Методическая разработка урока русского языка по теме: «Знаки препинания в сложном предложении»
Цели: повторить, обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них»; актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»; исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ; развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений; развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.
Группа со средним уровнем обученности (1-ый вариант)
Группа с высоким уровнем обученности (2-ой вариант)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Лингвистическая разминка.
А) Задание: выписать слова, образованные неморфологическим способом.
Всякий ли сегодня знает, что волхвица – это и знахарка, и гадалка, она видит прошлое и будущее. В верованиях древних славян волхвицы могли исцелять и детей, и взрослых.
Ответы: всякий, прошлое, будущее, взрослых
Б) Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
2) Мать явно была обижена бестактностью сына.
3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.
4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.
1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.
1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.
2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.
1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих
4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.
Проверка выполненного задания:
Самопроверка:
Ответы:
1) 3; 2) 1; 3) 2; 4) 4
3. С какими предложениями вы работали, выполняя лингвистическую разминку?
(Ответы: с простыми предложениями, СПП)
Откройте тетради, запишите тему урока: «Повторение и обобщение знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них»
4. Актуализация знаний.
Вопрос классу: На какие группы делятся сложные предложения по типу связи?
В чём основное отличие ССП, СПП и БСП? Свой ответ аргументируйте.
5. Практическая работа.
Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:
ССП – …, СПП – …, БСП - …
1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.
2. В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок.
3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот.
4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят впрошлогодней траве.
6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листьяна дереве.
7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.
8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
Проверка выполненного задания:
Ответы:
ССП - 1, 5, 6
СПП - 2, 3, 7
БСП - 4, 8
6.Самостоятельная работа. (Предложения распечатаны на карточках)
Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное предложение для синтаксического разбора.
Карточка 1. I вариант
Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.
«3»
Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.
«4»
Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением.
«5»
Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт.
Карточка 1 II вариант
Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.
«3»
Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена.
«4»
Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей
в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
«5»
Тот который писал и к которому обратился Борис досадливо обернулся и сказал ему что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную коли ему нужно видеть его.
7. Актуализация знаний. (Продолжение)
Задание: Исправьте пунктуационные ошибки там, где нужно, и распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания расставлены)
Какие предложения вы не выбрали в качестве примеров? Почему?
Желаешь себе добра – не делай зла другому.
Я взглянул в окно - на безоблачном небе разгорались звезды.
Поговоришь с добрым человеком, солнечный луч озарит твою душу
Лида проговорила громко и отчетливо: «Надо жить по совести».
Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней наискось торчала водосточная труба.
Лица у грузчиков были потные, ноги худые, на руках синие жилы.
Тем летом я впервые не ездила в командировку - управление разрешило мне остаться в Москве.
Борис поднес резец к металлу – брызнули во все стороны раскаленные искры.
Земля круглая, на ней не скроешь тайны.
Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт.
Судьба изобретателя - это судьба его изобретений.
Слабо шурша, падали шишки, вздыхая, шумел лес.
Вопросы классу: Какие предложения вызвали наибольшую трудность?
8. Итог урока:
Какие цели мы поставили в начале урока? Подумайте, каждый из вас достиг ли этих целей?
Домашнее задание: упр. №16.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.