Русский язык, 9 класс
Тема урока: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.
Цели: повторить изученный материал о сложносочинённом предложении, его видах, научиться выполнять полный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения;
развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки сравнительного анализа и частично-поисковой познавательной деятельности, память и внимание, культуру речи и коммуникативные умения, умение оценивать собственную работу;
воспитывать любовь к родному языку, внимательное и уважительное отношение к предмету, стремление к речевому самосовершенствованию.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, листки самоконтроля.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Определение темы и целей урока.
1. Лингвистическая разминка.
Запишите слова, раскрывая скобки и вставляя буквы.
1. Иниц_ативный, р_збор, (кое)кто, ж_лтый, предл_жение, настеж_, масля(н/нн)ый.
2. Девч_нка, прик_сновение, синт_ксический, обжеч_ся, (по)дружески, (сложно)сочинённое, оди(н/ нн)адцать.
В первом ряду подчеркните только существительные, а во втором - только прилагательные.
- Проверим, что у нас получилось:
1. Инициативный, разбор, кое-кто, жёлтый, предложение, настежь, масляный.
2. Девчонка, прикосновение, синтаксический, пунктуационный, по-дружески, сложносочинённое, одиннадцать.
- Объясните правописание полученных слов, назовите орфограмму.
2. Определение учащимися темы урока
Опираясь на выделенные слова, сформулируйте тему урока.
3. Постановка целей урока.
III. Актуализация знаний
1. Игра «Блеф-клуб»
1. Части ССП соединены при помощи сочинительных союзов.
2. Сочинительные союзы делятся на 3 группы: последовательные, разделительные и противительные.
3. От одной части ССП к другой можно поставить вопрос.
4. Практически всегда между частями ССП ставится запятая.
5. Между частями ССП никогда не ставится тире.
6. Если части ССП объединены общим второстепенным членом, то в ССП запятая не ставится.
2. Самопроверка и самооценивание.
3. Распределительный диктант
Запишите номера предложений в 2 колонки: 1) запятая между частями ССП нужна, 2) не нужна
1. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно.
2. На улице жара, а цыплятам холодно.
3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
4. Тело было слабо, и в глазах ощущалась тупая боль.
5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла
6. Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?
7. Подпустить врага и огонь дать по команде!
8. Как он смешон и как глупы его выходки!
9. Весь сад, согретый солнцем, ожил, и капли росы засверкали на листьях.
10. В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.
4. Самопроверка
1) 1,2,4,9,10
2) 3,5,6,7,8
За каждый правильный ответ поставьте себе в лист самоконтроля 0,5 балла.
IV. Первичное усвоение новых знаний
1 . Ознакомление с порядком синтаксического разбора и примером разбора ССП.
1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности.
2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
3. Тип связи между простыми предложениями в сложном (союзная бессоюзная).
4. Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения в сложное.
5. Смысловые отношения между частями ССП (перечисление, противопоставление, чередование событий).
6. Разбор простых предложений в сложном (см. учебник – с.200)
Мороз, и под ногами скрипит снег. (Повеств., невоскл., сложное, ССП, смысл. отн. перечисления; 1ПП: односост., назывное, нераспр., полн., неосл.; 2 ПП: двусост., распр., полное, неосл.) [ - ], и [= -].
2. Пунктуационный разбор предложения
Схема пунктуационного разбора предложения:
1) Пронумеровать знаки препинания. 2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). 3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного). 4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения. |
Весь сад,1 согретый солнцем,2 ожил,3 и капли росы засверкали на листьях.4
1. В конце предложения ставится точка 4, т.к. предложение повествовательное, невосклицательное.
2. Между первым простым предложением и вторым перед союзом и ставится запятая 3 – знак разделения между простыми предложениями в ССП.
3. Запятые 1,2 выделяют обособленное определение в первом простом предложении.
V. Первичное закрепление.
5. Самостоятельная работа
Выполните полный синтаксический и пунктуационный разбор ССП
1 в. У самого леса вытянулся целый островок молодых осин, а дальше белой стеной начинали подниматься берёзки.
2 в. Цветы и травы покрывают зелёный холм, и никогда сюда лучи не проникают.
3 в. Залает пёс, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
У доски работают три учащихся. Объяснение и обсуждение.
VII. Домашнее задание.
Повторить параграфы 11-17, выполнить упр.77.
Подготовиться к контрольной работе.
VIII. Рефлексия
Приём «Лесенка успеха»
ЛИСТОК САМОКОНТРОЛЯ Фамилия ________________________ Лингвистическая разминка _________ Игра «Блеф-клуб» _________ Распределительный диктант _________
|
ЛИСТОК САМОКОНТРОЛЯ Фамилия ________________________ Лингвистическая разминка _________ Игра «Блеф-клуб» _________ Распределительный диктант _________
|
ЛИСТОК САМОКОНТРОЛЯ Фамилия ________________________ Лингвистическая разминка _________ Игра «Блеф-клуб» _________ Распределительный диктант _________
|
ЛИСТОК САМОКОНТРОЛЯ Фамилия ________________________ Лингвистическая разминка _________ Игра «Блеф-клуб» _________ Распределительный диктант _________
|
ЛИСТОК САМОКОНТРОЛЯ Фамилия ________________________ Лингвистическая разминка _________ Игра «Блеф-клуб» _________ Распределительный диктант _________
|
ЛИСТОК САМОКОНТРОЛЯ Фамилия ________________________ Лингвистическая разминка _________ Игра «Блеф-клуб» _________ Распределительный диктант _________
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.