Методическая разработка урока русского языка по теме: «Раздельный Ь и Ъ знаки» |
|||
урок введения нового знания |
Урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа) |
||
Цель урока (Задачи урока) |
Методическая цель урока: |
||
Цель - познакомить с правописанием разделительного мягкого знака Задачи: - учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости; - формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком. |
Продемонстрировать применение употребления разделительного мягкого знак |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные результаты |
Метапредметные познавательные (П), коммуникативные (К), регулятивные (Р) |
Личностные (Л) |
|
Базовый уровень: Правильное написание слов с разделительным мягким знаком. Повышенный уровень: Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости. Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях. Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.
|
Познавательные: · воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; · находить дополнительную информацию; · классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); · выявлять и корректировать причины собственного затруднения; · структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: · осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; · работать в парах, в группах, обосновывать и доказывать собственное мнение; · участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; Регулятивные: · планировать решение учебной задачи; · уметь контролировать процесс и результат своей деятельности; · находить и исправлять собственные ошибки. |
Личностные: · формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям; · применять правила делового сотрудничества.
|
|
* Планируемые результаты: предметные результаты и УУД: метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и личностные.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс, проектор
№ п/п |
Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе |
Этапы урока/занятия, на которых технология применяется |
1 |
приемы технологий проблемного обучения |
Практический этап урока |
2 |
сотрудничества |
Практический этап урока |
3 |
критического мышления |
Практический этап урока |
4 |
здоровьесберегающая технология |
Физминутка |
5 |
технология личностностно-ориентированного обучения |
Практический этап урока |
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока |
Цель |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Мотивация
|
Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, мотивировать учащихся на изучение темы «Разделительный мягкий знак».
|
1. Создание эмоционального настроя.
2. Минутка чистописания (слайд 2-3)
3.Словарная работа (слайд 4-5)
|
Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Я вам желаю удачи.
- Запишите число, классная работа. На полях с помощью простого карандаша изобразите ваше настроение: солнышко (грустное или веселое). Пропишите показы.
– Сегодня мы познакомимся с новым словом. Отгадайте, о ком идет речь. Джунгли – дом её родной, Там свобода и покой. Там любимые бананы, И кругом растут лианы. (Обезьяна). - Запишите это слова в тетрадь. - Назовите звуки в этом слове, запишите их. - Где в слове написание расходится с произношением? - Какие буквы помогают обозначить мягкость согласного звука в этом слове? - Какие еще буквы помогают обозначить мягкость согласного звука? – Что же вы заметили? |
Поприветствовать учителя и друг друга.
Рисуют своё настроение. (Нарисовать у ротик у солнышка).
Дети выписывают слово, делают его звуковой анализ. [а б ` и з` й` а н а]
Буквы ь, е, ё, и, ю, я. |
Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД: Умение сопоставлять произношение и написание слов.
Коммуникативные УУД Умение отвечать на вопросы. |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.
|
Цель – создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока |
Наблюдение над словами с ь Наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов вынесены на слайд. (слайд 6-7)
(Слайд 8) |
Работа в группах – Прочитайте слова на карточках: больной, льёт, вьюга, коньки, олень, семья. – Чем они похожи и в чём отличие? - Разделите их на две группы. - Поставьте себе оценку за это задание на полях.
- Сколько звуков в слове коньки? - Почему звуков меньше чем букв? - Какую роль играет мягкий знак в этом слове? - Сколько звуков и букв в слове вьюга? - Назовите звуки. - Какая буква пишется на месте звука [Й`]?
–Сформулируйте проблемный вопрос.
– Составим план урока. 1. Воспринимать на слух слова с разделительным ь. 2. Определять в слове место написания разделительного ь и обосновывать своё мнение.
– Что мы сейчас делали? |
Дети читают слова, делят их на 2 группы.
Пять звуков и шесть букв.
Мягкий знак звука не обозначает. Указывает на мягкость согласного. 5 букв и 5 звуков.
[в `й` у г а] Ь
Зачем нужен ь и в каких случаях он пишется?
Учитель составляет план вместе с детьми.
Планировали свою деятельность. |
Регулятивные УУД 1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом на экране. Коммуникативные УУД Умение работать в группах. 2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Открытие нового (знания, способа действия) |
Цель – познакомить учащихся с правилом написания разделительного ь. |
1. Звуко-буквенный анализ слов.
2. Наблюдение над написанием ь в словах
3. Физкультминутка. |
- Откройте учебник на с. 31. Прочитайте тему урока. Работа с упр.51 на с.31 - Произведите звуко-буквенный разбор первой пары слов: полю [пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв. –Сравните написание и произношение. Выполните эту же работу с другими словами. – Сделаем вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает? – А за какими буквами «прячется» этот звук?
-Кто нам поможет узнать, как называется в таких случаях ь?
Работа с упр. 52 учебника. - Понаблюдайте, между какими буквами пишется ь? Ваши версии?
– Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь? – Произнесите без этого звука. Что получится?
- Приведите свои примеры слов с разделительным мягким знаком. – Какая здесь орфограмма?
- Как её подчёркиваем? – В каких буквах «спрятан» звук [й']? - Как их подчёркиваем?
– Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным?
– Сделаем общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?
– Сравните свои выводы с правилом в учебнике.
Разделительный мягкий знак-похлопаете в ладоши.
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного – потопаете ногами.
Лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь. |
Один ученик работает у доски.
- Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й']. -За буквами гласных я, ю, е, ё, и.
Чтение правила на с 31 учебника.
-О звуке [й'].
Теряется смысл: ручи.
Воробьи, соловьи...
-Разделительный мягкий знак. - Одной чертой. -В буквах е, ё, ю, я, и.
- Двумя чертами.
Подчёркивают буквы перед ь и после него в записанных словах, затем делают вывод: разделительный ь пишется после букв согласных перед буквами гласных е, ю, ё, я, и.
- Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й']. Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными ю. ё, я, е и помогает буквам ю. ё, я, е обозначить звук [й']. Читают правило на с. 32. |
Познавательные: 1. Обобщать и классифицировать по признакам.
2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы. |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным
|
Цель – создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании имён собственных в практической деятельности. |
1. Работа по учебнику. Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе. Работа в группах Слайд 9
Упр. 53 (с комментированием) – развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место.
2. Самостоятельная работа (Слайд 10-13)
(Слайд 14)
Начало формирования алгоритма самооценки. |
– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?
- Давайте попробуем составить алгоритм по применению правила. Для этого вам нужно расположить карточки в нужном порядке. - Поставьте себе оценку за это задание на полях.
- А сейчас выполним упражнение 53.
– Обсудите в группах и запишите слова, вставляя пропущенные слоги. – Обозначьте орфограмму.
- Как она называется?
– Как подчёркивается ь?
-Что подчеркнём двумя чертами? - Сравните свою работу со слайдом. – Устно составьте предложение с любым словом. - Поставьте себе оценку за это задание на полях.
– Что вам нужно было сделать? – Удалось выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? |
-Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и. Дети самостоятельно формулируют алгоритм. 1.Слушаем, как звучит слово. 2.Определяем, есть ли звук [Й’] после согласного звука перед гласным. 3. Если есть, то мягкий знак пишем после буквы согласного перед буквами е,ё,ю,и,я.
Ученики по алгоритму проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.
Соловьи. Варенье. Печенье. Платье.
Разделительный ь.
- Одной чертой.
Буквы е, я.
-Учились оценивать свою работу. -Умение работать с информацией. |
Познавательные: 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 3. На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Итоговая рефлексия учебной деятельности
|
Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
|
Самостоятельная работа
Даны предложения на слайде. (Слайд 15) Друзья познаются в беде. Меньше говори, да больше делай. Капельки росы блестят на траве. Ученье -путь к уменью. Около пенька сидит лиса. (Слайд 16) |
- Прочитайте предложения. Выпишите те предложения, где в словах пишется ь разделительный.
– Докажите, что в выбранном вами варианте ь разделительный.
– Какова функция ь в трёх остальных случаях? - Поставьте себе оценку за это задание на полях. |
Дети самостоятельно работают по карточкам и проверяют по слайду 4.
- Стоит после согласного перед буквами я, е, ю и помогает им обозначить звук [ й].
- Обозначает мягкость согласных. |
Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы. |
Домашнее задание |
Упр. 56, стр. 33. Выучить правило на стр. 32. По желанию: записать пословицу, в которой есть слово с разделительным мягким знаком.
(слайд 18-19) |
Прием «Инсерт». - Ответьте на вопросы и заполните таблицу. (Слайд 17) «V» - уже знал «+» - новое для меня «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопрос 1) В русском языке есть орфограмма разделительный мягкий знак. 2) Разделительный мягкий знак пишется в корне слов после буквы мягкого согласного перед буквами е, ё, ю, я, и. 3) В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают 2 звука. 4) Орфограмма буква разделительного мягкого знака подчеркивается одной чертой, а буква перед которой он пишется двумя. - Какое настроение у вас в конце урока? Сравните ваше настроение в начале рока и конце. Изменилось ли оно? |
Заполняют таблицу.
Рисуют своё настроение на полях. |
Приложение 1.2.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС
Дата 17.01.2023 Учитель Лисовая Ольга Андреевна
Данный урок (по предмету «Русский язык») является уроком № __
Тема урока: «Разделительный мягкий знак (ь)»
Цели урока: образовательные: познакомить с правописанием разделительного мягкого знака, воспитательные: развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком и умение определять способы обозначения мягкости согласных при письме, развивающие: Закреплять знания о разделительном мягком знаке.
В данном уроке я поставила следующие задачи:
- учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости;
- формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком, направленные на формирование УУД:
Личностные:
· формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;
· применять правила делового сотрудничества.
Познавательные:
· воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
· находить дополнительную информацию;
· классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
· выявлять и корректировать причины собственного затруднения;
· структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные:
· осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;
· работать в парах, в группах, обосновывать и доказывать собственное мнение;
· участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
Регулятивные:
· планировать решение учебной задачи;
· уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;
· находить и исправлять собственные ошибки.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
Базовый уровень:
Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.
Повышенный уровень:
Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.
Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.
Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.
Это урок - урок введения нового знания.
Он включал в себя 6 этапов: мотивация; введение в тему урока, постановка учебной задачи; открытие нового (знания, способа действия); включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным; итоговая рефлексия учебной деятельности; домашнее задание.
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: приемы технологий проблемного обучения, сотрудничества, критического мышления, здоровьесберегающая технология, технология личностностно-ориентированного обучения и использовала их на следующих этапах урока: введение в тему урока, постановка учебной задачи; открытие нового (знания, способа действия); включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания, соответствующие возрастным особенностям.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
В ходе урока была организована индивидуальная и коллективная работа учащихся.
Наиболее эффективной оказался коллективная работа, потому что дети активнее включались в работу.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.
На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, презентация.
Темп урока динамичный, исходя из возможностей класса.
Распределение времени было рациональное.
Мне удалось уложиться по времени.
Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно.
Меня порадовали дети, потому что активно работали на уроке, отвечали на все вопросы, включались в практическую работу.
Результаты урока совпадают с целью урока.
Я полагаю, что все усвоили новые знания, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.
Домашнее задание имеет оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
В целом урок можно считать отличным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.