Методическая разработка урока
по русскому языку
по теме: «Имя прилагательное»
3 класс
Открытый урок на РМО учителей начальной школы
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 1 с. Эльхотово
РСО-Алания
Маруда О. А.
Тема. «Имя прилагательное»
Цели:
Обучающие:
- уметь выделять главную мысль на основе анализа текста;
- уметь самостоятельно работать с текстом;
- уметь составлять рассказ по представлениям;
- уметь находить причину сделанной ошибки и делать выводы.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать речь учащихся;
- развивать эстетические чувства;
- умение проявлять эмоции;
- развивать целенаправленность действий;
- концентрация и устойчивость внимания на главном.
Воспитывающие:
- воспитание любви к родной природе, к родному краю;
- воспитание сообразительности, любознательности, прилежности, дисциплинированности, ответственности к порученному делу;
- способность понимать гармонию и красоту, потребность в прекрасном.
Задачи:
- знать значение имени прилагательного и вопросы, на которые оно отвечает;
- уметь находить прилагательные в предложении;
- подбирать нужное прилагательное, определять его роль в речи.
Оборудование:
- Мультимедийная установка (Презентация по ходу всего урока).
- Карточки для индивидуальной работы.
- Тесты.
- Учебник « Русский язык» Т.Г. Рамзаевой для 3 класса.
Ход урока:
I. Оргмомент (слайд №1).
II. Эпиграф нашего урока: (слайд №2).
(читает ученица)
Вершины гор и солнце золотое
Шум звонких рек и старые дома…
Все самое любимое, родное
Живет в тебе, Осетия моя!
Ш. Актуализация знаний.
- О чём речь в стихотворении? – О нашей республике - Северная Осетия.
- Какая наша республика? – Красивая, родная, большая, удивительная.
- Все эти слова действительно подходят к описанию нашей республики и делают ее необыкновенной, самой лучшей. Это признаки, характеризующие нашу родину.
- А как называются слова в речи, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какие?
( Правило)
(слайд №3)
- Давайте убедимся в правильности нашего ответа по учебнику (с.47)
- Сегодня на уроке русского языка мы будем путешествовать и любоваться природой нашей родной Северной Осетии, составлять тексты, выполнять различные виды письменных работ, а главное раскроем много тайн о такой части речи, как имя прилагательное, будем находить прилагательные в тексте, придумывать и подбирать свои, увидим с какой частью речи тесно связаны имена прилагательные и какова их роль в речи.
- На время путешествия нам необходим проводник, который поведёт нас по пути открытий.
Внимание, на экран (слайд №4).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи подбирает.
Да, это самый обычный воробей (слайд №4).
- А как вы догадались? По каким словам?
- А вот в загадке есть, наверное, и непонятные слова. Кто знает значение слова армячишко? ( Показываю словарь Ожегова, где есть объяснение непонятных слов)
Армячишко-это…
Шныряет – подбираем синоним.
- В каком произведении на уроке литературного чтения встречались с воробьём ? ( Паустовский « Растрёпанный воробей»)
- Какой он в этом произведении? ( Храбрый, смелый, быстрый)
- Какую часть речи вы употребили при характеристике птицы?
( Прилагательное)
- Да, именно прилагательное умеет точно передать и описать представленный предмет, его характерные признаки. Например, солнце (слайд №5).
Какое оно?
- А вот теперь наоборот, оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательного, то можно его узнать, даже не видя ( Спелое, круглое, сочное - яблоко). Существует характерная особенность. Характеризовать предмет можно по заданному признаку ( цвет, форма, вкус, характер).
- Воробей нас заждался и зовёт в путь. И чтобы путешествие было приятным и красивым вы должны сесть удобно, спинки ровные, ноги вместе, взять с собой хорошее настроение и багаж со знаниями.
- Помогите сформулировать тему урока.
4. Работа по теме урока.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Выполните чистописание (на доске)
Отважный воробей зовёт в путь (слайд №6).
1 чел. – разбор предложения
2 человек - морфологический разбор
3 человек - путь1
Остальные: внимание на экран (слайд №7).
Списать словарные слова, вставить пропущенные буквы, обозначить ударение: уч…ник, п…года, г...род, д…ревня, д…рога, в...р...бей.
Проверка индивидуальной работы у доски ( с объяснением) – оценки.
Проверка словарных слов (в парах.) С помощью простого карандаша проверить тетрадь соседа (слайд №8).
На какой вопрос отвечают словарные слова (кто? что?)
Какая часть речи? ( существительное)
(слайд №9)
У существительных подчас
Не жизнь, а просто мука:
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук,
Вот жёлтый шар,-
Вот сокрушительный удар
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик!
- О какой части речи говорится в стихотворении?
Обратите внимание на экран. Чаще всего имена прилагательные в предложении являются определениями, поэтому их принято подчеркивать волнистой линией.
Устно.
- Добавьте к существительным, записанным в тетрадях, прилагательные, чтобы они украсили эти понятия.
- Давайте сделаем вывод: с какой частью речи тесно связаны имена прилагательные? (с сущ.).
Мчимся по дороге и любуемся красотой нашей Родины (слайд №11).
5. Работа в группах.
- Ваша задача составить предложение об увиденном, чтобы в них были прилагательные (слайд №12-15).
Поля
Луга
Реки
А теперь лес. Дополните известное вам стихотворение пропущенными словами.
1. О каком лесе? Осеннем (слайд №16).
2. О каком лесе? зимнем (слайд №17).
А воробей остановил нас в весеннем лесу! (слайд №18).
6. Работа с текстом.
- У вас на столах лежат тексты «Русский лес» авт. Соколова – Микитова (слайд №19).
Задание : подчеркните имена прилагательные.
(Замечательный лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем бурная жизнь. Тает зимний снег. Начинают петь перелетные птицы. На маленьких лесных кочках видны подснежники – перелески. В воздухе стоит смолистый запах хвои. На вершине высокого дерева, весь в лучах яркого весеннего солнца, воркует дикий голубь.)
- Проверка по цепочке.
7.Физкультминутка (слайд №20) : передать веточку мимозы и назвать имя прилагательное, которое можно отнести ко времени года ( у нас- весна).
Вдох – выдох.
Теперь воробей нам покажет животный мир республики (слайд №21).
Какие животные обитают в Северной Осетии: лисы, волки, совы… (слайд №22).
Ваша задача: 1 вариант выбирает зверей.
2 вариант выбирает птиц.
Добавить одно прилагательное, чтобы оно характеризовало данное животное либо по цвету, величине или характеру. Лиса (какая?)
- Проверка по цепочке.
Итак, мы увидели растительный и животный мир Северной Осетии, а теперь пора домой. С богатыми впечатлениями отправляемся в обратную дорогу, и ,чтобы закрепить полученную информацию, нужно сделать путевые заметки (слайд №23).
- Подбери слова – признаки, чтобы рассказ получился интересным и красочным.(Письменно, самостоятельно.)
Вставь пропущенные буквы:
Был … день. Ребята отправились в … путь. На небе светило … солнце. В лесу пел … соловей. … мы возвращались домой.
В это время работа со слабоуспевающими (индивидуально)
И вот мы дома (слайд №24-26).
Необходимо обобщить знания. (слайд №27).
8.Тест:
1. Как правильно? Подчеркни правильный ответ.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:
А) действие предмета В) предмет
Б) признак предмета Г) количество предметов
2. Подчеркни лишнее слово
1) красный 3) гербарий
2)веселый 4) большой
3. Подчеркни слово, с которым связано имя прилагательное.
Вот ребята увидели родное село.
9.Самостоятельная проверка (работа в парах)
10. Итог урока.Рефлексия.
С чем познакомились, узнали?
- что такое имя прилагательное? Значение? Вопросы?
С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Поработали хорошо! Молодцы. (слайд №28).
11. Домашнее задание: выучить правило на стр. 176, составить устный рассказ на тему «Природа моего села», выполнить упражнение. Дифференцированно: сильным учащимся выполнить задание по карточкам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.