Методическая разработка занятия .Тема: «Человек должен быть человечным»
Цель : подвести к пониманию ценности человеческой жизни
Задачи :
Образовательная: работа с основными понятиями: человек, человечность, гуманизм.
Развивающая: продолжение работы с глоссарием
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Ход занятия.
Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Тема сегодняшнего занятия « Человек должен быть человечным».
Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?
Экспресс-опрос
Опрос: Ответьте «да» или «нет». ( Игра « крестики – нолики»)
1. Человек – это биосоциальное существо (да)
2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)
3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)
4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)
5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)
6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека ( да)
7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение, эмоции(нет)
8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? ( да)
9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)
Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?
Ответы детей.
Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.
Приводят примеры.
Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?
Ответ: Жизненные обстоятельства.
На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного.
Как вы думаете люди между собой похожи?
Мы очень похожи у всех есть светлые и темные стороны личности.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?
Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.
Мозговой штурм:
ассоциации со словом Человечность
Запись на доске:
уважение к людям доброта милосердие гуманность
Сострадание человеколюбие
Работа со словарем:
СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь
несчастьем, горем.
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление
делать добро другим.
УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-
нибудь достоинств.
ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому
достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение
к людям.
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ- любовь к людям, гуманность.
МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.
Человечность – каждодневное проявление гуманизма
- Для чего нужно быть человечным?
Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.
Человечность — это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.
Гуманизм от латинского- человеческий, человечный.
Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность
человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление
своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных
институтов , а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой
нормой отношений между людьми.
Человечность, гуманизм, гуманность , человечное отношение к
окружающим. В общем смысле это система нравственных и социальных
установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание
помощи, не причинение страданий.
Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного,
отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность
как высшую ценность.
"У человека не может быть иной цели, кроме как быть
настоящим человеком", считает Л.Шефер.
У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?
- А вдруг это обман?
- Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.
Оцените обман с точки зрения человечности.
- Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь
- Могут социальные сети оказать реальную помощь?
- Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, каналы телевидения.
Вспомним, золотое правило нравственности.
Гуманным или негуманным может быть не только человек , но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики.
Рефлексия.
Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак
Ответ .
- Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном ( человечном) отношении людей друг к другу.
«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».
Л.Н.Толстой сказал: « Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».
Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!
И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.