
Отвечают на высказывают предположения
|
вопросы, |
|
|
Слайд 10 Видеоролик 3 «Школьная форма в разных странах мира» |
Организует работу в группах по составлению проекта сочинения-описания школьной формы. - Ребята, в видеоролике история школьной формы обрывается на 1994 году, а какова её дальнейшая судьба в нашей стране? (С 2013 года каждая школа имеет право принимать собственные требования к внешнему виду учащихся) - Мы с вами уже достаточно поработали с материалом сочинения, составили план, поэтому я предлагаю вам стать на несколько минут художниками слова. Для этой работы нам нужно объединиться в группы. Задание в рабочем листе: опишите костюм одного из ребят вашей группы, так чтобы ваши одноклассники не сразу узнали его. Описание должно быть построено в соответствии с планом. Не забывайте такую замечательную часть речи, как имя прилагательное. Используйте материал для справок. Пока вы работаете, будет звучать песня М.Шаброва «Если что-то очень хочется», а на экране вы можете увидеть, как выглядит школьная форма разных стран.
Организует публичную презентацию. - Отзвучали последние аккорды музыки. Мы готовы заслушать выступления групп. |
Отвечают на вопросы, высказывают предположения
Работают над проектом, подробно описывают материал, цвет, фактуру ткани, символику и др. костюма
Выступают, выслушивают выступления одноклассников, анализируют |
7 |
Рефлексия учебной деятельности (итог урока) |
Слайд 11 |
Организует рефлексию и самооценку учащихся, помогает проанализировать учащимся успешность в достижении цели, комментирует отметки |
Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке |
|
|
|
- Молодцы, ребята! Нам осталось подвести итог нашему уроку. Справились ли мы с целью, которую сформулировали в начале урока? Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке в оценочной карте. Если по всем критериям у вас «+», то поставьте себе «5». Оценочная карта урока
- Теперь я уверена, что вы полностью готовы к написанию сочинения–описания костюма в художественном стиле! Вернёмся к девизу сегодняшнего урока: «Если что-то очень хочется, если есть стремление://Все исполнится, все получится, в этом даже нет сомнения!». У нас всё получилось, мне было приятно с вами работать. |
|
||||||||||||
8 |
Информация о домашнем задании |
Слайд 12 |
Сообщает объём и содержание домашнего задания. Комментирует задание на дом. Объявляет критерии оценивания домашнего задания. Проверяет понимание выполнения домашнего задания
Базовый уровень: |
Выбирают посильную для себя работу из заданий, предложенных учителем |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.