МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
г. Гагарина Смоленской области
«Методическая разработка внеклассного мероприятия в общеобразовательной организации»
Тема: "Культура коммуникации: игры и активности для развития навыков общения"
Автор методической разработки: учитель музыки, советник директора по воспитанию Воробьева Татьяна Алексеевна
|
2024 год
"Культура коммуникации - это ключ к успешному взаимодействию и гармоничным отношениям." |
Введение
В современном мире, где информация доступна каждому и общение играет важную роль, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми является необходимым навыком для успеха и достижения личных и профессиональных целей.
В контексте современного образования и перехода от традиционных методов обучения к инновациям, культура коммуникации может быть ключевым компонентом в формировании и развитии навыков общения у детей, так как она помогает им эффективно общаться, выражать свои мысли и чувства, адаптироваться в социальной среде и устанавливать качественные межличностные отношения.
Традиционные методы обучения, основанные на лекциях и пассивном усвоении знаний, ограничены в своей способности развивать коммуникативные навыки учеников. Однако инновационные подходы к образованию, включая использование игр и активностей, специально разработанных для развития коммуникативных навыков детей, предоставляют уникальные возможности для эффективного обучения в этой области.
Игры и активности, направленные на развитие коммуникативных навыков, создают интерактивную среду, в которой ученики могут практиковать эти навыки, испытывая их на себе и получая обратную связь. Такой подход обеспечивает активное участие, самостоятельное освоение материала и развитие навыков коммуникации в непринужденной и приятной форме.
Важно отметить, что развитие коммуникативных навыков влияет на жизненный успех учеников не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Умение эффективно общаться, работать в коллективе, решать конфликты и строить глубокие и взаимопонимающие отношения с другими людьми становится ключевым фактором при становлении личности и профессионального развития.
Актуальность проблемы:
Проблема развития коммуникативных навыков, у детей среднего школьного возраста, остается актуальной и важной. В этом возрасте дети активно идентифицируются с коммуникативными моделями и образцами поведения. Они начинают формировать свою индивидуальность, открываются для новых взаимодействий и социальных ролей.
Однако некоторым детям может быть сложно эффективно общаться и взаимодействовать с другими. Они могут испытывать трудности в слушании, выражении своих мыслей и эмоций, установлении контактов с окружающими. Это может приводить к низкой самооценке, социальной изоляции и неудовлетворенности.
Развитие коммуникативных навыков в этом возрасте является не только важной задачей внутришкольного образования, но и предоставляет основу для дальнейшего личностного роста и успешной адаптации в будущем.
Внеклассные мероприятия, такие как игры и активности, являются эффективным инструментом для развития коммуникативных навыков у детей. Они предоставляют учащимся возможность практического применения знаний и умений, а также развивают такие ключевые навыки, как активное слушание, установление контакта, уважение мнения других, решение конфликтов и сотрудничество.
Цель:
Развитие коммуникативных навыков учащихся, улучшение способности к общению,
эмпатии, слушанию и выражению своих мыслей и эмоций.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными принципами эффективной коммуникации.
2. Развивать навыки активного слушания, умения задавать вопросы и проявлять
эмпатию.
3. Способствовать развитию навыков устной коммуникации и выражения мыслей.
4. Практиковать невербальные способы коммуникации, такие как жесты и мимика.
5. Учить работать в команде, устанавливать контакт и решать конфликты
конструктивным способом.
6. Поддерживать учащихся в создании открытой и взаимодействующей атмосферы
коммуникации.
7. Повышать осознание важности взаимодействия и установления качественных
взаимоотношений.
8. Развивать навыки рефлексии и обратной связи, помогающие учащимся оценить
свои коммуникационные навыки и идентифицировать области для улучшения.
Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения мероприятия:
1. Ролевые
игры
2. Игры на развитие активного слушания
3. Круги обсуждения
4. Игры для развития невербальной коммуникации
5. Тренинги и упражнения на улучшение качества речи
6. Игры на развитие эмпатии
7. Игры на развитие сотрудничества и решение конфликтов
Важно создать атмосферу доверия и взаимодействия, где участники могут активно взаимодействовать, выражать свои мысли и эмоции, и практиковать разнообразные коммуникативные навыки.
Способы организации деятельности:
Фронтальный,
Коллективный
Групповой
Индивидуальный
Ожидаемые
результаты проведения внеклассного мероприятия:
1. Улучшение навыков активного слушания: Учащиеся научатся внимательно слушать
собеседника, проявлять интерес и задавать уточняющие вопросы.
2. Развитие навыков эмпатии: Учащиеся будут лучше понимать чувства и эмоции
других людей, выражать поддержку и сочувствие.
3. Улучшение навыков вербальной коммуникации: Учащиеся научатся выражать свои
мысли и идеи более ясно и убедительно, используя ясный и грамматически
правильный язык.
4. Развитие невербальных навыков коммуникации: Учащиеся научатся использовать
эффективную невербальную коммуникацию, такую как жесты, мимика и интонация для
подкрепления своих слов.
5. Улучшение навыков решения конфликтов: Учащиеся научатся решать конфликты
конструктивно, проявлять уважение к мнению других и искать компромиссы.
6. Укрепление групповой динамики: Учащиеся будут лучше сотрудничать в группе,
усилят чувство взаимодействия и взаимоподдержки.
Общая цель - помочь учащимся развить навыки эффективной коммуникации, которые
будут полезны не только в классной комнате, но и в повседневной жизни,
способствуя их социальному развитию и успешной адаптации.
Целевая аудитория: Учащиеся 5-7классов
Структура мероприятия:
1. Подготовительный этап.
- Подбор информационных материалов.
- Подготовка и оформление класса в день проведения мероприятия.
Этот этап является очень важным в проведении мероприятия. Организовать его необходимо так, чтобы у школьников появилось стремление познать больше, желание поучаствовать, выучить необходимые материалы.
2. Проведение мероприятия по плану.
Прежде всего, пришедшие на мероприятие школьники и гости должны быть подготовлены к восприятию данной темы, это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в аудитории должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.
3.Окончание мероприятия.
В заключении классный руководитель поблагодарит всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, предложит ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы.
Важно:
- Участникам
предоставлять возможность высказываться и обсуждать свои мысли и идеи.
- Спланировать и организовать активности таким образом, чтобы каждый участник
имел возможность принять активное участие.
- Создать поддерживающую и благоприятную атмосферу, где участники могут быть
открытыми и комфортно общаться.
Приложения:
1. Технологическая карта мероприятия.
2. Сценарий внеклассного мероприятия.
Литература:
1.Н.Н.Беляева, М.Н. Безрукова "Говорю, что думаю"
2. Гребенщиков "10 игр на развитие коммуникативных навыков"
3. Ю.В. Ерофеева "Коммуникативные игры для детей".
4. С.С. Камнева, Д.В. Ольшанская "Как научить ребенка разговаривать".
5. Л.С. Костенко "Внеклассные занятия по развитию коммуникативных навыков".
6. Александра Михайлова "Школа развития коммуникативных навыков".
7. Татьяна Русакова "Книга для общения".
8. Михаил Чехов "Игры актерской импровизации".
Приложение 1
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Тема мероприятия:
"Культура коммуникации: игры и активности для развития навыков общения"
Направление мероприятия: духовно-нравственное
Основные формы деятельности: открытый урок, элементы игры, мастер-класс, индивидуальная, групповая, работа в парах
Оборудование и материалы:
- Анкеты для оценки мероприятия.
- Леденцы на палочках.
- Карты с предложениями для игры "Сообщи мне".
- Подготовленные сценки для игры "Сценки коммуникации".
№ |
Этапы мероприятия |
Содержание материала |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
1. |
Введение (5 минут) |
-
Приветствие и представление цели и задач мероприятия. |
Настраиваются на активную работу. |
- Понимание и осознание важности активного слушания и эмпатии при коммуникации. - Улучшение навыков невербального общения, включая язык тела и мимику. - Развитие умения выражать свои мысли четко и ясно, использовать подходящие слова и примеры при общении. - Улучшение навыков в установлении и поддержании глубоких и взаимопонимающих отношений с другими людьми. - Развитие умения решать конфликты, аргументировать свою точку зрения, исследовать различные точки зрения и достигать совместных решений. - Улучшение навыков командной работы и взаимодействия в группе. В конечном итоге, ожидается, что участники разовьют осознанность и уверенность в своих коммуникативных навыках, что позволит им успешно взаимодействовать в образовательных, социальных и профессиональных сферах своей жизни. |
2. |
2. Игра "Знакомство и леденцы" (15 минут) |
-
Участники разбиваются на пары и задают друг другу вопросы для знакомства. |
Участие в игре "Знакомство и леденцы", задавание вопросов для знакомства и активное слушание ответов других участников. |
|
3 |
3. Игра "Сообщи мне" (10 минут) |
-
Участники делятся на группы по четыре-пять человек. |
- Участие в игре "Сообщи мне", попытка понять и интерпретировать предложения, объясняемые только с помощью жестов и мимики. |
|
4 |
4. Ролевые игры "Сценки коммуникации" (10 минут) |
-
Участники разбиваются на группы и предлагается им разыграть сценки,
демонстрирующие хорошую и плохую коммуникацию. |
- Играть роли в "Сценках коммуникации", демонстрируя хорошую и плохую коммуникацию, и участвовать в обсуждении каждой сценки. |
|
5 |
5. Заключение (5 минут) |
-
Краткое подведение итогов и отзывы от участников. |
Анализируют и оценивают свою работу, делают выводы. |
|
6 |
6. Оценка эффективности (5 минут) |
-
Раздача анкеты для оценки мероприятия участниками. |
||
|
Приложение 2
Сценарий внеклассного мероприятия
Тема: "Культура коммуникации: игры и активности для развития навыков общения"
Автор: Воробьева Татьяна Алексеевна
2024 год
Ход мероприятия
1. Введение
Здравствуйте, дорогие
ребята! Сегодня я хотела бы рассказать вам о теме, которая касается нашей
ежедневной жизни - культуре коммуникации. Коммуникация - это процесс обмена
информацией между людьми, и это одно из самых важных навыков, которые мы должны
развивать с самого детства.
Коммуникация включает в себя не только умение говорить, но и умение слушать.
Часто мы сосредоточены на том, что нам хочется сказать, и забываем обратить
внимание на слова и эмоции других людей. Но активное слушание - это один из
основных аспектов эффективной коммуникации. Когда мы внимательно слушаем, мы
показываем, что ценим слова других и готовы выразить поддержку или
сопереживание.
Хорошая коммуникация также включает в себя умение понять точку зрения других людей и проявить эмпатию, то есть почувствовать, как они себя чувствуют. Эмпатия помогает нам устанавливать глубокие связи с людьми и строить положительные отношения.
И, конечно, очень важны язык тела и невербальные сигналы. Когда мы говорим, наше тело тоже передает информацию - мимика лица, жесты рук, выражение глаз. Наша поза и наше движение могут рассказывать о наших эмоциях и настроении. Поэтому, чтобы быть эффективными коммуникаторами, мы должны быть внимательными к своему языку тела и уметь распознавать его у других людей.
И, наконец, важным аспектом культуры коммуникации является умение выражать свои мысли четко и ясно. Когда мы можем выразить свои идеи и ощущения ясно и конкретно, мы сможем быть услышанными и понятыми. Хорошая коммуникация - это взаимодействие между людьми, и чтобы оно было успешным, нужно уметь передавать свои мысли без путаницы и неоднозначности.
Все эти аспекты коммуникации очень важны для нашей повседневной жизни. Хорошая коммуникация помогает нам строить отношения, разрешать конфликты и достигать совместных целей. Поэтому развитие навыков коммуникации с детства очень важно.
В ходе этого мероприятия мы будем участвовать в различных играх и активностях, разработанных специально для развития наших навыков общения. Давайте вместе улучшим наши коммуникативные навыки и создадим приятную и поддерживающую атмосферу во время нашего мероприятия!
2. Игра "Знакомство и леденцы"
Цель игры: прекрасный способ не только познакомиться друг с другом, но и развить навыки общения и коммуникации. Эта игра поможет развить умение задавать вопросы и проявлять интерес к другим людям, а также научит нас слушать внимательно и вступать в диалог.
Классный руководитель: - Давайте разобьемся на пары. Каждая пара будет задавать друг другу вопросы для знакомства. Можете использовать такие вопросы: "Как тебя зовут?", "Какие тебе нравятся увлечения?", "Какой твой любимый предмет в школе?" и так далее.
Пожалуйста, начинайте игру. Вы можете задавать вопросы своему партнеру. Помните, что цель игры - не только задать вопрос, но и активно слушать и быть готовыми к ответам другого человека. Взаимодействие и общение важно.
После того, как каждый участник ответит на вопрос, он получит леденец на палочке в качестве награды. Леденец символизирует успешное завершение этапа общения и дает участникам возможность получить радость от игры.
3. Игра "Сообщи мне"
Цель игры: это отличный способ развить навыки коммуникации, особенно умение понимать невербальные сигналы.
Классный руководитель: - Давайте
разделимся на группы по четыре-пять человек. Каждая группа получит карту с
предложением, которое нужно объяснить без использования слов, только с помощью
жестов и мимики. Остальные участники группы должны попытаться понять, что
собеседник пытается передать. Здесь важно не только правильно интерпретировать
жесты и мимику, но и уметь чтить и уважать тех, кто пытается объяснить что-то.
(Примеры предложений могут быть: "Я готовлю пиццу", "Я иду в
кино", "Я играю на гитаре" и тому подобное.)
Помните, что цель игры - понять, что говорит ваш собеседник, и поддерживать уважительное и терпеливое отношение друг к другу. Попробуйте использовать разные жесты и мимику, чтобы быть более ясными и экспрессивными.
Пожалуйста, начинайте играть в своих группах. Попробуйте передать свое предложение без использования слов и посмотрите, сможете ли вы правильно понять сообщение своего партнера. Игра должна быть веселой и интересной! У вас есть 20 минут, чтобы получить максимум удовольствия от этой игры и развить навыки коммуникации.
4. Ролевые игры «Сценки коммуникации»
Цель игр: Игры
помогут детям понять разницу между хорошей и плохой коммуникацией, а также
развить навыки эффективного общения.
Классный руководитель: - Давайте разделимся на группы. Каждой группе
предлагается разыграть сценку, в которой будут продемонстрированы хорошая и
плохая коммуникация. Это может быть ситуация в школе, семье, между друзьями -
любой пример, в котором взаимодействуют люди.
После каждой сценки проводим обсуждение в группе о том, что было правильно и что можно было бы сделать лучше. Задаем вопросы о том, какие коммуникативные навыки были применены, что могли бы сделать по-другому, какие эмоции вызывает данная ситуация и как можно улучшить коммуникацию в подобных ситуациях.
Важно помнить, что цель этих сценок - не наказывать или критиковать, а помочь детям осознать различия в коммуникации и научиться делать выбор в пользу позитивного и эффективного общения.
5. Заключение
В заключение, давайте подведем итоги нашего занятия по культуре коммуникации и играм для развития навыков общения.
Мы провели несколько интересных активностей, которые помогли нам лучше понять, что такое эффективная коммуникация и почему она важна.
Мы обсудили ключевые аспекты коммуникации, включая активное слушание, эмпатию, язык тела и невербальные сигналы. Осознав важность этих аспектов, мы смогли лучше понять, как взаимодействовать с другими людьми и строить положительные отношения.
В ходе игры "Знакомство и леденцы" мы научились задавать вопросы, проявлять интерес и активно слушать других людей. Это помогает нам устанавливать глубокие связи и создавать доверие в коммуникации.
С игрой "Сообщи мне" мы улучшили навыки невербальной коммуникации и умение понимать жесты и мимику. Игра помогла нам осознать, что наша коммуникация включает не только слова, но и несловесные сигналы.
Ролевые игры "Сценки коммуникации" дали нам возможность поучаствовать в разных ситуациях и анализировать, что является хорошей и плохой коммуникацией. Это помогло нам осознать, как наши слова и действия влияют на других людей и как мы можем улучшить нашу коммуникацию.
Я надеюсь, что эти игры и активности помогли вам осознать важность коммуникации и развить навыки общения. Если у вас есть какие-то вопросы или отзывы о нашем занятии, пожалуйста, поделитесь ими сейчас.
Спасибо вам за активное участие! Продолжайте практиковать и развивать свои коммуникативные навыки, и вы станете еще более уверенными и успешными в общении с другими людьми. Удачи вам!
6. Оценка эффективности
Просьба участникам уделить несколько минут на заполнение анкеты, чтобы мы могли получить ваше мнение и оценку по различным аспектам нашей встречи.
Спасибо вам за активное участие и за вашу ценную обратную связь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.