Методическая разработка занятия
по разделу «Кулинария»
Данная разработка может быть использована учителями технологии на уроках как в 5 классе при изучении темы «Основы рационального питания», «Овощи и блюда из них»,так и в 8 классе –«Качество пищевых продуктов и товаров. Пирамида питания», на уроках химии, а также в рамках реализации программы внеурочной деятельности.
|
Приветствие. Озвучивание темы занятия. |
слайд 1 |
учитель технологии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вступительное слово |
А знаете ли вы, что в России… первоклассников полностью здоровых – 22% школьников, имеющих лишний вес – 17% школьников, имеющих недостаток веса – 20% выпускников полностью здоровых – 10%
Правда же, эти цифры пугают? Вы уже знаете, что индивидуальное здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни. Сегодня мы остановимся на одном из основных составляющих здорового образа жизни - правильном питании. |
слайд 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Здоровое питание обязательно должно включать в себя разнообразные продукты.
Пища, которую получает наш организм, обеспечивает физическое и умственное развитие, обновление тканей и клеток, является источником энергии для существования человека. Т.е. наше здоровье напрямую зависит от того, что и как мы едим.
В детском и подростковом возрасте обмен веществ происходит очень интенсивно. Поэтому вы должны хорошо и вовремя питаться. |
слайд 3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
? |
Давайте вспомним основные правила питания школьников, о которых мы говорили на предыдущих занятиях.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответы детей |
1. Надо соблюдать режим питания |
слайд 4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Рацион питания должен быть сбалансированным, т.е. с пищей должны поступать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества в необходимых количествах, как животного, так растительного происхождения |
слайд 5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Каллорийность и количество пищи = энергетическим затратам. Школьнику в день в среднем необходимо получать 1200 ккал, чтобы он хорошо себя чувствовал, успешно учился. |
слайд 6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод учителя |
Т.е. питание можно считать правильным тогда, когда пища в полной мере отвечает потребностям организма. Многие болезни - результат неправильного питания, а любимая пища часто оказывается очень вредной.
Кто не любит фаст-фуд? Чипсы, сухарики, картошку фри, хот-дог? Знаете - в переводе фаст-фуд - сорная или мусорная еда, укорачивающая жизнь. В ней много соли, жира, большое количество ароматизаторов, красителей и прочего, что отравляет жизнь человека, вызывает зависимость. |
слайд 7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
учитель |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздаточный материал |
В ваших папках вы увидите табличку и можете познакомиться с некоторыми добавками с кодом Е, особенно вредными для детского организма.
|
слайд 8 Таблица с кодами Е |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
? |
А можно ли заменить искусственные усилители вкуса и цвета пищевых продуктов?
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответы детей |
Да. Когда мы делали винегрет на уроке, от свеклы руки окрасились в бордовый цвет, а от моркови в желтый. Значит красители есть и в натуральных продуктах.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слово учителю химии |
Ребята, вы правы. Действительно из овощей и фруктов, так полезных для нашего здоровья, можно получать безвредные для организма красящие вещества.
Цвет растений обусловлен присутствием в них определенных химических соединений. Основываясь на свойствах этих веществ, мы можем их выделить из продуктов. Так, например, в красно-бордовые цвета сливу, баклажан, свеклу, чернику и др. окрашивают вещества – антоцианы, они растворимы в воде, желто-оранжевый цвет тыкве и моркови придаёт каротин, он растворяется в масле, а зеленый цвет свежей зелени - это пигмент – хлорофилл, его можно выделить спиртом. Давайте проведем эксперимент по выделению натуральных красителей.
|
слайд 9 |
учитель химии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздаточный материал |
Обратите внимание на страницу в вашей папке с инструкционной картой.
Инструкционная карта Задание 1: Рассмотрите представленные измельченные образцы овощей (свекла, морковь, зелень петрушки или шпината). Обратитесь к Схеме и определите какие вещества придают им окраску. Пользуясь схемой, установите соответствие
Ответ:
Задание 2: Выделите красящее вещество из продукта. Используя сведения из Схемы и информации, предоставленной учителем химии, подберите необходимый растворитель (из представленных в наборе реагентов) для каждого вещества.
Ответ:
Проведите эксперимент по выделению красящего вещества. В пробирку с измельченными овощами присейте 2-3 мл соответствующего растворителя. Встряхните. Подождите несколько секунд, вы увидите, как раствор окрашивается в соответствующий цвет.
Задание 3: Раскрасьте картинки с овощами полученными Вами натуральными красками. |
слайд 10 Инструкционная карта
|
проводится опыт демонстрационно |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
? |
Ребята, а вы знаете, какую пользу для нашего организма приносят овощи, с которыми мы сегодня работали? |
|
Учитель технологии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответы детей |
Да. Морковку и свеклу надо есть, чтобы правильно работала пищеварительная система. А в петрушке много витаминов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
? |
Правильно. А что такое витамины? |
слайд 11 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответы детей |
Полезные вещества |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Слово «витамин» придумал американский ученый - биохимик Казимир Функ. Он открыл жизненно необходимое вещество «амин» в оболочке рисового зерна, соединил со словом «вита» (жизнь) - ВИТАМИН. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А самое интересное, что о содержании в овощах и фруктах тех или иных витаминов и других полезных веществ можно узнать по их цвету. Оранжевые и желтые морковь, тыква, дыни, абрикосы содержат пигмент каротин, из которого в организме синтезируется жизненно необходимый в организме витамин А (ретинол). Каротиноиды обладают способностью укреплять иммунитет. Зелеными листья салата, петрушки, щавеля, шпината становятся благодаря хлорофиллу, а зеленый цвет у овощей и фруктов обусловлен комплексом пигментов – лютеином, ликопином. Ликопин – антиоксидант, самый сильный их всех, поступающих в организме человека. Антиоксиданты - это вещества, препятствующие старению клеток, приводящих впоследствии к разным заболеваниям. Хлорофилл – запускает в организме процессы детоксикация и удаление вредных веществ, поддерживает нормального уровня гормонов и кислотно-щелочной баланс, обеспечивает необходимое количество питательных веществ, витаминов и минералов для производства крови и др. Бордовые, синие и фиолетовые черника, черная смородина, баклажаны, виноград, краснокочанная капуста, содержащие антоцианы, имеют противоопухолевую активность, замедляют старение, предупреждают заболевания сердца и сосудов, в том числе инсульт и инфаркт. Их употребление положительно влияет на мозговую активность и иммунитет.
Вывод: сегодня вы узнали немного о натуральных красящих веществах. Теперь вы можете их выделить и использовать не только как натуральные краски для рисования, но и как красители для окраски кремов для тортов, пасхальных яиц и многого другого. |
слайд 12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод учителя |
Ребята, вы поняли, что овощи и фрукты содержать много полезных веществ, в том числе и витаминов. Дневной рацион школьника обязательно должен включать как можно больше этих продуктов. Они стимулируют работу пищеварительной системы, предупреждают накопление лишнего веса, укрепляют здоровье. |
|
Учитель технологии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Но, к сожалению, современные производители, стремясь увеличить урожай, добавляют в почву химические вещества, которые вредны в больших количествах. Эти вещества – нитраты переходят в плоды и даже могут вызвать отравление. Для определения содержания их в продуктах существует разные методы: например, прибор - нитратомер, а также различные химические способы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слово социальному партнёру |
Показывает демонстрационный эксперимент по обнаружению нитратов в картофеле. 3 образца: картофель прошлого урожая, молодой картофель, картофель, предварительно вымоченный в воде. Последний образец точно не показывает наличие нитратов, т.к. эти вещества растворимы. Вывод: чтобы обезопасить себя от вредных нитратов, достаточно некоторое время выдерживать овощи в чистой воде
|
слайд 13
фото |
Учитель химии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слово учителя |
Правильно обработанные продукты и вкусно приготовленное блюдо - безусловно, одно из достоинств хорошей хозяйки, но очень важно красиво его оформить. На уроках мы с вами пробовали украшать салаты и бутерброды |
слайд 14 |
Учитель технологии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А знаете ли вы, что такое «карвинг»? Это вырезание из овощей и фруктов. Корни его в Японии. Накрыв однажды перед подачей грубые глиняные тарелки листьями, повара, поняли, что это создает более привлекательный вид еде. Они стали украшать ее резными частями растений. Существует азиатский (экзотические фрукты и овощи) и европейский(местные) карвинг. Для работы применяют остро наточенные ножи и приспособления. Чаще для изготовления цветов, листьев режут сырые продукты. Апельсины, яблоки превращаются в корзинки. Для детского стола - украшения в виде забавных животных. |
слайд 15 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Я предлагаю попробовать изготовить украшение, а в папках вы найдете инструкционные карты по выполнению карвинга. Выбирайте понравившиеся вам и приступайте к выполнению. Не забывайте о правилах ТБ и санитарии. Соблюдайте точность и аккуратность в работе.
|
слайд 16
Инструкционные карты карвинга |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительное слово |
Сегодня вы продолжили знакомиться с основами правильного питания школьников. На нашем занятии мы говорили о такой важной составляющей дневного рациона как овощи и фрукты. Теперь вы знаете в чем именно заключается их польза и как ее определить по цвету плода. Также теперь вы сможете правильно подготавливать овощи и фрукты перед употреблением в пищу, чтобы избавить от вредных веществ, которые могут в них находиться. |
слайд 17 Итоги занятия |
Учитель технологии |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.