Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 г. Новоалтайска Алтайского края»
Финансовая грамотность
Методическая разработка внеурочного занятия
по теме «Семейный бюджет»
3 класс
Ковтун Ольга Вениаминовна,
учитель начальных классов
Тема: «Семейный бюджет»
Цель: обобщить полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет»
- создать условия для обобщения знаний обучающихся о семейном бюджете и его составных частях;
- развивать познавательную активность школьников, воображение и творческие способности учащихся;
- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету.
.
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в реальных экономических ситуациях.
Познавательные:
- поиск ответов на поставленные вопросы;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий. Коммуникативные:
- развитие коммуникативной культуры учащихся;
- умение выражать свои мысли и идеи, обсуждать информацию.
- обобщение базовых понятий: семейный бюджет; доходы, расходы;
- понимание структуры семейного бюджета;
- умение применять полученные знания на практике.
Основные понятия: семья, бюджет, доходы, расходы
Межпредметные связи: окружающий мир, математика
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Образовательный эффект |
Оргмомент |
-Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Финансовой грамотности. И будем не только слушать и смотреть, но и самостоятельно принимать решения, как взрослые. -Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. |
Желают удачи друг другу. |
|
Мотивация к учебной деятельности. Представление цели и задач занятия (5 мин) |
- Ребята, посмотрите внимательно на доску. - Как называется то, что вы увидели? - Правильно! Отгадайте ребус. - Какое слово здесь зашифровано?
|
- Это ребус. - «Бюджет»
|
Создание мотивации к изучению темы занятия, актуализация полученных ранее знаний по теме. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О чем мы сегодня будем говорить? Правильно! Тема нашего занятия «Семейный бюджет». Мы обобщим полученные знания и умения по теме: «Семейный бюджет» |
Ответы учащихся
|
|
Постановка учебной задачи (5 мин) |
А давайте вспомним: 1.Что такое бюджет? 2.Для чего нужен бюджет? 3.Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? 4.Что такое «доходы семьи»? 5.Что такое «расходы семьи»? 6.Что такое семейный бюджет?
- Ребята, как Вы думаете, важно ли планировать бюджет семьи? - Кто планирует бюджет в вашей семье? - А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета? - Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег?
|
Примерные ответы детей: - Это своеобразный план доходов и расходов. - Налоги - Это поступления средств в семью из разных источников. - Это затраты средств на товары и услуги. - Это план доходов и расходов в семье.
- Важно, чтобы расходы не превышали доходы. - При распределении средств должны учитываться интересы всех членов семьи
|
Обобщение знаний об основных понятиях по теме. Установление связи теории и практики |
Закрепление материала (25 минут) |
1. Упражнение « Доходы семьи» Дети работают в группах - командах. Каждая команда – это семья.
У каждой команды на столе лежит кошелек. В нем собраны все доходы вашей семьи. -Из чего складываются доходы семьи? -Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? - Какие? - А непредвиденные расходы? Назовите.
|
Дети достают карточки и объясняют их значение (зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие, премия, гонорар)
|
Практические задания по теме |
|
Физкультминутка:
А теперь мы с вами поиграем. Доходы – хлопаем, расходы – ходьба на месте. Папа получил зарплату Бабушка заболела Выиграли в лотерею Потеряли кошелёк Продали часть урожая огурцов Нашли 100 рублей Порвались брюки Заплатили за воду Купили арбуз Бабушка получила пенсию Ремонт автомобиля Посещение цирка Дедушка получил пенсию
2.Упражнение «Где доходы, где расходы?» Распределите слова в два столбика (карточки в конвертах, ребята в группах распределяют слова в два столбика)
Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. -Что значит экономить? - Чем отличается экономный человек, от жадного? -На чём бы вы сэкономили?
3. Упражнение « План доходов и расходов семьи» Подсчитайте доход семьи. Доход семьи в марте месяце составляет: Зарплата папы (рабочий) 150 рублей Зарплата мамы (техслужащая) 100 рублей Пенсия бабушки 130 рублей Стипендия сына 50 рублей Каков месячный доход семьи? Посчитать расходы семьи за месяц. Питание - 150
руб. - Есть ли экономия в этой семье? - Куда можно потратить эти деньги?
4. Упражнение «Пословицы о деньгах» (на столах у ребят разрезанные пословицы, нужно из слов собрать пословицы о деньгах)
Копейка рубль бережёт. На деньги ума не купишь. Береги денежку про чёрный день. Богатый бедному не брат. Деньги счёт любят, а хлеб меру.
Творческое задание: составить свои пословицы о деньгах и нарисовать рисунок к своей пословице. |
Учащиеся выполняют физминутку
Зарплата, продукты, интернет, отдых, стипендия, пенсия, премия, коммунальные услуги, одежда, книги, пособие для детей, продажа овощей и фруктов с дачи.
Ответы детей
Дети считают доход семьи и расходы семьи
Итого: 430 рублей
Итого – 290 руб. - Да, 140 рублей - Отложить и не тратить, копить на крупные покупки, на одежду.
Учащиеся составляют пословицу и выполняют рисунок. |
|
Итог занятия, рефлексия (5 мин) |
Подведем итоги.
-Что такое «семейный бюджет»? -Назовите доходы семейного бюджета. -Назовите расходы семейного бюджета? -Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?
|
Ответы детей
Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. |
Реализация самопознания и самоанализа в результате изучения темы |
Список литературы:
1.Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 58 с. https://pdf.11klasov.net/15385-sbornik-matematicheskih-zadach-osnovy-finansovoj-gramotnosti-1-4-klassy.html
2.Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. - М.: Планета, 2022. - 112 с. - (Учение с увлечением)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.