Методическая разработка урока русского языка по теме: «Знаки препинания в сложном предложении»
Оценка 5

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Знаки препинания в сложном предложении»

Оценка 5
docx
23.06.2024
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Знаки препинания в сложном предложении»
3.docx

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Знаки препинания в сложном предложении»

Цели: повторить, обобщить  и закрепить знания и умения учащихся по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них»; актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»; исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный   анализ; развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений; развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.

 

Группа со средним уровнем обученности (1-ый вариант)

Группа с высоким уровнем обученности (2-ой вариант)

 

Ход урока

1.      Организационный момент.

2.      Лингвистическая  разминка.

 

А) Задание: выписать слова, образованные неморфологическим способом.

 

Всякий ли сегодня знает, что волхвица – это и знахарка, и гадалка, она видит прошлое и будущее. В верованиях древних славян волхвицы могли исцелять и детей, и взрослых.

 

Ответы:  всякий, прошлое, будущее, взрослых 

 

Б) Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

 

1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.

2) Мать явно была обижена бестактностью сына.

3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

 

1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.

4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.

 

1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.

2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

 

1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.

2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.

3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих

4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.

 

Проверка выполненного задания:

Самопроверка: 

 Ответы:

1) 3;    2)  1;   3)  2;    4)  4

 

3. С какими предложениями  вы работали, выполняя лингвистическую разминку?

(Ответы: с простыми предложениями, СПП)

 

Откройте тетради, запишите тему урока: «Повторение и обобщение знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них»

 

4.      Актуализация знаний.

 

Вопрос классу: На какие группы делятся сложные предложения по типу связи? 

В чём основное отличие ССП, СПП и БСП?   Свой  ответ аргументируйте.

 

5.      Практическая работа.

 

Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:

 

                         ССП – …,                            СПП – …,                            БСП - …

1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.

2. В то время,  как она выходила из гостей, послышался звонок.

3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот.

4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят впрошлогодней траве.

6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листьяна дереве.

7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.

8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.

 

Проверка выполненного задания: 

Ответы:

ССП  -  1, 5, 6

СПП  -  2, 3, 7

БСП  -  4, 8

 

 

6.Самостоятельная работа.  (Предложения распечатаны на карточках)

 

Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное предложение для синтаксического разбора.

 

  Карточка 1.                                   I вариант

 

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.

 

«3»

 

Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.

 

«4»

 

Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением.

 

«5»

 

Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт.

 

   Карточка 1                                                 II  вариант

 

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.

 

«3»

 

Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена.

 

«4»

 

      Растение живет и размножается под землей так что  если вы увидите стайку  ландышей

 

      в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.

 

  «5»

 

   Тот  который писал и к которому обратился Борис  досадливо обернулся и сказал ему  что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную  коли ему нужно видеть его.                      

 

7.      Актуализация знаний. (Продолжение)

 

Задание: Исправьте пунктуационные ошибки там, где нужно,  и распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания  (Знаки препинания    расставлены)

Какие предложения  вы не выбрали в качестве примеров? Почему?

 

 

Желаешь себе добра – не делай  зла другому.

Я взглянул  в окно  -  на безоблачном небе разгорались звезды.

Поговоришь с добрым человеком,  солнечный луч озарит твою душу

Лида проговорила громко и отчетливо: «Надо жить по совести».

Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней  наискось торчала водосточная труба.

Лица у грузчиков были потные, ноги худые,  на руках синие жилы.

Тем летом я впервые не ездила в командировку -  управление разрешило мне остаться в Москве.

Борис поднес  резец к металлу –  брызнули во все стороны раскаленные искры.

Земля круглая,  на ней не скроешь тайны.

Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт.

Судьба изобретателя  - это судьба его изобретений.

Слабо шурша, падали шишки,  вздыхая, шумел лес.

 

 Вопросы классу: Какие предложения вызвали наибольшую трудность?

 

8. Итог урока:

Какие цели  мы  поставили в начале урока?  Подумайте, каждый из вас достиг ли этих целей? 

Домашнее задание: упр. №16.


 

Методическая разработка урока русского языка по теме: «

Методическая разработка урока русского языка по теме: «

В чём основное отличие ССП, СПП и

В чём основное отличие ССП, СПП и

Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение

Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2024