Внеклассное мероприятие о родном крае
«Необычное в обычном»
I. Приветствие. Знакомство.
Деление на группы.
Учитель:
-Здравствуйте, ребята!
-Меня зовут А.Н. Я очень рада, что нам представилась возможность сегодня пообщаться.
- А, чтобы наше общение было приятным, я предлагаю познакомиться и узнать друг друга поближе.
Упражнение «Шляпа»
- Подойдите ко мне и вытяните понравившуюся вам ленточку.
- Займите место в кругу.
- Ленточки накиньте на шею.
-Расскажите о себе, начиная со слов «Если бы я был(а)…. И почему? Кто желает, может изобразить, отвечать будем с места.
- Я начну …
- Вот мы познакомились и узнали друг о друге много нового и интересного.
- Оказывается, мы все такие разные.
II. Вхождение в тему
Учитель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы учащихся)
Учитель: Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, выполнив следующее задание.
Учитель: Подойдите к столу. (ПАУЗА) Возьмите в руки листок, соответствующий вашему настроению, (ПАУЗА) покажите друг другу и организуйте группы по ОПРЕДЕЛЁННОМУ ПРИЗНАКУ.
Учитель: Расставьте строки в определённой последовательности. (Помогаешь в определении последовательности: 1оранжевые, 2розовые, 3желтые)
Учитель: Предлагаю озвучить, что у вас получилось.
Чтение строк детьми
Кондинский край, любовь моя земная,
Хрустальный звон таинственной тиши,
Опять зовут, куда зовут, я знаю,
Колокола моей тоскующей души.
Кондинская земля – край сосен – великанов,
Так сладок плен морошковых болот,
И вечный зов седых твоих урманов,
И звёзд осенних призрачный полёт.
И в прошлом ты – край сказок и шаманов.
Вот, так же слушал крики журавлей.
Край чистых рос и утренних туманов,
Кондинский край, ты всех земель милей!
Л. Соколкова
Учитель: Кто догадался, куда мы отправимся путешествовать?
Учитель: (звучит музыка) Кондинский район – один из старейших районов Ханты – Мансийского автономного округа. В этом году/ нашему району/ исполняется 95 лет. Много это/ или мало? Для человека/ – это целая жизнь. Для района/ – это рассвет и расцвет.
Я очень люблю свой уголок Югорской земли, горжусь его уникальной, / древней и прекрасной природой. Это хрупкий и тонкий мир, / к которому надо разумно и бережно относиться.
О чём вы только что/ прочитали в замечательном стихотворении Людмилы Соколковой.
III. Путешествие
Учитель: Итак, отправляемся! А девизом нашего путешествия будут слова: Обычной дорогой иди необычно. Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей).
Учитель: Встаньте. /Осмотритесь./ Прочитайте слова, которые вы видите в аудитории (обратить внимание жестом). Знаете ли вы значение этих слов? Оказывается, эти слова являются неотъемлемой частью Кондинского района. Посовещавшись в команде, подойдите к тому слову, значение которого вы хотели бы узнать. Постарайтесь раскрыть значение ВСЕХ слов, и чтобы ответить на вопрос, заполните лист путеводителя по алгоритму. Работаем в течение 5 минут.
Работа в группах. Учитель подходит направляет, подсказывает ребятам. Указывает на слова, с которых они должны начать свое выступление.
Учитель: (посадила на места) Время истекло. Займите свои места.
- Удалось ли вам раскрыть тайну этих слов. Поделитесь своими открытиями.
- Приглашаю группу, которая работала над значением слова – подволоки.
……
- Приглашаю группу, которая работала над значением слова – Мит-ущ.
……
- А на праздниках изготавливают обереги. А я вам предлагаю изготовить куклу-клюковку «Пансэмэли» героиню хантыйских сказок.
……
- Приглашаю группу, которая работала над значением слова – Тугун-ига.
При защите на карте отмечают флажком населенный пункт
Учитель: В Кондинском крае есть мир, не всегда видимый, труднообъяснимый, а потому и таинственный. Стоят заверованные идолы в дремучих лесах и непроходимых болотах, в таежных местных озерах живут мифические существа, хранятся в нем старинные клады.
Учитель: Положите на стул куколки. Приглашаю вас подойти ко мне!
- Вы знаете, кто такие археологи? Предлагаю вам побывать в роли археологов.
- Возьмите для работы один необходимый инструмент и проведите раскопки. Покажите и расскажите о своих находкам.
………
- Возможно ли в Кондинском районе проводить такое необычное для нас дело?
Учитель: Оказывается в обычном поселение Кама (ставишь на карту флажок) есть необычное место, где археологическая разведка выявила 11 археологических памятников – 2 городища и 9 поселений. Специалистами были найдены фрагменты глиняных сосудов, отходы каменного производства, изделие из железа. Все это теперь в Музее природы и человека в Х-М.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие.
Вспомните девиз нашего занятия… Проходя обычной дорогой, /мы увидели много необычного. Всё, что мы увидели, стало осязаемое, доступное.
Учитель: Давайте мы с вами завяжем узелки на память (завязывают бантики из ленточек, звучит музыка), чтобы можно было вернуться в необычные места нашего родного Кондинского края.
- А куда бы вы хотели вернуться обозначьте место на карте бантиком (Дети прикрепляют узелки-бантики и обосновывают свой выбор).
Учитель: Ребята, обратите внимание, как много мест в Кондинском районе, куда бы вы хотели отправиться. Я желаю вам идя обычной дорогой видеть необычное.
Благодарю вас за приятное общение, до свидания!
Учинский историко-этнографический музей (п.Половинка).
Эта сокровищница старины появилась в поселке в декабре 1990 года, созданный местным жителем Анатолием Хомяковым. На территории, равной тысяче квадратных метров, раскинулся музей под открытым небом. В музее можно увидеть предметы домашнего обихода, лоскутное одеяло, детская колыбель из бересты с традиционным орнаментом кондинских манси. А так же можно увидеть:
Ены-кель – мансийская изба.
Подволоки – лыжи.
Санквылтан – мансийский струнный инструмент.
Сомьях - амбар для хранения продуктов. Он похож на избушку на курьей ножке.
Карус – короб для временного хранения ягод (брусники, клюквы).
Камака - печь для приготовления пищи.
Гостям музея показывают древнее городище «Высокая гора», которую окружают многовековые «священные» лиственницы.
-------------------------------------------------------------------------------------
Детский этно-оздоровительный центр «Мит-ущ»
(Новый город).
"Мит - ущ", что в переводе с мансийского означает "другой город".
Расположен этно-оздоровительный центр на месте древнего поселения, которое было обнаружено благодаря археологическим
раскопкам. Желание возродить утраченное, дать ему новую жизнь
послужило поводом для открытия 17 октября 2003 года детского этно-оздоровительного центра «Мит-ущ». Так до 18 века назывался посёлок Кондинское. В этом центре проводятся «Вороний праздник», «Праздник трясогузки», «Праздник обласа/ или женщины рыбы», «Праздник Ви/тхона или водяного царя».
Тайны Болчаровских земель.
В Болчарах земля богата легендами и преданиями. Здесь и блуждающий по лесу и пугающий заблудившихся лесников снежный человек, и живущая в болотных кочках Золотая Баба, и множество духов - покровителей: Турум-ига – «Бог-старик» и Пуголига – знаменитая Каменная баба.
Эти существа ярко и красочно описаны в книгах Ольги Александровны Кошмановой «Золотая баба или заколдованная богиня», «В глубине кондинских урманов».
Болчаровские места так же хранят легенду о закопанном кладе, которые никто ещё не смог откопать и про Полуденную гору, где спрятана золотая Баба.
Путеводитель 1
1. Соотнесите слова с картинками.
2. Прочитав информацию, расскажите о необычном месте в Кондинском районе.
3. Начните свое выступление со слов:
Оказывается в обычном поселении_____________________, есть необычный __________, в котором …
4. Все необходимое для защиты возьмите с собой.
5. Обозначьте флажком изучаемое место на карте.
Путеводитель 2
1. Изучите информацию, расскажите о необычном месте в Кондинском районе.
2. Начните свое выступление со слов:
Оказывается в обычном поселении ________________, есть необычный _________, в котором ….
3. Все необходимое для защиты возьмите с собой.
4. Обозначьте флажком изучаемое место на карте.
Путеводитель 3
1. Прочитав информацию, расскажите о необычных существах, описанных в книгах О.А.Кошмановой.
2. Начните свое выступление со слов:
Оказывается в обычном поселении_____________________, по легендам книг Ольги Александровны Кошмановой много интересных существ: Турум-ига - это _____________________, а так же …..
3. Прорекламируйте книгу известной писательницы, начиная со слов:
Если вы хотите раскрыть тайну Болчаровских земель прочитайте книгу …..
4. Всё необходимое для защиты возьмите с собой.
5. Обозначьте флажком изучаемое место на карте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.