Методическая разработка внеурочного мероприятия на тему: "Слово "МАМА" дорогое"
Оценка 5

Методическая разработка внеурочного мероприятия на тему: "Слово "МАМА" дорогое"

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитание
1 кл—4 кл
17.04.2021
Методическая разработка внеурочного мероприятия на тему: "Слово "МАМА" дорогое"
методическая разработка рекомендована ко дню празднования матери. Работа состоит из нескольких этапов.
методическая мама.docx

 

 

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

МКОУ «НОВОКАРАКЮРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. М.Р.Расулова»

368753,с.Новокаракюре, Докузпаринский район, novokarakure68@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

внеурочного мероприятия на тему:

«Слово «МАМА» дорогое.

 

 

 

 Автор разработки: Эмирчубанова Гюльзар Искендер кызы

Учитель начальных классов МКОУ «Новокаракюринской СОШ им. М.Р.Расулова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Тема: Слово «мама» дорогое. Данное воспитательное событие призвано помочь научить детей осознать истинную ценность матери и научить их выражать свою любовь разными способами.

Актуальность: На сегодняшний день существует проблема: преобладание у современных детей потребительского отношения к матери. С самого раннего возраста ребенок должен помнить о том, что где бы он ни находился и чем бы ни занимался, самым дорогим и любим человеком для него остается мама. Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.

Данное занятие разработано в рамках программы духовно – нравственного воспитания «Крепкая семья» и предназначено для проведения во-вторых классах начальной школы.

Цель: Используя произведения литературы, живописи, музыки, фотографии, формировать представление о матери, как о самом значимом человеке в жизни каждого и умение выражать свою любовь к матери, имея знания о пяти способах выражения любви.

Задачи:

-формировать представления о пяти способах передачи тепла своего сердца;

-воспитывать уважение к матери;

-воспитывать бережное отношение к матери;

-формировать универсальные учебные действия:

Личностные: познавательный интерес к новому, развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения, эмпатии.

Регулятивные: целепологание, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: умение строить речевые высказывания, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (работа с пословицами, сказкой, картинами, музыкой).

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

-сформировать представление о матери, как о самом значимом человеке в жизни каждого;

-научить выражать свои чувства, любовь   к матери пятью способами;

-воспитывать уважение к маме. бабушке.

Метапредметные:

-извлекать информацию, представленную в разных формах;

-добывать новые знания.

-понимать информацию, представленную в виде рисунка и сопоставлять ее с услышанной информацией;

-определять цель деятельности.

Оборудование:

-компьютер;

-воспроизводящее устройство;

-проектор;

-презентация;

-магниты для крепления к доске наглядных материалов.

Музыкальное оформление:

-«Мамино сердце». Слова Э.Мельник, музыка К.Брейтбурга ;

-«Слово «мама» дорогое». Слова неизвестного автора, музыка Е.Смольяниновой;

-«Видеофильм «Мамино сердце».

Раздаточный материал:

-конверты с разрезным материалом:

Конверт 1(конвертов должно быть столько, сколько команд принимает участие - 5) – Текст Ненецкой сказки «Кукушка» (каждому участнику один экземпляр текста), (Приложение 1);

Конверт 2 - (конвертов должно быть столько, сколько команд принимает участие - 5) -  Пословицы о матери (в количестве, равном количеству участников, в каждом конверте лежит столько пословиц, сколько учеников в команде, пословицы заранее разрезаны на две части так, чтобы ученики смогли сопоставить части по смыслу);

Конверт 3 - (конвертов должно быть столько, сколько команд принимает участие – 5) – Ласковые слова (в каждом конверте лежит столько слов, сколько участников в данной команде, слова распечатываются из Приложения 4 в необходимом количестве)

-канцелярские товары (клей (клей ПВА в стеклянных баночках с крышками в количестве, равном количеству команд), кисти для клея (по одной на каждого участника)

-бумажные разноцветные сердечки со словом мама на разных языках (5 разноцветных комплектов сердец, совпадающих по цвету с большими сердцами, стоящими на столах команд, в количестве, равном количеству участников);

-бумажные тарелки и вырезанные из салфеток рисунки (в количестве, равном количеству участников + 1 образец для себя);

-5 разноцветных сердец, с рисунками, в которых зашифрованы 5 языков выражения любви маме;

-маленькие разноцветные сердечки, необходимые для одного из конкурсов;

-папка с файлами, на ней надпись: «Книга ласковых слов для мамы».

В ходе занятия были использованы игровые технологии, работа с текстом пословиц, работа с текстом сказки, фронтальной беседы, групповой работы, технология ИКТ.

Виды деятельности: игровая, досугово – развлекательная деятельность, художественное творчество.

Формы работы: групповая, работа с художественным текстом, беседа, деятельность с элементами соревнований.

Ход внеурочного мероприятия

Звучит песня «Мамино седце». Слова Э.Мельник, музыка К.Брейтбурга .

Дети заходят в кабинет.

Учитель при входе раздаёт им разноцветные сердечки и просит пройти к тому столу, на котором располагается сердце такого же цвета. Одному участнику из команды достаётся сердечко большего размера. Позже данный участник становится капитаном.

Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости, ребята. Я очень рада видеть всех вас на этом занятии.

Меня зовут Наталья Валентиновна.

Ребята! Найдите, пожалуйста, на сердечках, с которыми вы заходили в кабинет, слово и прочитайте его про себя.

(Дети ищут надпись, читают.)  

А теперь те, кому досталось сердечко большего размера, чем все остальные, выйдите ко мне, захватив сердечки.

(Пять учеников, по одному от каждой команды, выходят в середину класса, поворачиваются лицом к жюри.)

Ребята, прочитайте, пожалуйста, слово, которое написано на сердечке по очереди.

(Дети читают слово мама, как оно звучит на разных языках:

На греческом – мана;

На персидском – маман;

На чешском – маминка;

На итальянском – мадрэ;

На голландском – ма.)

Учитель: Благодарю вас, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Есть на земле родной человек, ближе которого нет. Этот человек всегда рядом с нами; он нас жалеет, ласкает, защищает. Для нас он – самый лучший, добрый. У него самая добрая улыбка, нежные руки, ласковый взгляд. Это человек с большой буквы. Всего несколько букв... а как много они значат в нашей жизни!

Ребята! Как вы думаете, кому посвящено сегодняшнее наше занятие?

(Выслушиваются ответы детей.)

А знает ли кто – нибудь, какой праздник празднуется в России каждое последнее воскресенье ноября?

(Выслушиваются ответы детей) Слайд 2.

Учитель: 30 января 1998 года Указом Президента РФ установлено: последнее воскресенье ноября считать Днём матери.

Слово «мама» – красивое, великое, ласковое.

Слово «мама» - «особое» слово. Оно рождается вместе с нами и сопровождает нас всю жизнь.   Его лепечет дитя в колыбели, с любовью и уважением произносит юноша и глубокий старец.  Это слово произносится почти одинаково на всех языках. Поэт воспевает маму в стихах, художник в картинах. Мама с нами и в радости, и в горе. Нет на свете человека роднее и ближе мамы. Мама любит нас такими, какие мы есть. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Нередко они видят в ней человека, который готовит им еду, стирает, гладит, без конца учит уму-разуму, что-то позволяет, что-то запрещает. Но только ли это значит для нас мама?

1.Задание «Продолжи пословицу».

Ребята!  Предлагаю поработать командами и выполнить следующее задание!

Но для начала давайте вспомним «Правила работы в группе» и определимся, кто сегодня будет капитанами.

Кто может напомнить эти правила?

(Предоставляется слово желающим). Слайд 3.

Учитель: Ну, а капитанов сегодня выбрал Его Величество случай. Те, кто при входе взял в руки большое сердечко, будет капитаном команды.

У вас на столах лежат листы с пословицами о маме. Необходимо найти начало и конец пословицы, соединить их и по командам прочитать.

Дети собирают пословицы и зачитывают их вслух. Важно, чтобы каждый ученик смог собрать одну из пословиц).

Учитель: Вот как много значит для нас мама! А как вы, ребята, показываете маме, что любите её?

(Учитель заслушивает ответы детей).

Учитель: Я предлагаю вам сегодня узнать о том, как по – разному можно показать маме свою любовь.

2.Задание. Нежные прикосновения.

Учитель: Ребята! Как вы думаете, при помощи каких прикосновений мы можем передать маме тепло своего сердца?

(Выслушиваются ответы детей).

 А теперь, давайте посмотрим на доску и проверим, правы ли вы.  

Слайд 4,5,6,7,8.

На экране появляются фотографии мам с детьми. Дети просматривают их.

Учитель: с помощью прикосновений мы можем наполнить душу другого человека теплом и уверенностью. Ведь тот, кто ощущает поддержку близких, способен на многое.

3.Задание. Ласковые слова для мамы.

 Учитель: Ребята! Очень часто маме достаточно услышать от нас ласковые слова и лицо её озарит нежная улыбка. Давайте поиграем. Вспомните и приведите примеры ласковых слов, которыми вы называете свою маму. Чтобы ответить, надо поднять руку, взять маленькое сердечко у вас на столе и прикрепить его к доске.

(Выслушиваются ответы детей).

Учитель: Какие вы молодцы! Как много знаете ласковых слов!  Воспитатель: На ваших столах лежат конверты с названием «Ласковые слова». Возьмите в руки по одному листу каждый.  Ребята! Давайте создадим «Книгу ласковых слов».  На каждом листе есть номер – это номер страницы нашей будущей книги. Выходите по очереди ко мне, называйте всем своё ласковое слово и вкладывайте его в нашу книгу.

(Дети выходят, читают, закрепляют листы, садятся на места).

4.Задание. Помощь маме. Слайд 9.

Ребята! Найдите на столе конверт с надписью «Сказка». Достаньте из конверта листы с текстом сказки. Послушайте Ненецкую народную сказку «Кукушка».

(Текст сказки в приложении).

Учитель: а теперь ответьте на мои вопросы.

• О ком эта сказка? Как жила бедная женщина? Сколько у неё было детей?

• Дети помогали матери? Почему женщина заболела?

• Дети заботились о больной матери? Что они отвечали на её просьбы?

• Чем закончилась сказка?

• Чему научила вас эта сказка?

Обязательно помогайте своим мамам.

Давайте проверим, хорошие ли вы помощники. Каждое утро мама готовит вам кашу. Такое простое дело, думаете вы. Я сейчас буду читать стихотворение. А вы хором отвечайте «Да», если согласны, и «Нет», если не согласны.

Мама надумала кашу сварить,

 чтобы деток своих накормить.

На рынок пошла

И вот что взяла:

Парное молоко? -Да!

Куриное яйцо? –Нет!

Крупа манная? -Да!

Капуста кочанная? –Нет!

Соленый огурец? –Нет!

Мясной холодец? –Нет!

Сахар да соль? –Да!

Белая фасоль? –Нет!

Масло топленое? –Да!

Рыбка соленая? –Нет!

Лавровый лист? –Нет!

Китайский рис? –Да!

Чернослив да изюм? –Да!

Шоколадный лукум? –Нет!

Перец болгарский? –Нет!

Соус татарский? –Нет!

Клубничное варенье? –Да!

Бисквитное печенье? –Нет!

 -Да, славненькая кашка получилась!

5.Задание. Время, проведённое вместе.

Учитель: Ещё одним из способов выражения любви, является время, проведённое вместе с мамой.

Ребята! Приведите примеры, как вы проводите время вместе.

(Выслушиваются ответы детей).

Учитель: Я хочу предложить вам сегодня интересную игру, в которую вы сможете поиграть с мамой. Готовы? Называется она «Знатоки сказок».

(Учитель объясняет суть игры: и проводит её).

6.Задание Подарок своими руками. Слайд 10.

Учитель: Ребята! Посмотрите на экран и скажите, какой самый известный способ передать свою любовь?

(Выслушиваются ответы детей).

А как быть, если у меня нет денег, и я не могу купить подарок в магазине?

(Дети отвечают на вопрос).

Учитель: Сегодня я предлагаю вам сделать своими руками незатейливый подарок для ваших мам.

На каждом столе лежат четыре бумажных тарелочки и четыре рисунка. Разделите их поровну. Положите тарелку перед собой. Аккуратно возьмите в руки рисунок и положите его в центр тарелочки. Теперь возьмите в руки кисточку из стаканчика, обмокните ее в баночку с клеем и аккуратно, не нажимая сильно на рисунок, от центра к краям намажьте рисунок прямо с лицевой стороны. Оботрите руки влажными салфетками, которые лежат на ваших столах.

Напишите маме нежные слова на ободке тарелки фломастерами.

Подарок готов. Отложите его в сторону.

7.Задание. Рефлексия. Слайд 11.

Учитель: Ребята! На ваших столах, на подставках прикреплены сердечки. На каждом из них есть рисунок. Рассмотрите его. Посовещайтесь командой, вспомните, о каких способах передачи тепла своего сердца маме мы сегодня говорили. Та команда, которая готова ответить, поднимает сердечко и выходит к доске.

(Учитель по очереди вызывает команды, просит озвучить название иллюстрации и прикрепляет его к большому сердцу на доске.)

Учитель: Вот и подходит к концу наше сегодняшнее событие, посвященное самым дорогим людям на земле - мамам. На прощанье мне хочется сказать следующие слова.

Любите своих мам, помогайте им, заботьтесь о них, говорите им чаще ласковые слова, проводите побольше с ними времени. Мы сегодня с вами говорили о маме не ради красного словца, а чтобы вы еще раз задумались, как показать маме свою любовь.

Позвольте подарить всем музыкальный подарок, посвящённый мамам.

(Просмотр видеофильма «Слово «мама» дорогое).

Учитель: Наше занятие подошло к концу. Благодарю вас за дружную работу во время занятия. Не забудьте забрать свои подарки. До свидания, ребята.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Десятых, М.  Книги о мамах и для мам / М.  Десятых, Н.  Казакевич //

Дошкольное воспитание. –2014. –No 10. –С. 120-123.

2.Мартыненко, О. Доля ты русская, долюшка женская / О. Мартыненко // Наука и религия. –2012. –No 3. –С. 20-.23.

3. Сценарий ко Дню матери или 8 Марта. Андреева, Е. Самое красивое слово: День матери / Е. Андреева // Классное руководство и воспитание школьников. –2010. –No 21 (нояб.). С.34-36.

4.Пословицы, поговорки,  высказывания,  стихи  о  матери,  которые  можно использовать для проведения праздника.

5.Биккулова, А. Р. «Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг»: внеклассное мероприятие ко Дню матери / А. Р. Биккулова // Завуч начальной школы. –2012. –No 2. –С. 53-63.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Ненецкая сказка «Кукушка»

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

— Мама, мы тебе водички принесли.

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Вопросы по сказке

• О ком эта сказка? Как жила бедная женщина? Сколько у неё было детей?

• Дети помогали матери? Почему женщина заболела?

• Дети заботились о больной матери? Что они отвечали на её просьбы?

• Чем закончилась сказка?

• Чему научила тебя сказка?

Приложение 2.

Пословицы о матери.

1.Родных много, а мать роднее всего.

2.Нет милее дружка, чем родная матушка.

3.Добрая мать добру и учит.

4.Родная земля — матушка, чужая — мачеха.

5.Мать кормит детей, как земля людей.

6.Родина-мать, умей её защищать.

7.Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

8.При солнышке тепло, при матушке добро.

9.Куда матушка, туда и дитятко.

10.Птица рада весне, а младенец — матери.

11.Материнское сердце в детках.

12.Всякой матери своё дитя мило.

13.Без отца — полсироты, а без матери и вся сирота.

14.Материнская ласка нормы не знает.

15.Слепой щенок и тот к матери ползет.

16.Материнское слово мимо (на ветер) не молвится.

17.Мать трудолюбива и дети не ленивы.

18.Сыр калача белее, а мать мачехи милее.

19.Родить трудно, научить добру ещё трудней.

20.Родина любимая — мать родимая.

21.С матерью жить — ни скуки, ни горя ни знать.

22.Без матушки родной и радость наполовину.

23.Маменька родимая — свеча неугасимая.

24.Сердце матери лучше солнца греет.

25.Где матушка, мил дружок, там и мой сапожок.

26.Нет такого дружка, как родимая матушка.

27.Нет друга нежнее матери.

28.При солнце тепло, а при матери добро.

29.Кто матери не послушает — в беду попадет.

30.Птица радуется весне, а младенец матери.

31.Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

32.Для матери плохих детей не бывает.

33.Мать худому не научит.

34.Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.

35.Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

36.Материнская молитва со дня моря вынимает.

37.Мать кормит детей, как земля людей.

38.Для матери ребенок до ста лет детенок.

39.Родную мать никем не заменишь.

40.Сердце матери лучше солнца греет.

41.У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Время, проведенное вместе.

Игра «Знатоки сказок».

Правила: Я читаю отрывки из сказок, вы внимательно слушаете и, как только угадаете сказку, поднимаете руку. Будьте внимательны! Сказки перепутались!

1. Жил –был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как –то раз на окошке. А тут мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят, и все съели, а крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели гуси –лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. А кот ученый им и говорит: «Не пейте, а то козлятами станете». (Колобок, курочка Ряба, Волк и семеро козлят, Гуси –лебеди, Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

2.Жили –были 3 медведя. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо мышка – норушка, лягушка – квакушка, увидали избушки и говорят: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!» Стоит избушка и не двигается. Решили они войти. Подошли к двери, потянули за ручку. Тянут – потянут, а вытянуть не могут. А лежала там Спящая красавица и ждала, когда Емеля ее поцелует. (3 медведя, Заюшкина избушка, Теремок, Репка, Спящая красавица, По- щучьему велению.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Ласковые слова.

1.Весёлая

2.Добрая

3.Дорогая

4.Единственная

5.Вежливая

6.Заботливая

7.Нежная

8.Ласковая

9.Родная

10.Скромная

11.Смелая

12.Чудесная

13.Милая

14.Доброжелательная

15.Отзывчивая

16.Щедрая

17.Внимательная

18.Сострадательная

19.Умелая

20.Трудолюбивая

21.Красивая

22.Приветливая

23.Нежная

24.Терпиливая

25.Талантливая


 

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН МКОУ «НОВОКАРАКЮРИНСКАЯ

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН МКОУ «НОВОКАРАКЮРИНСКАЯ

Пояснительная записка Тема:

Пояснительная записка Тема:

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Конверт 1(конвертов должно быть столько, сколько команд принимает участие - 5) –

Конверт 1(конвертов должно быть столько, сколько команд принимает участие - 5) –

Звучит песня «Мамино седце». Слова

Звучит песня «Мамино седце». Слова

Выслушиваются ответы детей.)

Выслушиваются ответы детей.)

Учитель: Я предлагаю вам сегодня узнать о том, как по – разному можно показать маме свою любовь

Учитель: Я предлагаю вам сегодня узнать о том, как по – разному можно показать маме свою любовь

О ком эта сказка? Как жила бедная женщина?

О ком эта сказка? Как жила бедная женщина?

Перец болгарский? –Нет! Соус татарский? –Нет!

Перец болгарский? –Нет! Соус татарский? –Нет!

Задание. Рефлексия. Слайд 11.

Задание. Рефлексия. Слайд 11.

Список литературы. 1.Десятых,

Список литературы. 1.Десятых,

Приложение 1. Ненецкая сказка «Кукушка»

Приложение 1. Ненецкая сказка «Кукушка»

Чем закончилась сказка? • Чему научила тебя сказка?

Чем закончилась сказка? • Чему научила тебя сказка?

Сердце матери лучше солнца греет

Сердце матери лучше солнца греет

Приложение 3. Время, проведенное вместе

Приложение 3. Время, проведенное вместе

Приложение 4. Ласковые слова

Приложение 4. Ласковые слова

Терпиливая 25.Талантливая

Терпиливая 25.Талантливая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2021