Конспект урока по литературному чтению "В.Осеева "Плохо". 1 класс. Школа России
Оценка 4.6

Конспект урока по литературному чтению "В.Осеева "Плохо". 1 класс. Школа России

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
23.06.2024
Конспект урока по литературному чтению "В.Осеева  "Плохо". 1 класс. Школа России
Урок литературного чтения в 1 классе _В.Осеева _Плохо_.docx

Название предмета: Литературное чтение

Дата проведения урока: 15.05.2024

Класс: 1 Ж

Тема урока: В.Осеева «Плохо». Пересказ на основе иллюстрации и плана

Тип урока: ОНЗ.    

Цели урока: способствовать полноценному восприятию рассказа В. Осеевой «Плохо», развивать умение пересказывать текст по плану, развить интерес к иллюстрированию, развивать творческие способности, речь, память, мышление; прививать любовь к жи­вотным.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выразительно читать стихотворения, умение находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы; делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план рассказа.

Метапредметные:

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками в совместной деятельности, участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к «братьям нашим меньшим».

Оборудование: презентация, учебник, карточки с заданиями

Ход урока

1.Мотивационный момент

-Ребята, я вижу, что сегодня на уроке у вас приподнятое настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Пожелаем себе удачи.

2.Актуализация знаний.

-Давайте с вами немного настроимся на работу, чтобы наш урок был плодотворным. Я начинаю предложение, а вы его закончите.

-На уроке наши глазки хорошо смотрят и всё…видят.

-На уроке наши ушки хорошо слушают и всё… слышат.

-На уроке наша голова хорошо …думает.

-Итак, я надеюсь, что на этом уроке наши глазки будут хорошо видеть, наши ушки –хорошо слышать, а голова-хорошо думать.

-И пусть девизом нашего урока станет высказывание «Вызываю вас на мысль»

Слайд №2

-Вспомните и ответьте:

Слайд №3

 - Какой раздел мы продолжаем изучать? («О братьях наших меньших»).

-Кого мы называем «братьями нашими меньшими»?

-О чём повествуют произведения, включённые в данный раздел? (о животных, о том, как нужно относиться к животным)

-Произведения какого жанра мы изучали на прошлых уроках? (стихотворения)

 

3.Постановка целей и задач урока.

Попробуйте сформулировать цели урока, спрогнозировать его содержание, а наши мысли соберём в «корзину идей».

Слайд №4

Я буду начинать предложение, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытайтесь продолжить мою мысль.

 

Слайд №5

1.Продолжим знакомство… (с произведениями о животных).

2.Будем учиться характеризовать… (героев, их поступки).

3.Будем учиться читать рассказ… (выразительно, соблюдая интонацию).

4. Будем учиться пересказывать текст… (по плану).

 

- Какое произведение из нашего раздела вам больше всего понравилось?

- А кто может предположить, с какой целью читают стихи? (Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое.)

 

А для того, чтобы читать стихи выразительно и красиво, нужно проводить речевые разминки.

Речевая зарядка

Слайд №6

Дыхательная гимнастика. Упражнения «цветочный магазин», «свеча».


Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте  шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

 

Слайд №7

А сейчас поработаем щёчками, губками, язычком. Упражнения  «шарики», «киска сердится», «орешки».

«Шарики»

Сжать губы, надуть щеки и удерживать несколько секунд. Потом «лопнуть шарик», хлопнув ладошками по щекам.

«Киска сердится»

Губы в улыбке, рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

«Орешки»

Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки. На щеках образуются твердые шарики - «орешки»

Слайд №8

 

Прочитайте, пожалуйста, отрывок вполголоса.

Маленькая кошка

Прыгнула в лукошко,

Потянулась, облизнулась

И калачиком свернулась!

 

- Прочитаем хором.

- Прочитайте тихо.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитайте радостно.

- Кто главный герой этого четверостишья?

 

4.Изучение нового материала.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом в рамках раздела «О братьях наших меньших».

Для начала мы поработаем в парах.

Слайд №9

Давайте вспомним правила работы в парах.

У вас на столах карточки, возьмите карточку №1, в ней задание, в котором нужно прочитать слова через слог. Выполнив это задание, вы узнаете имя автора, с произведением которого   мы познакомимся.

 

Слайд№10

Карточка №1

Игра «Шифровальщик».

 Парная работа. Используя шифр, найдите слово, спрятанное за этими цифрами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

 3  1  12  6  15  20  10  15  1                 16  19   6   6   3  1

_______________________                 ______________

 

 

-Итак, как имя и фамилии автора? (Валентина Осеева)

-Вы правы. Слайд №11

 

Валентина Александровна Осеева родилась 28 апреля 1902 года в Киеве.

Её отец работал инженером на железной дороге, а мама занимала должность корректора в местной газете. Во время её детства в стране было трудное время. Пока взрослые были заняты своими таинственными делами, маленькая Валя   на весь день убегала к реке.

Её манили гудки пароходов, баржи, суета пристани. В то время по берегам реки слонялось много бездомных детей, и Валя   близко познакомилась с их жизнью, любила петь с ними песни или разыгрывать сценки, изображая рыбаков. Осеева поняла, что хочет помогать детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Приблизительно шестнадцать лет Валентина посветила себя воспитанию таких детишек. Именно любовь к детям привела ее в детскую литературу.

В. Осеева   очень любила работать с детьми.  В свободное время Осеева писала сказки, придумывала на ходу различные истории. Детям, с которыми она работала, очень нравилось творчество Валентины Александровны. Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат детей доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине и уважению к семье, показывают, как правильно поступить.

С одним из таких рассказов сегодня мы познакомимся на уроке.

А сейчас давайте немного отдохнём.

 

Физминутка Слайд №12

 

-Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

 

- Сегодня я слышала, как в школьном коридоре ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей)

Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то нехорошее, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.

- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?

- А по отношению к животным должна быть у человека совесть?

Сегодня мы рассмотрим произведение, посвященное чему? (чувству совести по отношению к животным)

Слайд №13

- А как называется произведение В. Осеевой, вы узнаете, если переведете слово на слайде с осетинского языка. (Æвзæр)

Работа с текстом до чтения.

Слайд №14

- Откройте учебники на стр. 62-63 и прочитайте название произведения.

- Значит тема нашего урока В. Осеева «Плохо».

- Скажите, если мы будем говорить о совести, как мы уже сказали, а название тексте «Плохо», то предположите, о чем пойдет речь в данном произведении?

- Также рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? Кто, по вашему мнению, поступил плохо?

-Итак, это нам предстоит выяснить. Но прежде, чем приступить к чтению, давайте выясним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Словарная работа. Слайд 15

 

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

(Яростно – сердито. Взъерошенный – лохматый. Гневно – грозно, злобно.

Чтение рассказа учителем.

Беседа по тексту. Первичное восприятие.

- Кто герои этого рассказа?

Дайте им характеристику.

 Какие они? (Два мальчика. Равнодушные, эгоистичные. Женщина. Добрая, отзывчивая. )

- Какое событие лежит в основе рассказа?

- Назовите мне еще раз, какие животные встречаются в данном произведении? Теперь вспомните уроки окружающего мира и скажите, к каким животным они относятся?

Физ.минутка. Слайд №16

Иу-мæ сæр,

Дыууæ мæ къухтæ.

Иу- мæ фындз,

Дыууæ мæ хъустæ.

Хъустæй мах фæкæнæм хъусгæ,

Къухтæй мах фæкæнæм кусгæ

Работа с текстом. Чтение и анализ произведения.

-Прочитаем первую часть рассказа, найдём ответы на вопросы.

1 часть. Чтение 1 абзаца учеником

Как вела себя собака?

Опишите поведение котенка. О чем оно нам говорит? (ему было очень страшно)

2 часть Чтение «По цепочке»

Найдите строки, которые подходят к иллюстрации в учебнике.

Что сказала женщина ребятам?

Чему удивились мальчики?

Как бы ты поступил на месте этих мальчиков?

Какова главная мысль рассказа? (попавшим в беду надо помогать)

Чему учит рассказ «Плохо»? (Отзывчивости и доброте, учит защищать слабых, не быть равнодушными).

Работа в парах.

Карточка №2 Слайд №17

 Прочитайте задание.

Задание: восстановить последовательность событий.

 

-Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.

•          Вот это и плохо!

•          Собака яростно лаяла.

•          Как вам не стыдно!

•          Мальчики стояли и ждали.

 

-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения)

 

Слайд №18

5. Закрепление изученного материала

-Восстановите план. (2, 4, 3, 1)

-Давайте попробуем пересказать рассказ.

Вам в помощь будет иллюстрация и план.

1.      Собака яростно лаяла

2.      Мальчики стояли и смотрели.

3.      Как вам не стыдно.

4.      Вот это и плохо!

(Чтение каждого пункта отдельно, дальше – пересказ)

- Ребята, а если бы у вас была возможность – изменить окончание рассказа, как бы вы его закончили. Как нужно было поступить мальчикам правильно? (выслушиваются ответы)

- Не делать ничего плохого мало, нужно делать добрые поступки. Нельзя оставаться равнодушным, когда рядом творится зло, когда рядом кто-то нуждается в помощи. 

Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.

ВАЖНО!

Любое живое существо имеет чувства, поэтому необходимо всегда задумываться о своих поступках, быть ответственными и поступать по совести.

6.Итог урока.

- Посмотрите на слайд. Слайд №19-20

Как вы думаете, о чём был рассказ «Плохо»?

а) Плохо не делиться с другом.

б) Плохо быть равнодушным, когда обижают слабых.

в) плохо не помогать пожилым людям.

7.Рефлексия. «А напоследок я скажу… (продолжите предложения) Слайд №20

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Сегодня я сумел…

 

Равнодушие – отсутствие интереса к чему-либо, хододность, безучастие.

Равнодушные людям все равно, что происходит вокруг них.

Это отсутствие внимания и заботы, которое может проявляться как к другим, так и к собственным проблемам.


 

Название предмета: Литературное чтение

Название предмета: Литературное чтение

Постановка целей и задач урока

Постановка целей и задач урока

Маленькая кошка Прыгнула в лукошко,

Маленькая кошка Прыгнула в лукошко,

Валентина посветила себя воспитанию таких детишек

Валентина посветила себя воспитанию таких детишек

Также рассмотрите иллюстрацию.

Также рассмотрите иллюстрацию.

Чему удивились мальчики? Как бы ты поступил на месте этих мальчиков?

Чему удивились мальчики? Как бы ты поступил на месте этих мальчиков?

Итог урока. - Посмотрите на слайд

Итог урока. - Посмотрите на слайд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2024