ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 13
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: ЭКОЛОГИЯ
ТЕМА: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
Профессия: 35.01.03 Станочник-обработчик
Квалификация: станочник-распиловщик 3разряд
Форма обучения – очная
Срок обучения: 10 мес.
п. Суда
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
ВВЕДЕНИЕ |
4 |
2. |
ПЛАН ЗАНЯТИЯ И ХОД ЗАНЯТИЯ |
6 |
3. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
13 |
4 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
14 |
Данная методическая разработка создана на основании Рабочей программы по учебной дисциплине «Экология» профессии среднего профессионального образования (далее — СПО) 35.01.03 «Станочник-обработчик», в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (далее – ФГОС) и является вспомогательным инструментом для преподавателя в реализации учебного процесса. Методическая разработка включает в себя материал по проведению занятия по теме «Глобальные экологические проблемы».
Цель методической разработки: формирование вспомогательной базы данных по методологии и планированию образовательного процесса для преподавателя.
В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления обучающихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Обучающиеся получают глубокие познания о глобальных экологических проблемах, их закономерностях и инструментах решения.
Разработчик: Поплавская Н.В. - преподаватель
1. ВВЕДЕНИЕ
Планируя занятие, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Для достижения поставленных целей в своей работе использую проектную технологию, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Занятие проводится с обучающимися учебной группы № 1 «Станочник-обработчик».
Тема программы: «Загрязнение окружающей среды».
Тема занятия: «Глобальные экологические проблемы».
Количество часов: 1 час.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: смешанный.
Форма урока: ролевая игра «Экологический саммит».
Форма организации: фронтальная, групповая.
Методы обучения: информационно-иллюстрированный, проблемно-диалогический, рефлексивный.
Средства обучения: опорный конспект; презентация, раздаточный материал.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Цели занятия:
1. Образовательные:
- обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме «Загрязнение окружающей среды».
2. Развивающие:
- проведение поиска нужной информации в источниках разного типа.
- установление причинно-следственных связей между явлениями.
- формулирование собственной позиции у обучающихся.
- развитие навыка публичного выступления.
3. Воспитательные
- способствование воспитания уважения и толерантного отношения к окружающей среде.
- воспитание устойчивого интереса к экологии.
-формирование у обучающихся навыка экологического общения.
4. Здоровье - сберегающие:
- профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
– умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
– умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
метапредметные:
– овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
– умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметные:
– сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
− сформированность экологического мышления и способности учитывать оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
Межпредметные и внутрипредметные связи: связь с изученным ранее материалом, связь с экономическими основами производства, безопасностью жизнедеятельности и историей.
2. ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Технологическая карта занятия
Этапы урока |
Дидактическая цель |
Метод обучения |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент |
Формирование рабочего настроя и общей атмосферы занятия |
Беседа, фронтальный опрос |
Приветствие обучающихся, настрой на работу. |
Приветствие преподавателя |
II. Постановка темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности |
Обоснование знания темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности, получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на общении и систематизации имеющихся знаний. |
Создание проблемной ситуации |
Ставит проблемный вопрос, выводя обучающихся на формулирование цели и задачи, темы занятия. |
Формулируют тему занятия, ставят цель и задачи урока, планируют результат. |
III. Обобщение и систематизация знаний |
Поэтапное обсуждение хода решения проблемы, подведение итогов, выводы. |
Погружение в ролевую игру. Беседа, дискуссия, фронтальный опрос. |
Следит за ходом ролевой игры, направляет обучающихся, подводит к главным выводам. |
Активно участвуют в дискуссии, ролевой игре. |
IV. Закрепление изученного материала |
Оценка действий, знаний и умений. |
Упражнение Джеффа |
Следит за ходом упражнения, создает проблемные ситуации и подводит к выводам. |
Активное участие в работе |
V. Подведение итогов занятия. Рефлексия |
Осмысление и анализ проделанной работы, рефлексия, обобщение результатов. |
Беседа, фронтальный опрос. |
Подводит итог занятия, фронтальная работа с обучающимися |
Слушают преподавателя, если возникают вопросы, задают их, рефлексируют. |
Ход занятия
№ |
Этапы занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1 |
Организационный момент |
Организовать обучающихся к работе на уроке -Здравствуйте, садитесь. Сегодня нас ждет сложная, но интересна работа. Обратите внимание на раздаточный материал на столах. У вас есть рабочие листы, которые вы сможете заполнять в ходе занятия (Приложение 2,3) и бейджи. |
Приветствуют преподавателя. Включение в деятельность. |
Личностные: самоорганизация, направленность на получение знаний |
2 |
Актуализация знаний |
Сегодня мы завершаем тему программы «Загрязнение окружающей среды» и сегодня нас с вами ждет экологический саммит, к которому у нас были подготовлены выступления экспертов по разным вопросам. Начнем занятие с фразы А. Моравиа «Дорога цивилизации вымощена консервными банками». Как вы думаете, справедливо ли это высказывание и как мы можем сформулировать тему нашего занятия? |
Обучающие показывают, что настроены на работу, отвечают на вопросы и формулируют тему занятия. |
Регулятивные: выполнение учебного действия по просьбе преподавателя. Познавательные: отвечают на проблемный вопрос. |
3 |
Постановка цели урока |
Как вы думаете, что нам сегодня необходимо изучить? Что бы вы хотели узнать в ходе занятия? Давайте напомню, в чем различие цели и задач занятия. |
Предлагают свои варианты: - получить знания - приобретение знаний об экологических проблемах - заслушать выступающих - обсудить выступления
|
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения.
|
4 |
Изучение нового материала
|
Введение в ролевую игру «Экологический саммит». Преподаватель дает информацию о том, что такое саммит, какие есть правила и права участников. Затем вступительное слово о том, что такое глобальные проблемы и на какие группы их можно разделить. Глобальными проблемами называют проблемы, которые охватывают весь мир, создают угрозу для настоящего и будущего человечества и требуют для своего решения совместных усилий всех государств и народов Земли. Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами: u Носят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств. u Угрожают (в случае, если не будет найдено решение) или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества. u Требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества. Причины возникновения глобальных проблем: u низкий уровень внедрения ресурса и энергосберегающие, экологически чистых технологий; u быстрая урбанизация населения, рост гигантских мегаполисов. Это сопровождается сокращением сельскохозяйственных угодий, лесов, бурной автомобилизацией; u варварское отношение человека к природе. u одной из социальных причин обострения глобальных проблем является непродуманная региональная политика государств, отсутствие экономического суверенитета, национальной собственности на свои природные ресурсы, средства производства и т.п. u существуют различные перечни и классификации глобальных проблем, где их число варьирует от 8 до 45. Затем выступают эксперты по темам: Изменение климата; Загрязнение воздушного бассейна; Разрушение озонового слоя Земли; Истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана; Сокращение лесных массивов; Разрушение почвенного покрова Земли; Радиоактивное загрязнение и вооруженные конфликты воздействие их на состояние окружающей среды. Преподаватель комментирует и дополняет выступление. |
Отвечают на вопрос, изучают выданные рабочие листы Обучающиеся заранее разделены на экспертов и участников саммита, подготовили рассказы каждый эксперт на свою тему. Каждый выходит и рассказывает. Остальные в это время слушают, ведут записи в рабочем листе. Открывают листы с выдержками из документов. Читают, готовят ответы на вопросы. |
Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать с членами группы и преподавателя.
|
5 |
Закрепление нового материала |
Вы прослушали и обсудили выступления. Давайте теперь перейдем к интересному упражнению. Перед вами таблички: Да, Нет, Не знаю. Я буду зачитывать вам цитаты, вам необходимо встать к табличке, которая выражает вашу точку зрения. Приступают к обсуждению вопросов, преподаватель комментирует ответы обучающихся, дополняет их. u "Токсичным отходам в воздухе просто не хватило бы места, если бы не наши легкие". Роберт Орден u "Человечество усердно перерабатывает природу в мусор". Мейсон Кули u "В неразвитых странах смертельно опасно пить воду, в развитых — дышать воздухом". Джонатан Рейбан u "Окружающая среда — это мы с вами". Чарлз Панати u "Если наше поколение не сделает невозможного, нас ожидает немыслимое". Петра Келли u "Крупные катастрофы, уже разорившие и продолжающие разорять современный мир, происходят от нежелания человека считаться с законами природы, от нежелания понять, что голод нельзя утолить, опустошая землю". Ж. Дорст u "Экология — это изучение усилий человечества по ухудшению жизни на Земле". Виктор Кротов u "ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ 1. Все связано со всем. 2. Все должно куда-то деваться. 3. Природа знает лучше". Барри Коммонер u "Эколог — современный пророк: он предсказывает, а над ним смеются". Николай Векшин u "Если бы снежный человек был, его бы давным-давно не было". Александр Жуков u "Земной шар лысеет, обнажая глобальный череп". Аркадий Давидович
|
Активно участвую в дискуссии, аргументируют свою позицию. |
Познавательные: умение анализировать обобщать и делать выводы. |
6 |
Рефлексия |
Наш саммит подошел к завершению. Давайте оценим, как прошло занятие. Перед вами три корзины, подумайте и решите, что вы возьмете с собой, что выбросите, а какими новыми знаниями вы поделитесь. Я хочу поблагодарить вас за ваше активное участие на занятии и ваши выступления. Хочу предложить вам практику ежедневной благодарности. У вас на столах есть таблички, подумайте и заполните (Приложение 2) Завершить занятие хочу фразой: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Антуан де Сент-Экзюпери. Берегите нашу планету.
|
Приступают к рефлексии, высказывают свое мнение. |
Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности на занятии.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с.
2. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с.
3. Бурко Р.А. Экологические проблемы современного общества и их пути решения / Р.А. Бурко, Т.В. Терёшина // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С.237-238.
4. Волощенко А.Е., Гуськов Г.В. Природопользование. - М.: Дашков и К, 2013. - 310 с.
5. Винокурова Д.В. Система контроля загрязнения окружающей среды. - Н. Новгород:, 2011. - с.56
6. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. - М.: Аспен - Пресс, 2011. - 319 с.
7. Денисов В.В. Экология. - Ростов-на-Дону: Март, 2014. - 671 с.
Приложение 1
Приложение 2
ФИО___________________________________________________________ Учебная дисциплина_______________________________ Тема занятия_____________________________________ Цели, которые ставлю перед собой на занятии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задачи, которые ставлю перед собой на занятии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля:
|
Приложение 3
Экологический саммит
ЭКСПЕРТ
ФИО |
Экологический саммит
УЧАСТНИК
ФИО |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.