Внеурочное занятие по программе "Мы - твои друзья"
(второй год обучения)
Выполнила учитель начальных классов МКОУ «Будо - Анисовская ООШ», Калужская обл., Кировский район, -
Чибисова Светлана Анатольевна
Тема занятия: «Мы такие разные ( собаки)»
Цель: учиться осознавать ответственность и преимущества, которые получает человек, приобретая домашнего питомца;
Задачи:
- познакомить обучающихся с некоторыми породами собак, их спецификой и особенностями;
- формировать представления учащихся о домашних животных, как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека;
- воспитывать чуткость, любовь к животным;
- формировать представления об ответственности человека за домашних животных;
- пробуждать у учащихся интерес к животным-компаньонам;
- развивать любознательность, внимание.
Оборудование:
· иллюстрации, плакаты с разными породами собак,
· рабочая тетрадь «Мы - твои друзья»,
· атлас – определитель А. А. Плешакова «От земли до неба»,
· портрет и книги Э. Успенского: сборник «Как правильно любить собак» (рассказы «Ризены», «Укус гадюки», «Карманная собака Баскервилей»).
Ход занятия:
Организационный этап:
«Ладошка к ладошке»:
Ладошка в ладошку мы руки возьмем,
Дружной семьей мы в классе живем.
- Почувствуйте, теплые у вас ладошки? Добрые? У всех?
-Поднимите ладошки те, кто любит животных?
-Кто любит кошек? Кто собак?
-Вы все очень добрые дети, садитесь.
Подготовка учащихся к работе на основном этапе занятия:
Сообщение цели входе ответов на эвристические вопросы:
Посмотрите на плакаты.
-Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? ( о собаках).
-Что вы о них уже знаете?(они относятся к группе домашних животных; служат и помогают человеку; обладают умом и сообразительностью. Умеют дружить, любить. Обладают такими качествами, как верность, преданность).
- Почему на плакатах только собаки?
-- Вам так много известно о собаках, что бы вы еще хотели бы о них узнать?( ответы детей).
- Зачем людям нужно знать о разнообразии пород собак? Есть ли в этом какая-то необходимость и взаимосвязь?
- Исходя из ваших ответов, давайте сформулируем цель нашего занятия:
- познакомиться с некоторыми породами собак, их спецификой и особенностями; провести взаимосвязь между человеком и домашними питомцами.
Работа с иллюстрациями.
-Что вы знаете о породах собак? Какие породы вам известны?
( ответы детей – выходят к доске, показывают на плакате известную породу и рассказывают информацию о ней).
_________________
Этап усвоения новых знаний:
Работа с Атласом – определителем А. А. Плешакова «От земли до неба»:
-Откройте Атлас на с. 198-201.Рассмотрите иллюстрации.
-Кому из вас знакомы такие породы? Что вы о них знаете?
-Теперь давайте о некоторых из них почитаем. (чтение вслух о 2-3 породах собак).
___________________
Физкультминутка:
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
-----------------------------------
Работа с печатной тетрадью «Мы - твои друзья», с. 22-23.
-Давайте проверим, кто самый внимательный? Попробуйте выполнить задания в печатной тетради.
(Самостоятельная работа учащихся).
Взаимопроверка тетрадей.
__________________________________
Как выбрать питомца?
-У кого дома живут собаки? А кто бы только хотел завести?
-Вы задумывались, по какому принципу вы будете это делать?
-Кто хотел бы завести …… породу (перечислить несколько пород)…(называть породы собак): (например - Колли?
-Кто смог бы это сделать?
-Задумывались ли вы когда – нибудь до этого, что при выборе питомца, могуть возникнуть затруднения?
-С какими трудностями можно столкнуться? ( рассуждения детей).
___________________________________
Переход к выставке книг Э. Успенского.
-Посмотрите на портрет. Кому известен этот человек? Как его зовут? Кто он?
-Известный писатель Э. Успенский знаком вам с какой стороны своего творчества?
-А знаете ли вы, что он тоже очень любил собак и был хозяином многих пород?
Давайте об этом поговорим.
-Посмотрите на выставку книг, которые сегодня у нас в классе.
-Кто из вас читал такие рассказы?
-Кто на перемене обратил на них внимание и заглянул в них?
-Может быть вы заметили в них что-то общее? Что? (это рассказы о животных – а именно – о собаках).
-Давайте прочитаем один из них, например: «Карманная собака Баскервилей»).
Чтение рассказа. ( работа с произведением – аналогично работе на уроках чтения).
Вопросы после знакомства с произведением:
-О какой породе собак в нем говорится? (порода в рассказе не названа)
-Ваши предположения?
-Что нового вы узнали о породах маленьких собак?
-О какой ответственности за домашнего питомца говорится в рассказе?
-Что было бы собакой, если Э. Успенский не взял на себя роль ее хозяина?
-Несет ли человек ответственность за тех, кого он решил взять к себе в дом?
-Кому из вас понравился рассказ?
-Кто захотел познакомиться с другими рассказами Э. Успенского о домашних породах собак?
-Прочтите эти книги дома. На следующем занятии нам интересно будет услышать от вас интересные сведения, взятые из этих книг.
Этап систематизации и обобщения знаний:
-О чем мы сегодня говорили?
-Что нового вы узнали о собаках?
Этап подведения итогов занятия:
-Кто из вас будет задумываться при выборе и желании завести дома собаку? Почему?
-На что стоит обратить внимание, если все-таки отважились завести собаку?
-Подведите сами итог нашего занятия, чему самому главному было посвящено наше занятие? (приобретая домашнего питомца, человек берет на себя ответственность за него6 заботиться, ухаживать, воспитывать).
Этап получения домашнего задания:
-Узнайте новые интересные сведения о домашних питомцах, взятых из книг, с которыми сегодня работали на уроке. По выбору:
1. Из Атласа – определителя А. А. Плешакова «От земли до неба»,
2. Из сборника Э. Успенского: «Как правильно любить собак» ( рассказы «Ризены», «Укус гадюки», «Карманная собака Баскервилей»).
Этап рефлексии:
-Оцените свое впечатление от занятия. ( Выбирают смайлик настроения).
-Изменилось ли состояние вашей души и отношение к домашним собакам в сравнении с тем, каким оно было в начале урока и ваши чувства сейчас?
- Кто из вас получил новые сведения и впечатления?
-Кого сегодня что-то удивило?
-Кто из вас ничего интересного не узнал?
«Ладошка к ладошке»:
Ладошка в ладошку мы руки возьмем,
Дружной семьей мы в классе живем.
-Спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.