Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: «Природа и наша безопасность»
Оценка 5

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: «Природа и наша безопасность»

Оценка 5
docx
07.03.2024
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: «Природа и наша безопасность»
Конспект по окружающему миру _Природа и наша безопасность_ (3 класс).docx

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: «Природа и наша безопасность»

 

 

Цель: познакомиться с опасностями  в природе.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

           -формирование представлений о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека.

 -расширение представлений о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными необходимость бережного отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников информации для подготовки  сообщений.

 

Личностные:научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

 

 

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор презентация, атлас-определитель «От земли до неба», учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 3кл., тетрадь на печатной основе к учебнику, ножницы, клей.

I . Мотивационный этап.

Актуализация знаний.

 

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

 

 

Проверка домашнего задания.

Вспомним, что изучали на прошлом уроке.

Фронтальный опрос

- какие места в доме могут быть опасными?

- Как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?

-Какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?

 

-Дома вы составляли схему своего двора и его окрестностей с обозначением опасных мест. Откройте тетрадь. Расскажите о своей работе…

-Ребята, мы с вами узнали, какие существуют опасные места в доме и его окрестностях и усвоили правила поведения в таких местах.

II. Постановка учебной задачи.

 

- А сегодня  я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но это не простое путешествие. Как и на любом другом уроке  мы… что мы будем делать?

-  будем наблюдать, рассуждать, искать информацию, делать выводы.

 Разгадаем загадки. Отгадки и ключевое слово помогут определить вам тему нашего урока-путешествия.

1. Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (мОлния)

 

2. Знать твёрдо нужно детворе,
Что где-нибудь в лесу, в траве,
Её случайно можно встретить
И сразу даже не заметить.
Она по-своему прекрасна,
Но – ядовита и опасна!
Её совсем не стоит злить -
Она ведь может укусить.
На всех шипит змеюка-злюка –
Обыкновенная… (гдюка)

3очью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну конечно это - ...
(коТ)

4. Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.(Опята)

5. В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идёт

Она знать даёт. (Собака)

6. Была зелёной, маленькой

Потом я стала аленькой

На солнце покраснела я,

И вот теперь я спелая. (ягОда)

7. Не удержались в сите

Серебряные нити.

И, выскочив на волю,

Пришили тучку к полю. (дождЬ)

 

9.У меня длинней иголки, чем у елки.
                           Очень прямо я расту в высоту.
                           Если я не на опушке,
                           Ветви-только на макушке. 
                          (Сосна)

8. Белые горошки

На зелёной ножке. (лаНдыш)

 

- Соберите слово из выделенных букв.

 

Ключевое слово: Опасность

Что же это за опасности? Где в нашем путешествии они могут встретиться? Разделите слова –отгадки на 2 группы.

-Живая природа: кот, собака, змея, ландыш, грибы; 

неживая природа: молния, дождь.  Помним, что ключевое слово ОПАСНОСТЬ.

- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

-Об опасностях в живой и неживой природе.

- Верно. Тема нашего урока–путешествия «Природа и наша безопасность».

 

- Какие цели вы ставите перед собой?

-Узнать какие опасности могут встретиться в живой и неживой природе.

-Научиться правилам поведения, чтобы избежать беды.

-Выяснить, для чего нам это нужно знать.

 Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.

 

 

 

III. Решение учебной задачи.

 

Итак, представьте, что на дворе лето, и мы отправляемся в путешествие на природу.

1.Опасности в неживой природе.

- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека.

-Сегодня мы поговорим об одном из таких явлений … о каком – вы сейчас сами скажете.

Что случилось? Что мы видим? Что слышим? Как эти явления вместе назвать одним словом?

Правильно мы поговорим о грозе.

·        Что же такое гроза?? ………………………………….

______________ подготовил сообщение о грозе.

Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникаютэлектрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных дождевых облаках и связана ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений: по количеству зарегистрированных смертельных случаев .

В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие, и мужчины, и женщины. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они раскатов грома. Ещё бы: как загремит – даже земля дрожит. Кажется, что вот – вот расколется!

-А как вы думаете, что опасней, гром или молния?

-Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.

-Как уберечься от удара молнии?

Выслушиваются ответы детей.

-Откройте учебники на с.25. Перед вами текст «Как вести себя во время грозы», найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы.

Учащиеся читают текст – 1 человек вслух.

-Какие же правила нужно соблюдать?

-Нельзя купаться во время грозы; Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.

Вот мы и узнали, какое явление в неживой природе может быть опасно, узнали правила поведения во время грозы. А зачем нам это знать?

Часто гроза застаёт нас в дороге или во время отдыха на природе. Поэтому мы должны знать правила поведения во время грозы и соблюдать их!

2.Опасности в живой природе.

а)Ядовитые растения

Фронтальная беседа

- Для чего люди выезжают на природу, ходят в лес?

-Какие опасности может нести человеку живая природа?

-Хищники, дикие животные могут напасть, укусить, ядовитыми растениями и грибами можно отравиться.

-Верно. Ребята, скоро лето, вы наверняка пойдете в лес. Там много растений. Есть растения, которые для нас опасны. С некоторыми мы сегодня познакомимся.

Вот эти растения. Какие из них вам  знакомы?

Определите по учебнику как они называются.

 

Работа в группах. Объединитесь в группы. С помощью атласа-определителя подготовьте сообщение об этих растениях.

1 – дурман

2 – белена

3 – вороний глаз

4 – волчье лыко

5 – ландыш

Слушание сообщений

 

 

 

 

 

б)Ядовитые грибы

- О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы. (Грибы).

Люди очень любят ходить по грибы, потом их варят, жарят, маринуют…

А все ли грибы можно употреблять в пищу?

- Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть.

-Какие ядовитые грибы вы знаете?

Посмотрим видео о ядовитых грибах.

Какой вывод можно сделать?

- Ядовитых грибов очень много, и мы их не все знаем.

 

Работа в тетради с. 17N 2.

Все ядовитые грибы здесь представлены?

Знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами?

-Давайте прочитаем эти правила в учебнике на с.27.

Какой вывод можно сделать?

-Нельзя собирать незнакомые растения, незнакомые грибы.

Экол. момент : нужно ли их уничтожать, если они так опасны?

Нельзя, т. к. в природе всё взаимосвязано. Они нужны каким–то животным или птицам, они участвуют в Великом круговороте Жизни.

 

Физ. Минутка. Видео.

 

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно  встали…..

 

 

в) Ядовитые змеи

-Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

-Это змея.

-Про змей рассказывают БОЛЬШЕ небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.

Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410.

Найдите иформацию о змеях в тексте учебника на с.28.)

Беседа после чтения

-Какая ядовитая змея распространена в нашей стране?

-Гадюка обыкновенная.

-Её отличительный признак?

- Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.

-В каком случае она может укусить?

- Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.

-Что же делать, если змея всё-таки укусила?

-Нужно немедленно обратиться в больницу.

 Дополнительные сведения приготовил _____________

 

 

Змея нападает не сразу. Сначала старается напугать. Гадюка сворачивается в кольцо, потом делает ложные угрожающие выпады. Если, конечно НЕОЖИДАННО  вы наступили на змею, она ужалит без предупреждения. Поэтому сельские жители перед походом в лес надевают сапоги и длинные плотные брюки.

Чтобы реже встречаться с ядовитыми змеями, надо знать их любимые места и привычки. Змеи любят греться на солнце возле своих нор. Эти норы могут быть и под старым пнём и в гнилом стволе упавшего дерева. Около таких мест нужно быть осторожными. Не надо совать руки в дупло дерева.

У змей плохое зрение, они не различают цветов и ничего не слышат. Зато воспринимают сотрясение почвы и запахи, некоторые на расстоянии чувствуют тепло и поэтому ловят добычу даже в полной темноте.

Полезна для вас была эта информация?

 

Что ж, нам пора возвращаться. Скажите, кто ждёт нас дома? Кто кроме родных людей может ждать вас дома? (питомцы)

г)Правила безопасности при общении с домашними животными.

- У кого из вас есть домашние животные? Могут ли они быть опасны??

Ответы детей.

-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими питомцами, нужно соблюдать правила безопасности.

-Какие же это правила?

-Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить.

-Правильно, а вот какие еще есть правила, вы узнаете, прочитав информацию в учебнике на с.28 – два последних абзаца и с. 29.

Самостоятельное чтение.

-Что же вы узнали нового?

-Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками.В узких проходах лучше пропустить человека с собакой. Нельзя дергать животных за хвост.Нужно делать домашним животным профилактические прививки.

Выслушиваются ответы детей.

 

IV. Закрепление учебной задачи.

-Итак, какова была тема урока?

-Какие цели ставили и достигнуты ли они?

Узнали…какие опасности могут подстерегать в неживой и живой природе

Научились…правилам.Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности?

-Во время грозы:

1.Нельзя купаться во время грозы;

2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.

 

Научились правиламкак избежать отравления ядовитыми растениями и грибамиЧтобы не отравиться опасными растениями и грибами:

-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы

Научились правилам поведенияпри общении с животными:

Змея нападает на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Если змея всё-таки укусила, нужно немедленно обратиться в больницу.

После общения с домашними животными нужно мыть руки; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать.

Нам это пригодится, когда…

Достигли поставленных целей?

 

 

 

 

V. Рефлексия.

 

 

Работа в группах: написать синквейн (связанный с темой нашего урока Опасность!)

1-Гроза.

2-яд.растене

3-яд.гриб

4-змея

5-дом.животное (питомец)

 

Заслушивание синквейнов.

 

Выберите из конверта смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас.

VI. Домашнее задание

учебник с. 25-30, ответить на вопросы, рабоч. тетрадь с. 16-17 N2,3

 

Спасибо за работу. Молодцы.

 

 

РЕЗЕРВ

1. Работа по учебнику (стр.25)и тетрадью на печатной основе (с.16№1)

-Откройте тетради на печатной основе на с.16№1 и самостоятельно или с помощью учебника запишите правила безопасного поведения во время грозы.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

-По каким признакам можно узнать о приближении грозы?

-На небо надвигаются черные тучи, дует сильный ветер, слышны раскаты грома.

3.Работа в парах.

-Задание №3 на с.17. выполните самостоятельно в парах.

Подпишите названия змей. Используя рисунок и информацию из атласа-определителя, сравните этих змей. Сделайте записи на с.18.

-Какие змеи изображены на рисунке?

-Это уж обыкновенный и гадюка обыкновенная.

-Какие сходства вы заметили?

-Сходства: обе длинной до 1м, встречаются по берегам водоемов.

-Какие выявили различия?

-Гадюка – ядовита, а уж – совершенно безобидный. У гадюки на спине зигзагом проходит темная полоса. У ужа по бокам головы – два желтых пятна.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ЛАНДЫШ

Это растение предпочитает лиственные, сосновые и смешанные леса. Ландыш теневынослив. Первый раз этот цветок цветёт в возрасте 7 лет. И за всю долгую жизнь он цветёт всего лишь 2 - 3 раза.

Ландыш широко используется в медицине.
Все части ландыша ядовиты, поэтому применять препараты из этого растения следует крайне осторожно и лишь после консультации с врачом. Особенно тяжело переносят токсическое действие этого растения дети, которые, не зная о ядовитых свойствах растения, поели его ягоды.

 

Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникаютэлектрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных дождевых облаках и связана ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений: по количеству зарегистрированных смертных случаев 

 

Змея нападает не сразу. Сначала старается напугать. Гадюка сворачивается в кольцо, потом делает ложные угрожающие выпады. Если, конечно НЕОЖИДАННО  вы наступили на змею, она ужалит без предупреждения. Поэтому сельские жители перед походом в лес надевают сапоги и длинные плотные брюки.

Чтобы реже встречаться с ядовитыми змеями, надо знать их любимые места и привычки. Змеи любят греться на солнце возле своих нор. Эти норы могут быть и под старым пнём, и в гнилом стволе упавшего дерева. Около таких мест нужно быть осторожными. Не надо совать руки в дупло дерева.

У змей плохое зрение, они не различают цветов и ничего не слышат. Зато воспринимают сотрясение почвы и запахи, некоторые на расстоянии чувствуют тепло и поэтому ловят добычу даже в полной темноте.

 

 

 

Приложение 2

Синквейн

1.   Существительное

2.  Прилаг., прилаг.

3.  Глагол, глагол, глагол

4.  Предложение (3-4 слова)

5.  Существительное

 

 

Синквейн

1.   Существительное

2.  Прилаг., прилаг.

3.  Глагол, глагол, глагол

4.  Предложение (3-4 слова)

5.  Существительное

 

 

Синквейн

1.   Существительное

2.  Прилаг., прилаг.

3.  Глагол, глагол, глагол

4.  Предложение (3-4 слова)

5.  Существительное

 

 

Синквейн

1.   Существительное

2.  Прилаг., прилаг.

3.  Глагол, глагол, глагол

4.  Предложение (3-4 слова)

5.  Существительное

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Смайлики

http://img.espicture.ru/2/smayyliki-yemoytsii-kartinki-1.jpghttp://inter-uspeh.ru/wp-content/uploads/2013/03/10i0458j8ts.jpghttp://selapopa.ru/phh/36/smaylik_ulybka_ruchki_1680x1050.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: «

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему: «

Какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом? -Дома вы составляли схему своего двора и его окрестностей с обозначением опасных мест

Какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом? -Дома вы составляли схему своего двора и его окрестностей с обозначением опасных мест

Была зелёной, маленькой Потом я стала аленькой

Была зелёной, маленькой Потом я стала аленькой

III. Решение учебной задачи.

III. Решение учебной задачи.

Какие же правила нужно соблюдать? -Нельзя купаться во время грозы;

Какие же правила нужно соблюдать? -Нельзя купаться во время грозы;

Ядовитые грибы - О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку

Ядовитые грибы - О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку

Ядовитые змеи -Лесные путешествия полны опасностей

Ядовитые змеи -Лесные путешествия полны опасностей

Змея нападает не сразу. Сначала старается напугать

Змея нападает не сразу. Сначала старается напугать

Выслушиваются ответы детей.

Выслушиваются ответы детей.

V . Рефлексия. Работа в группах: написать синквейн (связанный с темой нашего урока

V . Рефлексия. Работа в группах: написать синквейн (связанный с темой нашего урока

Какие сходства вы заметили? -Сходства: обе длинной до 1м, встречаются по берегам водоемов

Какие сходства вы заметили? -Сходства: обе длинной до 1м, встречаются по берегам водоемов

Приложение 1 ЛАНДЫШ Это растение предпочитает лиственные, сосновые и смешанные леса

Приложение 1 ЛАНДЫШ Это растение предпочитает лиственные, сосновые и смешанные леса

Приложение 2 Синквейн 1

Приложение 2 Синквейн 1

Приложение 3 Смайлики

Приложение 3 Смайлики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2024