Образовательная организация МБОУ «Ялтинская средняя школа № 4» МО ГО Ялта РК
Методическая разработка воспитательного мероприятия для обучающихся начальной школы на тему:
Праздник «Дорогою добра К.Д. Ушинского»,
посвящённый 200- летию со дня рождения
К.Д. Ушинского»
Автор: Канишева Марианна Александровна,
кандидат педагогических наук,
учитель-методист, учитель начальных классов,
МБОУ «Ялтинская средняя школа № 4» МО ГО Ялта РК
2023 год
1. Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление. «За просветительскую деятельность в школе». «Лучший материал, посвященный проведению Года педагога и наставника»
1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия.
Методическая разработка воспитательного мероприятия для обучающихся начальной школы на тему: Праздник «Дорогою добра К.Д. Ушинского», посвящённый 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского»
1.3. Актуальность и обоснование выбора темы.
2023 год объявлен Годом педагога и наставника, что свидетельствует о высоком статусе учителя в нашей стране. Год педагога и наставника, приурочен к юбилею К. Д. Ушинского. В 2023 году исполняется 200 лет со дня его рождения. Ушинский - как основатель педагогики знаменит, как в русской, так и в мировой педагогике. Методическая разработка воспитательного мероприятия для обучающихся начальной школы на тему: Праздник «Дорогою добра К.Д. Ушинского», посвящён 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. К. Д. Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно значительное событие в детской жизни, и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника …. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники......» [4].
В России утверждена «Стратегия развития воспитания», которая рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы. Главной целью озвученной концепции является определить принципы, пути развития и воспитания высоконравственной личности. Согласно ей деятельность школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина [8]. В книге Амонашвили Шалвы Александровича «Педагогические притчи (сборник)» [1], есть его притча «Божественная Педагогика». «Объявил Царь царей конкурс на божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох. Сказал им Царь царей: Достопочтенные мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о главной цели и о главных методах воспитания. Поклонился Царю царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнес: В основе моей педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра». Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека. Методы мои – народность, общественное воспитание, жизнь и устремленность. Царь царей торжественно произнёс: - Признаю твою Педагогику Божественной!» [1]. Эта притча легла в основу названия нашего праздника «Дорогою добра К.Д. Ушинского», посвящённый 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского». Исходя из того, что праздник включает в себя стихи, то при подготовке сценария я была очень удивлена, т.к. не нашла не одного стихотворения о К.Д. Ушинском. Я не поэт, но я взяла на себя смелость создать сценарий праздника о К.Д. Ушинском в стихотворной форме, так как я очень хорошо знакома с жизнью, деятельностью и творчеством великого русского педагога К.Д. Ушинского. Пройдя путь с 1983 года от пионерской вожатой, учителя начальных классов и воспитателя ГПД, педагога организатора по совместительству, заместителя директора по воспитательной работе и начальным классам. В 2000 году заняла 1 место во всеукраинском конкурсе «Лучший классный руководитель. Шаг в 21 век». 8 лет была директором школы, а 2008 году ушла в КГУ преподавателем педагогики, истории педагогики, методики воспитательной работы и др., была куратором группы и заместителем декана по воспитательной работе, а в 2011 году защитила диссертацию по истории педагогики «Развитие начального образования в Крыму (конец XIX - начало ХХ столетия)», имею личную монографию, две коллективных и более 100 научных статей. Сценарий праздника о К.Д. Ушинском в стихотворной форме мне дался нелегко, но я понимала каким он должен быть. Сейчас я на пенсии, но из-за нехватки учителя начальных классов работаю в школе и веду 1 класс. Праздник мы подготовили и провели в день рождения К.Д. Ушинского - 2 марта (19 февраля по старому стилю). Хочу отметить, что не только дети, но и многие учителя не знают, о том, что всеми любимые русские народные сказки дошли до нас благодаря пересказу К.Д. Ушинским в его «Родном слове», что основоположником методики преподавания в начальной школе является К.Д. Ушинский. В связи с этим считаю, что данное воспитательное мероприятие на современном этапе очень актуально и служит повышению престижа и популяризации учительской профессии через знания обучающихся о жизни, деятельности и творчестве великого русского педагога К.Д. Ушинского.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность):
Воспитательная работа в начальной школе ведётся по плану воспитательной работы школы и моему авторскому долгосрочному педагогическому проекту «Дорогою добра К.Д. Ушинского», посвящённый 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского» (январь-май 2023 г.), который входит в план воспитательной работы моего класса, а представленный на конкурс праздник входит в план данного проекта. Методическая разработка воспитательного мероприятия Праздник «Дорогою добра К.Д. Ушинского», посвящённый 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского» имеет особое значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя, так как 2023 год педагога и наставника приурочен к юбилею К. Д. Ушинского. В 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения К. Д. Ушинского – одного из основателей российской педагогики. Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. Мероприятие относится к циклу мероприятий и классных часов «Великие люди России» и «Разговоры о важном».
Педагогический
проект «Дорогою
добра К.Д. Ушинского», посвящён 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского» и направлен на повышение престижа
учительской профессии через знания обучающихся о жизни и деятельности великого
русского педагога К.Д. Ушинского;
знакомство. закрепление и обобщение знании детей
о творчестве К.Д. Ушинского; развитие духовно-нравственного
воспитания младших школьников.
Ведущие ценности проекта – патриотизм, развитие
духовно-нравственных качеств, уважение к национальным традициям, активная
жизненная позиция, развития творческих способностей обучающихся.
При реализации данного проекта используются следующие формы и мероприятия по развитию у детей культурной и читательской компетентности, культуры речевого поведения, привития любви к чтению:
1. Проведение классных часов, «Разговоры о важном», создание презентации о жизни, деятельности и творчеству К.Д. Ушинского.
2. Чтение рассказов К. Д. Ушинского (ежедневное пятиминутное чтение на уроках литературного чтения по расписанию 4 раза в неделю).
3. Проведение познавательных часов, праздников, литературных викторин, КВНов, квестов, «Литературных гостиных» по произведениям К.Д. Ушинского по темам.
4. Проведение интегрированных уроков, уроков литературного чтения и русского языка, внеклассного чтения в ГПД, итоговой комплексной контрольной работы за 1 класс по теме «Дети в роще» К. Ушинского.
5. Проведение «Театральных гостиных». Инсценировка сказок и рассказов К.Д. Ушинского. Театрализованная деятельность по произведениям К.Д. Ушинского.
6. Занятие по внеурочной деятельности - «функциональная грамотность» и «работа с текстом» по сказкам К.Д. Ушинского опираясь на текст.
7. Ведение читательского дневника, где записываются прочитанные произведениям К. Д. Ушинского, их краткое содержание и основная мысль.
8. Использование мнемотехники при изучении произведений К. Д. Ушинского. Составление мнемотаблиц по произведениям К. Д. Ушинского.
9. Экскурсии в школьную библиотеку и проведение библиотечных часов.
10.Оформление книжных выставок, рассматривание иллюстраций, прослушивание песен о России и песен из «Родного слова» К.Д. Ушинского
11.Выставки рисунков и поделок по прочитанным произведениям К.Д. Ушинского.
12. Ведение «Дневника добрых дел» каждый день.
13. Конкурсы на лучший синквейн по рассказам К.Д. Ушинского.
14. Просмотр видео обзоров и презентаций о жизни, деятельности и творчестве К. Д. Ушинского.
15. Просмотр мультфильмов, видео обзоров и презентаций по произведениям К.Д. Ушинского. 16. Литературные квест-игры и литературная квест-экскурсия в музей «Поляна сказок» Тема «В поисках сказок К.Д. Ушинского».
Материалы по моему педагогическому проекту «Дорогою добра К.Д. Ушинского» можно посмотреть на моих учительских сайтах: 1) ИНФОУРОК
https://infourok.ru/user/kanisheva-marianna-aleksandroana/material 2) ЗНАНИО
https://znanio.ru/person/z55428781
1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса): обучающиеся начальной школы МБОУ "Ялтинская средняя школа № 4" МО ГО Ялта РК.
1.6. Цель: повышение престижа учительской профессии через знания обучающихся о жизни и деятельности великого русского педагога К.Д. Ушинского; закрепить и обобщить знания детей о творчестве К.Д. Ушинского; составить кластер и определить ключевые понятия на тему «Кем был К.Д. Ушинский»; выяснить его роль в педагогике и общественной жизни нашего государства; определить, когда в течении всего года мы говорим о К.Д. Ушинском и какие международные и отечественные праздники связанные с его именем; воспитание морально-нравственных качеств и формирование активной жизненной позиции; введение детей в мир человеческих отношений, духовно-нравственных ценностей, воспитание доброты и душевной чуткости.
1.7. Задачи:
воспитательные – сформировать представления о праздничной культуре, воспитание интереса к миру детской художественной литературы, жизни и деятельности К. Д. Ушинского; воспитание любви и уважения к творчеству писателя и к своей Родине; воспитывать желания и умения работать в детском коллективе, договариваться, проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности; продолжить работу по формированию у детей бережного отношения к природе, духовно-нравственных понятий, воспитывать доброту, душевную чуткость; воспитывать читателя, способного испытывать сострадания и сочувствие к героям книги.
развивающие – развития творческих способностей обучающихся; гармоническое развитие личностных качеств ребёнка при подготовке к выступлению, расширить кругозор, развивать интеллект, создать условий для самореализации; развивать память, образное и логическое мышление, творческие способности; развивать речь;
коммуникативные – объединение детей в коллектив, общение между младшими школьниками при подготовке праздника, организация творческого сотрудничества в детском коллективе;
эстетические – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;
просветительские (информационные) – развитие интереса к окружающей действительности, к чтению и к фильмам;
развлекательные – создание благоприятной, творческой атмосферы при подготовке и проведении праздника;
обучающие – при подготовке к празднику разучивать с детьми сценические движения, проводить вокальные и танцевальные репетиции, упражнения для дикции, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения работа над декорациями;
релаксационные – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью танцев и игры [6].
1.8. Планируемые результаты воспитательного мероприятия: повышение престижа учительской профессии через знания обучающихся о жизни и деятельности великого русского педагога К.Д. Ушинского; организация праздника по технологии коллективного творческого воспитания И.П. Иванова; использование системно-деятельностного подхода использованием и технологии критического мышления в проведении праздника, посвящённого 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского; создание условий для творческого, интеллектуального самовыражения школьников, развития коммуникативной культуры школьников; расширить, закрепить и обобщить знания обучающихся о творчестве К.Д. Ушинского; воспитание морально-нравственных качеств и формирование активной жизненной позиции; введение детей в мир человеческих отношений, духовно-нравственных ценностей, воспитание доброты и душевной чуткости; развития творческих способностей обучающихся.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Форма проведения воспитательного мероприятия - мемориальный праздник. Мемориальные праздники связаны с жизнью и творчеством великих русских деятелей - поэтов и писателей, художников и композиторов. В данном случае, наш мемориальный праздник «Дорогою добра К.Д. Ушинского» посвящён 200-летию со дня рождения великого русского педагога К.Д. Ушинского. Так как, Мемориальный праздник являются не только действенным средством идейно-эстетического воспитания, но и фактором проявления гражданственности в бережном отношении к нашему историческому творческому потенциалу, чествованию юбиляра [9], в данном случае - великого русского педагога К.Д. Ушинского, служат повышению престижа учительской профессии, в данном случае через знания обучающихся о жизни, деятельности и творчестве великого русского педагога К.Д. Ушинского, наш выбор пал именно на эту форму проведения воспитательного мероприятия, при этом мы применили системно-деятельностного подход и технологию критического мышления. При подготовке к празднику нами использовалась одна из эффективных форм организации работы по празднованию мемориальных праздников - коллективная творческая деятельность - технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова [7]. Художественное содержание праздника воплощается в музыке, в песне, в танцах, в моих авторских стихах. 1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов: Внеклассное мероприятие - праздник «Дорогою добра К.Д. Ушинского» посвящён 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского разработан с использованием системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления. Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств. В работе использованы такие методические приемы развития критического мышления – кластер, ключевые понятия и синквейн [5]. В течении всего праздника мы составляем кластер и определяем ключевые понятия на тему «Кем был К.Д. Ушинский», выясняем его роль в педагогике и общественной жизни нашего государства, определяем, когда в течении всего года мы говорим о К.Д. Ушинском и называем международные и отечественные праздники, связанные с его именем. Подготовка праздника проводилась по технологии коллективного творческого воспитания И. П. Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. КТД - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями. КТД - творческое, потому что, планируется и осуществляется задуманное классным руководителем совместно с детьми. Коллективно ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач для развития творческих способностей обучающихся [7].
1. Методы формирования сознания: метод примера, рассказ, беседа, проблемный диалог, метод внушение. Метод примера - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и жизненного факта, личности. Метод внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов. В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии, т.к. сильные совместные и положительные эмоции являются воспитывающей силой.
2.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: создание
воспитывающих ситуаций, общественное мнение, поручение, требований. Эти методы
реализуют принцип воспитания в деятельности. Методы воспитывающих
ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные
учителем для детей условия. 3.
Метод музыкального
воспитания - способ
взаимосвязанной деятельности
педагога и детей, направленный на достижение результата
по развитию
музыкальных способностей, формированию основ
музыкальной культуры.
4. Методы стимулирования поведения: используются инновационные методы и приемы мотивации, стимулирования активности и самоорганизации обучающихся.
5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы), анализ результатов деятельности [2].
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Кадровые ресурсы: учителя начальных классов, а также по возможности – учитель музыки и педагог-библиотекарь. К подготовке и проведению воспитательного мероприятия привлекаются родители (законные представители) и члены семей обучающихся. Методические ресурсы: собственная разработка сценария праздника «Дорогою добра К.Д. Ушинского» посвящён 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского» в стихотворной форме собственного сочинения. Для подготовки и проведения воспитательного мероприятия использовался широкий спектр возможностей современных информационных ресурсов, в том числе школьная и городская библиотеки для создания выставки произведений К.Д. Ушинского.
1.12. Материально-технические, информационные ресурсы:
Материально-технические ресурсы представлены наличием ноутбука, микрофонов, колонок, проектора, интерактивной доски, наглядного материала (портрет К.Д. Ушинского, книги для оформления выставки произведений К.Д. Ушинского, стенды для выставки рисунков и поделок).
Одним из основных источников получения информации является интернет, где мы находили фонограммы песен, танцев, музыкального фона для праздника и необходимый информационный материал.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия:
Предварительная работа. На этом этапе проводилась коллективная подготовка праздника по технологии коллективного творческого воспитания И. П. Иванова. КТД – коллективное творческое дело, когда дети вместе с классным руководителем и родителями планируют и осуществляют задуманное дело вместе. Классный руководитель - организатор праздника совместно с детьми и родителями обсуждают тему праздника и форму проведения, определяют место и время проведения; обдумывают особенности сценария, определяют, кто и какую роль будет играть; распределяет всех участников праздника по группам и за каждой группой закрепляет выполняемый участок, выбирают ответственных детей и родителей, которые будут отвечать за выполняемый участок[9]. Хорошо использовать метод «мозгового штурма» - когда высказываются все идеи по различным направлениям, связанным с подготовкой праздника, и с помощью технологии ментальной карты фиксируются. Обязательное обсуждение праздника с родителями (родительским комитетом) по оформлению зала, приобретение подарков и необходимых костюмов, а также участие родителей в качестве технической поддержки. Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы и музыкального сопровождения. Подготовка идёт по плану А) Написание сценария праздника. Б) Подбор музыкальных произведений к сценарию. В) Разучивание песен и танцев. Г) Репетиции. Очень важно поддерживать интерес детей к выполняемому делу. Каждый участник праздника должен чувствовать себя нужным, востребованным и интересным другим. Каждый должен иметь возможность проявить свои способности, высказать свою точку зрения, внести свою лепту в подготовку праздника [2]. Сценарий праздника был написан с учётом возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся класса и максимальным охватом всех детей. Каждый ребёнок получил по 2 маленьких стихотворения и участвовал во всех музыкальных номерах.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Проведение воспитательного мероприятия. Классный руководитель в течении праздника направляет и регулирует настроение детей. Никогда не надо бояться ошибок, допущенных детьми. Ведь на ошибках учатся. Праздник закончится вручением книг и флэшмобом. Вторая часть праздника - квест проводится во второй половине дня в ГПД. (Приложение - презентация квеста).
Сценарий праздника «Дорогою добра К.Д. Ушинского», посвящённый 200- летию со дня рождения К.Д. Ушинского»
Ход праздника 1. Организационный момент. Дети выходят на сцену и исполняют песню «Мы первоклашки».
1. Вводная часть.
Учитель. Президент России Владимир Путин на конкурсе «Учитель года России» сказал – «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога». Он подчеркнул, что именно от учителей зависит будущее нашей страны. Этот 2023 год в России – это Год педагога и наставника. Именно предстоящее 200-летие Ушинского сыграло решающую роль в принятии решения посвятить 2023-й учителям и воспитателям[10]. Сегодня у нас с вами большой праздник – 2 марта День рождения Константина Дмитриевича Ушинского - 200-лет со дня его рождения.
2.Основная часть.
Все дети говорят:
Отмечает вся Земля
в этот день весенний -
день рождения Ушинского -
великого учителя.
Ученик 1. Ушинский! Вы слава России,
Ваш подвиг не будет забыт!
Хранить традиции отцов,
По книгам вы своим учили.
Ученик 2. Вы открывали мир познаний
Всем поколениям страны.
Ваше высокое призванье –
Любовь к Отчизне сохранить!
Дети исполняют песню «Гимн Ушинскому» (переделана мною на песню «Ода учителю»)
1.Мы с именем вашим знакомы с пелёнок.
Вас знает и взрослый, и каждый ребенок.
Нет, Вы - не герой, не артист, не правитель,
А наш знаменный, великий Учитель.
Припев:
Вы - наших сердец - родной воспитатель,
Вы наш наставник, учёный и преподаватель!
Вы – главный герой педагогики-главный учитель,
Наш просветитель и всеми любимый УЧИТЕЛЬ!
2. Вы - наша опора, Вы - наша святыня,
И нам не забыть Ваше славное имя.
Вы – главный герой педагогики нашей
Наш строгий, для всех справедливый Ушинский.
Припев.
3. Ушинского знают, Ушинского помнят.
Он нёс народу мудрость, свет и знанья.
Ничто не заставило Вас встать на колени.
Наш знаменный, великий Учитель -Ушинский.
Учитель. Я расскажу сегодня вам ребята
Как 200 лет тому назад
На Украине появился мальчик –
Светило в будущем, великий педагог,
Писатель и наставник своих учеников.
Создатель педагогики России,
Учитель всех учителей!
Его сегодня знают во всем мире,
Его труды во славу нашей Родины - России!
Мы будем помнить и читать!
Ученик 3. Мечтал Ушинский
Больше пользы принести Отечеству.
И эта цель его единственной была.
Всю жизнь он направлял свои способности
На благо Родины своей.
Ученик 4. Он объехал всю Европу
Чтобы наконец понять
Что в России надо сделать
Чтобы детям нравилось читать.
Ученик 5. Если б не было Ушинского,
До сих пор бы детвора
С ужасом ходила в школу.
До него в российских школах
Главной - «страха педагогика» была.
Ученик 6. На Руси учили дети
Аз и Буки, Веди и Глаголь
Их они твердили громко целый день
Изо дня в день.
А учитель для науки их порол.
Поддержанием дисциплины
Многие века служили «кнут и пряник».
Так с трудом училась в школах наши дети.
Ученик 7. Он мечтал создать учебник
Интересный для детей
чтобы дети захотели
по нему узнать весь мир.
Учиться детям стало легче
Благодаря созданию Родного слова.
Ученик 8. Уж больше 150 лет
Все дети нашей Родины - России
Идут дорогою добра,
Что проложил нам великий учитель.
Учитель. Дорогие дети, сегодня мы говорим о жизни и творчестве Константина Дмитриевича Ушинского. В русской и мировой педагогике имя К. Д. Ушинского занимает особое и значительное место.
Учитель. О том, как жил этот великий человек, кто были его родители, чем он занимался по жизни, мы узнаем из фильма. Внимание на экран. Просмотр видеообзора Константин Ушинский https://www.youtube.com/watch?v=ivA2eCUXIvg Учитель. Дорогие дети, о Константине Дмитриевиче Ушинском, основателе русской педагогики, мы вспоминаем и будем вспоминать как в течение всего этого года, так и в последующие года. Ведь память о нём не умрёт никогда! Давайте совершим путешествие по календарю, узнаём о жизни, деятельности и творчестве К.Д. Ушинского, составим кластер и определим ключевые понятия на тему «Кем был Константин Дмитриевич Ушинский», выясним о его роль в педагогике и жизни нашей страны, определим, когда в течении всего года мы говорим о К.Д. Ушинском и назовём международные и отечественные праздники, связанные с его именем.
Учитель. 17 января - Международный день наставничества. Наставник — это человек, который не только нас чему-то научил, но и оказал существенное влияние на наше мировоззрение, сыграл значимую роль в нашей жизни: поддержал, защитил, помог найти себя и выбрать свой путь. Как известно, К.Д. Ушинский был великим наставником для тысячи учителей, студентов и детей. Значит он кто? НАСТАВНИК Ученик 9. Наставником он был –
Учителей, студентов и детей.
Ушинский искренно уверен был,
Что доброта сумеет мир спасти!
Дети исполняют песню «Лишь доброта сумеет мир спасти» Автор: Д.Дунаев Т.Белова
Ученик 10. Великий педагог, наставник и учитель-
Таким Ушинского запомнила Россия.
Его знания помогали в работе
Студентам, детям и учителям.
Он
великий учёный, традиций хранитель!
Его опыт с каждым годом всё ценней.
Учитель. 25 января - День студента. Ушинский преподавал в Гатчинском сиротском институте, в Смольном институте благородных девиц в Петербурге и др. Он прилагал много усилий, чтобы сделать жизнь студентов лучше. В День студента вспоминают прогрессивные идеи Ушинского. Педагог (от древнегреческого "ведущий детей") – это специально подготовленный человек, деятельность которого направлена на обучение и воспитание детей. Также этим термином называют ученого, который работает над проблемами развития педагогики как науки. Значит он кто? ПЕДАГОГ
Ученик 11. Ушинский утверждал, что -
«Педагогика не наука, а искусство –
самое обширное и сложное,
самое высокое и важное
Самое необходимое из всех искусств».
Ученик 12. Педагогика – главное дело его жизни.
И в ней Ушинский заложил такие мысли:
Что воспитание должно
Сознание просветить,
Дорогою добра должны мы все идти.
Учитель. В 2023 году исполняется 80 лет Неделе детской книги, которая будет проходить с 23 по 31 марта 2023 года. Неделя детской книги – это праздник, который объединяет всех, кто искренне любит читать. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его книги – это кладезь мудрости и доброты. Живое и образное повествование в рассказах, сказках Ушинского таит мудрость, слагаемую веками, знакомит с бытом и укладом народа, здесь добро всегда побеждает зло. Эти произведения открывают самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Счастливым может быть только добрый, честный и трудолюбивый человек. Цель его книги «Детский мир и хрестоматия» (1861) - дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет их развитию. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики» [4].
Ученик 13. «Детский мир» не похож на прежние учебники. В нём было всё понятно, интересно и доступно. «Детский мир» начнёшь читать -не оторвёшься. Так хочется скорей узнать, Про что написано на следующей странице.
2 апреля - Международный день детской книги. Рассказ Ушинского «О человеке» начинается словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце — напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой - свободной, разумной и бессмертной, желающей добра» [3]. К,Д, Ушинский писал произведения для детей. Значит он кто? ПИСАТЕЛЬ «Родное слов» - книга К,Д, Ушинского, является художественной энциклопедией. В первой части «Родного слова»: 19 сказок, 30 загадок, 123 пословицы и поговорки, 13 прибауток и скороговорок, 14 песенок и потешек, 14 стихов разных поэтов, 43 рассказа и статьи, написанные и переработанные К.Д. Ушинским [4].
Ученик 13. Он собрал загадки, сказки,
Поговорки и стишки,
Он создал Родное Слово -
Мудрость нашего народа
Наконец-то наши дети
Прочитать легко смогли.
Ученик 14. Родное слово – азбука и кладезь
Нашего родного языка.
В нем поговорок много и пословиц, Загадок для развития ума.
Народные потешки, прибаутки,
Дразнилки и частушки всё найдёшь.
Дети исполняют песню - танец "Что такое доброта"
Учитель. 6 апреля – День русской народной сказки. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, древнейших жанров традиционного русского фольклора. К. Д. Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни». Украинская сказка «Курочка ряба» или про курочку-пеструшку (рябу курку), была переведена К.Д. Ушинским на русский язык, и сейчас многие считают эту сказку русской народной. На известных фольклорных сюжетах построены такие сказки Ушинского, как «Сивка-бурка», «Мена», «Гуси-лебеди», «Вареный топор», «Журавль и Цапля», «Плутишка-кот», «Как аукнется, так и откликнется», «Никита Кожемяка», «Змей и Цыган» [4]. Следовательно, мы можем сказать, что К. Д. Ушинский был кто? СКАЗОЧНИК. Сказочник - термин, употребляемый русской наукой: 1) для обозначения людей, просто знающих и рассказывающих сказки; 2) для обозначения одаренных знатоков и исполнителей сказок, мастеров жанра. К,Д, Ушинский писал сказки и пересказал русские и украинские народные сказки для детей. Значит он кто? СКАЗОЧНИК
Ученик 15. Про курочку Рябу и Колобка,
Сестрицу и братца Иванушку.
Любимые сказки всей детворы
Дошли до нас благодаря Ушинскому.
Ученик 16. Если б не было Ушинского,
Не узнала б детвора
Сказок добрых поучительных,
И рассказов вразумительных,
Басен, притч и песенок весёлых.
Учим всё сегодня с радостью мы в школе!
Он учитель с буквы большой!
Учитель. 24 мая - День славянской письменности и культуры. Ушинский был одним из сильнейших преподавателей русской словесности в России XIX века. Как Кирилл и Мефодий он был просветителем Русского народа. Значит он кто? ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Ученик 17. Если б не было доброго сердца Ушинского
Не был мир, окружающий нас так удивителен.
Ушинский принимал за счастье - быть полезным людям,
Учить и просвещать - великий наш народ!
Ученик 18. Он нёс народу мудрость, свет и знанья.
Он в педагогику России внёс прогресс!
Бессмертные его идеи о воспитании и обучении
Созвучны жизни и сейчас.
Ведь неизменными являются добра законы и законы божии.
Поэтому Ушинского мы не забудем никогда!
А главным уроком в школе считал он урок Добра! 6. Дети исполняют «Песню о доброте»
Учитель. 1 июня - День защиты детей. Ушинский знаменит своими книгами о воспитании детей [3]. Значит он кто? ВОСПИТАТЕЛЬ
Ученик 19. Ушинского мы спросим
Как учить детей нам в школе.
Он на всё ответы даст!
Вы дидактику возьмите -
И внимательно прочтите.
И тогда всей детворе
В школе будет интересно
Как читать, так и писать –
И крепкие знания всем получать!
Ученик 20. Он дал ученью свет,
И сделал обучение доступным.
Учиться стало детям интересно
И в школах зазвучал повсюду смех.
Дети исполняют танец «Недетское время»
Учитель. 16 июля – Единый день фольклора. В России, в 2023 году появится новый праздник «Единый день фольклора». Фольклор в переводе с английского, «народная мудрость» ‒ это русские народные сказки, песни, частушки, танцы, потешки, поговорки, прибаутки дразнилки – это устное народное творчество. А народное творчество живет вечно! Фольклорист — это специалист, ученый, изучающий народное творчество. К,Д, Ушинский был специалист и ученый, изучающий народное творчество. Значит К,Д, Ушинский кто? ФОЛЬКЛОРИСТ
Ученик 21.
О животных и о птицах,
О явлениях природы,
Детям он писал о детях,
Об их играх и занятиях.
Открывал он детям тайны,
Тайны мира и природы.
Ученик 22.
А сказки просто чудо из чудес,
Рассказы нас добрее быть научат.
А песни поведут дорогою добра!
Ведь дети хорошо должны освоить - родную речь.
Они должны почувствовать,
Понять народа мудрость.
Ученик 23.
Пересказал он нам былины русские
Узнали мы про подвиги богатырей.
А басни нас его умнее быть научат
И стать мудрее и добрей.
Ученик 24.
Знаток народной мудрости Ушинский был всегда. Он знание народное Нам передал в века. Он фольклорист великий –
Фольклора он знаток.
До здравствует Ушинский –
Великий педагог!
Учитель. 1 сентября - День знаний. Константин Ушинский стремился повысить доступность образования для всех слоев населения России. Причем главным фундаментом школы он считал начальную школу. В предисловии к книге «Детский мир и хрестоматия» (1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано «современной потребностью». Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Он создал русскую педагогику. Написал 6 томов об образовании и воспитании [3]. Ушинский учёный - автор научной педагогики в России. Значит он кто? УЧЁНЫЙ
Ученик 1. Учил Ушинский нас не загружать,
От легкого мы переходим к сложному.
Наглядно всё нам показать
И рассказать конкретно-образно.
Тогда мы сможем всё понять
И прочно всё усвоить.
Ученик 2. Осмысленность, основательность,
Прочность усвоения.
Вот его главное учение!
Дети должны понять, осмыслить,
Всё повторять и закреплять.
Ведь повторенье – мать ученья
И прочность знаний на всю жизнь.
Дети исполняют песню «Волшебник – недоучка». Учитель. 8 сентября - Международный день распространения грамотности. Константин Ушинский распространение грамотности считал жизненно необходимым для всех, включая крестьян и рабочих [3]. Он был сильным преподавателем русской словесности. Значит он кто? ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Ученик 3. Чтобы грамотными стать –
Надо грамотно писать,
Буквы все должны мы знать.
Ушинского изобретение -слоговое чтение.
Мы читали по слогам- всё понятно было нам.
Надо много нам читать чтобы многое узнать.
Мы теперь читаем смело
И с техникою чтения справляемся умело! Учитель. 3 октября - День учителя. Константин Дмитриевич основатель русской педагогики. Он начинал свою педагогическую деятельность с учителя. Значит он кто? УЧИТЕЛЬ
Ученик 4.
Он был учителем всех учителей,
Он составил учебники для всех детей.
Чтоб проще было им учиться.
Ученик 5.
Он сочинял рассказы для детей
Что близко детям знал из практики.
Учителем он был учителей
И вдохновлял любить свою работу.
Ученик 6.
Ушинского совет: «Учись учиться».
Мы исполняем каждый день.
Мы учимся всегда, везде и всюду.
И получаем знанья каждый день.
Нам знания по жизни помогают.
Без них нам не прожить никак.
Ученик 7.
Ушинского Наука вдохновляет
Учеников и их учителей.
Наука
лишней в жизни не бывает.
Огромный нужен труд ее узнать.
Ученик 8.
Как хорошо уметь читать, писать, считать
И тем гордиться.
И этому мы можем научиться
Благодаря наследию Ушинского!
Дети исполняют песню Доброта спасет мир
https://yandex.ru/video/preview/5401873667130432384
Ученик 9. Ушинский говорил:
«Читать еще не значит ничего,
А что читать и как понять прочитанное
Вот главное, в чем дело для учителя!».
Ученик
10.
Учить учиться и творить добро,
Через него добиться можно многого.
Через
добро получишь больше знаний,
иди всегда вперёд дорогою добра.
Ученик 11.
Ушинский учит нас любить животных.
Рассказы сказки песенки о них.
Читали мы с великим удовольствием
И стали больше понимать мы их!
Ученик 12. Он нас знакомит с Родиной,
С историей нашей любимой страны.
Ушинский учит Родину свою любить,
Отчизною своею дорожить.
Родителей он учит уважать
И никогда о них не забывать.
Ученик 13. А читали его книги
Много разных поколений
И нынешние школьники читают с увлечением.
Ученик 14. Сегодня скажем мы ему спасибо,
Ведь было бы грустно без его произведений.
И мы уверены друзья,
Что будут их читать, любить
Еще в дальнейших поколениях.
Ведь у людей всегда в почете будут
Труд, честность, знания и доброта.
Ученик 15. Он для Родины своей
сотворил не мало дел.
Он учебники писал,
К ним методику создал
Как учить?
Чему учить?
Родиной как дорожить?
Знать историю свою
И природу русскую.
Ученик 16. Чтобы многое знать,
Надо много читать
Хрестоматию Ушинского возьмем
И много интересного найдем.
Хрестоматия «Детский мир» является учебником для чтения на уроках русского языка в младших классах. Учебник состоит из двух частей. В «Детский мир» вошло 316 материалов, из которых 194 написал Ушинский [3].
Дети исполняют песню «АЗБУКА ЛЮБВИ И ДОБРА» Сл. и муз. Н. Тананко
Приезжая в Крым К.Д. Ушинский приезжал и в наш родной город Ялту. В Ялте он встретился с историком Н. И. Костомаровым. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Российского». Ушинский принялся горячо убеждать его написать ту часть «третьего года» обучения «Родного слова», которая посвящена истории нашей Родины, т.е. - написать отечественную историю для детей. По мнению Ушинского, этот труд наиболее подходил Костомарову как великому русскому историку. Доводы были настолько убедительны, что Костомаров дал свое согласие. Это очень обрадовало Ушинского, так как он верил теперь в осуществление своего «Родного слова» в той программе, как оно было задумано и изложено во II части его «Руководства к преподаванию по «Родному слову» [3].
Ученик 17. Ушинский часто был в Крыму.
В Бахчисарай он приезжал лечиться.
Учительские съезды Крыма посещал.
Но о любимом деле он не забывал
И школы разных типов проверял,
Ученик 18. Так в год последний - своей жизни,
На съезде крымских учителей
Эксперимент по Азбуке его
Был завершён с успехом и одобрен.
И в результате Азбуку Ушинского
Издали в Симферополе впервые.
А результатом очень был доволен.
Дети исполняют песню-танец «Большая Ялта»
Ученик 19. Россия. Родина. Отечество.
Узнали мы из букваря,
Что лучше нет на свете Родины, Чем наша Русская земля.
Ученик 20. Спасибо вам за все труды,
За ваши книги, буквари,
За то, что столько лет подряд,
За партой дети говорят:
«Россия – Родина моя! Мое отечество!
Тебя мы очень любим и тобой гордимся!»
Ученик 21. Вы России талант свой подарили,
Научили грамотно читать, писать,
Личность в каждом человеке ценили,
Мы всегда с благодарностью будем Вас вспоминать.
Ученик 22. Наставник, педагог, учитель.
России всей путеводитель!
Сегодня вся страна Вас вспоминает,
Труд Ваш благородный прославляет!
Ученик 23. Достойна чести и почета
Ваши ученья и работы.
Любить и помнить будут Вас всегда
И взрослые, и детвора!
Мы многое от вас узнали,
За это низкий вам поклон!
Ученик 24. И любовь, что в сердцах вы у нас оставили,
Мы пронесём и укрепим с годами,
И сколько бы не миновало лет
Вас будут помнить - каждый ученик,
Учителя, студенты и учёные.
Ученик 25. Идут года, бегут столетия,
Но не померкнет никогда
Звезда великого учителя,
Ушинский будет жив всегда!
Заключительная часть. Давайте подведём итог и ещё раз вспомним «Кем был Константин Дмитриевич Ушинский». Константин Дмитриевич Ушинский был ……..
.
Конкурс на лучший синквейн о К.Д. Ушинском.
Дети исполняют песню - танец «Учат в школе» -флэшмоб. ()https://www.youtube.com/watch?v=pKrBn9c_JMY
Праздник заканчивается вручением детям книг с произведениями К. Д. Ушинского.
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данная методическая разработка воспитательного мероприятия разработана для обучающихся начальной школы и посвящена 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского, как праздник «Дорогою добра К.Д. Ушинского», но может быть полезна как классным руководителям, так и педагогам организаторам, учителям, воспитателям ГПД и оздоровительных лагерей, педагогам дополнительного образования, методистам образовательных учереждений для организации работы с обучающимися по популяризация профессии учителя и наставничества в системе образования России, а также повышению престижа учительской профессии через знания обучающихся о жизни, деятельности и творчестве великого русского педагога К.Д. Ушинского. В ходе праздника дети узнают о жизни, деятельности и творчестве К.Д. Ушинского, составляют кластер и определяют ключевые понятия на тему «Кем был Константин Дмитриевич Ушинский», выясняют его роль в педагогике и общественной жизни нашего государства, определяют, когда в течении всего года мы говорим о К.Д. Ушинском и называют международные и отечественные праздники, связанные с его именем. Методические основания воспитательного мероприятия (цели, задачи, планируемые результаты, методы и др.) могут быть адаптированы для реализации в измененных условиях и использованы другими классными руководителями на мероприятиях связанных с именем К.Д. Ушинского. Материалы данной методическая разработка воспитательного мероприятия можно использовать как в начальной школе, так и в основной в день рождения К.Д. Ушинского, а также и в течение всего года на таких праздниках: 17 января - Международный день наставничества, 25 января - День студента, Неделе детской книги в конце марта, 2 апреля - Международный день детской книги, 6 апреля – День русской народной сказки, 24 мая - День славянской письменности и культуры, 1 июня - День защиты детей, 16 июля – Единый день фольклора, 1 сентября - День знаний, 8 сентября - Международный день распространения грамотности, 5 октября - День учителя. Методическая разработка обладает практической ценностью для совершенствования воспитательного процесса, решения новых задач воспитания и социализации обучающихся.
Список используемой литературы:
2. Бескоровайная Л. С. Подготовка праздников в начальной школе. В помощь учителю 1—4-х классов Издательство: Феникс Год: 2002. 3. Горячева И. А. Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики.2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Издательство «Артефакт», 2019. – 304 с. 3. К.Д. Ушинский «Моя система воспитания. О нравственности (сборник)»
4. К.Д. Ушинский – писатель и педагог. Идейно-тематическая и жанровая особенность книг К.Д. Ушинского для детей [электронный ресурс]. www.wearelinguists.narod.ru https://belbriz.ru/deti/analiz-proizvedeniy-dlya-detey-ushinskogo/?ysclid=lh4zugf5gw591870338 5.Методы и приемы технологии критического мышления [электронный ресурс]. www.wearelinguists.narod.ru https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/21/metody-i-priemy-tekhnologii 6. «Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике» [электронный ресурс] www.wearelinguists.narod.ru
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/22/metody-sredstva-i-formy-vospitaniya-v-sovremennoy-pedagogike 7.Методика И.П.Иванова [электронный ресурс] www.wearelinguists.narod.ru
. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/12/22/metodika-i-p-ivanova 8. ФГОС: Духовно-нравственное воспитание [электронный ресурс] www.wearelinguists.narod.ru https://rucheyok.ru/rebenok/vospitanie/fgos-duhovno-nravstvennoe-vospitanie 9. "Праздник как феномен культуры" - лекция по предмету "Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений" [электронный ресурс] www.wearelinguists.narod.ru https://infourok.ru/prazdnik-kak-fenomen-kultury-lekciya-po-predmetu-rezhissura-kulturno-massovyh-meropriyatij-i-teatralizovannyh-predstavlenij-5511538.html 10. 2023 год объявлен Годом педагога и наставника [электронный ресурс] www.wearelinguists.narod.ru https://akademia-pro.ru/sobytiya/2023-god-byavlen-godom-pedagoga-i-nastavnika/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.