Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Ее величество Наука»
для студентов специальности 21.02.14 «Маркшейдерское дело»
Бодайбо
2021
Представленная методическая разработка внеклассного мероприятия «Ее величество Наука», проводимого как конкурс-игра, составлена преподавателем специальных дисциплин ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум» Тихоновой Ольгой Николаевной.
Данная методическая разработка может быть использована полностью или частично при проведении внеклассных мероприятий, бинарных уроков.
Цели методической разработки:
1. Показать возможности широко использовать межпредметные связи;
2. Умение использовать научность при формировании ответов на поставленные вопросы;
3. Закрепление умений работать в группах;
4. Умение рационально использовать время и критически оценивать свои знания.
Структура игры предполагает:
1. Оформление учебной аудитории, фотографии ученых, наличие раздаточного материала;
2. Соревновательные действия между тремя командами в процессе пяти конкурсов: «Науки разные нужны, науки разные важны! О какой науке идет речь?», «Связь маркшейдерии с другими науками», «О, эти ученые люди…», «Закончи рассказ…», «Что стоит за словом…»;
3. Наличие жюри, из состава преподавателей смежных дисциплин;
4. Подведение итогов, поощрение участников.
|
Ведущий: Нашу игру мы приурочили к Декаде П(Ц)К Маркшейдерских дисциплин и посвящена она ее величеству Науке.
Вы подошли к завершающему этапу, сколько же научных дисциплин вы изучили за четыре года обучения в техникуме? Назовите их. Сегодня жюри, в составе …, проверит некоторые знания, полученные вами за годы учебы в техникуме. Критерии оценки каждого из пяти конкурсов будут озвучены перед их проведением.
Наше мероприятие хочу начать отрывком из стихотворения великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
Процесс рождения научных дисциплин, сходен с ростом дерева, когда из одного ствола вырастает множество ветвей, например, горная геометрия, маркшейдерское дело, горное дело, горные машины – это все отрасли горной науки.
Конкурс 1. «Науки разные нужны, науки разные важны! О какой науке идет речь?» (каждой группе выдается карточка с определением шести разных наук, изучаемых студентами, в течении 10 минут нужно ответить, о каких науках говорится в них, каждый правильный ответ оценивается в один балл)
1 карточка
1. Наука о составе, строении, движениях и истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых (Геология)
2. Это наука, изучает методы синтеза и анализа механических устройств, их движение, и применение в современной технике (Техническая механика)
3. Это наука о применении электрической энергии в практических целях (Электротехника)
4. Это наука об окружающем мире, как единой взаимосвязанной действительности – Природе (Философия)
5. Наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценивания информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений (Информатика)
6. Наука, которая изучает методы и средства создания астрономогеодезической и геодезической сетей, методы и способы высокоточных геодезических измерений (Высшая геодезия)
2 карточка
1. Область науки и техники, включающая исследования, разработку и эксплуатацию машин и оборудования (Горные машины)
2. Отрасли науки и техники, охватывающие процессы извлечения (добычи) из недр Земли полезных ископаемых (Горное дело)
3. Наука, исследующая размеры и форму Земли, её гравитационное поле (Геодезия)
4. Наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира (Математика)
5. Эта наука изучает поведение различных материалов при действии на них сил и указывает, как подобрать для каждого элемента конструкции надлежащий материал и поперечные размеры при условии полной надежности работы и наибольшей дешевизны конструкции (Сопротивление материалов)
6. Это наука о строении и превращении вещества (Химия)
3 карточка
1. Область горной науки и техники, которая включает в себя совокупность методов, способов и средств пространственно-геометрических измерений, вычислений и графических отображений, выполняемых при разведке месторождений полезных ископаемых, проектировании, строительстве, эксплуатации, ликвидации (реконструкции, консервации) горных предприятий и других объектов (Маркшейдерское дело)
2. Это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой (Экология)
3. Наука о минералах, их классификации, химическом составе, особенностях и закономерностях строения (структуры), происхождении (Минералогия)
4. Это наука, изучающая фундаментальные основы и закономерности строения и эволюции мира (Физика)
5. Наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека (Правоведение)
6. Наука о графическом изображении формы залежей и свойств (качества) полезных ископаемых в недрах, методах подсчёта и учёта движения запасов и методах решения геометрических задач, связанных с проведением горных выработок (Горная геометрия)
Ведущий: В честь какой науки названа ваша специальность? А с какими науками связана она? Объявляется следующий конкурс 2: «Связь маркшейдерии с другими науками» (каждой группе выдается карточка, в пустые окошки необходимо вписать научные дисциплины, с которыми связана маркшейдерское дело, каждое совпадение оценивается в один балл, ответы готовятся в течении 5 минут)
Ведущий: История науки и техники – это повествование о достижениях человека.
Многие известные люди, прославившие мировую историю своими выдающимися способностями, были талантливы во многих сферах бытия. Им были подвластны и точные науки, и изящные искусства. Это они, наделенные необыкновенными талантами, были первооткрывателями, учеными, художниками и поэтами.
Науку двигают ученые,
Мечтой и знаньем окрыленные
Идеи их берут разбег:
Изобретения, открытия
Летят сквозь время так стремительно,
Исток — ученый человек.
Конкурс 3. «О, эти ученые люди…» (необходимо назвать ученого, или событие о котором идет речь, отвечают команды по очереди, если ответ неверный, то другие команды могут дать свой вариант ответа, первой будет отвечать та команда, которая первой поднимет руку. Каждый правильный ответ оценивается в два балла)
1. Древнегреческий математик в VI в.до н.э. высказавший мысль о шарообразности планеты. Он же предположил, что Земля делает круг вокруг себя и вокруг Солнца. Кто это? (Пифагор)
2. Этот русский ученый является одним из основоположников маркшейдерии и горной геометрии в нашей стране, его именем назван способ подсчета запасов залежи (Петр Константинович Соболевский)
3. Когда однажды, в думу погружен,
Он увидел яблока паденье,
И вывел притяжения закон
Из этого простого наблюдения.
Кто он? (Исаак Ньютон)
4. Про него говорили: «Коперник – богу соперник». Кем он был и что же сделал?
(Польский астроном лишил Землю ее центрального положения и отправил мчаться вокруг Солнца наряду с другими планетами, чем нанёс удар религии.)
5. Есть история, что этот шотландский изобретатель уже в 14 лет задумался, глядя на кипящий чайник, над свойствами пара и в итоге построил паровую машину, увековечив свою фамилию в современной единице мощности. Кто он? (Джеймс Уатт)
6. «Открыл натуры храм для россов» многоликий Ломоносов. Что за храм и почему многоликий?
(Московский Государственный университет в Москве, а многоликий потому, что был Михаил Васильевич Ломоносов физик и химик, геолог и металлург, астроном и географ, историк и экономист, филолог и оратор, художник и поэт.)
7. Таблица клеток – целая страница,
Как путеводная звезда,
Она ученым всем дана.
Ее создатель много сделал для развития науки об измерениях – метрологии, работая управляющим главной палаты мер и весов. Что за таблица клеток и кто ее создатель? (Периодическая система химических элементов, создана Дмитрием Ивановичем Менделеевым.)
8. За 235 лет до н.э. этот ученый произвел первые измерения размеров Земли. Его измерения показали, что длина экватора 40 тыс. км, а радиус - 6311км., он ошибся всего на 67 км. Этот момент считается днём рождения геодезии. О ком идет речь? (Эратосфен)
9. Этот горный инженер, профессор разделил все породы на категории и предложил известную классификацию — шкалу крепости (Михаил Михайлович Протодьяконов)
Ведущий: Большая часть работы маркшейдера связана с графической документацией, с планами, профилями, картами. Человечество изобрело карты задолго до того, как появилась письменность. Примитивные картографические рисунки наносили на стены пещер и бивни мамонтов, глиняные таблички, раковины и бересту, а позднее на пергамент, шелк, медные вазы. Упоминание о картах есть даже в Библии. Там сказано: "И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собой и начертай на нем город Иерусалим" (Кн. Иезекиля, гл. 4 : 1). Речь, по-видимому, идет о карте на глиняной табличке - плоском кирпиче, такие изображения хорошо известны археологам и историкам картографии.
Прошедшие тысячелетия изменили облик карты: наскальные рисунки сменились рукописными бумажными картами, потом печатными гравюрами, многокрасочными полиграфическими оттисками, а теперь электронными видеоизображениями и их цветными копиями.
Жюлъ Верн сказал «Придет время, когда наука опередит фантазию».
Конкурс 4. «Закончи рассказ…» (за 10 минут необходимо закончить рассказ с предложенным началом, оценивается остроумность, фантастичность, профессиональность и логичность в продолжении рассказа баллами от одного до трех)
«Никогда прежде географы, геологи, геодезисты, маркшейдеры и другие представители наук о Земле не имели дела с таким изобилием карт, аэро- и космических снимков, экранных изображений, на которых представлена наша планета - объект их исследований и забот. Сегодня новые карты и атласы не пахнут уже типографской краской, а подмигивают с экрана яркими огоньками значков и меняют окраску в зависимости от нашего желания и настроения. Возможно, недалеко то время, когда…»
Ведущий: В науке используются различные понятия, термины, которые одинаково понятны специалистам, говорящим на разных языках, в процессе профессионального общения. Проверим ваши знания по терминологии.
Конкурс 5. «Что стоит за словом…» (командам предлагается вытянуть по 3 карточки - термина и в течении двух минут дать им пояснения)
1. Компаратор - устройство для определения длины мерных приборов путем сравнивания их с эталоном
2. Лимб - круг с градусными делениями в угломерных инструментах
3. Рекогносцировка - предварительное обследование местности и горных выработок при выполнении маркшейдерско-геодезических работ
4. Кремальера - винт, служащий для наведения резкости
5. Алидада - часть угломерного инструмента в виде круга, вращающаяся внутри лимба, вокруг одной с ним оси и несущая на себе наводящее, визирное и отсчетное приспособление
6. Рефракция - искривление направления распространения визирного луча из-за неоднородности атмосферы
7. Репер - маркшейдерский или геодезический пункт, имеющий высотную отметку
8. Поверка - исследование прибора, устанавливающее удовлетворяет ли он геометрическим и конструктивным требованиям
9. Интерполирование – определение точек кратных высоте сечения
Ведущий: Ее величество Наука, это огромная сила. Но любая сила должна применяться разумно. Мы не должны уподобляться первобытным людям, которые, едва придумав подсечно-огневое земледелие, пустили его в ход везде, где можно. Они сжигали леса, сеяли злаки, а через три года бросали истощившуюся землю и выжигали следующий участок леса. Они двигались по континентам, оставляя за собой пустыню. Пустыни на карте мира, это последствия древнего, дикарского, безоглядного применения науки и технологии.
Наука быстро развивается. Отступают старые положения и на их место приходят новые гипотезы, открытия, или как сказал Гюго «Продвигаясь вперед, Наука непрестанно перечеркивает сама себя»
Ваша задача – продолжить свою дорогу, свою науку и никогда не говорить «нет» на все необъяснимое, а искать ответ.
Пока жюри подводим итоги, послушайте, что говорил А.С. Пушкин в известном стихотворном отрывке
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
Великий поэт на первое место поставил просвещенье, на второе - опыт, на третье – гений ученого и на четвертое – случай. Вы согласны, что просвещенье это первый этап на пути к науке? Давайте вспомним народную мудрость, какие пословицы и поговорки вы знаете об учебе и науке?
- Без муки нет и науки.
- Век живи — век учись.
- Грамоте учиться — всегда пригодится.
- Повторенье — мать ученья.
- Ученый водит, неученый следом ходит.
- Чему учился, тому и пригодился.
- Чему учился, тому и пригодился.
- Красна птица перьями, а человек ученьем.
Предоставляется слово жюри.
1 карточка - ____________________________ команда
1. Наука о составе, строении, движениях и истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых -
2. Это наука, изучает методы синтеза и анализа механических устройств, их движение, и применение в современной технике -
3. Это наука о применении электрической энергии в практических целях -
4. Это наука об окружающем мире, как единой взаимосвязанной действительности – Природе -
5. Наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценивания информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений -
6. Наука, которая изучает методы и средства создания астрономогеодезической и геодезической сетей, методы и способы высокоточных геодезических измерений -
2 карточка - _________________________ команда
1. Область науки и техники, включающая исследования, разработку и эксплуатацию машин и оборудования -
2. Отрасли науки и техники, охватывающие процессы извлечения (добычи) из недр Земли полезных ископаемых -
3. Наука, исследующая размеры и форму Земли, её гравитационное поле -
4. Наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира -
5. Эта наука изучает поведение различных материалов при действии на них сил и указывает, как подобрать для каждого элемента конструкции надлежащий материал и поперечные размеры при условии полной надежности работы и наибольшей дешевизны конструкции -
6. Это наука о строении и превращении вещества -
3 карточка - ________________________________ команда
1. Область горной науки и техники, которая включает в себя совокупность методов, способов и средств пространственно-геометрических измерений, вычислений и графических отображений, выполняемых при разведке месторождений полезных ископаемых, проектировании, строительстве, эксплуатации, ликвидации (реконструкции, консервации) горных предприятий и других объектов -
2. Это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой -
3. Наука о минералах, их классификации, химическом составе, особенностях и закономерностях строения (структуры), происхождении -
4. Это наука, изучающая фундаментальные основы и закономерности строения и эволюции мира -
5. Наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека -
6. Наука о графическом изображении формы залежей и свойств (качества) полезных ископаемых в недрах, методах подсчёта и учёта движения запасов и методах решения геометрических задач, связанных с проведением горных выработок –
_____ команда
Никогда прежде географы, геологи, геодезисты, маркшейдеры и другие представители наук о Земле не имели дела с таким изобилием карт, аэро- и космических снимков, экранных изображений, на которых представлена наша планета - объект их исследований и забот. Сегодня новые карты и атласы не пахнут уже типографской краской, а подмигивают с экрана яркими огоньками значков и меняют окраску в зависимости от нашего желания и настроения. Возможно, недалеко то время, когда…
_____ команда
Никогда прежде географы, геологи, геодезисты, маркшейдеры и другие представители наук о Земле не имели дела с таким изобилием карт, аэро- и космических снимков, экранных изображений, на которых представлена наша планета - объект их исследований и забот. Сегодня новые карты и атласы не пахнут уже типографской краской, а подмигивают с экрана яркими огоньками значков и меняют окраску в зависимости от нашего желания и настроения. Возможно, недалеко то время, когда…
_____ команда
Никогда прежде географы, геологи, геодезисты, маркшейдеры и другие представители наук о Земле не имели дела с таким изобилием карт, аэро- и космических снимков, экранных изображений, на которых представлена наша планета - объект их исследований и забот. Сегодня новые карты и атласы не пахнут уже типографской краской, а подмигивают с экрана яркими огоньками значков и меняют окраску в зависимости от нашего желания и настроения. Возможно, недалеко то время, когда…
Итоги игры «Ее величество Наука»
№ команды |
Конкурсы |
Итого |
||||
1 «Науки разные нужны, науки разные важны! О какой науке идет речь?» |
2 «Связь маркшейдерии с другими науками» |
3 «О, эти ученые люди…» |
4 «Закончи рассказ…» |
5 «Что стоит за словом…» |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Итоги игры «Ее величество Наука»
№ команды |
Конкурсы |
Итого |
||||
1 «Науки разные нужны, науки разные важны! О какой науке идет речь?» |
2 «Связь маркшейдерии с другими науками» |
3 «О, эти ученые люди…» |
4 «Закончи рассказ…» |
5 «Что стоит за словом…» |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.