Конспект урока: Правописание суффиксов
Оценка 4.9

Конспект урока: Правописание суффиксов

Оценка 4.9
docx
10.03.2024
Конспект урока: Правописание суффиксов
pravopisanie_suffiksov_-ik_-ek.docx

 

30.01.2024

Тема урока: «Правописание суффиксов  существительных -ек  -ик»

Цель урока: познакомить  учащихсяв с правописанием суффиксов -ек–ик   и отработать полученные навыки на практике.

1.Организационный момент.

Ребята сегодня на уроке у нас присутствую гости, повернитесь и поприветствуйте гостей.

2.  Мотивация.     

3. Орфографическая минутка.

- Посмотрите на рисунки, назовите слова,  и запишите первую букву в  каждом слове и прочитайте, какое слово получилось.

собака

улитка

фотоаппарат     

фортепиано                                                              

индеец

книга

свеча

суффикс

-О какой части слова мы    будем говорить на уроке?( о суффиксе)

-Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов.

-Вспомнить об этой морфеме нам поможет задание «Верные и неверные утверждения».

Я вас прошу назвать только верные утверждения.

4. Актуализация знаний.

Найди верное утверждение:

1.Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

2.Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

3.Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

4.Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

5.Суффиксы оньк, - еньк, -очк, - ик, -ек, -ушк,-юшк.Образуют отчества.

Уменьшительно –ласкательное значение.

 

1.     Постановка проблемы.

Упр.1.Прочитайте загадки и назовите отгадки.

 

1.Маленький, кругленький, по полу скачет, а за хвост не поймаешь. КЛУБОК

2.Сторож плохой, слепой и глухой, не тронешь –молчит,  а тронешь-кричит.  ЗВОНОК

3.Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. МЯЧ –

- Определите к какой части речи относятся слова.

-Ребята образуйте отданных существительных однокоренные слова с уменьшительно -ласкательными суффиксами .

-Обозначьте ударение .

-В какой части слова находится безударная гласная?

- В  написании каких суффиксов можно допустить ошибку? –ИК,-ЕК (

КЛУБОК –клубоч..к

Звонок – звоноч..к

Мяч- мяч..к

5. Изучение нового материала.

-Сформулируйте тему урока.

-Определите цели урока:

Узнать..

Научиться..

Понять

- Послушайте сказку. Может быть, вынайдёте ответ на поставленные цели.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом –ек-, гласная е всегда выпадает, становится беглой. Вот посмотрите: замочек-(нет)замочка, ключик - (нет) ключика

- Кто догадался, как узнать, когда в суффиксах –ек-, -ик- пишется е, а когда и?

Молодцы!

Проанализируйте слова второго столбика и объясните , какую букву писать в суффиксе.

КЛУБОЧЕК - клубочка

ЗВОНОЧЕК - звоночка

МЯЧИК –мячика

-Сделайте вывод.(Если при изменении слова гласный в суффиксе выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если не выпадает – букву и)

Определите падеж имен существительных в третьем столбике

Упр.2(Работа в парах) Карточка на парте.Прочитайте задание и подготовьте ответ.

Измени форму данных слов, подставляя к ним слово, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик          -……

садик              -….     

кармашек       -…     

пенёчек           -….    

Ответы у доски

билетик               билетики

садик                    садики

кармашек             кармашки

пенёчек                пенечки

-Сделайте  вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.

-Как проверить верность наших выводов ?

  (Надо прочитать правило в учебнике )

 -Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на с.62

 -Прочитайте правило.(Вслух)

-Правильные выводы о написании суффиксов мы сделали?      

5.Физкульминутка.

6.Закрепление.

-Применим полученные знания на практике.

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

-Я думаю, что вы уже усвоили правило правописания суффиксов – ик, - ек и можете попробовать себя в роли корректора.

Игра «Корректор»

 Ваша задача найти ошибки, исправить их.

  Самостоятельно выполняем.У доски представители от каждого ряда.

Самопроверка 

-Молодцы ребята.

-Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.

Упр.5(Карточка)

Прочитайте предложение, вставьте пропущенные орфограммы. Спишите.У доски.

Витя взял зонт…к и вышел во двор..к.4

7. Итог урока.

ОЦЕНКИ

 9. Домашнее задание.

1. Запишите домашнее задание: правило на стр. 62, упр.104

2. Сочинить лингвистическую сказку о суффиксах – ек, -ик.(или задания на карточках по выбору, если не успеем в классе).

Ребята  я хотела бы увидеть ваше настроение покажите с помощью смайлика. 

Очень приятно, что во время нашей работы ваше настроение не испортилось

10.Спасибо за урок.

 

 


 

Тема урока : «Правописание суффиксов существительных -ек -ик»

Тема урока : «Правописание суффиксов существительных -ек -ик»

В написании каких суффиксов можно допустить ошибку? –ИК,-ЕК (

В написании каких суффиксов можно допустить ошибку? –ИК,-ЕК (

Прочитайте правило .(Вслух) -Правильные выводы о написании суффиксов мы сделали ? 5

Прочитайте правило .(Вслух) -Правильные выводы о написании суффиксов мы сделали ? 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024