Статья на тему: «Математическая грамотность младших школьников как компонент функциональной грамотности»
По результатам тестирования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) Россия в 2018 году занимала 30 место в международном рейтинге качества образования по математической функциональной грамотности. Данные факты показывают необходимость ориентации части учебного процесса на формирование математической функциональной грамотности. В Федеральной целевой программе развития образования указывается на необходимость пристального внимания к системе оценочных процедур (включая международные исследования качества) в общем образовании [1].
Вопрос функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения также отражен в послании Президента: «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» [8].
Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности.
Единство образовательных требований к результатам освоения программ начального общего образования реализуется в Федеральном государственном образовательном стандарте на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни [7].
Обновленный ФГОС рассматривает функциональную грамотность как возможность находить выход из любой жизненной ситуаций. Выработать функциональную грамотность в школе можно благодаря предметным, метапредметным, либо универсальным способам деятельности. Они нацелены на то, чтобы учащиеся получили основные навыки для дальнейшего образования и выбора подходящей профессии. Формирование функциональной грамотности происходит на протяжении всей жизни, поэтому в школах рекомендуется прививать интерес к самообразованию [12].
Также одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство, является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование математической грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной и конкурентоспособной личности.
Начальное общее образование является фундаментом школьного образования, ведь именно в данный период закладывается основа для формирования личности. И именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Математическая грамотность, по словам А.А.Леонтьева, предусматривает способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [5].
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями);
- потребность и умение применять математику в повседневных ситуациях (рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.);
- находить и анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности.
ФГОС утверждает, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных пространственных отношений;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач [6].
Математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
- задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления; ( например: задание № 8 [ 9,с.16] ).
- задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики; ( например: задание № 4 [ 9,с.165] ).
- задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения ( например: задание № 13 [ 11,с.11] ) [2].
Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
- формировать проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические знания и методы математического моделирования;
- интерпретировать полученные знания;
- формулировать и записывать окончательные решения [3].
Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10 % того, что он читает, 20 % того, что слышит, 30 % того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90 % [13].
Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность?
В ходе уроков математики развивается математическая культура обучающихся в целом. В понятие «математическая культура» входят: алгоритмическая культура, вычислительная культура, графическая культура, логическая культура, математическая грамотность. Дополнительные задания, применяемые в системе на различных этапах урока, позволяют развивать различные компоненты математической грамотности.
В различных источниках находили интересные задания, получился банк технологий, приемов, образцов заданий, которые я использую в рамках развития математической грамотности. Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией [2], [10], [9], [11].
Таким образом, задачи по формированию математической грамотности обучающихся возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях [4]. Пересиленные выше виды задач и приемы применяются в ходе реализации курсов внеурочной деятельности «Функциональная грамотность», «Геометрия вокруг нас».
Что должен знать о формировании математической грамотности учитель начальных классов:
- помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической и практической предметной базы;
- формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира;
- формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные;
- развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами;
- развивать регулятивную сферы и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности;
- всегда помнить принцип функциональной грамотности: «Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике» [3]
Цель учителя – научить обучающихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Следует отметить, что используемые на уроках приёмы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение математической грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность. Слова И.Г.Песталоцци кратко и глубоко раскрывают цель учителя: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи» .
Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. При условии успешности решения поставленных задач мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности т.е. формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.
Список литературы:
1. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике [Текст] / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - No 66-2. - С. 10 – 15
2. Базарнова, Е. Н. Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач [Электронный ресурс] / Е. Н. Базарнова // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»». – 2014. – Режим доступа: http://referatwork.ru/refs/pedagogics/ref-6148.html
3. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — Москва: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.
4. Губанова М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] /М. И. Губанова. —Начальная школа плюс до и после. – 2009. – No12. – С. 36-42.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования").
6. Закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 2018 год [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] – М.: Проспект, 2018. – 110 с.
7. Каракотина Н.Э. Функциональная грамотность (основные понятия). Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2022/12/09/funktsionalna-gramotnost -osnovnye
8. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506 р) — Электронный ресурс. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/
9. Погорелова Н. Ю. Тренажёр по математике. 2 класс : к учебнику М. И. Моро и др. «Матемамка. 2 класс. В 2 частях». ФГОС (к новому учебнику) / Н. Ю. Погорелова. — М. • Издательство «Экзамен», 2022. — 64 с. (Серия «Тренажёр»)
10. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» Электронный ресурс. Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/
11. Узорова О.В. Итоговые комплексные работы. 2-й класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. — Москва : Издательство АСТ, 2021. — 48 с.: ил. — (3000 примеров).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования").
13. ЮНЕСКО. Акты генеральной конференции / 20-я сессия. – Париж, 1978. — Электронный ресурс. Режим доступа:
https://psypress.ru/files/24566/resolution.pdf
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.