Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Птицы Смоленской области: наши пернатые соседи»

  • pdf
  • 24.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Птицы Смоленской области.pdf

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Смоленска

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия:

«Птицы Смоленской области: наши пернатые соседи»

 

Разработала:

Антоненкова Екатерина Сергеевна

Старший методист

 

Смоленск

                                                                                                  2025                                        

Методическая разработка внеклассного мероприятия 

«Птицы Смоленской области: наши пернатые соседи»

 

Тема: «Птицы Смоленской области: наши пернатые соседи»

Форма проведения: игровое путешествие-знакомство.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-2 классов.

Продолжительность: 45 минут.

Цель: расширить и углубить знания учащихся о видовом разнообразии птиц Смоленской области, их роли в экосистемах и необходимости охраны.

Задачи: 

-     познакомить учащихся с наиболее распространёнными птицами Смоленской области (воробей, синица, снегирь, дятел, сорока, голубь);

-     развивать внимание, память, мелкую моторику, речь, умение работать в группе, обогащать словарный запас;

-     воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, интерес к природе родного края.

Планируемые результаты: 

-     проявление интереса к жизни птиц, желание помогать им (особенно зимой);

-     умение слушать, отвечать на вопросы, действовать по инструкции, работать в команде;

-     узнавать и называть 5-6 птиц Смоленской области по внешнему виду, знать простые способы заботы о них.

Оборудование и материалы:         

      Мультимедийный проектор, экран, компьютер/ноутбук

      Яркая презентация с крупными, чёткими фотографиями птиц.

      Записи голосов птиц (воробей, синица, сорока, дятел).

      Игрушка или картинка «Мудрая Сова» как ведущий персонаж.

      Карточки с изображениями птиц (двусторонние: для детей и с названием для ведущего).

      Распечатанные контуры кормушек (на каждую команду), вырезанные из бумаги «зёрнышки», «сало», «ягоды рябины».

      Клей-карандаш.

      Медали или значки «Друг птиц» для всех участников.

 

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание игровой ситуации.

Приветствие. Дети рассаживаются полукругом. Звучит спокойная музыка с пением птиц.

-   Ребята, к нам сегодня в гости спешил самый главный знаток птичьего царства. А вот и он!

Появляется игрушка Мудрая Сова.

 

Мудрая Сова (говорит педагог, изменяя голос):

-   Здравствуйте, юные натуралисты! Я пролетала над вашим прекрасным

Смоленским краем и видела, сколько здесь замечательных пернатых жителей!

Хотите, я познакомлю вас с ними? Тогда отправляемся в путешествие!

II. Основная часть 

1. Остановка «Знакомство»  

На экране появляются крупные, яркие фотографии птиц (по одной).

Мудрая Сова представляет каждую птицу коротким стихотворением или загадкой:

Воробей:

Шустрый маленький мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Показ фото. Дети хором называют птицу).

 

Синица:

Эта птица с силой мощной

Клювом долбит сук дремучий.

Туки-тук раздаётся в лесу,

Он деревья лечит на ветру!

(Показ фото. Обсуждение: «Как вы думаете, кто это?»).

 

Снегирь:

Побелело за окошком:

Всё в снегу. Какая ширь!

Как румяная матрёшка —

На крыльце живой снегирь.

Снегиря в окно увидишь:

Здравствуй, милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйди,

Брось им спелых зёрен горсть.  

(Показ фото. Акцент на ярком красном цвете грудки у самцов).

 

Сорока:

Белобока, чернокрыла,

По двору она шныряла.

«Сорока-воровка» — говорят,

А она просто блестяшки ищет подряд!

(Показ фото. Можно включить её характерный стрекот).

 

2. Физкультминутка «Птички»  

Мудрая Сова:  

- А теперь давайте отдохнём и превратимся в птичек!

Птички прыгают, летают (дети прыгают, машут руками),

Крошки птички собирают (наклоняются, «клюют»),

Клювики почистили (потирают друг о друга указательные пальцы – «клювики»),

На веточки посмотрели (смотрят по сторонам, поворачивая голову),

И тихонько на место прилетели (садятся на свои места тихо).

3. Игра «Чей голосок?»  

Мудрая Сова:  

- А вы знаете, что у каждой птицы свой голос? Давайте проверим!

Включается аудиозаписи голосов птиц, с которыми только что познакомились (чириканье воробья, звон синицы, стук дятла, стрекот сороки).

https://nsportal.ru/user/847532/audio  

Дети должны поднять карточку с изображением той птицы, чей голос они услышали. Можно попросить их попробовать повторить звук.

4. Творческое задание «Покормим птиц!»  

Мудрая Сова:  

- Скоро наступит зима, и нашим пернатым друзьям будет холодно и голодно. Давайте поможем им!

Класс делится на 2-3 команды.

Каждая команда получает большой лист бумаги с нарисованной кормушкой.

 

На столе лежат вырезанные из бумаги «угощения»: жёлтые кружочки (пшено), коричневые (семечки), белые (сало), красные (ягоды рябины).

Задача: правильно «накормить» птиц.

Педагог показывает картинку птицы (например, синицы) и спрашивает: «Чем любит лакомиться синичка? (Сало, семечки). Давайте положим это в кормушку!» Дети по очереди подходят и приклеивают нужное угощение на свою кормушку.

В конце получаются красочные коллективные работы.

III. Подведение итогов и рефлексия

Мудрая Сова задаёт вопросы:

-   Понравилось ли вам наше путешествие?

-   С какими птицами мы сегодня познакомились?  

-   Как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку, насыпать корм).

 

Награждение.  

-   Вы были такие внимательные и дружные! Вы настоящие друзья птиц!

 Все дети получают медали или значки «Друг птиц».

 

Мудрая Сова прощается и улетает. Педагог благодарит детей за активность

-   Наше путешествие подошло к концу. Помните, птицы – это не просто украшение природы, это важнейшая часть нашего общего дома. Давайте будем внимательны и добры к нашим пернатым соседям!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

Список использованной литературы

1.                 Гильденков, М.Ю. Птицы национального парка «Смоленское Поозерье»: Аннотированный список. — Смоленск, 2005. —  

2.                 Паркер, Т., Вайлд, Д. Большая энциклопедия птиц. — М.: АСТ, 2021.  

3.                 Плешаков, А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся нач. кл. — М.: Просвещение, 2019.

4.                 Яценко, И.Ф. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. — М.: ВАКО, 2021.

 

 

Интернет-ресурсы:

1.     https://nsportal.ru/user/847532/audio  

2.     https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennayaliteratura/2021/01/07/kartoteka-stihov-o-zimuyushchih-ptitsah-dlya  

3.     https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2 Foriginals%2F55%2F68%2Fcd%2F5568cd4c57bf7763a622ee14604deb4 e.jpg&lr=24876&p=1&pos=12&rpt=simage&text=%D0%B8%D0%B3 %D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%9C%D1%8 3%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%8F%20%D0%A1%D0%BE%D0% B2%D0%B0.