Название предмета: Литературное чтение
Дата проведения урока: 15.05.2024
Класс: 1 Ж
Тема урока: В.Осеева «Плохо». Пересказ на основе иллюстрации и плана
Тип урока: ОНЗ.
Цели урока: способствовать полноценному восприятию рассказа В. Осеевой «Плохо», развивать умение пересказывать текст по плану, развить интерес к иллюстрированию, развивать творческие способности, речь, память, мышление; прививать любовь к животным.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать стихотворения, умение находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы; делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план рассказа.
Метапредметные:
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.
Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками в совместной деятельности, участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к «братьям нашим меньшим».
Оборудование: презентация, учебник, карточки с заданиями
Ход урока
1.Мотивационный момент
-Ребята, я вижу, что сегодня на уроке у вас приподнятое настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Пожелаем себе удачи.
2.Актуализация знаний.
-Давайте с вами немного настроимся на работу, чтобы наш урок был плодотворным. Я начинаю предложение, а вы его закончите.
-На уроке наши глазки хорошо смотрят и всё…видят.
-На уроке наши ушки хорошо слушают и всё… слышат.
-На уроке наша голова хорошо …думает.
-Итак, я надеюсь, что на этом уроке наши глазки будут хорошо видеть, наши ушки –хорошо слышать, а голова-хорошо думать.
-И пусть девизом нашего урока станет высказывание «Вызываю вас на мысль»
Слайд №2
-Вспомните и ответьте:
Слайд №3
- Какой раздел мы продолжаем изучать? («О братьях наших меньших»).
-Кого мы называем «братьями нашими меньшими»?
-О чём повествуют произведения, включённые в данный раздел? (о животных, о том, как нужно относиться к животным)
-Произведения какого жанра мы изучали на прошлых уроках? (стихотворения)
3.Постановка целей и задач урока.
Попробуйте сформулировать цели урока, спрогнозировать его содержание, а наши мысли соберём в «корзину идей».
Слайд №4
Я буду начинать предложение, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытайтесь продолжить мою мысль.
Слайд №5
1.Продолжим знакомство… (с произведениями о животных).
2.Будем учиться характеризовать… (героев, их поступки).
3.Будем учиться читать рассказ… (выразительно, соблюдая интонацию).
4. Будем учиться пересказывать текст… (по плану).
- Какое произведение из нашего раздела вам больше всего понравилось?
- А кто может предположить, с какой целью читают стихи? (Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое.)
А для того, чтобы читать стихи выразительно и красиво, нужно проводить речевые разминки.
Речевая зарядка
Слайд №6
Дыхательная гимнастика. Упражнения «цветочный магазин», «свеча».
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
Слайд №7
А сейчас поработаем щёчками, губками, язычком. Упражнения «шарики», «киска сердится», «орешки».
«Шарики»
Сжать губы, надуть щеки и удерживать несколько секунд. Потом «лопнуть шарик», хлопнув ладошками по щекам.
«Киска сердится»
Губы в улыбке, рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
«Орешки»
Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки. На щеках образуются твердые шарики - «орешки»
Слайд №8
Прочитайте, пожалуйста, отрывок вполголоса.
Маленькая кошка
Прыгнула в лукошко,
Потянулась, облизнулась
И калачиком свернулась!
- Прочитаем хором.
- Прочитайте тихо.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте радостно.
- Кто главный герой этого четверостишья?
4.Изучение нового материала.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом в рамках раздела «О братьях наших меньших».
Для начала мы поработаем в парах.
Слайд №9
Давайте вспомним правила работы в парах.
У вас на столах карточки, возьмите карточку №1, в ней задание, в котором нужно прочитать слова через слог. Выполнив это задание, вы узнаете имя автора, с произведением которого мы познакомимся.
Слайд№10
Карточка №1
Игра «Шифровальщик».
Парная работа. Используя шифр, найдите слово, спрятанное за этими цифрами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
3 1 12 6 15 20 10 15 1 16 19 6 6 3 1
_______________________ ______________
-Итак, как имя и фамилии автора? (Валентина Осеева)
-Вы правы. Слайд №11
Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве.
Её отец работал инженером на железной дороге, а мама занимала должность корректора в местной газете. Во время её детства в стране было трудное время. Пока взрослые были заняты своими таинственными делами, маленькая Валя на весь день убегала к реке.
Её манили гудки пароходов, баржи, суета пристани. В то время по берегам реки слонялось много бездомных детей, и Валя близко познакомилась с их жизнью, любила петь с ними песни или разыгрывать сценки, изображая рыбаков. Осеева поняла, что хочет помогать детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Приблизительно шестнадцать лет Валентина посветила себя воспитанию таких детишек. Именно любовь к детям привела ее в детскую литературу.
В. Осеева очень любила работать с детьми. В свободное время Осеева писала сказки, придумывала на ходу различные истории. Детям, с которыми она работала, очень нравилось творчество Валентины Александровны. Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат детей доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине и уважению к семье, показывают, как правильно поступить.
С одним из таких рассказов сегодня мы познакомимся на уроке.
А сейчас давайте немного отдохнём.
Физминутка Слайд №12
-Во дворе щенок играл
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел.
- Сегодня я слышала, как в школьном коридоре ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей)
Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то нехорошее, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.
- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?
- А по отношению к животным должна быть у человека совесть?
Сегодня мы рассмотрим произведение, посвященное чему? (чувству совести по отношению к животным)
Слайд №13
- А как называется произведение В. Осеевой, вы узнаете, если переведете слово на слайде с осетинского языка. (Æвзæр)
Работа с текстом до чтения.
Слайд №14
- Откройте учебники на стр. 62-63 и прочитайте название произведения.
- Значит тема нашего урока В. Осеева «Плохо».
- Скажите, если мы будем говорить о совести, как мы уже сказали, а название тексте «Плохо», то предположите, о чем пойдет речь в данном произведении?
- Также рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? Кто, по вашему мнению, поступил плохо?
-Итак, это нам предстоит выяснить. Но прежде, чем приступить к чтению, давайте выясним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.
Словарная работа. Слайд 15
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
(Яростно – сердито. Взъерошенный – лохматый. Гневно – грозно, злобно.
Чтение рассказа учителем.
Беседа по тексту. Первичное восприятие.
- Кто герои этого рассказа?
Дайте им характеристику.
Какие они? (Два мальчика. Равнодушные, эгоистичные. Женщина. Добрая, отзывчивая. )
- Какое событие лежит в основе рассказа?
- Назовите мне еще раз, какие животные встречаются в данном произведении? Теперь вспомните уроки окружающего мира и скажите, к каким животным они относятся?
Физ.минутка. Слайд №16
Иу-мæ сæр,
Дыууæ мæ къухтæ.
Иу- мæ фындз,
Дыууæ мæ хъустæ.
Хъустæй мах фæкæнæм хъусгæ,
Къухтæй мах фæкæнæм кусгæ
Работа с текстом. Чтение и анализ произведения.
-Прочитаем первую часть рассказа, найдём ответы на вопросы.
1 часть. Чтение 1 абзаца учеником
Как вела себя собака?
Опишите поведение котенка. О чем оно нам говорит? (ему было очень страшно)
2 часть Чтение «По цепочке»
Найдите строки, которые подходят к иллюстрации в учебнике.
Что сказала женщина ребятам?
Чему удивились мальчики?
Как бы ты поступил на месте этих мальчиков?
Какова главная мысль рассказа? (попавшим в беду надо помогать)
Чему учит рассказ «Плохо»? (Отзывчивости и доброте, учит защищать слабых, не быть равнодушными).
Работа в парах.
Карточка №2 Слайд №17
Прочитайте задание.
Задание: восстановить последовательность событий.
-Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.
• Вот это и плохо!
• Собака яростно лаяла.
• Как вам не стыдно!
• Мальчики стояли и ждали.
-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения)
Слайд №18
5. Закрепление изученного материала
-Восстановите план. (2, 4, 3, 1)
-Давайте попробуем пересказать рассказ.
Вам в помощь будет иллюстрация и план.
1. Собака яростно лаяла
2. Мальчики стояли и смотрели.
3. Как вам не стыдно.
4. Вот это и плохо!
(Чтение каждого пункта отдельно, дальше – пересказ)
- Ребята, а если бы у вас была возможность – изменить окончание рассказа, как бы вы его закончили. Как нужно было поступить мальчикам правильно? (выслушиваются ответы)
- Не делать ничего плохого мало, нужно делать добрые поступки. Нельзя оставаться равнодушным, когда рядом творится зло, когда рядом кто-то нуждается в помощи.
Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.
ВАЖНО!
Любое живое существо имеет чувства, поэтому необходимо всегда задумываться о своих поступках, быть ответственными и поступать по совести.
6.Итог урока.
- Посмотрите на слайд. Слайд №19-20
Как вы думаете, о чём был рассказ «Плохо»?
а) Плохо не делиться с другом.
б) Плохо быть равнодушным, когда обижают слабых.
в) плохо не помогать пожилым людям.
7.Рефлексия. «А напоследок я скажу… (продолжите предложения) Слайд №20
На сегодняшнем уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за…
Сегодня я сумел…
Равнодушие – отсутствие интереса к чему-либо, хододность, безучастие.
Равнодушные людям все равно, что происходит вокруг них.
Это отсутствие внимания и заботы, которое может проявляться как к другим, так и к собственным проблемам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.