30.01.2024
Тема урока: «Правописание суффиксов существительных -ек -ик»
Цель урока: познакомить учащихсяв с правописанием суффиксов -ек–ик и отработать полученные навыки на практике.
1.Организационный момент.
Ребята сегодня на уроке у нас присутствую гости, повернитесь и поприветствуйте гостей.
2. Мотивация.
3. Орфографическая минутка.
- Посмотрите на рисунки, назовите слова, и запишите первую букву в каждом слове и прочитайте, какое слово получилось.
собака
улитка
фотоаппарат
фортепиано
индеец
книга
свеча
суффикс
-О какой части слова мы будем говорить на уроке?( о суффиксе)
-Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов.
-Вспомнить об этой морфеме нам поможет задание «Верные и неверные утверждения».
Я вас прошу назвать только верные утверждения.
4. Актуализация знаний.
Найди верное утверждение:
1.Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.
2.Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.
3.Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.
4.Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.
5.Суффиксы – оньк, - еньк, -очк, - ик, -ек, -ушк,-юшк.Образуют отчества.
Уменьшительно –ласкательное значение.
1. Постановка проблемы.
Упр.1.Прочитайте загадки и назовите отгадки.
1.Маленький, кругленький, по полу скачет, а за хвост не поймаешь. КЛУБОК –
2.Сторож плохой, слепой и глухой, не тронешь –молчит, а тронешь-кричит. ЗВОНОК –
3.Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. МЯЧ –
- Определите к какой части речи относятся слова.
-Ребята образуйте отданных существительных однокоренные слова с уменьшительно -ласкательными суффиксами .
-Обозначьте ударение .
-В какой части слова находится безударная гласная?
- В написании каких суффиксов можно допустить ошибку? –ИК,-ЕК (
КЛУБОК –клубоч..к
Звонок – звоноч..к
Мяч- мяч..к
5. Изучение нового материала.
-Сформулируйте тему урока.
-Определите цели урока:
Узнать..
Научиться..
Понять
- Послушайте сказку. Может быть, вынайдёте ответ на поставленные цели.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом –ек-, гласная е всегда выпадает, становится беглой. Вот посмотрите: замочек-(нет)замочка, ключик - (нет) ключика
- Кто догадался, как узнать, когда в суффиксах –ек-, -ик- пишется е, а когда и?
Молодцы!
Проанализируйте слова второго столбика и объясните , какую букву писать в суффиксе.
КЛУБОЧЕК - клубочка
ЗВОНОЧЕК - звоночка
МЯЧИК –мячика
-Сделайте вывод.(Если при изменении слова гласный в суффиксе выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если не выпадает – букву и)
Определите падеж имен существительных в третьем столбике
Упр.2(Работа в парах) Карточка на парте.Прочитайте задание и подготовьте ответ.
Измени форму данных слов, подставляя к ним слово, много.
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.
билетик -……
садик -….
кармашек -…
пенёчек -….
Ответы у доски
билетик билетики
садик садики
кармашек кармашки
пенёчек пенечки
-Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.
-Как проверить верность наших выводов ?
(Надо прочитать правило в учебнике )
-Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на с.62
-Прочитайте правило.(Вслух)
-Правильные выводы о написании суффиксов мы сделали?
5.Физкульминутка.
6.Закрепление.
-Применим полученные знания на практике.
(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)
-Я думаю, что вы уже усвоили правило правописания суффиксов – ик, - ек и можете попробовать себя в роли корректора.
Игра «Корректор»
Ваша задача найти ошибки, исправить их.
Самостоятельно выполняем.У доски представители от каждого ряда.
Самопроверка
-Молодцы ребята.
-Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.
Упр.5(Карточка)
Прочитайте предложение, вставьте пропущенные орфограммы. Спишите.У доски.
Витя взял зонт…к и вышел во двор..к.4
7. Итог урока.
ОЦЕНКИ
9. Домашнее задание.
1. Запишите домашнее задание: правило на стр. 62, упр.104
2. Сочинить лингвистическую сказку о суффиксах – ек, -ик.(или задания на карточках по выбору, если не успеем в классе).
Ребята я хотела бы увидеть ваше настроение покажите с помощью смайлика.
Очень приятно, что во время нашей работы ваше настроение не испортилось
10.Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.