Сценарий экологического мероприятия для учащихся 1-4 классов
Цели:
развитие познавательных интересов и кругозора учащихся в области экологии;
формирование у учащихся гражданской позиции;
воспитание чувства ответственности за судьбу Родины;
привить любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе.
«Береги свою планету!»
Сценарий мероприятия для учащихся 1-4 классов
На стенах зала висят рисунки учеников, приготовленные специально для
Утренника.
В зале выключен свет, освещается только сцена, на которую выходит чтец.
Он читает стихотворение С. Михалева «Стон Земли». Звучит тихая
классическая музыка.
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею
Своим добром сметает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,-
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясеньем
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
(В зале включается свет, чтец уходит со сцены на нее входят уч-ся 4кл.)
Дети выходят в зал с ведущей под «Звуки общения птиц» (фонограмма.). Останавливаются врассыпную.
Ведущая:
Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
1-й ребёнок:Лев и журавль, попугай и лисица.
2-й ребёнок:Волк и медведь, стрекоза и куница.
3-й ребёнок:
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
4-й ребёнок:Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек!
5-й ребёнок:
Ты - самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете!
Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – Океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
(На интеракт.доске слайд № глобус.)
Ведущий.Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными – экологами проводится “врачебный” осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибнет?
Многие серьезные специалисты указывают на гигантские “гнойники” на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение. “Шрамы” на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и “легкие” планеты – леса. “Полысение” планеты сегодня отчетливо видно из космоса
Земля… какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные
потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени.
Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных
вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам – быстроногих зверей.
Человека Земля увлекала своим вечным возрождением,
круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось
взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом?
(фонограмма «Звуки природы»)
Ребята, к нам пришла телеграмма. От кого она пришла вы узнаете если отгадаете загадку «Что за книга без букв, без страниц ,а всему учит?»
Чтение телеграммы учителем.
-О чём просит нас природа? Какая опасность угрожает всему живому? Как загрязняются водоёмы? Как загрязняется воздух? Кто виноват ,что уничтожены степи? Каких животных мы уже никогда не увидим и почему? Какая самая большая экологическая катастрофа ,произошедшая в Украине, вам известна?
Учитель: Дорогие ребята! Нашей планете грозит беда! Виновник этой смертельной беды – человек, т.е. все мы, вы и я.
С тех пор, как появился человек, он старался, покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!
Он придумал смертоносные яды, чтобы убить насекомых-вредителей, удобрения, чтобы сделать урожай богатыми и отравил землю, созданные им автомобили заполнили улицы и отравляют воздух выхлопными газами, он вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю слоем мусора. Каждая семья ежедневно что-то выбрасывает. За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора. Тем самым он загрязняет воздух и грунтовые воды.
Ребята! Для мусора есть специально отведенные места!
Исполняется песня Е. Крылатова на сл. Ю. Энтина “До чего дошёл прогресс”.
(На экране демонстрируются кадры современной индустрии, сбрасывающей отходы производства в окружающую среду (слайд № )
Посмотрите на плакат: “Помоги мне – просит природа (слайд № ). Она не может больше терпеть.
Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Ваши сердца должны отозваться, а что вам сделать – подскажут ребята 4 класса.
После вступительного слова звучит песня “ Наш край”, музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
(слайды родного края № )
Ведущий: Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих
поколений – наша задача и наш долг.
Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Пришвина (отрывок читает
один из учащихся):( слайд № )
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах,
степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса,
степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А
человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Ведущий: И если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом мы
сохраним свою планету по имени Земля.
Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Он любуется природой. А вы знаете растения и животных? Давайте посмотрим. Докажите! Угадайте наши загадки.
(Отгадки появляются на импровизированном экране) слайд №
1 ученик:
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон кладет. (Земляника)
2 ученик:
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Комочек, а живой. (Ежик)
3 ученик:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза)
4 ученик:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
5 ученик:
На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник)
6 ученик:
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
7 ученик:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
8 ученик:
Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. (Сова)
9 ученик:
Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду -
Чужим сбуду! (Кукушка)
10 ученик:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем она грустит
Никому не говорит. (Ива)
Конкурс «Звуки природы»
Ведущий: Поэты и писатели всегда восхищались природой, но вы увидите, что и природу на каждом шагу подстерегают беды.
Красоту природы надо беречь!
1 ученик:
Возле речки, у обрыва
Плачет ива, стонет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может кто-то шаловливый
Взял, да и обидел иву?
Может, ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?
Ведущий.Символом чистоты и красоты является русская березка. О ней много сложено песен и стихов.
Ученик:
2.-Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся – но не ломится! (А. Прокофьев)
Ведущий .Но часто березовый сок добывают варварским способом. Воткнут топор в белую кору и хлещет живительная влага, как кровь из раны. Сколько деревьев загублено таким образом?! А нужно зачистить наружную кору и на этом месте коловоротом провернуть углубление на три – четыре сантиметра. Это не повредит дереву. Сок потечет Символом чистоты и красоты является русская березка. О ней много сложено песен и бойкой струйкой.
Но люди не обращают внимания на красоту. В жарких странах исчезают замечательные леса – “легкие планеты” – джунгли. Это одно из чудес природы. Здесь живут больше половины животных, растений и грибов, которые есть на Земле.
Люди уничтожают леса ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле.
Каждый день под пилой умирает 5 миллионов деревьев.
Не нужно думать, что наши леса неиссякаемы. Уничтожить дерево можно за несколько минут, а новое вырастает только через десятки лет.
Надо не только посадить дерево, но его вырастить и сберечь.
Гибнут леса и у нас! Ребята! Каждый из нас должен посадить дерево, чтобы новые росточки помогали легче дышать всему человечеству.
(Во время выступления на экране демонстрируется презентация о лесных вырубках вокруг села, ближайших лесополосах, лесных массивах)
3 ученик:
Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая – пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной.
Ученик:
4.На ромашку как на балерину
Издали любуется лесок.
У нее на лепестки накинут
Паутинки легкий волосок.
Ветер листья гонит по дорожке,
Вянут травы – осень настает,
Лишь ромашка на упругой ножке
Кружится, танцует и цветет! (Т.Белозеров)
Ведущий: У нас встречаются ромашка обыкновенная, или аптечная. Настой из этих цветов служит противовоспалительным средством от многих болезней.
Фиалка душистая. Встречается в лесах, парках. Цветет в апреле – мае. Цветки сине-фиолетовые, иногда белые, имеют пять лепестков, из которых два направлены вверх, два в бок, один вниз. В сырую погоду цветоножка сгибается и цветок оказывается под листом. Цветки пахучие, из них добывают эфирное масло.
5.На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед.
Но кто-то ей поклониться
И бережно возьмет
(слайд № )
Эти белые цветы больше всего страдают от рук человека, потому что являются объектом массового сбора. В Карпатах, Крыму люди беспощадно срывают их на весенние букетики. Хотя подснежники охраняются законом в Карпатском, Черноморском, Карадажском заповедниках.
(Не рвите цветы, не рвите» )песня
(слайд № )
6.ученик (в костюме собачки-дворняги):
Ах, плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!
Никто нас не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог
Нас к себе не пускает.
О, как мы страдаем,
От мук одиночества!
И нам
Человеческой радости хочется!
За чем нас бояться?
За что презирают?
Зачем с нами дети
Так редко играют?
Ах, трудно живется
Без друга – хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно!
Но кто нас полюбит
Об этом ни капельки
Не пожалеет! .(«Пропала собака».песня)(слайд № )
6 ученик: Плохо живется не только бездомным собакам. (слайд № )
Несколько лет назад решили уничтожить волков, чтобы они не трогали домашний скот. Волков уничтожили, и в 15 раз возросло количество больных диких животных.
Волков тоже нельзя уничтожать, ведь они – санитары леса!
7 ученик:
Зябнет осинка.
Дрожит на ветру,
Стонет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки.
Надо согреться
Бедной осинке.
8 ученик: Однажды в Китае решили уничтожить воробьев за то, что они клевали зерно на полях. Воробьев погубили, появилась тля, насекомые и уничтожили поля. В природе все нужны!
9 ученик: (слайд № )
Всю жизнь в воде проводит Кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему – спасибо.
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!
(слайд № )
10 ученик: Человек и до моря добрался. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута величиной с горошину и даже с картофелину. Погибают обитатели океана. И даже птицы, попадая в смертельную грязь, умирают. Помните! Отравленная вода – смерть для жителей.
11 ученик: (слайд № )
Уберите свой сачок!
Никакой я не жучок!
Не хочу я лезть в коробку,
Точно божья коровка
Не сажайте на булавку,
Точно глупую козявку.
Я тогда умру от скуки!
Уберите ваши руки.
Уберите свой сачок!
Ну, какой я вам жучок?
12 ученик: На одном острове решили уничтожить комаров. Применили ядохимикаты.
Комары погибли, нечего стало есть другим животным
1 ведущий: Каждый из нас мечтает о доверчивом и преданном друге – собаке. Но всегда ли мы платим своему другу за преданность любовью?
(Исполнение песен сопровождается слайд-презентацией о домашних собачках школьников)
Песня “ Не дразните собак”, музыка В. Шаинского, сл. А. Ламм
Сценка “Печальные приключения Карлсона”
(На экране сюжетная заставка “Комната Малыша с видом во дворик”. Входит Малыш)
Малыш: Ребята, сегодня к нам на праздник обещал прилететь Карлсон, но его нет и нет. Может , что-то случилось! Может, моторчик забарахлил. Или он объелся сладкого и у него заболел животик?
(Стук в дверь. Входит Карлос с носовым платком. Он кашляет, чихает)
Малыш: Карлсон! Наконец-то! Ты заболел? А я думал, Карлсоны никогда не болеют, они всегда такие румяные, в меру упитанные. Сейчас дадим тебе лекарство. Правда оно горькое, но очень хорошо лечит.
(Несет большой флакон-бутылку, на нем крупными буквами написано “Лекарство”).
Карлсон: “Лекарство”. Да еще горькое? Вы что забыли, что я выздоравливаю только от варенья! Ну, в крайнем случае. От вкусного торта. А от горького лекарства я могу умереть.
Малыш: Ну, хорошо, не расстраивайся, будет тебе варенье. А пока, расскажи, пожалуйста, что с тобой случилось?
Карлсон: Сейчас расскажу. Ребята, как вы знаете, я живу где? Правильно, на Крыше. Там у меня всегда чистый воздух. А от грязного воздуха я чихаю.
Малыш: Но где же ты надышался грязного воздуха? Ребята, где в нашем селе загрязнен воздух?
Дети отвечают: Правильно!
Карлсон: Фу! Наконец-то я отдышался, мне стало легче. Я пока к вам летел, даже стихи сочинил. Вот послушайте!
Кто от пыли задохнулся,
Едким дымом поперхнулся,
Будем кашлять и хрипеть
И совсем не сможет петь.
Не помогут ни варенье,
Ни конфеты, ни печенье.
Ох, и попал я в историю! У меня сломался моторчик. Я полетел на СТО. Вы знаете, что это такое? Да, это станция технического обслуживания; думал, что там мне его починят.
Смотрю, а там море машин! Там я и начал задыхаться! От чего, как вы думаете?
Дети отвечают: Правильно!
Кое-как отдышался, я лечу к вам, и тут свалка мусора, а от неё такой удушливый запах идет! Думал, не долечу!
Где вы видели такие свалки? Дети отвечают.
Малыш: Что же нам делать, Карлсон? Чем же нам дышать?
Карлсон: Я придумал уже! Надо сделать огромный пылесос и отсасывать пыль и сажу из труб.
Малыш: Я тебя огорчу, Карлсон. Такие пылесосы уже придумали. Только не все ими пользуются.
Карлсон: Как же мне теперь быть?
Малыш: Мы придумали и, приготовили тебе подарок. Смотри! Это – противогаз!
Карлсон: Какое смешное слово! А почему он так называется?
Дети отвечают.
(Карлсон надевает противогаз)
- Что же, мне теперь всё время так ходить?
Малыш: Карлсон! Мы еще вот чем можем тебе помочь! Посадить деревья.
Они будут очищать воздух как пылесос. И ты никогда не будешь чихать и кашлять! Посадим, ребята?
Карлсон: Спасибо вам, ребята! Вы – настоящие друзья. А теперь мне пора! До свидания!
Ведущий: Ребята! Чтобы сохранить природу, вам надо запомнить простые правила:
(На экране в форме запрещающих дорожных знаков правила)(слайд № )
1 ученик: Не срывайте цветов! Пусть красота растения остаются в природе!
2 ученик: Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
3 ученик: Не ловите диких животных и не уносите их домой!
4 ученик: Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
5 ученик: Не забивайте лягушек и жаб!
6 ученик: Не разоряйте птичьих гнезд!
7 ученик: Не оставляйте после себя мусор в лесу, на лугу, на берегу водоёма!
(слайд № )
Дерево, цветок, трава и птица.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
1й-Смотрю на глобус- шар земной,
И вдруг вздохнул он ,как живой.
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги…!
2й-В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники…
Ты береги нас, береги…!
3й-Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги…!
4й-Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим- не солги…
Ты береги нас, береги…!
5й-Смотрю на глобус-
шар земной- такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
«Не солгу, я сберегу вас, сберегу…!»
(поют песню «Просьба») (слайд № )
6й-Берегите Землю! Берегите…
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке- солнечные блики,
На камнях- играющего краба,
Над пустыней – тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите,
«Берегите ,берегите!...»
(читают уч-ся 1-3 кл.)
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!
2 чтец: Прекрасна, прекрасна
Родная земля.
Прекраснее мне не найти
Никогда!
Зеленые долы, леса и поля,
И синяя в море вода.
3 чтец: Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь –
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут –
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету!
Ведь другой на свете нету!
:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка скромница
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З. Александрова
Сидит на ромашке смешная букашка,
Сидит и вздыхает она от тоски.
Никак, ну, никак она не сосчитает
Ромашкины беленькие лепестки.
Весь день сосчитать их бедняга не может,
Но кто же, ну кто же букашке поможет?
Всем известно, что жуки
Жужжат с досады и тоски,
Но в кругу друзей жуки
Чудаки и добряки.
Я дружу с одним жуком,
Я с ним третий год знаком.
Это счастье, если жук
И тебе не враг, а друг!
К. Забойский
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц к морозу
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
Все-все
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки
Не лучшие делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
Кому, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зеленая роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочек сачка.
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Все, что зовется
Родиной твоей.
Все вместе заканчивают мероприятие такими стихами:
Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте, люди,
Любить планету
Во всей вселенной
Похожей нету!
И. Мазин
Все вместе: Берегите природу! Берегите наш дом – Земля!(слайд № )
Все участники мероприятия исполняют песню “Ты – человек” (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)
(На экране демонстрируются кадры из жизни школы: высаживание рассады на цветники)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.