Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
на тему: «Текст. План текста.»
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.
Задачи:
-сформировать представление о видах плана.
- развивать умение составлять план текста.
- Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать умение работать с текстом.
- формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.
- совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
- сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.
Метапредметные:
Личностные:
- воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организация начала урока. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
Учитель:
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым
для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.
(слайд 2)
-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?
II. Актуализация знаний.
Учитель:
- Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)
- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.
- Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”.
ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.
ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.
ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п
III. Формулировка темы и цели урока.
Итак, тема урока: Текст. План текста.
-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?
Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать. Перед каждым из вас таблица. В один столбик запишите, что вы ожидаете от этого урока, а в другой – чего вы опасаетесь.
Ожидания |
Опасения |
|
IV. Объяснение нового материала
1) Беседа.
- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира:
Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.
Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.
2. Словарная работа:
· Текстоведение
· Текстовой
· Подтекст
- Выделим корень, что обозначают эти слова?
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
- Составьте предложение с любым из этих слов.
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
-Можно ли считать предложение текстом?
-Чем отличается предложение от текста?
(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)
- Любая ли группа предложений будет текстом?
(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)
3. Составление схемы «Признаки текста».
Учитель: - Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.
На доске появляется кластер «Признаки текста». Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:
· Единство темы
· Наличие главной мысли (идеи)
· Относительная законченность
· Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
· Логическая связь частей
- Сделайте вывод. Что такое текст?
Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.
- Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы.(слайд З)
1. Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст?
Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах)
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).
Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)
-Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст?
На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста. (Композиция)
- На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две.)
- Как называется смысловая часть текста? (Абзац)
- Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки)
- Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.)
- Что такое микротема?
Запись в схеме «Признаки текста»: абзац, микротема.
- План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста?
План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.
Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.
- Что нужно сделать, чтобы правильно составить план? (слайд 4)
Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.
- Какие планы вы знаете? (слайд 5)
Планы бывают:
- простые; - сложные; - вопросные; - назывные; - тезисные.
Простой план
Сложный план текста
Назывной план текста.
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. (слайд 8)
Вопросный план текста
Тезисный план
Тезисный план - выражает суть текста в кратких формулировках.
Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.
V. Закрепление изученного материала
- А теперь каждая пара работает с текстом, составляет план текста согласно своей теме. ( Работа с текстами в парах по карточкам.) Приложение 1.
VI. Контроль и оценка знаний
Выполнение теста “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)
Учитель |
Ученик |
1. Текст состоит из предложений 2. К тексту нельзя придумать заглавие 3. Все предложения в тексте имеют границы 4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности 5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится 6. Текст можно разделить на части 7. Каждая часть текста записывается с красной строки |
+ |
Проверим себя. Оцените свои знания сами ( 0 ошибок-«5»,1-2 ошибки-«4», 3-4-«3»,более 4 ошибок- «2»). Слайд 11
VII. Итог урока
- Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?
- Назовите признаки текста.
- Какие виды плана вы узнали?
Выставление оценок.
VIII. Рефлексия
-Чем запомнился урок?
- Что из намеченного вами в начале урока исполнилось?
- Каким выражением можно оценить работу на уроке:
· Корень учения горек, да плод его сладок
· Глаза боятся, а руки делают
IX. Домашнее задание: упр.487 с.90
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.