Виртуальная экскурсия по залам Центрального музея Великой Отечественной войны «Художники пишут войну»
Цели.
1. Расширение представления о произведениях живописи о Великой Отечественной
войне и художниках, создававших её.
2. Развитие патриотического и эстетического чувств, эмоционального постижения мира.
Оборудование.
Д.Н. Филатов «Фронтовой художник»;
И.А. Тоидзе «Родина-мать зовет!»;
К.С. Васильев «Прощание славянки»;
Н.Я. Бут «Последняя атака»;
А.А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»;
Н.Н. Жуков, В.С.Климашин, «Отстоим Москву!»;
А.А. Дейнека «Оборона Севастополя»;
Г.И. Марченко «На окраине Сталинграда»;
Б.И. Махов. «Сталинградцы»;
А.А. Пластов «Фашист пролетел»;
А.И. Лактионов «Письмо с фронта»;
М.И. Самсонов «Сестрица»;
Ю.М. Непринцев «Отдых после боя»;
С.В. Герасимов «Мать партизана»;
Т.Г. Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов»;
Е.Е. Моисеенко «Победа»;
А.М. Лопухов «День Победы».
«Прощание славянки»;
«Священная война»;
«Горячий снег»;
«День Победы».
5. Видеоролик «Реквием на песке» (Художница Ксения Симонова).
Ход мероприятия.
Слайд №1 Название мероприятия – Художники пишут войну.
Слайд № 2
75 лет отделяют нас от победного 9 мая 1945 года.
75 лет – немалый срок в жизни людей.
Но память народная не скудеет:
никто не забыт и ничто не забыто.
Нам дорого всё, что воскрешает героические события
борьбы советского народа против фашистского нашествия.
Слайд № 3 Видеоролик песни Г.В. Ковачёвой «Память».
Слайд № 4
Вновь и вновь оживают образы военного времени
в песнях и кинофильмах, в стихах и прозе,
в памятниках и обелисках,
в живописных полотнах и графических листах,
в декоративных росписях, созданных
мастерами изобразительного искусства.
И автор каждого произведения ищет свои средства выражения,
свою интонацию, чтобы сказать самое яркое, от сердца идущее
слово о Родине, о подвиге, о славе, о том, за что люди шли в бой
и отдавали жизнь, о том, какой огромной ценой далась
Победа нашему народу.
«Всё для фронта,
всё для победы!» -
этой единой для всей страны мыслью
жило и советское искусство.
Слайд № 5 Д.Н. Филатова «Фронтовой художник» (2010г.)
Художники пишут войну... Сегодня мы с вами посмотрим на события Великой Отечественной войны глазами художников, которые запечатлели в своих картинах события Великой Отечественной войны. Многие из них с оружием в руках защищали нашу Родину. Перед вами картина Дмитрия Николаевича Филатова «Фронтовой художник» (2010г.)
75 лет прошло, как окончилась Великая Отечественная война победой советского народа, но люди старшего поколения до сих пор помнят те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда по радио передали страшное сообщение.
Слайд № 6 Голос Левитана о начале войны: «Германия вероломно
напала на нашу Родину!».
Слайд № 7 Песня «Священная война»
Слайд № 8 Плакат «Родина-мать зовет!».
Началась Великая Отечественная война.
Уже через несколько дней на улицах русских городов появился плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!». Он стал страстным призывом к героической защите родной земли.
Художник понимал, что тема Родины, представленная в виде женщины, близка теме народного страдания. В основе лежит образ женщины, которому автор сумел придать верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время торжественным.
Из-за спины женщины выступают ружейные штыки, а лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливает впечатление значительности образа. Плакат побуждал советских людей браться за оружие, защищать родную землю от немецко-фашистских захватчиков.
Слайд № 9 К. А. Васильева (1942-1976) «Прощание славянки»
1941 год самый тяжёлый год войны. Наша армия несла тяжелые поражения, больше отступала. Солдаты шли хмурые усталые, вынужденные покидать родные города и села. Никто не думал, что война будет долгой и затяжной, но тем не менее в первые же часы войны тысячи и тысячи добровольцев уходили на фронт, потому что каждый считал своим долгом защитить свое отечество от врага.
На полотне Константина Алексеевича Васильева «Прощание славянки» выделяется фигура солдата в таком стремительном движении к священной защите, что кажется: за ним не отряд воинов, а весь народ.
Справа на картине - фигура женщины с девочкой; женщина неестественно выпрямилась в последнем героическом усилии, чтобы не поддаться отчаянию. Она смотрит куда-то поверх дорогого ей человека, далеко вперед, и словно различает уже грядущие роковые события. Всю композицию незримо пронизывает и возвышает музыка знакомого нам военного марша «Прощание славянки».
Марш «Прощание славянки» (1 куплет)
Слайд №10 Н.Я. Бут (1928-1989) «Последняя атака».
Раним воскресным утром 22 июня в 4 часа 15 минут на город Брест упали тысячи фашистских снарядов и бомб. Героический подвиг совершили пограничники Брестской крепости. Именно, они первыми испытали на себе удар немецкой армии и сражались более месяца, не зная о судьбе фронта.
Немцы уже взяли Смоленск, Минск, а в крепости шли бои. У защитников пограничной крепости иссякли боеприпасы, тогда фашисты начали травить бойцов газом. Наступил момент, когда горстка бойцов, выйдя из крепости, пошла в свою последнюю атаку. Это был не просто бой, а столкновение двух начал благородства советского воина-защитника и захватнического начала фашизма.
Великие минуты подвига изображены на картине заслуженного художника РФ Николая Яковлевича Бута – «Последняя атака». Яростно бьёт пулемётчик, рушатся стены, казалось, камень не может устоять, но сила духа бессмертна.
Слайд № 11 А.А. Дейнека (1899 - 1969) «Окраина Москвы. Ноябрь 1941
года» 1941 г.
Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» была создана художником Александром Александровичем Дейнекой в те тревожные дни, когда враг рвался к столице нашей Родины.
Полон внутреннего напряжения облик военной Москвы. Пустынны улицы, обезлюдели дома – жители ушли на фронт, рыть окопы, строить противотанковые укрепления. Город ощетинился в сторону врага. Он готов к решительной битве.
Выразительно сумел передать художник в этом суровом пейзаже, где нет ни одной человеческой фигуры, всю горечь и тревогу защитников Москвы, их несгибаемое мужество, непреклонное желание отстоять столицу.
Слайд № 12 Н.Н. Жуков (1908 - 1973), В.С.Климашин (1912 - 1960) «Отстоим Москву!» 1941 год.
В 1941 году художниками Николаем Николаевичем Жуковым и Виктором Семёновичем Климашиным был создан плакат «Отстоим Москву!»
Праведным гневом, решимостью погибнуть, но не отступить, не дать пройти фашистским захватчикам дышит лицо советского воина. Грудью заслоняет боец Москву. И как бы повинуясь взмаху его руки, летят на бой с врагом грозные эскадрильи боевых
самолётов. Страстный призыв «Отстоим Москву!» отозвался в сердце каждого советского человека стремлением сделать всё для разгрома ненавистного врага.
Слайд № 13 А.А. Дейнека (1899 - 1969) «Оборона Севастополя» 1942 г.
Севастополь – город-герой, главная база Черноморского флота. Кто владеет Севастополем, тот владеет флотом, выходом к Чёрному морю.
250 дней и ночей длилась оборона Севастополя. Немецкое командование сосредоточило под Севастополем отборную 11 немецкую армию генерала Манштейна.
2 июня 1942 года началась артиллерийская и авиационная подготовка штурма города. Ежедневно вражеская авиация совершала до 1000 боевых вылетов. Отважные защитники города оказывали упорное сопротивление. 250 дней длилась оборона Севастополя. Однако их силы с каждым днём заметно таяли, не хватало снарядов и патронов. Ценой больших жертв, врагу удалось прорваться в город, но бои продолжались пока у защитников не иссякли патроны.
Этой трагической главе истории Великой Отечественной войны Александр Александрович Дейнека посвятил полотно «Оборона Севастополя». Картина написана по горячим следам. Огромное полотно (200 х 400) было завершено в течение года и датируется 1942 годом, когда город был в руках врага.
Художник показал ожесточенное сражение на городской набережной. Это не документальное воспроизведение боя, а символическая схватка непримиримых сил — жизни и смерти, светлых защитников города и темных вражеских полчищ.
На фоне тревожного сизо-чёрного моря, на фоне неба, превратившегося в сплошную завесу из огня и дыма, чётко и ясно вырисовываются сильные фигуры сражающихся матросов. Гневом и ненавистью дышат их словно высеченные из камня лица. Они ведут смертельную схватку с врагом, они победят.
И они победили. 9 мая 1944 года Севастополь был освобождён от немецко-фашистских захватчиков. В этом году 9 мая в Севастополе отмечали 70-летие освобождения города и 69 годовщину Великой Победы.
Слайд № 14 Г.И. Марченко. «На окраине Сталинграда».
Песня «Горячий снег» (1, 2 куплеты, далее фоном)
Война продолжалась. Крупные сражения шли под Сталинградом осенью 1942 и зимой 1943 года.
Песня «Горячий снег» (1, 2 куплеты, далее фоном)
Слайд № 15 Б. И. Махов (1937-2013) «Сталинградцы» 1972 г.
С. Викулов. В городе на Волге.
Как трудно было умирать
Солдатам, помнящим о долге,
В том самом городе на Волге –
Глаза навеки закрывать.
До Волги фашистскими толпами
Истоптан ковыль степной,
Но топчется враг возле города,
Стоит пред стальною стеной.
Слайд № 16 М.И. Самсонов (род.1925 г.) «Сестрица» 1953 г.
Девушки из медсанбатов. Какими словами можно выразить их каждодневный подвиг в грозные дни войны? Нежные и мужественные, хрупкие и бесстрашные, под огнём врага они творили чудеса, спасая раненых бойцов. Этой теме посвящены картины многих художников.
М. Абрамов «Мужество» (отрывок из стихотворения)
И продвигаясь еле-еле,
лишаясь истощенных сил,
Сестра на порванной шинели
Бойцов вытаскивала в тыл.
Слипались треснувшие губы,
Синели полукружья глаз,
Но, задыхаясь, стиснув зубы,
Она ползла... в тридцатый раз
Перед вами картина М.И.Самсонов «Сестрица» 1953 г.
Художник восхищается мужеством и самоотверженностью фронтовой медицинской сестры – «сестрицы», как ласково называли её бойцы. Она всегда была рядом с ними: принимала участие в боях, перевязывала и выносила с поля боя раненых, отправляла их в тыл, ободряла и утешала. Вот и сейчас, под огнём противника, выбиваясь из сил, она помогает тяжело раненому командиру укрыться в окопе.
Слайд № 17 Ю.М. Непринцев (1909-1996) «Отдых после боя» 1955 г.
Самой известной работой живописца Юрия Михайловича Непринцева стало полотно «Отдых после боя», созданное по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Художник запечатлел в картине короткую передышку между боями. Лукаво прищурив глаза, веселит своих боевых друзей очередным шутливым рассказом Василий Тёркин, снимая тяжёлое напряжение после недавней атаки.
Слайд № 18 А.И. Лактионов (1910 -1972) «Письмо с фронта» 1947 г.
Художники создавали картины, отражающие жизнь людей в тылу, передавали в них надежды и чаяния, боль и страдания жен, детей, матерей, ждущих домой с победой своих защитников.
Сюжет картины Александра Ивановича Лактионова «Письмо с фронта» прост. В каком-то небольшом русском городе у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принёс раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки.
Написанная светлыми, ликующими красками, композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки, кажется, что светится сам воздух. Во всём ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.
Слайд № 19 А.А. Пластов (1893 - 1972) «Фашист пролетел» 1942 г.
На фоне музыки «Мама» из передачи «От всей души».
Перед вами картина нашего знаменитого земляка Аркадия Александровича Пластова, Народного художника СССР (1962), лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премий первой степени (1946), действительного члена АХ СССР (1947).
Гражданин и патриот Пластов творил с глубокой думой о судьбе Родины. Впоследствии, про себя он говорил, что всю войну работал, как солдат на передовой, приближая час Победы.
Художник воспринял войну как народную трагедию, в годы войны он писал картины, символизирующие народное сопротивление силам зла. Мировую известность получило произведение Пластова «Фашист пролетел», созданное в 1942 году.
Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка. Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы. Что это?
Припал щекой к сухой колкой траве пастушонок. Упал неловко. Рука вывернута. Кнут и шапка отлетели далеко. Алая кровь на русых вихрах. Крепко прижался к родной земле малыш. Не встать ему.
Далеко, далеко в ясном небе над изумрудными зеленями фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь. На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление.
Всмотритесь еще раз в картину, в ее задумчивый пейзаж, такой близкий сердцу, в эти тоненькие, колеблющиеся на ветру молодые березки – и вы почувствуете щемящее чувство боли, возмущение, обиду за оборвавшуюся жизнь мальчика, за поруганную землю. Эту картину невозможно забыть. Подобно набату, звала она к уничтожению врага.
В 1943 году картина А. А. Пластова «Фашист пролетел» по указанию Сталина экспонировалась на Тегеранской конференции. По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль были настолько поражены этим холстом, что это повлияло на их решение об открытии второго фронта
Слайд № 20 С.В. Герасимов (1885-1964) «Мать партизана» 1943 г.
На захваченных врагом территориях простым русским людям, женщинам, старикам, детям, выпало на долю переносить фашистскую оккупацию. Зверства фашистов вызывали гнев народа. Стали появляться партизанские отряды. Трагедия русских матерей передана в картине Сергея Васильевича Герасимова «Мать партизана», созданной в 1943 году.
Художник так написал о чувствах, побудивших его создать эту картину:
«В тяжелые годы войны с фашизмом, вторгнувшимся в пределы нашей страны, когда все мы, граждане своего Отечества, жили только одним чувством любви к Родине, мне захотелось в монументальном произведении найти выражение этих чувств и настроений, моих и всего русского народа. Так возникла картина «Мать партизана», где я мечтал в образе матери, русской женщины, крестьянки, воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками».
Замысел художника получил воплощение в образе русской женщины – патриотки, мужественной, оказавшейся в силах заглушить в себе личное материнское горе ради любви к людям. Такой человек, не предаст ни при каких угрозах и пытках. Идея произведения выражена отчетливо и убедительно. Его персонажи противопоставлены друг к другу. С одной стороны – русская крестьянка, с другой – фашист. Фигура женщины занимает главное место в картине. К ней обращается фашист, на нее смотрит молодой партизан – ее сын, ожидая ответа, стоят односельчане. Допрос и жестокая расправа с непокорными происходят на фоне разгромленной войной, вытоптанной, потерявшей живые краски деревенской улицы.
В картине выражались патриотические чувства всего русского народа. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и получила золотую медаль.
Слайд № 21 Т.Г. Гапоненко (1906-1993) «После изгнания фашистских
оккупантов» 1946 г.
Картина Тараса Гурьевича Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» - это суровый и правдивый рассказ о душевной красоте, силе и моральной стойкости советских людей в годы войны. Сюжет картины полон драматизма. На ней изображено прощание жителей освобожденного села и советских воинов с жертвами фашистских оккупантов.
В центре картины – фигуры трех женщин, одна из которых припала к телу старика, замученного фашистами. Две другие застыли в скорбном молчании. Полная трагизма сцена изображена на втором плане картины: крестьяне прощаются с девочкой в розовом платьице, с алыми ленточками в косичках, лежащей на снегу. В этой группе особенно запоминается пожилой солдат, обнаживший голову. За его плечами большой нелегкий путь, а впереди предстоят новые испытания.
У левого края полотна изображена женщина, застилающая ковриком санки. Не видно ее лица, но чувствуешь материнскую любовь в неторопливых, по-особому бережных движениях, теплоту ласковых рук. Мальчик, держащий веревку саней, неотрывно следит за тем, как уничтожают страшные следы виселицы. Горе, которое переживают люди, изображенные в картине, не переходит в безнадежность. Могучую душу народа не сломят никакие испытания.
Зимний пейзаж полон особой задумчивости и грусти: серое небо, белая пелена снега. Видны сожженные дома. И все же мы верим в скорое возрождение жизни на этой израненной земле.
Слайд № 22 Е.Е. Моисеенко (род. 1916г) «Победа» 1970-1972 г.
1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война, но пришел этот долгожданный день - День победы, Великой Победы.
Слайд № 23 Песня «День Победы»
Слайд № 24 А.М. Лопухов (1923-2009) «День Победы» 1973-1975 г.
В картине Александра Михайловича Лопухова «День Победы» всё проникнуто ликованием, восторгом, неудержимым торжеством:
«Война окончена! Пришла долгожданная Великая Победа!»
Первый День Победы, 9 мая 1945 года, был незабываемым. Страна ликовала!
С тех пор в День Победы гремит над городами нашей Родины праздничный салют миллионами ярких, разноцветных огней. Ради жизни на Земле – так понимаем мы смысл кровопролитных сражений Великой Отечественной войны.
Советские солдаты отстояли жизнь, свободу, мир для многих поколений. Но мир надо беречь.
Сегодня угроза миру возникла на сопредельной Украине. В кризисной ситуации Крым и Севастополь вернулись в состав России, но на юго-востоке Украины разгорается гражданская война. Россия делает всё возможное, чтобы остановить войну на Украине, чреватую угрозе мира.
Слайд № 24 Название мероприятия.
Вглядываясь в картины, мы лучше понимаем, через какие страдания прошел наш народ, чтобы приблизить Великую Победу. Произведения живописи о Великой Отечественной войне не стареют, так как они всегда нужны людям, ведь память о тех годах будет в нашем народе жить вечно.
Каждое новое поколение художников по-своему осмысливает тему Великой Отечественной войны. Молодая художница Ксения Симонова нашла новые средства, чтобы рассказать о войне – песочная анимация.
Предлагаем вам посмотреть видеоролик «Реквием на песке».
Видеоролик «Реквием на песке». (Художница К. Симонова.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.