Методическая разработка внеклассного мероприятия "Занимательная викторина по химии"
Оценка 4.9

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Занимательная викторина по химии"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
химия
9 кл—11 кл
21.12.2020
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Занимательная викторина по химии"
Данная разработка занимательной викторины по химии может быть полезна преподавателям химии а образовательных учреждениях системы СПО и школах при проведении предметных недель
занимательная викторина по химии.docx

 

новая Эмблема колледжа для док

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейскийполипрофильный колледж»

Методическая разработка внеклассного меропрятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

занимательной викторины - игры по химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала преподаватель химии  и экологии

        Красина О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ейск , 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель викторины: развивать знания обучающихся в процессе игры, вырабатывать у них познавательную активность, прививать интерес к предмету, формировать мотивацию к учению.

 

Предложенная викторина-игра состоит из нескольких частей:

1.     Теоретическая часть (занимательные вопросы по химии);

2.     Практическая часть (предлагается проделать и объяснить занимательные практические задания);

3.     «Черный ящик» (предлагается по вопросам отгадать содержимое «черного ящика»);

4.     Разгадывание химических ребусов.

 

 

 

I.Теоретическая часть (Занимательные вопросы  по химии)

 

1. Какие химические элементы названы в честь стран? (Германий, франций, полоний, рутений, галлий)

2. Какая вода полезнее для организма: кипяченая или сырая? Почему? (Сырая, она содержит соли, необходимые для жизнедеятельности организма.)

3.Почему к днищу судна, отправляющегося в дол­гое морское путешествие, подвешивают большую маг­ниевую болванку? (Магний легко корродирует, а дни­ще судна не повреждается.)

4.Зачем зимой тротуары посыпают песком, сме­шанным с солью? (Чтобы понизить температуру та­яния снега, получившийся соляной раствор будет сте­кать, не образуя наледей.)

5.В банку с керосином бросили кусочек металлического калия. Что произойдет в банке? Один ученик
ответил: «Калий — очень активный металл, попав в керосин, он воспламенится». Другой: «Ничего не произойдет. Калий сам воспламенится на воздухе. Его и до банки не донесут — он сгорит». Третий ответил: «Металл упадет на дно и останется лежать там!»  Кто прав? (Третий ученик.)

6.Этот металл в XVII веке в Южной Америке считали «поддельным серебром». Самый крупный существующий в настоящий момент самородок этого металла хранится в Алмазном фонде Московского Кремля  и весит  7 кг 860,5 г., его называют «Уральский гигант».  (Платина).

7. Почему в ювелирных изделиях золото всегда сплавляется с медью или серебром? (Золото в чистом виде без примесей   настолько мягкое, что его можно поцарапать  ногтем).

8.Недостаток  какого металла приводит к малокровию?  (Железо).

9.Его самое главное применение - в автомобильных аккумуляторах; защищает персонал  от опасной радиации в рентгеновских кабинетах больниц и на атомных электростанциях. (Свинец).

10.Газ, применяемый для заполнения рекламных трубок. (неон)

11.Газообразное вещество, образуется во время грозы, способно очищать воду, так как обладает бактерицидными свойствами.(озон).

12.Самый распространенный элемент Вселенной? (Водород)

13.Элемент,который называли желчью бога Вулкана (сера)

14.Техническое название гидрокарбоната натрия (питьевая сода).

15.Как обуглить дерево без огня? (концентрированная серная кислота).

Загадки для зрителей и участников команд (конкурс «А я умнее всех!..»)

 

  1.На полях они витамины, а на складе вроде мины.(нитраты)

  2.Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.(азот)

   3.Какой элемент всегда рад?(радон)

   4.Я светоносный элемент. Я спичку вам зажгу в момент. Сожгут меня – и

    под водой оксид мой  станет кислотой. (фосфор)

   5. Обычно белый, как мука, от йода я синею. Но как боюсь я кипятка! В

    нем сразу стану… клеем. ... (крахмал)

   6.Такова моя природа: известняк, песок и сода, много требуют огня, чтобы

      выплавить меня. Я прозрачно и светло и зовут меня ... (стекло)

   7. Я - серый порошок, пока мой дом - мешок. Воды напьюсь, и в этот же

    момент я затвердею сразу. Я - ...(гипс)

 

8.  Его придумал Макинтош
Когда ходил он в нем под дождь.
Надевал он всем в пример
Натуральный полимер. 
(каучук)

9. Мы часто её за столом  встречаем,

Названье её мы сейчас угадаем,

Рассыпать её, говорят к несчастью,

К обеду иметь, наверное, счастье. (соль)

10.Я мягкий, ковкий, легкий сверкаю в упаковке,

Обернуты конфеты блестящею фольгой,

Для плиток шоколада меня немало надо.

А раньше был я очень дорогой.  (алюминий)

Историческая справка: в 1855 году  на всемирной выставке его демонстрировали как материал для ювелирных украшений,  который ценился дороже золота.

 11. Он с морской капустой дружит.
        И лекарством людям служит.
        Знает млад и знает стар народ –
        Коль ушиб, то нужен…  (йод)

12.Кот в мешке:
    Из названий двух животных
   Мое имя состоит,
   На таре, где меня хранят,
   Знак токсичности стоит. (Мышьяк)

II.Практическая часть

(презентация 1)

 

1.К кристаллическому веществу в пробирке 1 добавить раствор вещества 2. Что наблюдаете? Определите вещество1 и вещество 2. Где применяется эта реакция? (Вещество 1 – пищевая сода, вещество2 – раствор уксусной кислоты. Процесс называется гашение соды, применяется в кондитерском деле).

2. На кусочек белого хлеба капните раствором йода. Что наблюдаете? Что доказывает данная реакция? (Синее окрашивание, доказывает наличие крахмала в хлебобулочных изделиях).

3.В одной из пробирок – кислота, в другой  - щелочь. Добавьте в каждую из пробирок немного вещества 3. Что наблюдаете? Где находится кислота, а где щелочь? Как называется вещество 3? ( В пробирке, где ничего не изменилось – кислота, в пробирке с малиновыми окрашиванием – щелочь. Вещество в пробирке 3 – фенолфталеин).

4. Продемонстрируйте, как нужно при получении собрать водород? Держать пробирку, в которую его собираем, отверстием вниз или вверх? Почему? (Водород самый легкий газ, пробирку держим отверстием вверх).

5.Нагрейте медную проволоку. Что наблюдаете? Какой процесс произошел с медью? (При нагревании медной проволоки она темнеет, т.к. окисляется. Темный налет на проволоке – это оксид меди).

6. К веществу в пробирке 1 осторожно добавить вещество из пробирки2. Что чувствуете? Объясните происходящее явление. Какое вещество в пробирке 1 и во 2?

 

III. Вопросы для «черного ящика».

 

1.Однажды Бертолле растирал кристаллы хлората калия KClO3 в ступке, в которой осталось небольшое количество серы. Через некоторое время произошел взрыв. Так впервые Бертолле впервые осуществил реакцию, которую позднее стали применять при производстве ……Чего? (Шведских спичек).

     2.По приказу Наполеона, для солдат долго находившихся в походе, было разработано дезинфицирующее средство с троекратным эффектом – лечебным, гигиеническим и освежающим. Ничего лучше не было придумано и через 100 лет, поэтому в 1913 году на выставке в Париже это средство получило «Гран-при». Дошло это средство и до наших дней. Под каким названием оно выпускается в нашей стране? (Тройной одеколон)

3.Это средство было изобретено как дорогое упаковочное, например, для ценных подарков, цветов и ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, это стало чуть ли не самым главным мусором планеты. Что это? (Целлофан)

     4.Не так давно во Флориде построен первый дом из алюминия. Алюминий был получен при переработке вторичного сырья. Всего на сооружение этого дома потребовалось более полумиллиона единиц этого вторичного сырья. Что это за сырьё? (Банки из-под пива и безалкогольных напитков)

 

IV. «Разгадай ребусы!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ребусы по химии


 

 

 

ребусы по химии


 

 

ребусы по химии

 

 

ребусы по химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы 1-золото; 2- азот; 3- свинец; 4- железо.


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Цель викторины: развивать знания обучающихся в процессе игры, вырабатывать у них познавательную активность, прививать интерес к предмету, формировать мотивацию к учению

Цель викторины: развивать знания обучающихся в процессе игры, вырабатывать у них познавательную активность, прививать интерес к предмету, формировать мотивацию к учению

Его самое главное применение - в автомобильных аккумуляторах; защищает персонал от опасной радиации в рентгеновских кабинетах больниц и на атомных электростанциях

Его самое главное применение - в автомобильных аккумуляторах; защищает персонал от опасной радиации в рентгеновских кабинетах больниц и на атомных электростанциях

Я мягкий, ковкий, легкий сверкаю в упаковке,

Я мягкий, ковкий, легкий сверкаю в упаковке,

Так впервые Бертолле впервые осуществил реакцию, которую позднее стали применять при производстве ……Чего? (Ш ведских спичек )

Так впервые Бертолле впервые осуществил реакцию, которую позднее стали применять при производстве ……Чего? (Ш ведских спичек )

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Занимательная викторина по химии"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Занимательная викторина по химии"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Занимательная викторина по химии"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Занимательная викторина по химии"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Занимательная викторина по химии"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Занимательная викторина по химии"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Занимательная викторина по химии"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Занимательная викторина по химии"

Ответы 1-золото; 2- азот; 3- свинец; 4- железо

Ответы 1-золото; 2- азот; 3- свинец; 4- железо
Скачать файл