Администрация Уйского муниципального района
МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида»
Методическая разработка воспитательного мероприятия
по тематическому направлению
«Приобщение к культурному наследию»
«Сказки входят в каждый дом»
Разработала:
учитель начальных классов
Ильина А.В.
с. Уйское
2020г.
Тематическое направление «Приобщение к культурному наследию»
Тема «Сказки входят в каждый дом»
Выбор направления и темы мероприятия обоснован требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а именно необходимостью обеспечения успешного установления и реализации социокультурных связей современного общества.
А также Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).
Одной из приоритетных проблем современного общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в настоящее время отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать, особенно это касается детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), познавательная деятельности которых характеризуются низким уровнем мотивации к обучению, им мало что интересно, они не посещают кружки и секции, не читают книг, а предпочитают пустое время препровождение. В связи с этим актуальность решения этой проблемы на сегодняшний день очевидна. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности.
Данное мероприятие ориентировано на детей младшего школьного возраста (3-4 классов) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для проведения мероприятия используется как материал учебной программы, так и из раздела «внеклассное чтение». Кроме того, при выборе материала для проведения данного мероприятия учитываются национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области.
Цель мероприятия: формирование интереса к чтению художественной литературы
Задачи:
Образовательная:
- обобщить и закрепить знания учащихся художественной литературы
- формировать навыки выполнения устных заданий
Развивающая:
- развивать память, логическое мышление, слуховое восприятие
- формирование коммуникативной компетенции через различные способы творческой деятельности учащихся
- развитие познавательной компетентности
-развитие умения держаться на сцене
Воспитательная:
-воспитывать чувство взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, любовь к литературе, в том числе и к зарубежной.
Мероприятие проводится в форме игры-путешествия. Обосновано это тем, что дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легче запоминают и воспроизводят материал, когда он преподносится в игровой форме, а именно с использованием элемента загадки, сюрприза, театрализации.
При проведении мероприятия используются педагогические технологиитакие как личностно-ориентированное обучение, элементы проблемного обучения и игровая технология.
Для достижения планируемых результатов использованы следующие методы и приёмы:словесные, наглядные и методы проблемного обучения.
Для проведения мероприятия требуется предварительная подготовка: распределение ролей, разучивание текстов детьми для театрализованного представления эпизодов произведений, составление презентации с наглядными материалами. Аудитория, в которой проводится мероприятие оформляется в соответствии с тематикой (элемент сказки, таинственности).
При подготовке и проведении мероприятия используются следующие ресурсы:
- материально-технические: компьютер, проектор, музыкальные колонки, костюмы героев произведений, атрибуты для представления;
- кадровые: на этапе подготовки воспитатели готовят театрализованные представления фрагментов произведений. Кроме того, к подготовке театрализованного представления совместно с родителями можно привлечь организации дополнительного образования и культуры. Ведущим данного мероприятия могут выступать как классный руководитель, так и учитель или педагог-библиотекарь;
- информационные: художественная литература, по материалам которой проводится мероприятие презентация для демонстрации наглядного материала.
Данную методическую разработку можно использовать в работе с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) младшего школьного возраста (3-4 классы), для закрепления учебного материала по предмету «Чтение и развитие речи», а также в рамках проведения тематических предметных недель, библиотечного часа.
Кроме того, методическую разработку можно использовать в работе библиотек, организаций дополнительного образования с учащимися младших классов общеобразовательных школ.
При составлении данной разработки использовался методический материал учителя МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида» Толстогузовой Нины Михайловны.
Ход мероприятия
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Примечание |
Скоморох: -
И так, друзья, начнем программу! |
|
Организационный момент слайд 1 |
Выходят две сказочницы: - Здравствуйте, дорогие гости! Низкий поклон, всем почёт и уважение. Я - Сказочница Марья: Я - Сказочница Дарья: |
|
Выходят ведущие (педагоги) в русских народных сарафанах костюмах (Марья, Дарья) |
Марья: Начинаем наше путешествие в Мир сказок. Поднимите руку те, кто любит сказки. Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. |
Поднимают руки |
|
Дарья: Волшебные, весёлые и даже страшные – сказки всегда интересны. Читаешь, бывало, или слушаешь – дух захватывает. В сказке всегда добро побеждает зло. Она учит отличать хорошее от плохого |
|
слайд 2
слайд 3 |
На фоне музыки Марья: - В некотором царстве, тридевятом государстве жили-были… сказки |
|
Звучит волшебная музыка |
Дарья: - А сказки-то те были не простые, а волшебные, в них всегда случались какие-нибудь чудеса. |
|
|
Марья: - Посмотрите вот сюда, что это за избушка? - Что нам нужно сказать, чтобы она к нам повернулась?
|
- Это избушка Бабы Яги. - Избушка, избушка, встань в лесу задом, ко мне передом (повторяют три раза) |
макет избушки на курьих ножках
(поворачивается)
|
Появляется баба Яга с метлой. Бегает по кругу и метлой метёт около ног детей – Чую, чую, человечьим духом пахнет. Здравствуйте, здравствуйте, мои конопатенькие. Чего притихли? Наверно, очень мне обрадовались. А кто я, хоть узнали? Правильно, Баба Яга. А откуда я? Тоже верно. А вы любите сказки? Много их знаете? Хорошо…. |
- Баба Яга! - Из сказки - Любим! -Знаем! |
слайд 4
|
Баба Яга: - Открою вам секрет: это ведь Василиса Премудрая послала меня к вам, чтоб я вас испытала, а если не понравитесь вы мне, тут уж мне и карты в руки: люблю я некоторых, ягодки мои, на лопату садить, да в печь высаживать…. – Посмотрим, как вы сможетеузнать одного забияку, которого я заколдовала за хвастовство и неуважение к старшим: прозвища он, видите ли, придумывает приличным людям. А задание таково: -нужно убирать по одному предмету, отгадывая его по моим историям и песням сказочных героев. |
|
Звучит волшебная музыка
|
Баба Яга: - Слушайте внимательно и правильно отвечайте За правильный ответ получаете «Привет»! Этот сказочный герой
– А какая вещь помогла Коту в сапогах совершить геройские поступки? |
-
- Кот в сапогах
- сапоги
|
Выходит «герой сказки» в костюме Карлсона, но с элементами костюмов других героев. Дети должны угадать героев и таким образом убираются лишние элементы одежды. слайд 5 «герой сказки» снимает сапоги |
Баба Яга: – И кто это у нас такой добрый, сладенькие мои? – Ну, а по какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? |
- Кот Леопольд
- по банту |
Звучит песня Кота Леопольда «Если добрый ты слайд 6 «герой сказки» снимает бант |
Баба Яга: - Из какой сказки эта песня? – И какой предмет здесь от Красной Шапочки? |
- песня про Красную шапочку - корзинка |
Звучит песня Красной Шапочки слайд 7 «герой сказки» убирает корзинку |
Баба Яга: - Уверенный в себе, хоть неумейка, И от природы он большой зазнайка, А ну-ка угадать его сумейте, Известен всем под именем… – А самая выдающаяся его часть одежды? |
- Незнайка - шляпа |
слайд 8 «герой сказки» снимает шляпу |
Баба Яга: – Какой герой спел про себя эту песню? – А чем Чебурашка знаменит?
|
- Чебурашка- своими большими ушами |
Звучит пеня Чебурашки слайд 9 «герой сказки» убирает большие уши |
Баба Яга: – Это из моего любимого…. Отвечайте, кто поет? – А что придает нам такое изящество и красоту?
|
- Бабки Ёжки
- большой нос |
Звучит куплет частушек от Бабок Ёжек из сказки «Летучий корабль» слайд 10 «герой сказки» убирает нос |
Баба Яга: – Так, и кто же это у нас получился?
С ним Малыш знаком давно,
– А чего не хватает Карлсону?
|
- Карлсон!
- пропеллера |
слайд 11 «герой сказки» прикрепляет пропеллер |
Баба Яга: – Да…а было лучше…. Ну да ладно, с этим испытанием вы справились, внимательные мои. Этак дальше пойдет, так я совсем голодная останусь…. - А ну-ка, яхонтовые мои, прислушайтесь |
|
|
Дарья: О
чем-то скрипит половица - Интересно. Кто тут разговаривает? |
|
слайд 12 Заранее приготовленная ширма, за ней дети читают загадки про героев бытовых сказок, а ребята должны отгадать Герои по очереди будут выходить в зал. |
Ребенок 1: - Ох, и хороша каша! Как бы сюда, да чуточку масла, было бы и вовсе объедение.
|
- «Каша из топора» |
слайд 13 Выходит герой в костюме солдата из сказки «Каша из топора» |
Ребенок 2: Русский парень из деревни
|
- Сказка «Сивка-Бурка»
|
слайд 14 Выходит герой в костюме Иванушки-дурочка солдата из сказки «Сивка-Бурка» |
Ребенок 3: Что за сказка: кошка, внучка, |
- Сказка «Репка» |
слайд 15 Выходит герой в костюме из сказки «Репка» |
Ребенок1: Барину - голову, барыне - гузку, сыновьям- ножки, крылышки - дочерям, а себе- всё туловище.
|
- «Как мужик гуся делил» |
слайд 16 Выходит герой в костюме мужика из сказки «Как мужик гуся делил» |
Ребенок 2: - Приехала я на зайце, одета в рыбацкую сеть, а в руках держу перепёлку. |
- «Дочь семилетка» |
слайд 17 Выходит герой в костюме Дочери-семилетки |
Ребенок 3: - Один глазок у неё спит, другой — смотрит; одно ушко у неё спит, другое — слушает |
«Алёнушкины сказки» |
слайд 18 Выходит герой в костюме Алёнушки |
Баба-Яга: - Молодцы ребятишки, все сказки угадали. Знать, не съесть мне сегодня никого, лучше сяду я рядом с вами, и тоже буду смотреть, и слушать. |
|
Баба Яга присаживается рядом со зрителями |
Марья: - А теперь я вам сказку расскажу, а вы попробуйте её угадать. Ребята слушайте внимательно. - Жила-была маленькая, девочка и звали её «Жёлтая Шапочка...». Хорошо! Пусть будет Красная Шапочка... - Мама позвала её однажды и говорит: «Послушай Зеленая Шапочка...»
- Да, да, Красная. «Пойди к тетушке Матрене и отнеси ей картофельную шелуху...»
|
- Не желтая, а Красная!
- Красная Шапочка! Нет! Мама сказала: «Сходи к бабушке и отнеси ей горшочек масла и пирожки!» |
|
Марья: - Ладно, пусть будет так. Девочка пошла в лес и встретила Жирафа.
И волк, спросил у неё: «Сколько будет шесть + пять?»
Правильно ребята, а Синяя Шапочка ответила.. |
- волка встретила
- Волк, спросил у нее: «Куда ты идешь?» - Красная! |
|
Марья: - Ребята, а где, красная? Хорошо ребята, молодцы.
|
2-3 ребенка выходят и показывают красную шапочку |
Марья показывает шапочки зеленую, желтую, синюю, розовую, оранжевую, красную слайд 19 |
Марья: - Так какую же сказку я вам рассказала?
- А кто ее написал? |
- «Красная Шапочка» - Шарль Перро. |
слайд 20 |
Дарья: Сказка, сказка, прибаутка. Рассказать её не шутка. Приготовьте глазки, ушки, - сказка начинается |
|
слайд 21 |
Марья: - О ком эта сказка? - Правильно, это сказка о животных, а какие сказки о животных вы ещё знаете?
|
- О животных
Дети называют сказки (Колобок, Заюшкина избушка и др.) |
Театрализованное представление сказки «Заячья капуста»
слайд 22
|
Дарья: - Молодцы вы дети, сказок много знаете, продолжайте их читать и рассказыватьсестрёнкам и братишкам.
|
- дети подпевают песню вместе с героями сказок |
Исполнение песни «Сказки гуляют по свету» слайд 23 |
Марья: - «Стали сказки жить-поживать и добра наживать...» |
|
Ведущие прощаются с детьми и уходят |
Дарья: - В добрый путь, ребятишки, до новых встреч в стране Сказок, Чудес и Волшебства! |
|
слайд 24 |
Баба Яга: - Не забывайте и про меня старушку, захаживайте в гости, новые сказки расскажете. |
|
слайд 25 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.