Методическая разработка урока во 2-м классе на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком."
Оценка 4.9

Методическая разработка урока во 2-м классе на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком."

Оценка 4.9
doc
30.08.2021
Методическая разработка урока во 2-м классе на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком."
metodicheskaya_razrabotka_uroka._russkiy_yazyk._2_klass._razdelitelnyy_myagkiy_znak.doc

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема урока

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Класс

2.

Образовательная программа

Школа России.

Цель деятельности
учителя

Дать понятие мягкого знака как разделительного, формировать умения и навыки, в основе которых лежит активное орфографическое ориентирование, развивать сообразительность, языковое чутьё, способствовать  заинтересованности, яркости восприятия, образности впечатлений путём  сочетания образов.

Тип урока

Урок открытия новых знаний с мультимедийной презентацией.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: учащиеся  изучат правило употребления разделительного Ь, научатся  соотносить произношение слов с разделительным Ь и их написание,  различать Ь -показатель мягкости и разделительный Ь.

Метапредметные: учащиеся овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться эталонами.

Личностные: научатся понимают значение орфографических навыков в собственной жизни.

методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

 

 

Ход урока.

I.  Психологический настрой.

 

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.  Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, активности, уверенности в знаниях.

 

II. Введение в тему урока.

 Сегодня мы отправимся в дальнейшее путешествие по страницам русского языка. Нашими помощниками будут эти ребята – такие же второклассники, как и вы. Давайте познакомимся с ними и узнаем, как их зовут.

Узнаем имя девочки:

1 буква есть в слове дом и обозначает парный согласный звук.

2 буква  есть в слове трава и обозначает безударный гласный звук.

3 буква есть в слове радуга и обозначает непарный звонкий согласный звук.

4 буква – «все смягчает он добряк, эта буква …(мягкий знак)».

5 буква есть в слове яблоня и обозначает два звука.

Назовите имя девочки (Дарья).

Узнаем имя мальчика.

1 буква есть в слове грибы и обозначает безударный гласный звук.

2 буква есть в слове лес и обозначает непарный звонкий согласный звук.

3 буква есть в слове лось, но звука не обозначает.

4 буква есть в слове ягода и обозначает два звука.

Как зовут детей?

III. Самоопределение к деятельности.

Что общего в именах детей?

Как это может быть связано с темой сегодняшнего урока?

Прочитаем тему урока на слайде.

Учитывая тему урока  и опираясь на записанные на доске слова, сформулируйте цели нашего урока:

·       Познакомиться со словами, в которых …

·       Учиться писать …

IV. Работа по теме урока.

1. Группировка слов по роли мягкого знака.

Первое задание для вас подготовили Илья и Дарья.

Прочитайте слова на доске:

ФЕВРАЛЬ МЕТЕЛЬ ВЬЮГА СНЕГИРЬ ВЕСЕЛЬЕ

ВОРОБЬИ ПАЛЬТО ДРУЗЬЯ ЖИЛЬЁ КОНЬКИ

Выполните задание ребят – для Дарьи выберите слова с мягким знаком – показателем мягкости, а для Ильи – с мягким знаком разделительным.

Что общего между словами первой группы? (Они все словарные.)

Чем слова этой группы отличаются? (Мягкий знак стоит или на конце слова, или в середине).

Что общего между словами второй группы? (Они все с разделительным Ь).

Понаблюдайте и скажите, когда в слове пишется разделительный Ь?

(После согласных перед гласными Е,Ё И, Ю, Я).

Разделительный Ь – это орфограмма. Она обозначается так: согласную и гласную будем подчеркивать двумя чертами, а мягкий знак одной чертой.

Запишите в тетрадь через запятую слова с разделительным Ь, обозначьте орфограмму. (Письмо с комментированием).

Дополните данные слова до предложений.

2.Знакомство с правилом употребления разделительного Ь.

Когда в словах надо писать разделительный Ь?

Чтобы лучше запомнить, Илья и Дарья познакомят нас с рифмовкой.

 Перед е, ё, и, ю, я,
           Я в словах стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё,

Перед я, ю,  и, е, ё.

В русском языке есть похожие слова, например:

солю    солью

полю    полью

Как определить, в каких из этих слов надо употреблять Ь, а в каких нет?

(Предположения детей).

 Мы с вами столкнулись с проблемой, которую нам предстоит решить.

3.Звуко-буквенный разбор слова.

Выполним звуко-буквенный разбор слова с разделительным Ь и попробуем догадаться, когда в словах надо употреблять Ь разделительный.

Друзья – [друз,й,а] 2 слога.

Д-[д]-сог.л, зв., тв.

Р-[р]-согл., зв., тв.

У-[у]-гл., безуд.

З-[з,]-согл., зв., мяг.

Ь-[-]

Я-[й,-]-согл., зв., мяг.

   [а]-гл., уд.

___________________________

6 б., 6 з.

Какой звук мы слышим после согласного звука [з,]?

Вывод: если после согласного звука слышим звук [й,], а потом идет гласная буква, то пишется разделительный мягкий знак. 

 

Физкультминутка.

 

4.Упражнение в употреблении разделительного Ь в словах.

Повторим правило употребления разделительного Ь.

Если после согласного звука слышим звук [й,], а потом идет гласная буква, то пишется разделительный мягкий знак. 

Дарья и Илья тоже столкнулись с проблемой. Учитель продиктовал ребятам предложения:

 

Птицы собираются в … (полёт, польёт).

Скоро (полёт, польёт) осенний дождь.

Эти предложения вызвали у ребят затруднения. Помогите Дарье и Илье правильно подобрать пропущенные слова.

Запишите  предложения в тетрадь. Обозначьте орфограмму разделительный Ь.

Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

5.Тренировка умения осознанно писать слова с разделительным Ь.

Упр. 53 с.32.

(Вьюнок (QE)? Листья (ЙА), жильё (ЙО), счастье (ЙЭ), обезьяна (ЙА), ульи (ЙИ) братья (ЙА)).

Физкультминутка.

Если в слове надо писать разделительный Ь – хлопаем в ладоши, если не надо – приседаем:

Лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь,  огоньки, ручьи, пальто.

 

6. Работа в парах.

 

Решите кроссворд от Дарьи и Ильи.

Впишите в кроссворд слова с разделительным мягким знаком:

http://festival.1september.ru/articles/511831/image3.gif

1.     Снежная буря.

2.     Домики для пчёл.

3.     Мать, отец, дети.

4.     Животное.

5.     Ягоды, сваренные в сахаре.

V.Тест

 

Выберите правильный ответ.

 

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

 

 

 

2.  Выбери слово, в котором Ь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

 

3.  В какое слово надо вставить разделительный Ь?

 А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

 

 

4. Укажи слово с разделительным Ь.

 А) л…динка

Б) в…юга

В) метел…

 

 

5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) друзья;

Б) стуля;

В) очки.

 

VI.Итог урока.

Какую тему мы сегодня изучали?

Как зовут ребят, которые вместе с нами изучали новую орфограмму.

Почему в их именах надо писать разделительный Ь?

Когда в словах пишется разделительный Ь?

 

VII.Рефлексия.

Урок заканчивается. Я хотела бы узнать выше мнение. Начните ответы со слов, данных на доске.

Сегодня на уроке мне понравилось …

Мне было интересно …

Сегодня я научился …

Я доволен собой, потому что …

Мне было трудно …

 


РУССКИЙ ЯЗЫК Тема урока

РУССКИЙ ЯЗЫК Тема урока

II . Введение в тему урока.

II . Введение в тему урока.

IV . Работа по теме урока. 1

IV . Работа по теме урока. 1

Как определить, в каких из этих слов надо употреблять

Как определить, в каких из этих слов надо употреблять

Дарья и Илья тоже столкнулись с проблемой

Дарья и Илья тоже столкнулись с проблемой

V. Тест Выберите правильный ответ

V. Тест Выберите правильный ответ

VII.Рефлексия. Урок заканчивается

VII.Рефлексия. Урок заканчивается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2021