Тема: «Чтобы не случилось беды. Безопасность на улице и дома».
Цель: формирование представлений об основных источниках опасности, о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, в природе, дома и способах выхода из опасных ситуаций.
Задачи:
образовательная: предостеречь воспитанников от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми; познакомить с мерами безопасности при общении с животными; формировать общие представления о значении ядовитых растений и об их опасностях; закрепить знания детей о правилах дорожного движения; разъяснить, что предметы дома могут быть опасными для человека;
развивающая: развивать способности правильно и самостоятельно оценивать различные жизненные ситуации; совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности;
воспитательная: воспитывать ответственность за жизнь и здоровье - своё и окружающих, воспитывать культуру поведения.
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, тематическая презентация, тематические картинки, кроссворд, карточка с заданием (опасные ситуации).
Форма проведения: круглый стол.
Ход занятия.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, давайте вместе разгадаем кроссворд и в выделенном столбике появится тема нашего занятия.
1. Я иголкина родня,
Но нет ушек у меня. (Булавка)
2. Посмотрите на меня-вся дырявая я.
Но зато я ловко тру тебе морковку. (Tёркa)
3. Бьют Ермолку по затылку,
Он не плачет,
Только носик прячет. (Гвоздь)
4. Кто готов свои две шпаги
Скрестить из-за клочка бумаги? (Ножницы)
5. Четыре маленьких костра
Зовут обедать нас: «Пора» (Плита)
6. На столе в колпаке
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок-
Развесёлый огонёк. (Лампа)
7. Что опасного во мне,
Если супа нет на дне?
Только если суп горяч,
От детей меня ты прячь. (Кастрюля)
8. Лишний раз его не трожь!
Не игрушка- острый... (Нож)
9. Самый бойкий я рабочий,
Колочу я, что есть мочи. (Молоток)
10. Я пузатый и пыхтящий,
Ротозеев не терпящий.
Если только захочу,
Кипяточком окачу. (Самовар)
11. Ночью, если захочу,
Щёлкну раз- и день включу. (Выключатель)
12. Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
Две ноги держи в пенале,
Не на кресле, на диване. (Циркуль)
Воспитатель: Что получилось?
Дети: Безопасность.
Воспитатель: Правильно, и тема нашего занятия «Чтобы не случилось беды. Безопасность на улице и дома».
Основная часть
Воспитатель: Очень часто люди страдают из - за своей собственной неосторожности, неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков, оценить степень своей защищённости и принять необходимые меры. Любое из неприятных событий не случилось бы, если бы знали главные правила безопасного поведения:
1. предвидеть опасность;
2. по возможности избегать её;
3. при необходимости действовать.
Для того чтобы обезопасить себя в той или иной сложной ситуации или вообще её избежать, вы должны знать, какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести.
Игра «Закончи стихотворение».
Каждый грамотный ребёнок
Должен твёрдо знать с пелёнок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твёрдо... («HET!»)
Вам предложат обезьянку,
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет
Отвечайте твёрдо... («НЕТ!»)
Позовут лететь к Луне,
Покататься на слоне...
Есть на всё простой ответ,
Ты ответить должен... («HET!»)
Давайте поговорим о том, как поступать, если на улице к вам подходит незнакомый человек.
На улице к вам подходит незнакомый человек (мужчина, женщина, сверстник) и предлагает вместе посмотреть интересный фильм, покататься на машине, зайти в кафе, что-то дёшево купить, посмотреть котят.
Запомните! Никогда нормальный и порядочный незнакомый взрослый человек не будет вас звать без родителей: ни в спортивную секцию, ни в балетную школу, ни в музей, ни в зоопарк, ни к себе на работу поиграть на компьютере!
Конечно, самое надёжное- вообще не вступать в разговоры с незнакомцем, лучше отойти в сторону. Очень часто детей пытаются поймать на хитрый крючок: «Ага, так ты боишься, испугался, да?» Вы должны раз и навсегда запомнить, что смелость и глупость- вещи разные. Никогда не принимайте от чужих людей подарки, деньги, сладости.
Никогда не разрешайте незнакомому человеку прикасаться к вам. Умейте сказать «нет» любому, кто вызывает у вас подозрение, причиняет вам боль или вред. Прервать нежелательные действия постороннего можно, убежав от него или громко позвать людей на помощь.
В опасной ситуации необходимо говорить или действовать таким образом, чтобы предотвратить ухудшение ситуации. Например, отдать грабителю свои деньги вместо того, чтобы бороться или бежать. Если кто-то преследует вас на улице и пытается заговорить, когда вокруг никого нет, вы можете оттянуть момент нападения, соглашаясь с ним и вступив в диалог. Затем вы можете перенаправить фокус внимания оппонента ("Ой, вон мои родители!"), и спокойно разрешить ситуацию.
Безопасное обращение на улице с животными.
Животных надо любить.
Но при этом надо помнить,
что даже домашние животные
могут быть опасны.
Детям с раннего детства нужно прививать не только любовь к животным, но и уважение к их способу жизни, необходимо объяснить, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными. Надо соблюдать правила безопасности при общении с животными.
Например, можно покормить бездомную собаку или кошку, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды, ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки, кидать в них камни, палки.
Некоторые болезни животные словно носят в себе, хотя сами в общем –то не болеют или болеют незаметно. Но заразиться от них человек может. И конечно, не только в том случае, если его укусят. Например, такую неприятную болезнь, как стригущий лишай, можно получить, если просто погладить заражённую кошку. Если не помыть руки после общения с животными, можно заразиться паразитическими червями. Если незнакомая собака или кошка тебя укусила, нужно промыть рану тёплой водой из–под крана с мылом в течении 3 – 5 минут; аккуратно промокните её. Не протирайте рану спиртом или перекисью водорода: так можно повредить здоровые ткани, и сразу же обратитесь к врачу. После осмотра он объяснит, что надо делать - может быть нужна прививка.
С наступлением тепла на улице появляется большое количество насекомых.
Известно, что одни насекомые практически безвредны (бабочки, муравьи, божьи коровки, кузнечики), а другие представляют угрозу для ребенка (мухи, клещи, комары, мошки, клопы).
Остерегайтесь пчел, ос и шмелей: их укусы очень болезненны и могут вызвать аллергическую реакцию. Чтобы защититься от укусов клещей во время прогулок, обязательно надевайте детям головной убор, штаны и кофту с длинными рукавами, а на ноги - закрытую обувь.
Если у вас дома есть какие-нибудь животные, то необходимо о них постоянно заботиться, тогда они будут вас любить.
Воспитатель: Давайте поговорим о растения. Скажите, что такое растения?
Дети: Растения - это деревья, кустарники, трава, цветы.
Воспитатель: Правильно, ребята. А какие растения бывают по отношению к людям?
Дети: Лекарственные и ядовитые.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы познакомимся с ядовитыми растениями. Итак, ядовитые растения – это, те растения, которые содержат химические вещества, которые при попадании в организм человека или животного могут привести к тяжелым заболеваниям и даже иногда к смерти.
Ядовитые вещества, которые находятся в самом растении, для самого растения имеют большое значение, то есть они его защищают. Некоторые вещества ядовитого растения, пройдя определенную обработку, могут даже входить в состав лекарств.
Иногда ядовитые растения являются очень яркими и красивыми. Но вы должны знать, что яркие цвета являются сигналом опасности. Вот поэтому, чтобы не попасть в беду, сейчас мы познакомимся с некоторыми ядовитыми растениями и их внешним видом.
1. Клещевина. Самое ядовитое растение среди семенных видов. Спустя несколько часов наступает отравление и появляется пожелтение кожи, жжение и боль в животе, тошнота и рвота, головокружения, слабость.
2. Вороний глаз. Очень ядовиты корневища и ягоды. При отравлении появляется рвота, колики, понос, судороги и головокружения, становится трудно дышать. Так же это растение лекарственное.
3. Красавка (Белладонна). Очень ядовитое растение, достаточно двух ягодок, и наступает смерть для ребенка. Ядовиты все части растения - особенно ягоды. При отравлении красавкой наступает сухость и жжение во рту, расширение зрачков. Так же является лекарственным растением.
4. Дурман. Это растение еще называют "колючим огурчиком" или "колючим яблоком", потому что его круглые плоды покрыты многочисленными колючками. Все части растения ядовитые. При отравлении дурманом, наступает нервное возбуждение, влекущее за собой психическое расстройство. листья дурмана являются лекарственными.
5. Ландыш. Ландыш для человека считается высокотоксичным. Все части растения ядовиты. При отравлении растением, снижается четкость зрения, появляется головная боль. Так же это растение является лекарственным.
6. Волчье лыко. Во всех частях растения содержится яд. При отравлении появляются: рвота, боль в животе, понос, повышенное слюноотделение. Является лекарственным растением.
Ребята, мы и познакомились с ядовитыми растениями. А теперь важно запомнить правила безопасного взаимодействия с ядовитыми растениями:
1) Не спешите срывать незнакомое растение, пока не расспросите о нем взрослого!
2) Ни в коем случае не пробуйте незнакомые ягоды на вкус!
3) Когда пришли с прогулки, обязательно вымойте руки с мылом!
Воспитатель: А сейчас поговорим о правилах дорожного движения.
Движенья полон город,
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Чтоб было безопасно,
Вам нужно, без сомненья,
Знать и выполнять
Правила дорожного движенья.
Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
Как на проезжей части обозначен пешеходный переход?
Какой знак обозначает пешеходный переход?
Где и как должны ходить пешеходы по улице?
В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги?
Можно ли перебегать через улицу, дорогу?
Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?
Дети.
Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на вопросы. А зачем нам нужно знать правила дорожного движения?
Дети: Несоблюдение правил дорожного движения влечет за собой тяжелые последствия.
Проводится игра «Светофор».
Перед играющими устанавливают светофор. Участникам игры надо быть очень внимательными. Когда ведущий зажигает зелёный свет, ребята потихоньку начинают топать ногами, будто идут; когда горит жёлтый свет, дети хлопают в ладоши. При красном свете должна быть тишина. Выигрывают ребята, которые более внимательны.
Воспитатель: Вы представляете, оказывается, дома нас могут подстерегать опасности! Как вы думаете, а что же опасного может быть в доме?
Вот опасность первая: острые, колющие и режущие предметы. Если вы хоть
раз порезали руку ножом, то вы знаете, чем они опасны. Ну-ка вспомните и
назовите принадлежности для шитья, вышивания и вязания. (Ножницы, вязальные крючки и спицы, пуговицы, кнопки и булавки) Где у вас дома хранятся эти вещи?
Дети: Они лежат в специальной коробочке для шитья, в
сундучке или шкатулке.
Есть такое правило: все острые, колющие и режущие предметы обязательно
надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для
безопасности.
А вот в каждом доме есть лекарства и бытовая химия. А кто знает, что такое
бытовая химия?
Запомните ребята это стиральные порошки, средства для мытья посуды,
средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно, не тараканы, но яд от
тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывайте
никаких упаковок с бытовой химией.
Вот лекарства вы наверняка знаете, почему нельзя брать?
Правильно, во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое
лекарство может оказаться ядом!
Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами. А сколько электроприборов придумал человек!
Какую опасность они представляют?
Как нужно обращаться с электроприборами?
Чего ни в коем случае нельзя делать?
Дети:
Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.
Нельзя ковыряться в розетке ни пальцем, ни другими предметами.
Электричество не терпит соседства с водой.
Если чужой приходит в дом.
Давайте вспомним сказку «Волк и семеро козлят». Волк съел козлят. Только один козлѐнок успел спрятаться. Но потом мама коза спасла своих деток.
-Ребята, а как волк попал в дом козлят?
Волк обманул доверчивых козлят. Ребята, а чужих незнакомых людей
можно в дом пускать? А почему?
К сожалению, есть люди, которые не хотят работать, живут нечестной
жизнью, занимаются воровством. Эти люди очень хитрые. Они могут
притворяться, часто переодеваются, изменяют свою внешность (приклеивают
усы, бороду, меняют очки) для того, чтобы их не узнавали люди: ведь их обычно ищет милиция. Вы, конечно, понимаете, как опасно впустить в дом такого человека.
Не открывайте дверь незнакомому человеку. На вопрос: «Ты один дома?» -
отвечай всегда «Нет, не один: бабушка отдыхает (мама в ванной, папа телевизор смотрит)». Не поддавайся ни на какие уговоры и просьбы открыть дверь. А при необходимости позвони соседям и скажи, что кто-то хочет войти в твою квартиру.
Если злоумышленники пытаются сломать дверь, вызывай милицию по телефону 02 . Потом звони маме или папе на работу и соседям. Если нет телефона, громко кричи: «Милиция, выезжайте немедленно, ломают дверь!» - и называйте адрес.
Зови на помощь с балкона или из окна: «Помогите, ломают дверь, а я один
дома!»
Ребята, надо обязательно знать свой адрес. А вы знаете свой адрес? И
запишите телефоны соседей, рабочие телефоны мамы, папы и близких людей.
Карточка с заданием. Анализ потенциально опасных ситуаций.
Заключительная часть
Воспитатель: То, что мы обсуждали сегодня, очень важно. За многие из этих знаний заплачено самой дорогой ценой – человеческими жизнями. Будьте умнее, учитесь на опыте других людей, не повторяйте чужие ошибки. С помощью знаний вы строите свою крепость –безопасность. Какими будут стены этой крепости – зависит только от вас.
Педагог предлагает потенциально опасные ситуации, а воспитанники обсуждают пути выхода из них.
Ситуация 1. Мальчик (юноша) идёт вечером по незнакомой улице, компания парней преграждает ему путь. Как поступить мальчику (юноше)?
Ситуация 2. Если на улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь?
Ситуация 3. Ты дома один. Звонок (стук) в дверь. Смотришь в глазок, увидел незнакомого человека, спрашиваешь: «Кто там?»
Последовал ответ: «Откройте, милиция! Человеку плохо, от вас вызовем скорую помощь». В. Твои действия?
Ситуация 4. Ребята задержались на дне рождения друга, и возвращаться домой пришлось очень поздно. Прохожих на улице практически не было, они были рады, когда добрались до своего дома без приключений. Перед ними в подъезд зашел только какой-то незнакомый мужчина. Как им поступить?
Ситуация 5. Девочка мыла посуду и вдруг вспомнила, что уже начинается её любимая телепередача «Сам себе режиссёр». Она побежала в комнату вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками. Правильно она сделала?
Ситуация 6. Мальчик увидел высокий куст с зонтиками на макушках, срезал стебель и решил из него дудочку сделать. Но только он прикоснулся к ней губами, как заметил на руках волдыри, похожие на ожоги, и губы мигом запекло. Стал тереть их – и ещё хуже. Губы опухли. В чём ошибка мальчик?
Ситуация 7. Вы идёте по улице, на другой стороне проезжей части увидели своего друга. Как поступите?
Ситуация 8. Мальчик вывел на поводке прогуляться своего питомца — фокстерьера. Навстречу им шла знакомая девочка. Она остановилась, чтобы поговорить с хозяином собаки. Дети стали о чем-то оживленно болтать, смеяться, потом девочка в шутку слегка толкнула мальчугана. Фокстерьер грозно зарычал, подскочил к девочке и ухватил зубами рукав ее курточки. Что неправильно сделала девочка?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.