Методическая разработка урока русского языка по теме: «Раздельный Ь и Ъ знаки»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Раздельный Ь и Ъ знаки»

Оценка 4.9
docx
17.04.2024
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Раздельный Ь и Ъ знаки»
russkiy_yazyk_2klass._otkrytyy_urok.docx

 

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Раздельный Ь и Ъ знаки»

урок введения нового знания

Урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа)

Цель урока (Задачи урока)

Методическая цель урока:

Цель - познакомить с правописанием разделительного мягкого знака

Задачи:

-  учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости;

-  формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.

Продемонстрировать применение употребления разделительного мягкого знак

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные

познавательные (П), коммуникативные (К),

регулятивные (Р)

Личностные (Л)

Базовый уровень:

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Повышенный уровень:

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.

Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.

 

Познавательные:

·  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

·  находить дополнительную информацию;

·  классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

·  выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

·  структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

·  осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

·  работать в парах, в группах,  обосновывать и доказывать собственное мнение;

·  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Регулятивные:

·  планировать решение учебной задачи;

·  уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

·  находить и исправлять собственные ошибки.

Личностные:

·  формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

·  применять правила делового сотрудничества.

 

 

* Планируемые результаты: предметные результаты и УУД: метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и личностные.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс, проектор

 

№ п/п

Название современных образовательных технологий,  применяемых в учебно-воспитательном процессе

Этапы урока/занятия, на которых технология применяется

1

приемы технологий проблемного обучения

Практический этап урока

2

сотрудничества

Практический этап урока

3

критического мышления

Практический этап урока

4

здоровьесберегающая технология

Физминутка

5

технология личностностно-ориентированного обучения

Практический этап урока

 

 

 

 



Основные этапы и виды деятельности

 

Этап урока

Цель

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, мотивировать учащихся на изучение темы «Разделительный мягкий знак».

 

1. Создание эмоционального настроя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Минутка чистописания

(слайд 2-3)

 

 

 

 

 

 

3.Словарная работа

(слайд 4-5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Я вам желаю удачи.

 

Запишите число, классная работа. На полях с помощью простого карандаша изобразите ваше настроение: солнышко (грустное или веселое).

Пропишите показы.

 

– Сегодня мы познакомимся с новым словом. Отгадайте, о ком идет речь.

Джунгли – дом её родной,

Там свобода и покой.

Там любимые бананы,

И кругом растут лианы.

(Обезьяна).

- Запишите это слова в тетрадь.

- Назовите звуки в этом слове, запишите их.

- Где в слове написание расходится с произношением?

- Какие буквы помогают обозначить мягкость согласного звука в этом слове?

- Какие еще буквы помогают обозначить мягкость согласного звука?

– Что же вы заметили?

Поприветствовать учителя и друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют своё настроение. (Нарисовать у ротик у солнышка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выписывают слово, делают его звуковой анализ.

[а б ` и з` й` а н а]

 

 

 

Буквы ь, е, ё, и, ю, я.

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Умение сопоставлять произношение и написание слов.

 

 

 

Коммуникативные УУД

Умение отвечать на вопросы.

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

 

 

Цель – создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока

Наблюдение над словами с ь 

 Наблюдение проводится без опоры на учебник, пары слов вынесены на слайд.

(слайд 6-7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 8)

Работа в группах

– Прочитайте слова на карточках: больной, льёт, вьюга, коньки, олень, семья.

– Чем они похожи и в чём отличие?

- Разделите их на две группы.

- Поставьте себе оценку за это задание на полях.

 

 

 

- Сколько звуков в слове коньки?

- Почему звуков меньше чем букв?

- Какую роль играет мягкий знак в этом слове?

- Сколько звуков и букв в слове вьюга?

- Назовите звуки.

- Какая буква пишется на месте звука [Й`]?

 

–Сформулируйте проблемный вопрос.

 

– Составим план урока.

1. Воспринимать на слух слова с разделительным ь.

2. Определять в слове место написания разделительного ь и обосновывать своё мнение.

 

– Что мы сейчас делали?

 

Дети читают слова, делят их на 2 группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пять звуков и шесть букв.

 

Мягкий знак звука не обозначает.

Указывает на мягкость согласного.

5 букв и 5 звуков.

 

[в `й` у г а]

Ь

 

 

Зачем нужен ь и в каких случаях он пишется?

 

Учитель составляет план вместе с детьми.

 

 

 

 

 

Планировали свою деятельность.

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом на экране.

Коммуникативные УУД

Умение работать в группах.

2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

 

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Открытие нового (знания, способа действия)

Цель – познакомить учащихся с правилом написания разделительного ь.

1. Звуко-буквенный анализ слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Наблюдение над написанием ь в словах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Физкультминутка.

- Откройте учебник на с. 31.

Прочитайте тему урока.

Работа с упр.51 на с.31

Произведите звуко-буквенный разбор первой пары слов: полю

[пал'у] – 4 б., 4 зв., полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв.

–Сравните написание и произношение. Выполните эту же работу с другими словами.

– Сделаем вывод: для чего нужен ь в словах, на что он указывает?

– А за какими буквами «прячется» этот звук?

 

-Кто нам поможет узнать, как называется в таких случаях ь?

 

 

 

Работа с упр. 52 учебника.

- Понаблюдайте, между какими буквами пишется ь? Ваши версии?

 

– Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный ь?

– Произнесите без этого звука. Что получится?

 

- Приведите свои примеры слов с разделительным мягким знаком.

– Какая здесь орфограмма?

 

- Как её подчёркиваем?

– В каких буквах «спрятан» звук [й']?

- Как их подчёркиваем?

 

 

– Предположите, почему ь в этом случае называется разделительным?

 

 

 

 

 

 

– Сделаем общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?

 

 

– Сравните свои выводы с правилом в учебнике.

 

 

 

 

 

Разделительный мягкий знак-похлопаете в ладоши.

 

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного – потопаете ногами.

 

Лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь.

 

 

 

Один ученик работает у доски.

 

 

 

 

 

 

 

- Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й'].

-За буквами гласных я, ю, е, ё, и.

 

Чтение правила на с 31 учебника.

 

 

 

 

 

 

 

-О звуке [й'].

 

 

 

Теряется смысл: ручи.

 

Воробьи, соловьи...

 

 

-Разделительный мягкий знак.

- Одной чертой.

-В буквах е, ё, ю, я, и.

 

- Двумя чертами.

 

Подчёркивают буквы перед ь и после него в записанных словах, затем делают вывод: разделительный ь пишется после букв согласных перед буквами гласных е, ю, ё, я, и.

 

 

Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й'].

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными ю. ё, я, е и помогает буквам ю. ё, я, е обозначить звук [й'].

Читают правило на с. 32.

Познавательные:

1. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

 

Цель – создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании имён собственных в практической деятельности.

1. Работа по учебнику.

Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.

Работа в группах

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упр. 53 (с комментированием) – развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место.

 

 

2. Самостоятельная работа

(Слайд 10-13)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 14)

 

 

 

 

 

Начало формирования алгоритма самооценки.

– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?

 

- Давайте попробуем составить алгоритм по применению правила. Для этого вам нужно расположить   карточки в нужном порядке.

- Поставьте себе оценку за это задание на полях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас выполним упражнение 53.

 

 

 

 

– Обсудите в группах и запишите слова, вставляя пропущенные слоги.

– Обозначьте орфограмму.

 

- Как она называется?

 

– Как подчёркивается ь?

 

-Что подчеркнём двумя чертами?

- Сравните свою работу со слайдом.

– Устно составьте предложение с любым словом.

- Поставьте себе оценку за это задание на полях.

 

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы  учились оценивать свою работу.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

-Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.

Дети самостоятельно формулируют алгоритм.

1.Слушаем, как звучит слово.

2.Определяем, есть ли звук [Й’] после согласного звука перед гласным.

3. Если есть, то мягкий знак пишем после буквы согласного перед буквами е,ё,ю,и,я.

 

Ученики по алгоритму проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.

 

 

 

 

Соловьи.

Варенье.

Печенье.

Платье.

 

Разделительный ь.

 

- Одной чертой.

 

Буквы е, я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Учились оценивать свою работу.

-Умение работать с информацией.

Познавательные:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

 

Регулятивные УУД

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Итоговая рефлексия учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

Даны предложения на слайде. (Слайд 15)

Друзья познаются в беде.

Меньше говори, да больше делай. Капельки росы блестят на траве.

Ученье -путь к уменью.

Около пенька сидит лиса.

(Слайд 16)

- Прочитайте предложения.

Выпишите те предложения, где в словах пишется ь разделительный.

 

 

– Докажите, что в выбранном вами варианте ь разделительный.

 

 

 

– Какова функция ь в трёх остальных случаях?

- Поставьте себе оценку за это задание на полях.

Дети самостоятельно работают по карточкам и проверяют по слайду 4.

 

- Стоит после согласного перед буквами я, е, ю и помогает им обозначить звук [ й].

 

- Обозначает мягкость согласных.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные:

На основе анализа объектов делать выводы.

Домашнее задание

Упр. 56, стр. 33. Выучить правило на стр. 32.

По желанию: записать пословицу, в которой есть слово с разделительным мягким знаком.

 

(слайд 18-19)

 

 

 

 

Прием «Инсерт».

- Ответьте на вопросы и заполните таблицу.

(Слайд 17)

«V» - уже знал

«+» - новое для меня

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопрос

1)      В русском языке есть орфограмма разделительный мягкий знак.

2)      Разделительный мягкий знак пишется в корне слов после буквы мягкого согласного перед буквами е, ё, ю, я, и.

3)      В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают 2 звука.

4)      Орфограмма буква разделительного мягкого знака подчеркивается одной чертой, а буква перед которой он пишется двумя.

-  Какое настроение у вас в конце урока?  Сравните ваше настроение в начале рока и конце. Изменилось ли оно?

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют своё настроение на полях.

 

 


Приложение 1.2.

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

 

 

Дата 17.01.2023  Учитель Лисовая Ольга Андреевна 

 

Данный  урок  (по предмету «Русский язык») является уроком № __  

Тема урока: «Разделительный мягкий знак (ь)»

 

Цели урока: образовательные: познакомить с правописанием разделительного мягкого знака, воспитательные: развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком и умение определять способы обозначения мягкости согласных при письме, развивающие: Закреплять знания о разделительном мягком знаке.

В данном уроке я поставила следующие задачи:

-  учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости;

-  формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком, направленные на формирование УУД:

Личностные:

·  формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

·  применять правила делового сотрудничества.

Познавательные:

·  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

·  находить дополнительную информацию;

·  классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

·  выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

·  структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

·  осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

·  работать в парах, в группах,  обосновывать и доказывать собственное мнение;

·  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Регулятивные:

·  планировать решение учебной задачи;

·  уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

·  находить и исправлять собственные ошибки.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:

Базовый уровень:

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Повышенный уровень:

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.

Уметь образовывать слова с разделительным мягким знаком.

Это урок - урок введения нового знания

Он включал в себя 6 этапов: мотивация; введение в тему урока, постановка учебной задачи; открытие нового (знания, способа действия); включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным; итоговая рефлексия учебной деятельности; домашнее задание.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: приемы технологий проблемного обучения, сотрудничества, критического мышления, здоровьесберегающая технология, технология личностностно-ориентированного обучения  и использовала их на следующих этапах урока: введение в тему урока, постановка учебной задачи; открытие нового (знания, способа действия); включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания, соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался интересным для учащихся.

В ходе урока была организована индивидуальная и коллективная работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался коллективная работа, потому что дети активнее включались в работу.  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.

На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, презентация.

Темп урока динамичный, исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное.

Мне удалось уложиться по времени.

Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно.  

Меня порадовали дети, потому что активно работали на уроке, отвечали на все вопросы, включались в практическую работу.

Результаты урока совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все усвоили новые знания, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет оптимальный объем, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок можно считать отличным.


 

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Раздельный

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Раздельный

Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе

Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе

Основные этапы и виды деятельности

Основные этапы и виды деятельности

Громко прозвенел звонок, Начинается урок

Громко прозвенел звонок, Начинается урок

Слайд 8) Работа в группах – Прочитайте слова на карточках: больной, льёт, вьюга, коньки, олень, семья

Слайд 8) Работа в группах – Прочитайте слова на карточках: больной, льёт, вьюга, коньки, олень, семья

Наблюдение над написанием ь в словах 3

Наблюдение над написанием ь в словах 3

Физкультминутка. - Откройте учебник на с

Физкультминутка. - Откройте учебник на с

Упр. 53 (с комментированием) – развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место

Упр. 53 (с комментированием) – развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место

Ты сделал всё правильно или были недочёты? –

Ты сделал всё правильно или были недочёты? –

Домашнее задание Упр. 56, стр. 33

Домашнее задание Упр. 56, стр. 33

Домашнее задание Упр. 56, стр

Домашнее задание Упр. 56, стр

Приложение 1.2. САМОАНАЛИЗ

Приложение 1.2. САМОАНАЛИЗ

Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания, соответствующие возрастным особенностям

Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания, соответствующие возрастным особенностям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2024