Методическая разработка занятия для школьников
по теме: «Рисование с натуры стеклянной бутылки. Рисунок»
Педагог дополнительного образования –Миночкина Н.К.
План-конспект занятия.
Тип занятия: Комбинированный.
Вид занятия: Рисование с натуры.
Цель занятия: Научить рисовать стеклянные предметы с натуры.
Задачи:
Образовательная: -учить этапам рисования стеклянной бутылки.
Коррекционно-развивающая: - развивать пространственное мышление и образное воображение; закрепить навыки анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображения их на плоскости.
Воспитательная: - формировать у обучающихся эстетическое восприятие окружающей действительности и развитие художественного вкуса.
Основные понятия и термины: графика, светотень, тень, рефлекс, падающая тень, блик.
Оборудование :
Для учащихся: бумага А3 для рисунка, карандаши М,ТМ, ластики.
Для учителя: две натурные постановки, наглядные пособия (таблицы и рисунки последовательности построения работы, образец выполнения рисунка, репродукции графических рисунков.
План занятия:
1.Организационный момент – (2 мин.)
2.Актуализация опорных знаний – (3 мин.)
3.Изложение нового материала – (5 мин.)
4.Показ этапов рисования– (5 мин.)
5.Практическая работа – (25 мин.)
6.Анализ работы – (3 мин.)
7.Подведение итогов. Выставка работ – (2 мин.)
Ход занятия:
1.Организационный момент
Цель: психологический настрой детей на плодотворную работу.
Личностные: создать положительный настрой на работу.
Коммуникативные: общение со сверстниками, с учителем.
Дети приветствуют учителя, настраиваются на занятие, проверяют готовность рабочих мест.
2.Актуализация опорных знаний
Цель: выявить полученные знания на предыдущих занятиях.
3. Изложение нового материала
Цель: создать условия для получения новых знаний.
Познавательные: создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное.
Вступительная беседа:
-Мы сегодня будем говорить о ГРАФИКЕ. Ребята, давайте вспомним - Что такое графика? Какие графические материалы вы знаете? Кого вы можете назвать их художников-графиков? (опрос учащихся).
-Художники графики, которых вы уже знаете – Альбрехт Дюрер, Иван Билибин, Валентин Серов, Ватагин и другие.
- Сегодня мы научимся передавать в рисунке стеклянные предметы. Нарисуем натюрморт, состоящий из бутылки и апельсина. Шар мы уже с вами рисовали, это нам знакомо (показ образца).
4 Показ этапов рисования.
Цель: активизировать детей на продолжение работы.
-Начинаем с компоновки предметов на листе. Определяем высоту предметов (напоминаю, как определить размеры предметов-на карандаше, при вытянутой руке), сравниваем их по высоте и ширине. Все вспомогательные линии построения надо наносить легко касаясь карандашом, чтобы в дальнейшем их было легко стереть.
5.Практическая работа
Цель: создание условий для воплощения в продуктивную деятельность задания.
Учащиеся последовательно за учителем выполняют построение, корректируются ошибки.
-Определяем плоскость стола(показ).
- После построения переходим к штриховке. Определяем границы света, тени, рефлекса, падающей тени. Тональная проработка рисунка.
-Светотень позволяет передавать объем предметов на плоскости листа(показ).
- Свет-освещенное место на предмете. Откуда падает свет, находим(показ).
-Тень-темное место, падающая тень(показ).
-Блик- отражение источника света. Стеклянный предмет имеет ярко выраженный блик. А на фрукте-блик менее заметный(показ).
-Рефлекс - отраженный свет(показ).
-Падающая тень-тень от самого предмета.
-Ребята, вся работа рассчитана на 2 занятия. Сегодня мы сделали правильное построение натюрморта, начали штриховку. На следующем занятии продолжим работу.
6.Анализ работы
Цель: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Личностные: имеют желание работать, понимают значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на занятии.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения ее.
Учитель контролирует правильность выполнения работы, объем и качество выполненного задания. Помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности.
Дети представляют свои работы, и оценивают.
7.Подведение итогов.
Цель: создание условий для оценки собственной деятельности.
Сравниваем работы, отмечаем лучшие.
-Что нового узнали на занятии?
-С какими трудностями столкнулись на занятии?
-Что было интересно на занятии?
-Давайте повесим все работы на доску магнитами, посмотрим на итог этапа работы.
Литература:
1.Беда Г.Д. Основы изобразительной грамоты; Рисунок, живопись, композиция.- 2-е издание- М.: Просвещение, 1986
2.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Академия, 1998.
3.Костин В.И., ЮмановВ.А. Язык изобразительного искусства. - М.: Знание, 1978
4.РостовцевН.Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1987.
5.Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика. 1987
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.