Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему: «Сложные предложения с разными видами связи»
Оценка 5

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему: «Сложные предложения с разными видами связи»

Оценка 5
docx
10.03.2024
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему: «Сложные предложения с разными видами связи»
urok_v9_ganus_l.n._g.labytnangi.docx

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему:

«Сложные предложения с разными видами связи»

Цели урока:

Познавательные:

·         познакомить обучающихся со сложными предложениями с разными видами связи, их особенностями;

·         научить определять сложные предложения с разными видами связи;

·         продолжить подготовку обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ;

·         проверить ЗУН по данной теме.

Развивающие:

·         повышать интерес обучающихся к русскому языку;

·         развивать логическое мышление и языковое чутье.

Воспитательные:

·         воспитывать культуру речи

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Оформление: раздаточный материал для работы, контрольный тест.

Ход урока

1.Оргмомент (ответы на возможные вопросы по домашнему заданию).

2.Орфографическая работа.

Кое-кто все-таки рассчитывал на встречу; услышишь какой-то шорох; по-прежнему надеялся на чью-нибудь помощь; покрытые инеем темно-зеленые ветки ели; крашенные грязно-розовой краской стены; мало-помалу приближаешься к песчаной отмели; по-прежнему заранее строишь планы на будущее лето; узнать-то не от кого.

3.Введение в тему. Наблюдение.

 

Слайд

1.      И снова нежится зима на Севере, гонит по обледенелой, как лакированной, тундре снега.

Но день настанет.

Небо прояснится.

И от солнца, плывущего высоко над горизонтом, волнами начнет наступать на тундру тепло.

(Н.Дудников)

       2.    С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем, и так продолжалось часа два, потом иней исчез, солнце закрылось, и день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и ароматными лунными сумерками под вечер.

                                                                                                                                       (М.Пришвин)

- Сравните две пейзажные зарисовки: какими синтаксическими особенностями они различаются? Как эти особенности отражаются на восприятии картин природы?

Запишите тему урока:

«Сложные предложения с разными видами связи»

(Задание 14 ОГЭ проверяет умение учащихся находить сложные предложения с разными видами связи)

- Чему вы должны научиться на уроке?

Формулирование цели урока: должны научиться определять сложные предложения с разными видами связи.

- Чтение правила по учебнику.

- Подобные синтаксические конструкции выражают сложные мысли. Они часто употребляются в научной речи; использование таких предложений в художественной литературе зависит от индивидуальности стиля писателя.

4. Закрепление материала.

1. Предупредительный диктант.

1) Правда, через некоторое время орел снова показался над водой, и у людей появилась надежда, что птице удастся расцепить завязшие в осетровой спине когти, но взмахи мокрых крыльев на этот раз были слабыми, судорожными, потому что орел успел наглотаться воды. (Н.Дудников)

2) Во время стоянки река снабжала нас вкусной тундровой водой, а теперь мы хотим, чтобы и ее берега с болотными кочками одарили поспелой морошкой. (Е.Сусой)

2. Творческая работа

- Если вы запишите данные ниже предложения в таком порядке: сложноподчиненное, бессоюзное, сложное с разными видами связи, сложносочиненное, простое, - восстановится отрывок из стихотворения О.Фокиной.

Слайд

1. Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали. 2. И – ни тропинки, ни следочка! 3. Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату. 4. А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то. 5. Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.

(4, 3, 5, 1, 2)

5.Подведение итогов урока.

-Что нового узнали на уроке?

- Как определить сложные предложения с разными видами связи?

6.Контроль знаний. Тест по заданию 14 ОГЭ с последующей самопроверкой

Вариант 1

Начало формы

1. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)

2. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, — три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий — высокий, тучный, в просторном пальто — смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)

3. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

(1) Дождь ушел на запад, но в лесу снова потемнело. (2) С востока наплывала синяя, в полнеба, туча, на ее фоне ярко выделялись белые стволы берез. (3) Горбунов смотрел в бинокль, стоя на коленях около дерева. (4) В нескольких шагах от командира присел Уланов. (5) Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (6) Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (7) Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро. (Берёзко Г.)

 

4. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

(1) Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. (2) Серёже Колтовому посчастливилось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лед, снега. (3) Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. (4) Лазить по скалам при штормовом ветре было опасно. (5) Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. (6) Она ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед. (Вурдов Н.)

 

5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

(1) Дни стоят тёплые. (2) В воздухе разлита весенняя прохлада. (3) Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идет огромная работа. (4) День и ночь корни всеми своими мочками сосут влагу из земли, обильно напоенной недавно стаявшим снегом. (5) Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели сережки на ольхах, хотя корни лежат еще под снегом. (6) На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность. (7) Хорошо в эти майские дни в тайге! (Федосеев Г.)

 

Вариант 2

 

1. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. (2) У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. (3) Второй ствол все ещё с безнадежной настойчивостью устремлялся в небо. (4) Бабушка Одарка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремучую дремоту. (5) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от нее со всей своей суетой. (6) Лишь грохот войны еще слышала она и вздрагивала от этого грохота. (7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева ее. (Астафьев В.)

 

2. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

(1) Когда Сергей Николаевич открыл глаза, солнце уже заливало хату горячим светом. (2) Крашеные половицы блестели, в раскрытое окно с жужжанием влетали пчелы, на занавеске билась пёстрая бабочка. (3) Николай Григорьевич еще крепко спал, свесив с кровати руку. (4) В кухне было пусто. (5) Где-то во дворе слышалась добродушная воркотня Матвеича.

(6) Сергей Николаевич сладко потянулся и зажмурил глаза. (7) Что-то снова напомнило ему далёкое детство, ночёвки у дядьки Матвеича, быструю речку под горкой и серебряную плотву, которую он ловил зелёной ивовой корзинкой. (8) Даже сон в эту ночь у него был крепкий, непробудный, как в детстве. (9) И только на рассвете приснилось ему, что на реке встают громадные валы и с гулким шумом обрушивается на берег вода... (Осеева В.)

3. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

(1) Наступала любимая всеми архангелогородцами белая ночь. (2) Солнце опустилось за горизонт, оставив над собой широкую полосу заката. (3) Было светло как днём, но это был какой-то особый, не дневной свет. (4) С одного из пароходов доносилась тихая музыка...

(5) Раньше в эту пору набережная была заполнена молодёжью, много было и пожилых людей, которым не давала спать белая ночь. (6) Теперь только несколько парочек гуляло вдоль крутого берегового откоса, да иногда проходили патрульные солдаты и краснофлотцы. (Вурдов Н.)

4. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

(1) На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. (2) С напряженными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. (3) Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолет. (4) Собранность моряков передалась ребятам: все стали сдержаннее, серьёзнее. (5) Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками. (Вурдов Н.)

5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 

(1) Туловище у кайры вальковатое, ноги отодвинуты далеко назад, а пальцы соединены плавательными перепонками. (2) По земле кайра передвигается медленно и неуклюже, взлететь может только со скалы и с воды. (3) Она отлично плавает, а нырять может на глубину до десяти метров, под водой передвигается с помощью крыльев. (4) Весит кайра до двух килограммов, мясо ее съедобно. (5) Единственное яйцо кайра кладет прямо на скалы, оно имеет такую форму, что не скатывается с камней. (6) Яйцо кайры равно по весу двум куриным и не уступает им в питательности. (7) Местные промышленники собирают яйца кайры также и для приманки песцов. (Вурдов Н.)

Слайд

Ответы:

1 вариант: 1-1; 2-4; 3-5; 4-6; 5-3.

2 вариант: 1-7; 2-2; 3-5; 4-3; 5-5.


 

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему: «

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему: «

Н.Дудников) 2.

Н.Дудников) 2.

Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали

Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали

Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

В кухне было пусто. (5) Где-то во дворе слышалась добродушная воркотня

В кухне было пусто. (5) Где-то во дворе слышалась добродушная воркотня

1 вариант: 1-1; 2-4; 3-5; 4-6; 5-3. 2 вариант: 1-7; 2-2; 3-5; 4-3; 5-5.

1 вариант: 1-1; 2-4; 3-5; 4-6; 5-3. 2 вариант: 1-7; 2-2; 3-5; 4-3; 5-5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024