Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Щигровская детская школа искусств»
Методическая разработка
«Взаимосвязь технологии модульного обучения и ИКТ в учебном процессе ДШИ»
Подготовил: преподаватель отделения народных инструментов Ю. В. Шацкая
2022 г.
Слайд 1
Федеральные государственные требования, а также стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к музыкальному образованию, но и обновление информационно-образовательной среды образовательных учреждений.
Слайд 2
Наше время характеризуется заметными достижениями в преподавании музыкальных дисциплин. Появляются новые авторские методики, обобщается опыт выдающихся педагогов, переосмысливаются некоторые традиционные подходы к преподаванию. Более высокие требования предъявляются к качеству обучения и побуждают преподавателей искать более эффективные приёмы и способы приобщения детей к основам профессионального мастерства.
Одной из главных задач, стоящих перед преподавателями – преодолеть разрыв между художественными замыслами, интерпретаторскими намерениями учащегося и их техническими возможностями, которые подчас недостаточны для практической реализации этих замыслов и намерений. Поэтому основополагающая педагогическая цель: оптимизация процесса формирования двигательно-технических умений и навыков, определение современных педагогических подходов к решению этой проблемы.
Слайд 3
Совместное использование технологии модульного обучения и информационно-коммуникативных технологий помогает:
· содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
· рассмотреть и проанализировать применение мультимедиа-технологий в музыкальном образовании, взяв за пример их использование в учебном процессе.
Слайд 4
Практическим результатом работы стал анализ личного опыта в этой сфере.
Слайд 5
Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных.
Слайд 6
Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если учащийся выполняет задания с дозированной помощью учителя и одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т. п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам.
Слайд 7
(открытый урок чтение с листа Старых и Шилин).
Слайд 8
Формирование модуля – это очень сложная методическая работа. В модуле педагог определяет цели и задачи, продолжительность изучения модуля, подбирает учебный теоретический и музыкальный материал, продумывает последовательность изучения этого материала и мотивацию учения, прогнозирует результаты обучения по модулю, способы учебной деятельности, формы контроля и критерии оценки, рекомендации ученику.
Слайд 9
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения – это такое программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили название педагогических программных средств.
Слайд 10
Педагогическими программными средствами могут выступать:
- онлайн - уроки;
- контролирующие задания (тестовые и пр.);
- демонстрационные материалы (слайд - или видеофильмы);
- учебно-игровые и досуговые разработки (компьютерные игры).
Со всеми этими программными средствами мы столкнулись, работая на электронном обучении с применением дистанционных образовательных технологий. Вашему вниманию представляю видеоурок для самостоятельного изучения гаммы.
Слайд 11
(игра «Тренируем пальчики»)
Слайд 12
Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. Средства ИКТ позволяют визуализировать для детей изучаемые объекты, явления, моделировать процессы и ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, использовать средства, благодаря которым обучение осуществляется в игровой форме.
Слайд 13
По данным исследований психологов люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того, что они видят, слышат и делают одновременно. Необходимо напомнить о том, что: «Вижу, слышу, понимаю, исполняю, интерпретирую» - один из основополагающих принципов музыкального обучения и исполнительства на всех этапах обучения. Следовательно, использование ИКТ позволяет значительно улучшить качество знаний учащихся[1].
Перестройка учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс приводит к положительным эффектам. Так учащийся вооруженный дидактическими материалами и инструкциями, приобретают большую самостоятельность в освоении учебного предмета.
Слайд 14
Для работы по предмету «Музицирование» мной была разработана система, которая в форме игры помогает детям развивать гармонический и мелодический слух, осваивать различные ритмические рисунки, различать на слух лады мажор и минор и т.д. Сюда можно добавить любые игровые способы, которые будут развивать учеников, и помогать в работе педагогу.
Слайд 15
(видео Старых А.)
Слайд 16
(слайд ритмические упражнения)
Ученики со средними музыкальными способностям плохо запоминают ритмический рисунок мелодии.
Я в таких случаях, беру в работу с ними ритмические упражнения, которые ученики дома разбирают самостоятельно со счетом вслух, простукивают упражнения на столе ладошками, а потом повторяют на инструменте, используя любой звук.
Слайд 17
(видео из открытого урока)
Слайд 18
Введение модульной и информационно-коммуникативной технологий обучения в образовательный процесс необходимо осуществлять постепенно, сочетая с традиционной классно-урочной системой.
Слайд 19
Все вышесказанное может быть реализовано в системе образования ДШИ и в наиболее полном объеме отвечать цели обучения – развитию самостоятельной творческой личности учащихся.
Список литературы:
1. Захарова И. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. Заведений. - М.: “Академия”, 2008.
2. Настольная книга педагога дополнительного образования. УЦ «Перспектива». Москва 2012.
3. Новые информационные технологии в образовании. Ростов н/д.: Изд-во РГПУ, 1995.
4. Проблемы дидактики в образовательной области «Искусство», - М.: Издательский Дом РАО 2005.
5. Новые педагогические технологии М.1997.
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://www.pedm.ru/categories/3/articles/890
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.