Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Виды и периодичность технического обслуживания»
2020
ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок
МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация,
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Изучить порядок организации, виды и периодичность технического обслуживания.
Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за исправное состояние автомобильной техники.
Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремленность.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: Класс устройства автомобиля
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Наглядные пособия: схема «периодичность технического обслуживания автомобильной техники», «трудоемкость технического обслуживания», «цикл технического обслуживания автомобилей».
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:
I. Вступительная часть………………………………………. - 10 мин
II. Основная часть…………………………………………… - 75 мин
III. Заключительная часть…………………………………... - 5 мин
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Сущность планово-предупредительной системы технического обслуживания.…………………………………………………………….....- 25 мин
2. Виды, периодичность и трудоёмкость технического обслуживания….- 25 мин
3. Требование к машине прошедшей техническое
обслуживание………- 25 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- провести опрос по ранее изученному материалу:
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения. Провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа.
- при рассмотрении первого вопроса, особое внимание следует уделить показателям системы технического обслуживания.
- при рассмотрении второго вопроса, особое внимание следует уделить периодичности технического обслуживания.
- при рассмотрении третьего вопроса необходимо обратить внимание на способы проверки качества проведенного технического обслуживания.
подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.
В заключении представить перспективные направления развития и модернизации парков и паркового хозяйства подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Сущность планово-предупредительной системы технического обслуживания.
Эффективность работы машины зависит не только от качеств, заложенных в них на этапе конструирования и изготовления, но и в значительной мере от способа и качества их технического обслуживания в процессе эксплуатации. Если обслуживание машин свести к периодическому устранению внезапных отказов и полностью исключить все мероприятия предупредительного характера, то параметры надежности ряда механизмов могут оказаться весьма низкими, и вся машина будет работать неэффективно.
Поэтому при использовании машин необходимо выбрать и обосновать наилучшие с точки зрения эксплуатационной надежности, периодичность и режимы технического обслуживания.
Система технического обслуживания — это совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания качества изделий, входящих в эту систему.
В Вооруженных Силах РФ установлена планово-предупредительная система технического обслуживания автомобильной техники, которая предусматривает обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования, в процессе хранения и транспортирования.
Современное и качественное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации автомобильной техники и должно обеспечивать:
· постоянную готовность машин к использованию;
· безопасность движения;
· устранение причин, вызывающих преждевременный износ, старение, разрушение, неисправности и поломки составных частей и механизмов;
· надежную работу машин в течение установленных межремонтных ресурсов и сроков их службы до ремонта и списания;
· минимальный расход горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов.
Принципиальным положением этой системы является то, что операции технического обслуживания подразделяются на обязательные, т.е. выполняемые принудительно в полном объеме строго по плану, и выполняемые по потребности и тогда, когда в их выполнении возникает необходимость. К операциям, которые при проведении технического обслуживания выполняются в обязательном порядке относятся: смазочные, контрольно-проверочные, замена деталей, срок службы которых меньше межремонтного ресурса машины.
В то же время выполнение уборочно-моечных, заправочных, крепежных и регулировочных работ, а также устранение неисправностей, выявленных в процессе технического обслуживания или в результате контрольных осмотров производится при необходимости (по потребности).
Показателями системы технического обслуживания являются:
- продолжительность технического обслуживания — это время проведения одного технического обслуживания машины;
- суммарная продолжительность технического обслуживания — это суммарное время проведения технического обслуживания машины за определенный период эксплуатации;
- трудоемкость технического обслуживания — трудозатраты на проведение одного технического обслуживания машины;
- суммарная трудоемкость технического обслуживания — суммарные трудозатраты, на проведение технического обслуживания машины за определенный период эксплуатации.
Кроме указанных показателей установлены:
периодичность технического обслуживания, средняя продолжительность технического обслуживания, средняя трудоемкость технического обслуживания данного вида за определенные периоды эксплуатации или наработку, средняя стоимость технического обслуживания, средняя суммарная продолжительность технического обслуживания, средняя суммарная трудоемкость технических обслуживании, средняя суммарная стоимость технических обслуживаний и другие.
Вывод: Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобильной техники предусматривает обязательное выполнение с заданной периодичностью установленного комплекса работ в период использования, в процессе хранения и транспортирования.
Ответить на вопросы.
2. Виды, периодичность и трудоемкость технического обслуживания.
Для снижения естественного износа сопряженных деталей и предупреждения возникновения неисправностей и отказов необходимо проводить периодически техническое обслуживание машин, включающее определенный перечень и объем работ, направленных на поддержание их надежности.
Основные нормативные данные системы технического обслуживания и ремонта установлены нормативно-технической документацией, в т.ч. периодичность, трудоемкость, продолжительность технического обслуживания и коэффициенты корректирования периодичности технического обслуживания в зависимости от категорий условий эксплуатации автомобильной техники.
Периодичность технического обслуживания — это интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания и последующим таким же видом или другим, большей сложности.
В зависимости от объема работ техническое обслуживание машин при использовании подразделяются на следующие основные виды: контрольный осмотр (КО), ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СО).
Кроме основных видов технического обслуживания в Вооруженных Силах РФ предусмотрены дополнительные работы по уходу за техникой: в парковые и парково-хозяйственные дни, в часы ухода за техникой, отведенные распорядком дня.
Контрольный осмотр проводится водителем с целью проверки и подготовки машины перед боем, маршем, занятием, учением, использованием, транспортированием, на привалах, перед преодолением водной преграды.
При контрольном осмотре проверяется наличие горючего и масла, охлаждающей жидкости, исправность агрегатов, систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения.
Ежедневное техническое обслуживание проводится в пункте (площадке) ежедневного технического обслуживания водителем после боя, марша, занятий, учений, использования и преодоления водной преграды, ежедневно в конце работы с целью поддержания ее в готовности к использованию, обеспечения безопасности движения. При ЕТО выполняются заправочные, моечно-уборочные и проверочно-крепежные работы.
ТО-1 и ТО-2 имеют целью обеспечить безотказную работу машины, снизить интенсивность изнашивания деталей, выявить и предупредить отказы и неисправности. Работы по ТО-1 и ТО-2 выполняются в ПТОРе специалистами ПТОР с обязательным участием водителя.
ТО-1 и ТО-2 проводятся перед боевыми действиями или с периодичностью, указанной в таблице.
Сезонное техническое обслуживание выполняется два раза в год при подготовке машин к летнему и зимнему периоду эксплуатации. Сезонное техническое обслуживание проводится с целью обеспечения безотказной работы машин в предстоящем периоде эксплуатации и заключается в выполнении ТО-1 и ТО-2 и выполнении ряда дополнительных работ.
При определении периодичности технического обслуживании машин, необходимо руководствоваться следующим:
ТО-1, ТО-2 машин боевой и строевой групп эксплуатации, как правило, совмещается с сезонным техническим обслуживанием, причем, ТО-1 совмещается с очередным СО, а ТО-2 с сезонным обслуживанием, проводимым при подготовке машин к эксплуатации в зимний период (один раз в два года);
если инструкция по эксплуатации машин рекомендует пробеги между техническим обслуживанием меньше указанных норм, следует руководствоваться инструкцией;
при использовании машин в тяжелых дорожных условиях, а также с прицепами пробеги между техническими обслуживаниями уменьшаются.
Технические обслуживания шасси специальных машин совмещаются с соответствующими по пробегу (времени) техническими обслуживаниями установленных на них вооружения, оборудования и специальной техники.
Техническим обслуживанием №2 завершается цикл технического обслуживания — наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработки изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности с требованиями нормативно-технической документации все установленные виды периодического технического обслуживания.
Цикл технического обслуживания состоит из одного ТО-2 и четырех ТО-1 для автомобилей, прицепов и полуприцепов; для гусеничных тягачей — одного ТО-2 и двух ТО-1; для тракторов — одного ТО-3, трех ТО-2 и двенадцати ТО-1 (рис. 1).
Рис. 1. Построение цикла технического обслуживания машин
Периодичность технического обслуживания военной автомобильной техники в км пробега (моточасах)
Тип машины
|
Периодичность обслуживания в км (моточасах)
|
||||
образца выпуска до 1985 г.
|
образца выпуска 1985 года и последующих лет
|
||||
ТО-1
|
ТО-2
|
ТО-1
|
ТО-2
|
ТО-3
|
|
Многоцелевые автомобили Многоосные шасси Тракторы (моточас)
|
1200-1600
1200-1600
50-60
|
6000-8000
6000-8000
200-240
|
4000
2500
60
|
16000
10000
240
|
960
|
Трудоемкость технического обслуживания машин — трудозатраты на проведение одного технического обслуживания машин.
В таблице приведена трудоемкость технического обслуживания армейских машин и время простоя их на обслуживании.
Трудоемкость технического обслуживания машин и время простоя в обслуживании
Марка машины
|
Трудоемкость (чел -ч) и простой в обслужив. (ч)
|
||||
ЕТО
|
ТО-1
|
Простой в ТО-1
|
ТО-2
|
Простой в ТО-2
|
|
ГАЗ-66 ЗИЛ-131 Урал-375 Урал-4320 КамАЗ-4310 |
0,6 1,3 0,7/1,0 1,1/1,4 1.1/1,4 |
6,3/7,0 6,0 4,0/6,0 4,3/7,24 4,1/6,9 |
1,8/2,2 1,5 1,0/1,7 1,0/1,2 1,0/1,1 |
16,6/2,2 27,0 21,5/27,5 20,6/25,9 20,1/25,2 |
5,0/5,3 6,4 5,3/6,5 4,3/6,0 4,2/5,8 |
Примечание:
- в числителе — трудоемкость технического обслуживания без регулировочных работ, в знаменателе — с учетом всех работ,
- трудоемкость ЕТО приведена без учета времени но чистку и мойку,
- трудоемкость ТО-1 включает время на выполнение ЕТО, а трудоемкость ТО-2 время на выполнение операций ТО-1
Нормативные показатели системы технического обслуживания, как правило устанавливаются для базовых моделей машин при условии, что эксплуатируются они в умеренном природно-климатическом районе, имеют пробег с начала эксплуатации до 75% пробега до первого капитального ремонта, со сроком службы (хранения) в пределах гарантийного срока. Во всех остальных условиях эксплуатации показатели системы технического обслуживания должны корректироваться с помощью коэффициентов, приведенных в таблице.
Периодичность технического обслуживания корректируется с использованием коэффициентов К1 и К2 по формуле:
Lто=Lнто К1 К2
где Lто— скорректированная периодичность технического обслуживания;
Lнто — периодичность технического обслуживания нормативная;
К1 — коэффициент, учитывающий категорию дорожных условий эксплуатации;
К2 — коэффициент, учитывающий природно-климатические условия эксплуатации машин.
Коэффициент корректирования нормативов периодичности номерных технических обслуживании и трудоемкость текущего ремонта в зависимости от категории дорожных условий эксплуатации (K1)
Категории дорожных участков эксплуатации машин
|
Значения коэффициента K1
|
|
ТО
|
TP
|
|
I II III IV V
|
1,0 0,9 0,8 0,7 0,6
|
1,0 1,1 1,2 1,4 1,5
|
Коэффициент корректирования нормативов периодичности номерных технических обслуживании и трудоемкости текущего ремонта в зависимости от природно-климатических условий (К2)
Природно-климатический район
|
Значение коэффициента К2
|
|
ТО |
ТР |
|
Очень холодный (средняя t°C января ниже -35°С) Холодный (средняя t°C января от -20 до -35°С) Холодный (средняя t°C января от -15 до -20°С) Жаркий, сухой; очень жаркий, сухой Умеренно холодный Умеренный, умеренно теплый; умеренно теплый влажный; теплый влажный
|
0,8 0,9 0,9 0,9 1.0 1,0
|
1,3 1,2 1,1 1,1 1,0 0,9
|
Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости номерных технических обслуживании и текущих ремонтов могут вводиться в зависимости от модификаций машин, от пробега с начала эксплуатации, в зависимости от срока военной службы водителя.
Вывод: Основные нормативные данные системы технического обслуживания и ремонта установлены нормативно-технической документацией, однако если инструкция по эксплуатации машин рекомендует пробеги между техническим обслуживанием меньше указанных норм, следует руководствоваться инструкцией
Ответить на вопросы.
3. Требования к машине прошедшей техническое обслуживание.
Машина, прошедшая техническое обслуживание должна быть исправной, заправленной положенными эксплуатационными материалами, чистой, отрегулированной, смазанной. Все агрегаты, сборочные единицы, механизмы и приборы должны быть надежно закреплены, нормально работать и соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации машины.
Двигатель должен легко пускаться и устойчиво работать при различной частоте коленчатого вала, а давление в системе смазки соответствовать нормам. Фильтры должны обеспечивать нормальную фильтрацию горючего, масла, воздуха. Электрическая и воздушная системы пуска, а также средства облегчения пуска (предпусковой подогреватель, электрофакельный подогреватель воздуха и др.) должны обеспечивать быстрый и надежный пуск двигателя при низких температурах.
Свободный ход рулевого колеса, педали сцепления и тормоза, ход рычага стояночного тормоза, развал и схождение передних колес автомобиля, регулировочные параметры приводов механизма поворотов и тормозов гусеничной машины должны соответствовать нормам.
Тормоза должны обеспечивать одновременное плавное торможение колес и остановку машины на установленном тормозном пути. Торможение машины с гидравлическим приводом тормозов должно обеспечиваться при одном нажатии на педаль.
Сцепление должно выключаться полностью, обеспечивая легкость и бесшумность переключения передач, и не должно пробуксовывать при полностью отпущенной педали.
При движении машины не должно быть самопроизвольного выключения передач и повышенного шума в коробке передач, раздаточной коробке, мостах.
Шины колес должны быть правильно смонтированы, колеса правильно установлены, давление в шинах должно соответствовать нормам.
Аккумуляторная батарея должна быть заряжена, плотность и уровень электролита должны соответствовать норме.
Зажигание должно быть установлено в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации машины.
Стоп-сигнал, звуковой сигнал, стеклоочистители, внешние световые приборы и контрольные приборы должны быть исправными, светомаскировочное устройство правильно подключено и отрегулировано.
Не должно быть подтеканий горючего, масла, охлаждающей, тормозной и других жидкостей, утечки воздуха из пневматической системы.
Лебедка, тягово-сцепное устройство машины должны быть исправными и надежными в работе.
Поворотные устройства прицепов должны быть исправными, обеспечивать надежность движения без скольжения колес при повороте машины.
Качество выполненного технического обслуживания машин проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента начальником ПТОР.
О проведенных технических обслуживаниях №1 и №2 делаются соответствующие записи в книге учета технического обслуживания, ремонта машин и агрегатов и расхода запасных частей.
Контроль за техническим состоянием машин.
Процесс эксплуатации автомобильной техники сопровождается изменением ее технического состояния. Вероятность безотказной работы автомобильной техники со временем уменьшается, появляются отказы и неисправности. В тоже время возрастание роли автомобильной техники по обеспечению боевой готовности войск ведет к повышению их конструктивной сложности, что затрудняет процесс обнаружения и устранения отказов и неисправностей.
В связи с этим для поддержания автомобильной техники в готовности к использованию, организации ее использования, технического обслуживания и ремонта в Вооруженных Силах принята научно-обоснованная система контроля за техническим состоянием и эксплуатацией машин.
Контроль за эксплуатацией машин (использование по назначению, соблюдение норм расхода моторесурсов, качество технического обслуживания, ремонта и хранения) могут осуществляться одновременно с контролем технического состояния путем:
· осмотров и проверок машин должностными лицами (на местах стоянках, хранения, боевого дежурства или на маршрутах движения);
· проверка машин должностными лицами ВАИ и КТП в парках частей и на маршрутах движения;
· при инспектировании (проверках) воинских частей специально назначенными комиссиями.
Различают следующие виды контроля технического состояния машины:
· по объему (сплошной, выборочной, систематический);
· по месту производства (стационарной или подвижной);
· по способу определения контролируемых параметров технического состояния (прямой, косвенной и комбинированной);
· по применению средств контроля (механизированной, ручной и визуальной);
· по месту в технологическом процессе эксплуатации (при подготовке к использованию, в процессе использования, при техническом обслуживании и ремонте).
Осмотр машин проводится в соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС РФ и Наставления по автомобильной службы в СА и ВМФ в целях поддержания машин в готовности к использованию.
Осмотр машин всеми должностными лицами проводятся лично, а командирами частей с привлечением специалистами автомобильной и других соответствующих служб.
Периодичность осмотров машин для всех категорий должностных лиц.
Командир взвода |
Не реже одного раза в две недели |
100% машин взвода |
Старший техник |
Не реже одного раза в месяц |
100% машин роты |
Командир роты |
Не реже одного раза в месяц |
50% машин каждого взвода |
Заместитель командира батальона по техчасти |
Не реже одного раза в месяц |
30% машин каждой роты |
Командир батальона |
Не реже одного раза в три месяца |
20 % машин каждой роты |
При осмотре машины проверяется:
- наличие машин (соответствие учетным данным);
- внешний вид, исправность и заправка, комплектность, надежность креплений, правильность регулировок, работа агрегатов, механизмов и приборов;
- укомплектованность табельным имуществом по установленным нормам и правильность его укладки;
- состояние (заполнение) паспортов (формуляров), расход моторесурсов;
- знания и практические навыки водителей в обслуживании закрепленных машин.
Должностное лицо, проводящее осмотр машины, дает оценку техническому состоянию.
Установлены следующие критерии оценок состояния образца вооружения и техники:
«Отлично» - образец исправен и пригоден к боевому применению. Все параметры соответствуют эксплуатационной документации. Образец полностью укомплектован ЗИП и документацией. Своевременно, качественно и в полном объеме проведено техническое обслуживание. Образец заправлен всеми видами горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей.
«Хорошо» - образец пригоден к боевому применению, при этом отвечает следующим требованиям:
укомплектован запасными частями не менее 50%, инструментом и принадлежностями не менее 85%;
значение параметров приведено в соответствие с нормативно-технической документацией;
выявленные недостатки устраняются расчетом за время, отводимое на контрольный осмотр.
«Удовлетворительно» - образец пригоден к боевому применению, при этом отвечает следующим требованиям:
укомплектованность запасными частями не менее 50%, инструментом и принадлежностями не менее 75%;
образцу не в полном объеме проведено техническое обслуживание;
образец недозаправлен ГСМ и специальными жидкостями не более 5% от емкости;
выявленные недостатки могут быть устранены расчетом (водителем) за время отводимое на ЕТО с использованием комплекта ЗИП.
«Неудовлетворительно» - образец неисправен, неработоспособен или не выполняется хотя бы одно из требований:
фактические значения параметров не соответствуют требованиям эксплуатационной документации;
образец имеет запас ресурса ниже установленных норм;
укомплектованность запасными частями ниже 50%, инструментом и принадлежностями ниже 75%, образцу не проведено очередное техническое обслуживание;
незаправлены ГСМ и специальные жидкости;
характер и количество выявленных недостатков не позволяет их устранить за время, отводимое на ЕТО.
Вывод: Машина, прошедшая техническое обслуживание должна быть исправной, готовой к применению по предназначению, а значит все агрегаты, сборочные единицы, механизмы и приборы должны нормально работать и соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации машины.
Ответить на вопросы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. В.М.Подчинок «Эксплуатация военной автомобильной техники», Изд. «Вооружение. Политика. Конверсия». Рязань, 1995, с. 273-275, 286-295, 530-539.
2. «Наставление по автомобильной службе в СА и ВМФ», Воениздат, Москва, 1978, с. 76-79, 46-53.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.