7 класс
Урок ОБЖ
по теме
«Лесные и торфяные пожары и их характеристика»
Учитель ОБЖ
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 17
ИМЕНИ В.БРУМЕЛЯ»
Кустова Алла
Николаевна
2024 г.
Цель:
-сформировать понятия о лесных и торфяных пожарах, их классификации;
-развивать критическое мышления обучающихся, память, речь, совершенствовать умения анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
-воспитывать заинтересованность в изучении предмета основы безопасности жизнедеятельности; бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
-предметные: знание понятий о лесных и торфяных пожарах, их классификации;
-метапредметные: развитие умений выполнять ситуативные задания, устанавливать причинно-следственные связи; расширять понятийный аппарат и кругозор учеников;
-личностные: мотивация учения, положительного отношения к изучению основ безопасности жизнедеятельности, уважительного отношения к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, парная работа учеников; методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Слово учителя
Ребята, мы с вами продолжаем изучать чрезвычайные ситуации.
Прежде чем перейдем к новой теме, давайте вспомним, о каких ситуациях мы уже говорили. Продолжите предложение:
Землетрясение – это…
Ураган – это…
Смерч – это…
Наводнения – это…
Сели – это…
Оползень – это…
Обвал – это…
Лавина – это …
III. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя.
Прежде, чем я назову тему урока, попробуйте отгадать загадку и сами скажите, о каком явлении мы будем говорить.
Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь. (Огонь)
IV. Изучение нового материала.
В младших классах мы говорили о пожарах, а сегодня мы будем продолжать эту тему, изучать лесные пожары, как опасное стихийное явление. Тема урока «Лесные и торфяные пожары и их характеристика». (Запишите в тетради).
Огонь нам очень нужен. Он несет тепло, помогает готовить пищу, участвует в производстве. Но огонь может стать нашим врагом. Он приводит к беде: пожарам, ожогам, боли, потере здоровья и даже жизни. И основная причина возникновения пожаров – неправильное обращение с огнем.
Сегодня на уроке вы узнаете о лесных и торфяных пожарах, их классификации, и, главное, о правилах обращения с огнем в лесу.
Все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей. К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные и торфяные пожары.
Что же такое пожар?
Пожар — неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, опасность жизни и здоровью людей и животных.
Что же такое лесной пожар?
Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющиеся по лесной территории. (Запишите в тетради).
Торф — это природное горючее ископаемое с плотной структурой, которое залегает на поверхности или небольшой глубине (до 10 м) в водоемах и состоит из остатков микроорганизмов и растительности смешанных с землей.
Причины возникновения лесных пожаров:
- жаркая погода;
- неосторожное обращение с огнем;
- очистка лесосек «огневым способом»;
- период сбора ягод и грибов.
Виды пожаров (в зависимости от возгорания и состава леса).
Низовой лесной пожар – это лесной пожар, распространяющийся по нижним ярусам лесной растительности, лесной подстилке, опаду.
Верховой лесной пожар – это лесной пожар, охватывающий полог леса (верхушки деревьев).
Подземный (торфяной) пожар – это лесной пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв.
Для каждого вида лесных пожаров свойственна своя скорость распространения и глубины прогорания.
Низовой пожар имеет скорость распространения:
· слабую - до 1 м/мин (высота - до 0,5 м),
· среднюю - от 1м/мин до 3 м/мин (высота - до 1,5 м),
· сильную - свыше 3 м/мин (высота - свыше 1,5 м).
Верховой пожар имеет скорость распространения:
· слабую - до 3 м/мин,
· среднюю - до 100 м/мин,
· сильную - свыше 100 м/мин.
Сила подземного пожара определяется по глубине выгорания:
· слабым подземным пожаром считается такой, у которого глубина прогорания не превышает 25 см,
· средним – 25-50 см,
· сильным – более 50 см.
Низовые пожары бывают беглые и устойчивые.
Беглые низовые лесные пожары зарождаются весной, после того, как просыхает верхний пласт грунта. Они уничтожают верхнюю часть грунта, лесную подстилку, молодые деревца и подлесок, опавшие листья и хвою, нижние части деревьев.
Устойчивые низовые пожары распространяются медленно, при этом полностью выгорает живой и мертвый напочвенный покров, сильно обгорают корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Устойчивые пожары возникают преимущественно с середины лета.
Верховой беглый пожар распространяется по кронам деревьев, опережая фронт низового пожара. При этом чаще всего горит весь древостой.
При верховом устойчивом пожаре огонь по кронам распространяется по мере продвижения кромки устойчивого низового пожара, уничтожая подстилку, напочвенный покров, валежник и сухостой, подрост и подлесок, ветви и даже крупные сучья; сильно обгорают стволы деревьев.
По площади, охваченной огнем, лесные пожары подразделяются на 6 классов:
1.загорание – это пожар на площади 0,1–0,2 га;
2.малый пожар – это пожар на площади 0,2–2 га;
3.небольшой пожар – это пожар на площади 2,1–20 га;
4.средний пожар – это пожар на площади 21–200 га;
5.крупный пожар – это пожар на площади 201–2000 га;
6.катастрофический пожар – это пожар на площади более 2000 га.
Последствия лесных пожаров:
- выгорают территории с природными богатствами, повреждается напочвенный покров;
- уничтожается фауна и флора;
- атмосфера наполняется дымными массами;
- ухудшается качество воды;
- расходуются огромные средства.
V. Закрепление изученного материала.
1. Ситуативные задания.
Мы оказались на месте недавно закончившегося пожара в лесу. Почвенная растительность выгорела. Стволы устоявших деревьев были черными примерно на высоту человеческого роста, а их кроны остались зелеными, нетронутыми огнем, но большинство деревьев упали, образуя порой непроходимые завалы. В воздухе пахло гарью.
Какой вид пожара произошел в лесу?
Огонь бушевал с такой силой, что пламя поднималось высоко над лесом. Высокая температура исключала тушение пожара подручными средствами. Нужно было срочно спасаться. Направление спасения легко определить, зная направление распространения огня. Его указывал густой дым горящего леса.
Какой вид пожара был в лесу?
2.Упражнение «Опасно-безопасно» (использовать сигнальные карточки: «опасно» – поднимаем красную карточку, безопасно – зеленую).
Определить, опасна или безопасна ситуация:
- разводить костры в местах с сухой травой;
- заливать костер водой после использования;
- бросать на землю горящие спички;
- площадку для костра выбирать у воды;
- оставлять на освещенной солнцем поляне стеклянные бутылки;
- оставлять костер без присмотра;
- разводить костер на специальной площадке.
Выводы.
Ребята, о чем вы узнали на сегодняшнем уроке?
VI. Итоги. Рефлексия. Оценивание учащихся.
Лист оценки работы на уроке.
Оцените свою работу на уроке.
Продолжите предложение:
1.Сегодня на уроке я узнал (узнала)…
2. На уроке я научился (научилась)…
3. Материал урока мне был …
4. Мне было трудно…
5.Своей работой на уроке я …
Зеленый мир растений старше человечества на миллионы лет. Мы чувствуем, что он добр и великодушен к нам. Кто же мы друг другу? Соседи по планете или одна семья? На сколько важен для жизни людей зеленый мир нашей планеты? Задумайтесь… Лучше наслаждаться жизнью в зеленом мире, чем вдыхать гарь пепелища. Наш долг – уберечь этот живой и прекрасный мир от смертоносного огня!
VII. Домашнее задание. Составить памятку «В лесу можно», «В лесу нельзя».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.