Методическая разработка урока русского языка "Описание костюма" (6 класс)
Оценка 5

Методическая разработка урока русского языка "Описание костюма" (6 класс)

Оценка 5
pdf
21.11.2022
Методическая разработка урока  русского языка "Описание костюма" (6 класс)
Технологическая карта урока Описание костюма.pdf

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  РАЗВИТИЯ РЕЧИ 

«ОПИСАНИЕ ОДЕЖДЫ (КОСТЮМА)»

 

Предмет

Русский язык

Класс

6

Базовый учебник

Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс, М.: Дрофа

Тема урока

«Описание одежды (костюма)»

Тип урока

Урок освоения нового материала

Цель урока

Составить план написания сочинения-описания одежды и научиться его применять

Задачи урока

Образовательные: повторить изученное о таком типе речи, как описание.

Развивающие: анализировать,  сравнивать  и  проводить  аналогии  на  основе  полученных  результатов,  излагать  своё  мнение,  аргументируя, 

подтверждая фактами; формировать правильную речь;

развивать логику, память, мышление, внимание Воспитательные:         формировать                 познавательные  потребности,  самостоятельность,  уверенность  в  своих  силах,  высокую  требовательность  к  результатам своей работы

Планируемые результаты

Предметные: получить знания по теме "Описание одежды (костюма)"; научиться создавать текст по типу речи описание костюма в художественном стиле.

Метапредметные:  быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать

Автор: Фёдорова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4 им. Ф.Н.Красовского 

города Галича Костромской области

 

 

 

 

 

достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально, в паре и в группе, находить общие решения.

Личностные: иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Технологии

Технология             компетентностно-ориентированных

заданий, ИКТ, проектная технология

Формы работы

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Межпредметные

связи

Литература (работа с текстами художественных произведений), ИЗО, технология (работа с репродукциями картин и фотографиями), история (работа с материалом по истории школьной формы)

Внутрипредметн ые связи

Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), лексика (работа над лексическим значение слов)

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация, видеоролики

Интернетресурсы

1.     https://www.youtube.com/watch?v=zVaIpaTCXm4 (видеоролик 1 «Как менялась мода»)

2.     https://www.youtube.com/watch?v=sOFHMUki05Q &t=45s (видеоролик 2 «История школьной формы в России»)

3.     https://www.youtube.com/watch?v=ctSNVUo3cPI&t =41s (видеоролик 3 «Школьная форма в разных странах мира»)

Материалы и оборудование

Рабочий лист, оценочная карта урока, словари, репродукции картин, фотографии


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. 

Организационн ый момент

Слайд 1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами не одни в этом кабинете. Давайте улыбнёмся и передадим хорошее настроение друг другу и нашим гостям.

Садитесь.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Актуализация знаний

 

Видеоролик 1 «Как менялась

мода» 

 

Слайд 2

 

-                     Ребята, сегодня у нас урок развития речи, который подготовит вас к творческой домашней работе. Чем больше мы с вами подберём материала, тем лучше будет результат. А теперь давайте попробуем  с помощью моих подсказок  угадать тему нашего урока. 

 

Показывает видеоролик

-                     Что необычного вам показалось в этом ролике?

-                     Действительно, у героев всё время меняется одежда. Предположите, какой теме будет посвящён наш урок?  - Да, речь пойдёт об одежде, костюме. Знания особенностей какого типа речи нам понадобятся?

-                     Сформулируйте тему урока.

Итак, тема нашего урока «Описание одежды (костюма)». Запишите, пожалуйста, тему в рабочий лист

 Учащиеся, просмотрев видеоролик, отвечают на вопросы учителя, называют тему урока  - «Описание одежды (костюма)».  Записывают в рабочий лист тему урока

 

3.

Целеполагание

 

 

 

 

Задает вопросы, помогает сформулировать цель урока. - Скажите, а есть ли у вас навыки подобной работы?

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока, вспоминают знания

 

 

 Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  3

-                     Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? 

-                     Следовательно, мы ставим перед собой цель: составить план написания сочинения-описания одежды и научиться его применять.

 

Мотивирует учащихся к учебной деятельности. - Знания, полученные на каких уроках, пригодятся вам сегодня?

-                     Ну, тогда мы начинаем, а девизом нашей работы будут слова поэта-песенника Михаила Шаброва:

Если что-то очень хочется, если есть стремление:  Все исполнится, все получится, в этом даже нет сомнения! 

Все исполнится, получится, но, минуточку внимания,  Не по щучьему веленью, а твоим старанием!

по теме, полученные на предыдущих уроках развития речи, а также на уроках литературы, ИЗО, технологии, истории

4.

Изучение нового

материала

 

Слайды 4-5 

Организует словарную работу.

- Итак, в теме нашего урока заявлено два слова «ОДЕЖДА» и «КОСТЮМ». Как вы можете объяснить лексическое значение слова «одежда»?

Посмотрим, какое толкование дают нам словари.

ОДЕЖДА - совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. Верхняя, нижняя о. Мужская, женская, детская о. Толковый словарь  (Ожегов С.И.) 

Одежда - костюм, платье, туалет, одёжка (прост.), покров, одеяние, облачение (устар.), убранство, форма,

Работают с лексическим значением слова, отвечают на проблемные вопросы, сопоставляют, обсуждают,

обмениваются информацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гардероб…Словарь       синонимов       русского       языка 

(Александрова З.Е.)

Обратимся к значению слова «Костюм»

Известный модельер Вячеслав Зайцев считает, что «Костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство взаимодействия людей. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие».

-                     А какую роль играет костюм в художественном произведении? На этот вопрос мы попытаемся ответить в ходе выполнения следующего задания.

 

Организует работу с текстами художественных произведений.

Обращает внимание на справочную информацию, размещённую  в рабочих листах.

-                     В рабочих листах напечатаны отрывки из произведений художественной литературы, попробуйте узнать героя по описанию его одежды и ответьте на вопрос: «Для чего автор показывает, во что и как одет герой произведения?» 

1 ряд работает с первым отрывком,  2 – со вторым и 3 ряд – с третьим. 

Для того чтобы ярко, образно и выразительно описать костюм  в художественном стиле, необходимо собрать богатый лексический материал. Постарайтесь и вы, ребята, сегодня быть очень внимательными и чуткими к каждому слову.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, высказывают

предположения

 

 

 

 

 

 

Работают самостоятельно, проверяют, сверяясь с ответами товарищей, оценивают свою работу, результаты заносят в рабочий лист  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 "...Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась почти до самого носика. Оделся же … в отцовскую старую куртку, вернее же, в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли..." (Митраша, М.М.Пришвин «Кладовая солнца») Карту́з — мужской головной убор, имевший распространение в XVI — начале XX века.

 

2.                 «За оградой стоял миловидный мальчик, …разодетый в шелка и атлас, сверкающий драгоценными каменьями; на боку у него висели маленькая шпага, усыпанная самоцветами, и кинжал; на ногах были высокие изящные сапожки с красными каблучками, а на голове прелестная алая шапочка с ниспадающими на плечи перьями, скрепленными крупным драгоценным камнем.» (Марк Твен «Принц и нищий») Атла́с (араб., буквально — гладкий) — плотная шелковая или полушелковая ткань  с гладкой блестящей лицевой поверхностью

3.                 «Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. По краям, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешаны бляшки и рубль серебряный..." (Дина,

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»)

Монисто - ожерелье из бус, монет, камней

Полти́нник или полти́на — русская монета достоинством в половину рубля (с XVII века — 50 копеек).

Бляшка, бляха (нем. Blech — листовой, металлический лист) — металлическая пластинка  как украшение или опознавательный знак.

 

-                     Что помогло вам быстро и точно узнать героя? (описание костюма)

-                     Следовательно,  костюм может многое рассказать о человеке. Как вы думаете, о чем …? (место проживания, социальное положение, род занятий, характер и др.)

-                     Итак, описание одежды напрямую связано с образом человека. По внешнему виду можно судить о состоятельности человека, о положении в обществе, о роде деятельности, о предпочтениях, об образе жизни и многом другом. Из мира вещей, окружающих человека, костюм в художественном произведении как бы прирастает к герою, создавая его облик. Не случайно литературные герои вспоминаются читателям в своих костюмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, высказывают

предположения

 

 

5

Первичное закрепление нового материала

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу с текстами художественных произведений по составлению плана сочиненияописания костюма (в парах).

-Ещё к одному тексту мы сейчас обратимся. Это отрывок из повести Виктора Голявкина «Мой добрый папа». Текст – в рабочих листах. Чтобы описание одежды, костюма было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. 

Из скольких частей будет состоять наше сочинение? 

Используя данный текст, попробуйте  конкретизировать все части и составить план сочинения-описания костюма. Работаем в парах. 

 

«Пал Палыч для карнавала выбрал мне костюм клоуна. Вот это был костюм! 

Первым делом - колпак, весь в серебряных звёздах. Вторым делом - штаны, не какие-нибудь там штаны, а все в клетку, как будто бы шахматы. И ещё куртка в красных кругах. И жабо. У меня прямо дух захватило, когда я жабо увидел. Вот это я понимаю - жабо! Хоть сейчас прямо в цирк выступать.

Когда я надел дома этот костюм, и жабо, и колпак и стал кривляться, я всё смотрел и смотрел на себя, удивляясь всё больше и больше, какие замечательные бывают на свете костюмы!»

     Жабо́ (фр. jabot) — отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев,

Работают в парах с художественным текстом, составляют план сочинения, анализируют, записывают

план в рабочие листы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность воротника.

 

Организует работу по выступлению 1-2 пар (воспроизведение составленного плана сочинения). После выступлений учащихся демонстрирует образец плана.

План сочинения-описания костюма (примерный)  

      I. Вступление. 

1.   История создания или появления  костюма.

2.   Впечатления от него. 

II.            Основная часть. 1. Описание костюма (мужского или женского): 

        а) Общий вид костюма (материал, форма, цвет), назначение костюма. 

        б) Описание деталей костюма (композиция одежды, виды декора: вышивка, складки, строчки, кант, оборки, кружево; украшения, орнамент в элементах костюма). 

III.         Заключение. Отношение к костюму (к мастерству художников-модельеров). 

 

 

Проводит физкультминутку.

- Хорошо, молодцы! Отлично поработали, а сейчас я приглашаю вас немножко отдохнуть, встаньте рядом с партами. Хорошо ли вы знаете предметы гардероба? Если я буду называть предмет, который относится к

 

 

Проверяют выполнения комментируют

анализируют его 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку,  закрепляют  материал под руководством учителя посредством прямого повторения

правильность задания, и

первично

 

 

 

 

одежде, то вы помашете мне правой рукой, если нет, то левой. 

 

- Пиджак, жилет, стул, галстук, снежинка, блузка,

платье, картина, сарафан, фартук  - Молодцы!   

 

 

6

Этап диагностики

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

Видеоролик 2 «История школьной формы в

России»

 

 

 

 

Организует участие ребят в виртуальной выставке картин и фотографий

-                 Ребята, не одна строка посвящена в художественных произведениях костюму героев. С таким же трепетом и пристальным вниманием относится художник и фотограф к костюму людей, которых он изображает и фотографирует.

Приглашаю вас на выставку картин и фотографий.

_ Что объединяет все эти изображения?

-                 Да, действительно на репродукциях картин и фотографиях изображены школьники.

-                 Школьная форма у героев нашей выставки одинакова?

 

Организует просмотр и обсуждение видеоролика

«История школьной формы в России»

-                 Давайте совершим с вами небольшое путешествие в историю и посмотрим, какой была школьная форма в России в разные времена. Очень важно помнить о том, что одежда является своеобразным зеркалом, в котором отражается  история. 

 

 

 

Отвечают на высказывают

предположения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вопросы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

Видеоролик 3 «Школьная форма в разных странах мира»

Организует работу в группах по составлению проекта сочинения-описания школьной формы.

-                     Ребята, в видеоролике история школьной формы обрывается на 1994 году, а какова её дальнейшая судьба в нашей стране? (С 2013 года каждая школа имеет право принимать собственные требования к внешнему виду учащихся)

-                     Мы с вами уже достаточно поработали с материалом сочинения, составили план, поэтому я предлагаю вам стать на несколько минут  художниками слова. Для этой работы нам нужно объединиться в группы.   Задание в рабочем листе: опишите костюм одного из ребят вашей группы, так чтобы ваши одноклассники не сразу узнали его. Описание должно быть построено в соответствии с планом. Не забывайте такую замечательную часть речи, как имя прилагательное. Используйте материал для справок.

Пока вы работаете, будет звучать песня М.Шаброва «Если что-то очень хочется», а на экране вы можете увидеть, как выглядит школьная форма разных стран. 

 

Организует публичную презентацию.

-                     Отзвучали последние аккорды музыки. Мы готовы заслушать выступления групп.

Отвечают   на      вопросы, высказывают

предположения

 

 

Работают над проектом, подробно описывают материал, цвет, фактуру ткани, символику и др.

костюма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают, выслушивают выступления одноклассников, анализируют

7

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Слайд 11

Организует рефлексию и самооценку учащихся, помогает проанализировать учащимся успешность в достижении цели, комментирует отметки

Отвечают   на      вопросы, анализируют свою работу на уроке

 

 

 

 

-                     Молодцы, ребята! Нам осталось подвести итог нашему уроку. Справились ли мы с целью, которую сформулировали в начале урока?

  Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке в оценочной карте. Если по всем критериям у вас «+», то поставьте себе «5».  Оценочная карта урока

Индивиду альная

работа в рабочем листе

Аккуратно сть записей

в рабочем листе

Работа в паре

Группо вая работа

Наличие ответов на уроке

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

-                     Теперь я уверена, что вы полностью готовы к написанию сочинения–описания     костюма    в художественном стиле!

Вернёмся к девизу сегодняшнего урока: «Если что-то очень хочется, если есть стремление://Все исполнится, все получится, в этом даже нет сомнения!». У нас всё получилось, мне было приятно с вами работать.

 

8

Информация о домашнем задании

Слайд 12

Сообщает объём и содержание домашнего задания.

Комментирует задание на дом.

Объявляет критерии оценивания домашнего задания. Проверяет понимание выполнения домашнего задания

 

Базовый уровень:

Выбирают посильную для себя работу из заданий, предложенных учителем

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Личностные : иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные : иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА №

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА №

Целеполагание

Целеполагание

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Словарь синонимов русского языка (Александрова

Словарь синонимов русского языка (Александрова

Словарь синонимов русского языка (Александрова

Словарь синонимов русского языка (Александрова

Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился н а двое: верхняя корочка задралась выше…

Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился н а двое: верхняя корочка задралась выше…

Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился н а двое: верхняя корочка задралась выше…

Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился н а двое: верхняя корочка задралась выше…

Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешаны бляшки и рубль серебряный

Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешаны бляшки и рубль серебряный

Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешаны бляшки и рубль серебряный

Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешаны бляшки и рубль серебряный

Первичное закрепление нового материала

Первичное закрепление нового материала

Организует работу с текстами художественных произведений по составлению плана сочиненияописания костюма (в парах)

Организует работу с текстами художественных произведений по составлению плана сочиненияописания костюма (в парах)

Слайд 7 спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность воротника

Слайд 7 спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность воротника

Слайд 7 спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность воротника

Слайд 7 спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность воротника

Пиджак, жилет, стул, галстук, снежинка, блузка, платье, картина, сарафан, фартук -

Пиджак, жилет, стул, галстук, снежинка, блузка, платье, картина, сарафан, фартук -

Этап диагностики Слайд 8

Этап диагностики Слайд 8

Слайд 10 Видеоролик 3 «Школьная форма в разных странах мира»

Слайд 10 Видеоролик 3 «Школьная форма в разных странах мира»

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Информация о домашнем задании

Информация о домашнем задании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022