7 класс Урок ОБЖ по теме «Лесные и торфяные пожары и их характеристика»
Оценка 4.7

7 класс Урок ОБЖ по теме «Лесные и торфяные пожары и их характеристика»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
ОБЗР
7 кл
10.03.2024
7 класс Урок ОБЖ по теме «Лесные и торфяные пожары и их характеристика»
В урок вошли такие задания, при помощи которых можно изучить материал по теме «Лесные и торфяные пожары и их характеристика», а так же использовать приобретенные знания на практике.
7 класс урок ОБЖ.docx

 

 

 

 

 

 

7 класс

Урок ОБЖ

по теме

«Лесные и торфяные пожары и их характеристика»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Учитель ОБЖ

                                                                                                ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 17

                                                                                                ИМЕНИ В.БРУМЕЛЯ»      

                                                                                                Кустова Алла

                                                                             Николаевна

                                                                                                                       

 

 

 

 

2024 г.

Цель:

-сформировать понятия о лесных и торфяных пожарах, их  классификации;

-развивать критическое  мышления обучающихся, память, речь, совершенствовать умения анализировать  и  обобщать информацию, делать выводы;

-воспитывать заинтересованность в изучении предмета основы безопасности жизнедеятельности; бережное  отношение  к природе.

Планируемые  результаты: 

-предметные: знание  понятий о лесных и торфяных пожарах, их  классификации;    

-метапредметные: развитие  умений   выполнять  ситуативные задания, устанавливать причинно-следственные связи; расширять понятийный аппарат и кругозор учеников;

-личностные: мотивация учения, положительного отношения к изучению основ безопасности жизнедеятельности, уважительного отношения  к окружающему миру.

Тип урока:  комбинированный.

Формы  и  методы: фронтальная,  индивидуальная,  парная работа учеников; методы: словесный, наглядный,  практический.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация  опорных  знаний.

         Слово учителя

Ребята,  мы  с  вами  продолжаем  изучать  чрезвычайные  ситуации.

Прежде чем перейдем  к  новой  теме,  давайте  вспомним,  о  каких  ситуациях  мы уже  говорили. Продолжите  предложение:

Землетрясение – это…

Ураган – это…

Смерч – это…

Наводнения – это…

Сели – это…

Оползень – это…

Обвал – это…

Лавина – это …

III. Сообщение темы и цели урока.

Слово  учителя.

Прежде, чем  я  назову  тему  урока,  попробуйте отгадать  загадку  и  сами  скажите,  о  каком  явлении  мы  будем  говорить.

Кротким пленником годами

Я живу внутри печи

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне всегда, поверь,

Пострашней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь. (Огонь)

 IV. Изучение нового материала.

В  младших  классах мы говорили о  пожарах,   а сегодня  мы  будем  продолжать эту тему, изучать    лесные пожары, как опасное стихийное   явление. Тема  урока «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».  (Запишите  в  тетради).

Огонь нам очень нужен. Он  несет  тепло,  помогает  готовить  пищу, участвует  в производстве. Но огонь  может стать нашим врагом. Он  приводит к  беде: пожарам, ожогам, боли, потере здоровья и даже жизни. И основная  причина  возникновения  пожаров – неправильное  обращение  с  огнем.

Сегодня  на  уроке  вы  узнаете о  лесных  и  торфяных  пожарах,  их  классификации,  и, главное,  о  правилах  обращения  с огнем  в  лесу.

Все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей. К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные и торфяные пожары.

Что же такое пожар?

  Пожар  — неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, опасность жизни и здоровью людей и животных.  

Что же  такое лесной  пожар?

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности,  стихийно  распространяющиеся по лесной  территории. (Запишите  в  тетради).

Торф это природное горючее ископаемое с плотной структурой, которое залегает на поверхности или небольшой глубине (до 10 м) в водоемах и состоит из остатков микроорганизмов и растительности смешанных с землей.

Причины возникновения лесных пожаров:

- жаркая погода;

- неосторожное обращение  с  огнем;

- очистка  лесосек  «огневым способом»;

- период сбора ягод и грибов.

 Виды пожаров (в зависимости от возгорания и состава леса).

 Низовой лесной пожар – это лесной пожар, распространяющийся по нижним ярусам лесной растительности, лесной подстилке, опаду.

 

Верховой лесной пожар – это лесной пожар, охватывающий полог леса (верхушки деревьев).

 

Подземный (торфяной) пожар – это лесной пожар, при котором горит торфяной слой заболоченных  и болотных почв.

 

Для   каждого   вида   лесных   пожаров   свойственна   своя скорость распространения и глубины прогорания.

Низовой пожар имеет скорость распространения:

· слабую - до 1 м/мин (высота - до 0,5 м),

· среднюю - от 1м/мин до 3 м/мин (высота - до 1,5 м),

· сильную - свыше 3 м/мин (высота - свыше 1,5 м).

Верховой пожар имеет скорость распространения:

· слабую - до 3 м/мин,

· среднюю - до 100 м/мин,

· сильную - свыше 100 м/мин.

Сила подземного пожара определяется по глубине выгорания:

· слабым подземным пожаром считается такой, у которого глубина  прогорания не превышает 25 см,

· средним 25-50 см,

· сильным более 50 см.

 Низовые пожары бывают беглые и устойчивые.

           Беглые  низовые   лесные   пожары  зарождаются весной, после того, как просыхает верхний пласт грунта. Они уничтожают верхнюю часть грунта, лесную подстилку, молодые деревца и подлесок, опавшие листья и хвою, нижние части деревьев.

 Устойчивые низовые пожары распространяются медленно, при этом полностью выгорает живой и мертвый напочвенный покров, сильно обгорают корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Устойчивые пожары возникают преимущественно с середины лета.

Верховой беглый  пожар   распространяется по кро­нам деревьев, опережая фронт низового пожара. При этом чаще всего горит весь древостой.

При верховом устойчивом пожаре огонь по кронам распространяется по мере продвиже­ния кромки устойчивого низового пожара, уничтожая подстилку, напочвенный покров, валежник и сухостой, подрост и подлесок, ветви и даже крупные сучья; сильно обгорают стволы деревьев.

            По площади, охваченной огнем, лесные пожары подразделяются на 6 классов:

1.загорание – это пожар на  площади  0,1–0,2 га;

2.малый пожар – это пожар на  площади  0,2–2 га;

3.небольшой пожар – это пожар на  площади  2,1–20 га;

4.средний пожар  – это пожар на  площади  21–200 га;

5.крупный пожар –  это пожар на  площади  201–2000 га; 

6.катастрофический пожар – это пожар на  площади  более 2000 га.

Последствия лесных пожаров:

- выгорают  территории  с  природными богатствами, повреждается напочвенный покров;

- уничтожается фауна и флора;

- атмосфера наполняется дымными массами;

- ухудшается качество воды;

- расходуются огромные средства.

V. Закрепление  изученного  материала.

1. Ситуативные задания.

 Мы оказались на месте недавно закончив­шегося   пожара в лесу. Почвенная расти­тельность выгорела. Стволы устоявших деревьев были черными примерно на высоту человеческого роста, а их кроны остались зелеными, нетрону­тыми огнем, но большинство деревьев упали, об­разуя порой непроходимые завалы. В воздухе пах­ло гарью.

Какой вид пожара произошел в лесу?

Огонь бушевал с такой силой, что пламя под­нималось высоко над лесом. Высокая температу­ра исключала тушение пожара подручными сред­ствами. Нужно было срочно спасаться. Направле­ние спасения легко определить, зная направление распространения огня. Его указывал густой дым горящего леса.

Какой вид пожара был в лесу?

2.Упражнение «Опасно-безопасно» (использовать сигнальные карточки: «опасно» поднимаем красную карточку, безопасно – зеленую).

Определить,  опасна  или  безопасна  ситуация:

- разводить костры в местах с сухой травой;

- заливать костер водой после использования;

- бросать  на землю горящие спички;

- площадку для костра выбирать у воды;

- оставлять на освещенной солнцем поляне стеклянные бутылки;

- оставлять костер без присмотра;

- разводить костер на  специальной площадке.

  Выводы.

Ребята,  о  чем  вы  узнали  на  сегодняшнем  уроке?

VI. Итоги. Рефлексия. Оценивание учащихся.

 Лист оценки работы на уроке.

Оцените свою работу  на уроке.

Продолжите  предложение:

1.Сегодня на уроке я узнал (узнала)…

2. На уроке я научился (научилась)…

3. Материал  урока  мне  был …

4. Мне было трудно…

5.Своей работой на уроке я …

Зеленый мир растений старше человечества на  миллионы  лет. Мы  чувствуем,  что  он  добр и великодушен к нам. Кто же  мы  друг  другу? Соседи по  планете или  одна семья? На сколько важен для жизни людей зеленый мир нашей планеты? Задумайтесь… Лучше наслаждаться жизнью в зеленом мире,  чем  вдыхать гарь пепелища. Наш долг – уберечь этот живой и прекрасный мир от смертоносного огня!

VII. Домашнее задание.     Составить памятку «В  лесу можно», «В  лесу нельзя».  


 

Урок ОБЖ по теме «Лесные и торфяные пожары и их характеристика»

Урок ОБЖ по теме «Лесные и торфяные пожары и их характеристика»

Цель: - сформировать понятия о лесных и торфяных пожарах, их классификации; -развивать критическое мышления обучающихся, память, речь, совершенствовать умения анализировать и обобщать информацию, делать выводы;…

Цель: - сформировать понятия о лесных и торфяных пожарах, их классификации; -развивать критическое мышления обучающихся, память, речь, совершенствовать умения анализировать и обобщать информацию, делать выводы;…

Наводнения – это… Сели – это…

Наводнения – это… Сели – это…

IV . Изучение нового материала

IV . Изучение нового материала

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющиеся по лесной территории

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющиеся по лесной территории

Подземный (торфяной) пожар – это лесной пожар , при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв

Подземный (торфяной) пожар – это лесной пожар , при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв

Сила подземного пожара определяется по глубине выгорания: · слабым подземным пожаром считается такой, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, · средним – 25-50…

Сила подземного пожара определяется по глубине выгорания: · слабым подземным пожаром считается такой, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, · средним – 25-50…

Последствия лесных пожаров: - выгорают территории с природными богатствами, повреждается напочвенный покров; - уничтожается фауна и флора; - атмосфера наполняется дымными массами; - ухудшается качество…

Последствия лесных пожаров: - выгорают территории с природными богатствами, повреждается напочвенный покров; - уничтожается фауна и флора; - атмосфера наполняется дымными массами; - ухудшается качество…

Выводы. Ребята, о чем вы узнали на сегодняшнем уроке?

Выводы. Ребята, о чем вы узнали на сегодняшнем уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024