МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балашовский политехнический лицей»
Методическая разработка внеклассного занятия
«Скорбные фиалки Холокоста»
Автор разработки:
преподаватель истории
Глебова Елена Викторовна
Балашов, 2022
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………..24
Приложения………………………………………………………………………26
Введение
Становление гражданской компетентности обучающихся неразрывно связано с нравственным, физическим, трудовым, эстетическим, правовым, интеллектуальным воспитанием. В настоящее время становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы в учреждениях образования. В педагогическом процессе происходит не только обучение, но и воспитание, развитие обучающихся. Поэтому чрезвычайно важен воспитательный аспект деятельности педагога. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел, которые имеют коллективный и творческий характер.
Патриотическое воспитание является объективной потребностью современного российского государства, перед которым стоит задача построения гражданского общества и правового государства, целью которого является воспитание достойных граждан, формирование у подрастающего поколения новой гражданской культуры, гражданского самосознания. В Конституции Российской Федерации, в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» среди основных принципов государственной политики в области образования, выделено воспитание патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к своей Родине и семье. Трудность реализации данного принципа обусловлена тем, что в современных условиях социальная ситуация воспитания молодого поколения довольно сложная. На современном этапе общественного развития актуальным становится профессионально организованное воспитание гражданственности подрастающего поколения и его гражданского самосознания, гражданской позиции молодёжи, формирование позитивного отношения к службе в армии в единстве учебной и внеучебной деятельности.
Учебное занятие – «Скорбные фиалки Холокоста», вызвало большой интерес обучающихся при его подготовке и проведении. Внеклассное занятие направлено на изучение героического прошлого своей Родины, воспитание гражданского самосознания, гражданственности, патриотизма, национальной гордости, уважения к героическому прошлому своего народа, своих близких, на формирование гражданской позиции.
В ходе разработки, планирования и осуществления мероприятия учитывались основные принципы воспитания, использовали разнообразные методы и средства обучения и воспитания, музыкальное сопровождение, что является важным составляющим при реализации цели и задач образования. Обучающиеся принимали активное участие в организации, планировании, подготовке и проведении данного мероприятия, что способствует воспитанию таких важных личностных качеств как: целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность, исполнительность и др. Кроме того, обучающиеся сами занимались поиском, сбором информации о своих родственниках, земляках, которые находились в конц лагерях, что повысило личностную значимость коллективного дела и увеличило интерес к изучаемому материалу.
Цель:
Предметная:
ознакомление обучающихся с историческим фактом трагедии Холокоста;
повышение информационной грамотности обучающихся; продолжение формирования
аналитических умений обучающихся при работе с историческими источниками;
Метапредметная:
развитие навыков социальной восприимчивости и доверия; развитие
навыков монологической речи; формирование умения выслушивать другого человека,
способности к сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
умение
самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных ценностей;
Личностная:
Воспитание стремления противостоять насилию и жестокости в современном мире;
обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
Личностные результаты Программы воспитания:
· Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
· Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
· Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
· Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда., стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
· Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
· Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
· Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
· Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, выставка «Жертвы Холокоста», раздаточный материал.
Межпредметные связи: литература, история.
Тип урока: изучение нового материала.
Основная часть
Цели урока «Скорбные фиалки Холокоста» успешно реализуются за счет применения инновационных технологий: прогрессивного обучения, проблемного обучения и исследовательского метода обучения Раздаточный материал представлен в виде заданий по теме, выписок из архивных документов.
Используемые на уроке инновационные образовательные технологии направлены на повышение качества обучения, активизацию учебного процесса и деятельности обучающихся. Способствуют повышению уровня компетенций обучающихся, их творческих способностей и самостоятельности. Технологии, используемые мною на данном уроке: обучение в сотрудничестве (командная работа), технология использования игровых методов, информационно-коммуникационные технологии. В кратком конспекте урока представлены данные технологии. При проведении внеклассного занятия использовалась презентация (Приложение 1)
Ход мероприятия
1. Организационный момент (эмоциональный настрой).
2. Просмотр видеоматериала (определение темы и целей урока). «День памяти жертв Холокоста».
Скажите, а почему символом этой страшной трагедии выбрана именно фиалка?
Какие легенды известны вам об этом нежном весеннем цветке?
1флорист У греков фиалка считалась цветком печали и смерти. Ею убирали смертное ложе и могилы молодых, преждевременно умерших женщин. Фиалка была также эмблемой пробуждения природы и в то же время девизом Афин, которые поэт Пиндар воспевал в своих стихах, показывал, как украшен цветами фиалок город, а скульпторы и живописцы изображали в виде женщины с венком фиалок на голове.
2 флорист По одной из древнегреческих
легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона,
когда ее похитил Плутон (Аид) - владыка царства мертвых. Вот почему греки
считали фиалку цветком печали и смерти и усыпали этими цветами
смертное ложе молодых девушек.
1 флорист Согласно другой древнегреческой легенде, бог солнечного света Аполлон
преследовал одну из красавиц
дочерей Атласа, и девушка обратилась к Зевсу с мольбой о помощи. Великий
громовержец сжалился и превратил ее в цветущую фиалку. И, наверное, долго пришлось бы находиться фиалке на
небесах, если бы цветы не понравились
дочери Зевса и Деметры красавице Персефоне. При виде фиалок Персефона встала на колени, с
любопытством рассматривая каждый их венчики выбирая для букета самые свежие и
красивые. Тут-то к ней и подкрался бог
подземного царства Аид. Персефона бросилась прочь от преследователя,прижимая к
груди сорванные фиалки, но Аид все-таки догнал ее. Отчаянно отбиваясь, девушка выронила фиалки, и
они упали на землю.
Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия, в горестных поисках дочери
забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс
решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью, а
одну треть - в подземном царстве со своим мужем Аидом.
2 флорист Вот откуда двойственность в почитании цветка у древних греков:
с одной стороны, фиалка - знак траура; с
другой - символ оживающей природы.
У древних римлян фиалка называлась цветком Юпитера. Почти ни одно
праздничное событие не обходилось без фиалок. Окрестности Рима были
сплошь усеяны фиалками, которые римляне считали целебными.
Преподаватель: Красивые легенды о фиалках, древнегреческих богах наверняка знали и нацисты, но в своих жутких целях они начали смертельную погоню за жизнями евреев. Ребята, вы познакомились с легендами о прекрасном цветке фиалке в процессе проведения нашего классного часа вы узнаете много информации по теме данно мероприятия, подумайте почему же фиалка – является символом Холокоста
Сегодняшняя наша встреча о страшных событиях Холокоста, одной из самых известных трагедий XX века - преднамеренной попытке полного истребления целых наций, включая мужчин, женщин и детей, приведшей к уничтожению более 11 миллионов человек, среди которых 6 миллионов были евреями.
Основные понятия «Холокост», «Геноцид», «Антисемитизм», их формулировка
Преподаватель: Ребята, сформулируйте понятие Холокост
Обучающиеся: страшное событие в истории человечества, истребление народа, уничтожение евреев.
Историк 1
Холокост (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня) - термин, обозначающий преследование и уничтожение евреев и представителей других наций фашистами и их пособниками (соучастниками) после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 – 1945 гг.).
Холокост в переводе с греческого означает «уничтожение огнём». Холокост - это «синоним» газовых камер; крематориев, сжигающих детей, женщин, стариков; это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине - принадлежности к другой национальности.
Впервые термин «холокост» как синоним геноцида какого-либо народа был использован в 1910-е годы. Тогда речь шла об истреблении армян в Османской империи, затем евреев в Украине во время гражданской войны (так называемые «еврейские погромы»). С тех пор, как в 1950 годы распространение получили книги Эли Визеля, посвященные еврейской нации и ее геноциду в годы Второй Мировой войны, слово «Холокост» стало именем собственным, привязанным непосредственно к действиям фашистов по отношению к евреям.
В середине 20 века в Европе Холокост был результатом воплощения в жизнь фашистской идеологии, навязанной в Германии Адольфом Гитлером. Объявив евреев народом, подлежащим уничтожению, немецкие нацисты начали его истребление как внутри своей страны, так и на завоеванных территориях.
Это самый недавний в мировой истории геноцид против отдельного народа, по своему масштабу и жестокости не знающий себе равных в новой истории, ведь по историческим оценкам, в катастрофе погибло от 5800000 до 6000000 евреев!
Преподаватель: В выступлении историка вы услышли такое понятие как геноцид, сформулируйте определение
(ответы обучающихся0
Историк 2: Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их уничтожение.
Историк 2 История уничтожения еврейского народа.
(Слайд 3)
Первым действием против евреев в Германии было публикация Закона об изменении имен и фамилий: с 1 января 1939 г. каждый еврей должен был носить первое имя Израиль, а каждая еврейка – Сара, затем постановление о лишении силы всех еврейских паспортов, если они не имеют печати J (еврей).
(Слайд 4)
9-10 ноября1938 г. по всей Германии прошли погромы «хрустальной ночи» (во время погромов в еврейских квартирах разбивалась хрустальная посуда). Было разрушено 400 синагог, более 7000 магазинов. Сотни человек были ранены или убиты; свыше 20 тысяч евреев были арестованы и заключены в концлагеря. Во многих странах Европы и Америки ежегодно отмечают годовщину «Хрустальной ночи» для того, чтобы молодое поколение не забывало страшных урок истории, чтобы эти страшные события не повторились ни с одним народом.
(Слайд 5)
Историк 1: 7 марта 1941 г.- начало применения труда евреев на принудительных работах.
30 сентября 1942 г. Гитлер официально заявил, что окончание Второй мировой войны завершится уничтожением европейского еврейства.
Его слова не разошлись с делом. Если к 1933 году численность евреев в Европе составляло девять миллионов человек, то к 1945 году их осталось не более трех миллионов.
(Слайд 6)
Выражение «жизнь, недостойная быть прожитой» считается одним из самых ужасающих в истории человечества. Этот термин использовали нацисты для определения людей, жизни которых не представляли ценности и которые должны быть немедленно убиты. Сначала это были люди с психическими расстройствами, с умственными и физическими недостатками (немцы, жившие в лечебницах - жертвы программы “эвтаназия), а затем – «расово неполноценные» (цыгане, славяне, евреи), лица нетрадиционной сексуальной ориентации или просто «враги государства». Кого не убивали сразу, того отправляли либо в гетто, либо в концентрационный лагерь.
Преподаватель: Ребята, сформулируйте понятие Гетто. (место куда вывозили евреев немцы)
(Слайд 7)
Историк 2 (Слайд 8)
Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Гетто обычно отделялись стеной или колючей проволокой. Евреев предупреждали о переселении в гетто за день, а иногда за несколько часов. С собой разрешалось брать лишь ручную кладь.
После оккупации фашистами Польши всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.
Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день.
Но самым бесчеловечным было то, что даже такая тяжёлая жизнь им не была гарантирована. Полицаи под предлогом медосмотра собирали детей. Их сдавали в немецкие госпитали, где у одних выкачивали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.
Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Синонимами Холокоста на территории Европы стали названия лагерей смерти Освенцим, Треблинка, Майданек на территории Польши, Саласпилс на территории Латвии.
У прибывших узников забирали одежду и все предметы личного пользования, их стригли, а потом им ставили номера и регистрировали. Первоначально каждого из узников фотографировали в трех позициях. В 1943 г. ввели татуировку.
Сразу же после прибытия офицеры и врачи СС проводили «селекцию» (отбор) депортированных евреев, направляя трудоспособных в лагерь, а стариков, детей, беременных женщин и всех, кто выглядел больным или ослабшим – отправляли в газовые камеры.
(Слайд 9-10)
Выступление обучающегося: Лагеря смерти
Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Это они были оборудованы газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями.
В Польше было создано шесть лагерей смерти, куда отправляли еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец). В конце 1941 г. там началось массовое уничтожение людей газом. Первыми жертвами стали советские военнопленные, на которых проводили опыты, устанавливая необходимое для умерщвления человека количество газа "Циклон Б".
К концу 1941г. - началу 1942 г. в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине фашисты стали избавляться от гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в лагеря смерти.
Евреи, прибывающие на железнодорожные станции из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Прибалтики, под предлогом приведения себя в порядок после дороги направлялись с "душевые". В помещение подавался газ, и через 5 минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, тела которых впоследствии сжигались в печах крематория. Один из немногих выживших узников Освенцима Шеломо Венезия вспоминал: "Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда".
У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория.
Детей обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» Дети часто плакали, но после того, как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.
«Не бойся, малыш!
Это не долго – представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки и вспомни меня…
Потом все, как в сказке. Вся вместе семья».
«Мама, мне больно! Зачем?! Почему?!»
«Хватит! Довольно! Скажите ему!»
«Мама, спаси! Не хочу умирать!»
«Спрячь! Унеси! Мы устали страдать.
Вот уже смерть повернулась лицом…»
«Мама, не плачь! Я умру храбрецом!»
С помощью газовых камер и крематориев в течение 1942 г. было уничтожено свыше 3,25 млн. евреев.
В концлагерях Восточной Европы погибло 12 миллионов узников. "Фабрикой смерти" стали называть. Освенцим, где по разным подсчетам погибло от 1,5 до 2,2 миллионов человек. Среди узников лагеря были представители 29 национальностей, среди погибших – 75 тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных, примерно 90% узников – евреи.
(Слайд 11-13)
Обучающийся
Автор Наум Коржавин Дети в Освенцима
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучили детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучили детей.
Фильм «Опыты нацистов»
27 января 1945 г. был освобожден концлагерь Освенцим, по предложению Израиля (с 2005 г.) этот день стал Всемирным днем памяти Холокоста, Днем национального траура.
Преподаватель: ребята, изучая историю трагедии холокоста нельзя не сказать о людях, которые ежесекундно рисковали своей жизнью спасая узников. Их было много с их именами вы можете познакомиться прочитав книгу и посмотрев видеоматериал: Анатолий Кузнецов «Бабий Яр», Кристина Живульская «Я пережила Освенцим», Сборник выживших малолетних узников концлагерей. Но мне хотелось бы остановиться на подвиге Ирены Сендлер.
Обучающийся Подвиг Ирены Сендлер
Ирена Сендлер — активистка подпольного движения, которая спасла 2,500 еврейских детей из Варшавского гетто во время Второй Мировой Войны.
С помощью организации сопротивления «Зегота» в оккупированной немцами Варшаве, эта женщина, обеспечивала детям поддельные документы и с командой единомышленников тайно вывозила их из гетто, отдавая в приюты, частные семьи и монастыри. В 2003 году папа Иоанн Павел II прислал Ирене Сендлер письмо с благодарностью за её вклад в спасение человеческих жизней в период второй мировой войны, а 10 октября 2003 года ей была вручена высшая польская награда- Орден Белого Орла.
В 2007 году Ирина Сендлер была номинирована Польшей и Израилем на Нобелевскую премию Мира. Но она не была избрана, поскольку члены Нобелевского комитета решили вручить премию вице-президенту США Эл Гору – за его фильм на тему всемирного потепления…
Последние годы жизни Ирена Сендлер провела в Варшаве, в частном санатории Елизаветы Фиковской, которую она спасла из гетто в июле 1942 в возрасте в шести месяцев: её вынесли в ящике с плотницкими инструментами.
Парламент Польши объявил ее национальной героиней – «за спасение самых беззащитных жертв нацистской идеологии: еврейских детей». В 2008 году Ирена Сендлер умерла в возрасте 98-и лет
Фильм Ирена Сенлер
Преподавтель: Одна из особенностей Холокоста – самые варварские способы уничтожения людей. Символом трагедии стал Бабий Яр. В последствие, Бабий Яр, стали использовать как место массовых расстрелов. Количество расстрелянных составило более 150 тыс. не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.
Мелодия «Ария памяти узников»
Обучающийся 1 читает стихотворение Муса Джалиль «Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных...
Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землею, Друг друга с бешенством гоня... Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала матьземля. Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало, В последний раз... Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас Он обезумел. Гневно бушевала Его листва.
Сгущалась мгла вокруг.
Обучающийся 2 Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, — Прижались к матерям, цепляясь за подолы. И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье, Что вырвалось у женщины одной, Ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья Еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна. Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
— Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи. Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо...
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь~ И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как
нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь. Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих! Земля моя, скажи мне, что с тобой
Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое?
Преподаватель: Самому маленькому ребёнку, погибшему в Бабьем Яру, было 3 дня. Самому древнему старику – 106 лет. Из 150 тыс. евреев , проживавших в Киеве на начало оккупации, в 1942 осталось только 20 человек.
Минута молчания
Рассказ о памятниках
Вывод
Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Память о катастрофе, постигшей еврейский народ в годы второй Мировой войны, - это не просто прошлое, это возможность задуматься о проблемах современной цивилизации, об угрожающей ей опасности. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Холокост – трагедия, которая не должна повториться ни с одним народом.
Мир Холокоста существует и сейчас. С каждым днем в мире увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации.
Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста.
Ребята произносят по одной строчке:
1) Каждый из нас должен помнить:
2) многое начинается с меня,
3) моих мыслей,
4) поступков,
5) моих действий.
6) Совершая действия, помни, что ты – Человек!
7) Прислушайся к св+/оему сердцу,
8) загляни себе в душу,
9) посмотри на мир справедливыми глазами
10) и помни, что ты – Человек!
11) Протяни руку не для удара, а для помощи.
12) Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.
3. Подведение итогов
4. Рефлексия: Обучающиеся отмечаю свое эмоциональное настроение после мероприятия выбирая цветовую гамму фиалки цветков фиалки
Технологическая карта открытого классного часа «Скорбные фиалки Холокоста»
Этап урока |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
1. Орг. момент |
Проверить подготовку к классному часу |
|
|
Приветствует обучающихся, проверяет подготовленность к классному часу |
Приветствуют преподавателя |
Постановка темы. Целеполагание и мотивация.
|
Настроить обучающихся на восприятие материала, на определение темы, целей классного часа. |
Просмотр исторической хроники «Холокост»
|
Зрительное восприятие информации |
После просмотра фрагмента фильма просит определить тему и цели классного часа. |
Обучающиеся после просмотра фрагмента из фильма определяют тему, цели и мотивацию урока при помощи исторической хроники «Холокост». |
Проверка опережающего задания группы «Флористов»
|
Проверить уровень подготовленности |
Рассказ «Флористов» легенд о символе Холокоста - фиалке |
Проверка опережающего задания |
Контролирует правильность выполнения задания, |
Выступление обучающихся по опережающему заданию. Слушают выступление «флористов» под демонстрацию презентации. |
Проверка опережающего задания группы «Историков» |
Проверить уровень подготовленности обучающихся |
Определение понятия «Холокост», «Геноцид». Выступление историков: «История уничтожения еврейского народа» Формулировка понятия «гетто» Просмотр видеоматериала по данной» теме. |
Проверка опережающего задания |
Контролирует правильность выполнения задания, выступление |
Выступление обучающихся по опережающему заданию. Слушают сообщение «Историков» под демонстрацию презентации. Просмотр видеоматериала.
|
Проверка опережающего задания обучающихся |
Проверить уровень подготовленности обучающихся |
Выступление по теме «Лагеря смерти». Чтение стихотворений Наума Коржавина «Дети Освенцима» Просмотр видеоматериала «Опыты нацистов» |
Проверка опережающего задания |
Контролирует правильность выполнения задания. |
Выступление обучающихся по опережающему заданию. Слушают сообщение обучающегося под демонстрацию презентации. Просмотр видеоматериала. |
|
Проверить уровень подготовленности обучающихся |
Выступление и просмотр кадров из фильма «Подвиг Ирены Сендлер»
|
Проверка опережающего задания |
Контролирует правильность выполнения задания. |
Слушают сообщение обучающегося под демонстрацию презентации. Просмотр видеоматериала. |
|
Проверить уровень подготовленности обучающихся |
Выступление по теме «Бабий Яр». Просмотр исторической хроники «Выступление на суде над нацистами Дины Проничевой. Чтение стихотворения Муса Джалиль «Варварство». Просмотр клипа А. Розенбаума «Бабий Яр»
Минута молчания. |
Проверка опережающего задания |
Контролирует правильность выполнения задания.
Объявляет минуту молчания. |
Выступление обучающихся по опережающему заданию. Слушают сообщение обучающегося под демонстрацию презентации. Просмотр видеоматериала.
|
|
Проверить уровень подготовленности обучающихся |
Опережающее задание «Памятники жертвам Холокоста» |
Проверка опережающего задания |
Контролирует правильность выполнения задания. |
Слушают сообщение обучающегося под демонстрацию презентации.
|
Подведение итогов, рефлексия |
Подведение итогов урока |
|
|
Просит оценить свою работу и отметить свое эмоциональное настроение после мероприятия в виде выбора цветовой гаммы фиалки. Подводит итог классного часа.
|
Приклеивают на доске цветки фиалки, объясняя почему именно этот цвет они выбрали. Подводят итоги мероприятия.
|
Заключение
Мир Холокоста существует и сейчас. С каждым днем в мире увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста.
Методическое обоснование темы, обусловлено тем, современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами на международной арене, побуждает к глубокому изучению Великой Отечественной войны. Изучение истории и рассмотрение исторических процессов необходимо для становления полноценной, гармонично развитой личности, для формирования гражданственности, толерантности и чувства долга у обучающихся.
Полученные на занятии знания по данной теме позволяют обучающимся понять наиболее важные аспекты ситуации, сложившейся в годы Великой Отечественной войны, которые наложили отпечаток на дальнейший ход истории. Тема урока «Скорбные фиалки Холокоста» актуальна, так как в современном постоянно меняющемся мире часто подменяются понятия патриотизма, долга по отношению к Родине. Значение победы над фашизмом в настоящее время умаляется, мир не должен допустить новой войны! Люди не должны забывать, кому мы обязаны жизнью и свободой. Раздел учебного материала «Великая Отечественная война: 1941 – 1945 гг.» относится к разряду «трудных» для усвоения. Он требует большой, серьёзной работы обучающихся и тщательной подготовки, правильной организации учебного процесса преподавателем.
Внеклассный материал занятия по данной теме может использоваться на уроках истории в разделе учебного материала «Великая Отечественная война: 1941 – 1945 гг.», также при проведении внеклассных мероприятий.
Список литературы (источников) для обучающихся.
1. История России. В 2 ч. Часть1. 1914-1941: учебник для для среднего профессионального образования/ М.В. Ходяков [и др.]; под редакцией М.В. Ходякова. – 8-е изд., перераб. И доп – Москва : Изд-во Юрайт, 2020. — 270 с. — (Профессиональное образование). https://urait.ru/viewer/istoriya-rossii-v-2-ch-chast-1-1914-1941-452127#page/2
2. История России. В 2 ч. Часть2. 1941-2015: учебник для для среднего профессионального образования/ М.В. Ходяков [и др.]; под редакцией М.В. Ходякова. – 8-е изд., перераб. И доп – Москва : Изд-во Юрайт, 2020. — 300 с. — (Профессиональное образование). https://urait.ru/viewer/istoriya-rossii-v-2-ch-chast-2-1941-2015-452128#page/2
3.История Отечества 1939-1991. М.,2016. — 390 с.
4. Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2015. - N 4. - С. 131-132.
5. Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 2019. - N 3. - С. 72-79.
Список литературы для педагогов.
1. Пленков, О.Ю. История новейшего времени для колледжей: учебное пособие для СПО/ О.Ю. Пленков. 2-е изд, испр. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 368 с. —(Профессиональное образование). https://urait.ru/viewer/istoriya-noveyshego-vremeni-dlya-kolledzhey-456071#page/1
2. Волошина, В.Ю. 1917-1993 годы: учебное пособие для среднего профессионального образования/В.Ю. Волошина, А.Г. Быкова. 2-е изд., перераб. И доп – Москва : Изд-во Юрайт, 2019. — 242 с. —(Профессиональное образование). https://urait.ru/viewer/istoriya-rossii-1917-1993-gody-454066#page/2
3. Уроки Холокоста // Наша власть : дела и лица. - 2017. - N 1/2. - С. 76-77.
4 Вьевьорка М. Соблазн антисемитизма. Ненависть к евреям в современной Франции // Диаспоры. - 2007. - N 3. - С. 140-190.
4)Неймарк Н. М. Пламя
ненависти : этнические чистки в Европе XX века / Н. М. Неймарк. – М. : СПб. :
АИРО-ХХ : Дмитрий Буланин , 2015. - 309 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2303050-КХ
Интернет-ресурсы
1. http://kodeks.systecs.ru/constitution/
2. http://kodeks.systecs.ru/tk_rf/
3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Презентации, конспекты по обществознанию- Режим доступа:
http://samseberepet.ucoz.ru/index/skachivaem_besplatno_segodnja/0-24-заг с экрана. 25.08.2018 г.
Сайт Учительский портал - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/143-2-2/-заг с экрана. 23.08.2017 г.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов- Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=21-заг с экрана. 31.08.2019 г.
Приложение 1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.