Урок ОБЖ «Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия», 7 класс
Цель урока: Изучить ураганы и бури, их причины возникновения, характеристики и возможные последствия, а также развить навыки безопасного поведения в условиях данных природных явлений.
Задачи занятия:
1). Предметные:
- Ознакомить учащихся с определением ураганов и бурь, их классификацией и характеристиками;
- Рассмотреть основные причины возникновения ураганов и бурь, включая атмосферные и климатические факторы;
- Проанализировать влияние ураганов и бурь на окружающую среду и человеческую деятельность.
- Изучить исторические примеры ураганов и бурь, их последствия и меры, предпринятые для защиты населения.
- Разработать рекомендации по безопасному поведению во время ураганов и бурь.
- Провести учение по созданию плана действий на случай возникновения урагана или бури.
2). Метапредметные:
- Развивать умение грамотно выражать мысли, речь учащихся и логическое мышление;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать творческое воображение, мышление, умение эстетически оформлять работу;
3). Личностные:
- Развивать интерес к нестандартным заданиям;
- Развивать навыки командообразования и командной работы;
4). Продуктовые:
-Создание памятки, буклета или презентации «О мерах предосторожности при ураганах и бурях».
Тип занятия: комбинированное.
Основные понятия: ураган, буря, циклон, антициклон, скорость ветра, наводнения, экологические последствия.
Оборудование и материалы: Презентация «Ураганы и бури: последствия», интерактивная доска, проектор, колонки, раздаточный материал: набор солнышек с разным выражением «лица» у детей на столах, карточки, кроссворды.
Этап внеурочного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
УУД, формируемые на занятии |
Организационно-мотивационный этап |
В классе столы и стулья расставлены для групповой работы: на 4 зоны-команды. Ребята присаживаются, куда хотят.
Эмоциональный настрой. Здравствуйте, ребята. Перед тем, как начать занятие я бы хотела, чтобы вы улыбнулись своему соседу по парте. А теперь давайте улыбнемся учащемуся за соседней партой. Отлично. Надеюсь, что хорошее настроение будет с нами до конца занятия. |
Улыбаются соседу по парте;
Воспринимают информацию;
|
Личностные: - нравственно-этическая ориентация;
Регулятивные: - саморегуляция; |
Самоопределение
к деятельности. |
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Обратите внимание на слайд. Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вам необходимо разгадать ребус. Готовы? (Приложение 1). Конечно, молодцы. Сегодня на занятии мы поговорим об ураганах и бурях, о том, как себя обезопасить при встрече с ними.
Попробуем сформулировать цель нашего занятия? «учитель задаёт наводящие вопросы, вместе с детьми формулирует цель занятия». Отлично. Цель нашего занятия «Изучить ураганы и бури, их причины возникновения, характеристики и возможные последствия, а также развить навыки безопасного поведения в условиях данных природных явлений».
Сегодня вы будете работать в малых учебных группах. Посмотрите, кто сидит с вами за одним столом. Посовещайтесь и назовите вашу команду. Впишите название на карточке, которая расположена на краю стола. |
Отвечают на вопрос.
Ответы детей: ураган.
Формулируют цель.
Придумывают название команды и записывают его. |
Личностные: - нравственно-этическая ориентация; - жизненное самоопределение;
Регулятивные: - целеполагание;
Познавательные: - осознанное высказывание;
Логические: - гипотезы и их обоснование; |
Этап актуализации знаний |
Перед тем, как перейти к нашей теме, давайте узнаем, что вы знаете об ураганах и бурях. Для начала я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Смешарики. Несколько мелочей на фоне природы».
«мультфильм заканчивается, учитель на каждый стол, команде, кладёт кроссворд» Ребята, у вас 5 минут на разгадывание кроссворда. Команда, которая первая запишет верные ответы на все вопросы и назовет слово посередине, получит 4 монеты. Остальные команды, которые верно ответят на вопросы кроссворда, получат по 2 монеты (Приложение 2).
Вопросы кроссворда: 1. Сильный тропический циклон, характеризующийся мощными ветрами (7 букв). 2. Область пониженного атмосферного давления, связанная с ураганами (6 букв). 3. Шкала, по которой классифицируются ураганы по их силе (9 букв). 4. Основной источник энергии для ураганов (7 букв). 5. Влияние урагана на экосистемы и окружающую среду (12 букв). 6. 2. Условия, необходимые для формирования урагана, включая высокую ________ (7 букв). 7. Процесс, в результате которого ураганы могут вызывать сильные наводнения (10 букв). 8. Основной фактор, определяющий скорость ветра в урагане (9 букв); 9. Меры, которые следует предпринять перед ураганом для обеспечения безопасности (10 букв). 10.Сильный ветер, который может достигать скорости более 119 км/ч (7 букв). Молодцы! «учитель раздаёт заработанные монеты командам». |
Воспринимают информацию;
Внимательно смотрят видеоролик.
Совместно, в группах, разгадывают кроссворд.
Показывают учителю.
Получают монеты.
Ответы: ЦИКЛОН САФФИРА ОКЕАН РАЗРУШЕНИЕ ВЛАЖНОСТЬ НАВОДНЕНИЕ ВЕТЕР ПОДГОТОВКА ШТУРМ |
Личностные: - нравственно-этическая ориентация; - жизненное самоопределение;
Регулятивные: - саморегуляция; - оценка;
Познавательные: - осознанное высказывание; - смысловое чтение; - структурирование знаний;
Логические: - гипотезы и их обоснование;
|
Этап получения новых знаний |
Сегодня мы поговорим о том, что такое ураган и чем он отличается от обычной бури; какие основные характеристики определяют силу урагана. Ураган - это мощный тропический циклон с сильными ветрами, который образуется над теплой океанской водой. Ураганы характеризуются ветрами, скорость которых превышает 119 км/ч (74 миль/ч). Ураганы имеют центр (глаз), окруженный стеной (стеной глаза), где находятся самые сильные ветры и дожди. Для образования урагана необходимы следующие условия: Теплая океанская вода: Температура воды должна быть выше 26°C (79°F) на глубине не менее 50 метров. Это обеспечивает достаточное количество тепла и влаги для формирования облаков и конвекции. Высокая влажность в атмосфере: Влажный воздух в верхних слоях атмосферы способствует образованию облаков и дождей, что усиливает циклон. Наличие устойчивых ветров: Ветры должны быть стабильными и направленными, чтобы способствовать вращению циклона. Это обычно происходит на высоте около 5-10 км. Коррекция Кориолиса: Эффект Кориолиса, вызванный вращением Земли, необходим для создания вращения циклона. Это объясняет, почему ураганы не формируются близко к экватору (в пределах 5 градусов широты).
К образованию урагана приводят следующие условия: Конвекция: Теплая вода испаряется, поднимая влажный воздух вверх. Воздух охлаждается, конденсируется и образует облака. Вращение: Подъем теплого воздуха создает разряжение на поверхности, что приводит к тому, что более холодный воздух начинает поступать в центр шторма, вызывая его вращение. Усиление: Если условия остаются благоприятными, ураган может усиливаться, накапливая теплоту и влагу из океана. Объясните, что существует несколько типов бурь, включая: Тропические шторма: менее мощные, чем ураганы (ветра от 63 до 119 км/ч). Тайфуны: аналог ураганов, но возникающие в северо-западной части Тихого океана. Циклоны: термин, используемый в Индийском океане и южном полушарии для обозначения мощных тропических бурь.
Закрепим понимание этих определений. Поиграем в игру «Крокодил». Напоминаю правила: Вы читаете карточку со словом. Вам необходимо его показать, используя только жесты. Во время показа нельзя произносить звуки, шевелить губами, говорить «да» или «нет», показывать руками или рисовать в воздухе буквы.
Я засекаю время на отгадывание слова у каждой команды. По итогам команда, разгадавшая слово быстрее всех остальных – получит 5 монет. 2 место – 3 монеты, 3 место – 2 монеты, 4 место – 1 монета.
Приступаем (Приложение 3). Команда 1 -ваш выход. Команда 2. Команда 3. Команда 4.
«учитель сравнивает время, распределяет места по командам, раздает монеты».
|
Отвечают на вопрос.
Отвечают: карманные деньги.
Отвечают: за хорошие оценки, работу по дому и прочее.
Отвечают на вопрос.
Ответы детей.
Ответы детей.
Разбираются в понятиях.
Дети объясняют вытянутые понятия в игре «Крокодил». |
Личностные: - нравственно-этическая ориентация; - жизненное самоопределение;
Регулятивные: - саморегуляция; - оценка;
Познавательные: - осознанное высказывание; - смысловое чтение; - структурирование знаний;
Логические: - гипотезы и их обоснование; - цепочка высказываний; |
Динамическая пауза |
Джаст-дэнс: https://www.youtube.com/watch?v=v8dJ-Qe-psc&ab_channel=BoomieDCI |
Дети повторяют движения под музыку и видео. |
Познавательные. |
Этап применения новых знаний. Практическая работа |
Сейчас мы перейдем к работе в группах. Выв разделены на 4 команды. Ваша задача – сделать брошюру, презентацию либо листовку на тему «Меры предосторожности при ураганах и бурях». |
Выполняют задание: составляют памятку, оформляют. |
Личностные: - нравственно-этическая ориентация; - жизненное самоопределение;
Регулятивные: - саморегуляция; - оценка;
Познавательные: - осознанное высказывание; - смысловое чтение; - структурирование знаний;
Логические: - гипотезы и их обоснование; - цепочка высказываний; |
Этап подведения итогов |
Слушает выступление команд. В «Да-стратегии» задает вопросы по списку правил. Учитель раздает монеты.
А теперь подведем итоги нашего занятия, подсчитаем ваши монеты.
Учитель считает монеты, выбирает команду-победителя, вручает грамоту. |
Выбирают члена команды, которые будет презентовать правила. От каждой команды выходит 1 человек и рассказывает составленные правила. Обсуждают выступление других команд. |
Личностные: - нравственно-этическая ориентация; - жизненное самоопределение; Регулятивные: - оценка;
Познавательные: - осознанное высказывание;
Логические: - гипотезы и их обоснование; |
Оценочно-рефлексивный этап |
Молодцы, ребята, отлично справились с заданиями на занятии! А теперь у вас, ребята на столах лежат солнышки (Приложение 8). Вы должны выбрать то солнышко, которое символизирует ваше состояние на данный момент. Если вы выбрали весёлое солнышко – это значит, что сегодня узнали много нового на занятии и у вас хорошее настроение, если вы выбрали задумчивое солнышко - то это значит, что вам понравилось, но не во всем разобрались, а если вы выбрали – грустное солнышко – значит, что вы думаете - у меня получилось не все, что хотел. Вы молодцы. Спасибо за занятие. |
Учащиеся выбирают, высказывают дополнительное мнение (по необходимости). |
Личностные: - нравственно-этическая ориентация; - жизненное самоопределение;
Регулятивные: - оценка;
Познавательные: - осознанное высказывание;
|
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
УРАГАН |
ЦИКЛОН |
САФФИРА |
ОКЕАН |
РАЗРУШЕНИЕ |
ВЛАЖНОСТЬ |
НАВОДНЕНИЕ |
ВЕТЕР |
ПОДГОТОВКА |
ШТУРМ |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.